Разработчики: Е.В.Артемьев, к.и.н., доцент кафедры дисциплин общественно-научного цикла и методик их преподавания Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования;
О.Г. Зелова, заслуженный педагог Красноярского края, старший преподаватель кафедры дисциплин общественно-научного цикла и методик их преподавания Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования
Предмет: история
Класс: 6 класс
Примерная основная образовательная программа основного общего образования школы, региональный компонент
Темы: Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей.
Результаты:
В ходе работы над задачей учащиеся научатся:
Предметные:
- определять место исторических событий во времени;
- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
- описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
- объяснять,в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры;
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
- принятие познавательной задачи и ее сохранение;
Планирование и организация действий по решению задачи
- умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные метапредметные действия
Логические действия
- умение обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию,
- умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
|
- умение делать умозаключения по аналогии и выводы на основе аргументации.
Понимание текста
- владение основами ознакомительного, изучающего и поискового чтения;
- сочинение текста по заданным критериям.
Планирующая и регулирующая функция речи
- умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- умение строить монологическое контекстное высказывание;
Личностные:
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- уважение истории, понимание важности сохранения и изучения культурных и исторических памятников;
- знание истории края, его достижений и культурных традиций;
Аннотация
Модуль «По следам первобытного человека на Енисее» представлен двумя комплексами заданий к описанию археологических находок на стоянках исторического памятника всероссийкого значения - Афонтова гора и наскальному изображению «Боярская писаница». Модуль не ставит цель системного изучения материала эпохи первобытного человека. Для анализа учащимся предлагаются исторические источники двух видов: вещественные находки и петроглифы. В качестве дополнительных материалов прилагается словарь терминов, изображения орудий труда первобытного человека с Афонтовой горы, фотография кургана в урочище Салбык.
Задания с 1 по 17 связаны с исследованием вещественных источников, найденных на стоянке Афонтова гора 2 (в дальнейшем для учащихся - Афонтова гора). Задания с 18 по 30 посвящены изучению источников, позволяющих реконструировать быт и образ жизни племен динлин, принадлежавших к тагарской культуре периода перехода от бронзы к железу.
|
Источники иллюстрируют ключевые моменты в становлении человека: появление человека разумного, переход от бронзы к железу и развитие социального неравенства, поэтому позволяют сравнить достижения первобытного человека на определенных этапах, выделить причины эволюции человека и разложения первобытного общества. Каждый комплекс заданий включает в себя несколько вопросов и заданий разного уровня.
Уровни заданий и деятельности школьников представлены в таблице:
Уровень | Деятельность | № заданий |
общее понимание текста, ориентация в тексте | Выявлять (находить) информацию в тексте, заданную в явном виде | 1-3, 19-22 |
Выделение из текста явной, но разрозненной информации и обобщение её | 4, 8, 9, 23 | |
Выявление и формулирование главной мысли текста | 15, 18 | |
глубокое и детальное понимание содержания текста | Классификация фактов на основе информации, имеющейся в тексте | |
Соотнесение информации, представленной в разных формах в тексте, на фотографии, в словарной статье | ||
Формулирование умозаключения на основе анализа информации, представленной в текстах | 10, 11 | |
Применение информации текста для аргументации собственного суждения | ||
Выявление причинно-следственных связей. Применение знаний в новой ситуации | ||
Сравнение данных из разных источников и исторических периодов, их интерпретация. | ||
использование информации текста для различных целей | Публичное выступление по заданным критериям на основе структурирования и обобщения полученной информации | |
Применение знаний в новой ситуации. Праксиологическая оценка источника | 28, 29 | |
Реконструкция исторического прошлого в форме свободной интерпретации на основании частных фактов с использованием научной терминологии. | ||
Реконструкция содержания исторических знаний на основе анализа информации, представленной в тексте и применения знаний в новой ситуации | 12,13,14,25, 26, 27 | |
Аргументированное суждение - оценка. |
Шкала оценивания
|
№ задания/вопроса | Уровень | Баллы (подробно о выставлении баллов – см. в Рекомендациях к оцениванию) |
1 блок заданий | ||
Задания 7 не связано непосредственно с текстом. Оно направлено на установление причинно-следственных связей и определение оснований объясняющих отбор и последовательность расположения исторических фактов.
Задания 12, 13, 14, 25, 26, 27 требуют исторической реконструкции на основе текста и применения знаний в новой ситуации.
Задания 17, 30 направлены на формирование коммуникативной компетентности в аспектах публичного выступления и письменной коммуникации в заданном учителем формате.
Рекомендации учителю.
В рамках учебного плана Примерной основной образовательной программы основного общего образования школы существует возможность вариативного использования материалов модуля «По следам первобытного человека на берегах Енисея».
Многие задания имеют самодостаточный характер и их можно использовать к определенным темам. На региональном ресурсе учащиеся знакомятся с особенностями источников по данной эпохе и работы археолога. На уроках в 5 классе материалы модуля «По следам первобытного человека на берегах Енисея» можно использовать к темам[1]: «Родовые общины охотников и собирателей», «Возникновение искусства и религиозных верований», «Возникновение земледелия и скотоводства», а в 6 классе при изучении развития первобытного человека на территории России в темах[2]: «Древние люди и их стоянки на территории современной России», «Неолитическая революция». Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники». Осуществляя самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, учащиеся закрепляют и углубляют представления о таких исторических явлениях, процессах как появление человека разумного, военная демократия, зарождение социального неравенства.
Комплекс разноуровневых заданий распределяется между учащимися класса, группы, учитывая зону ближайшего развития ученика. Организация исследования на основе регионального материала расширяет горизонты познания, создает условия для освоения методов исследования: сравнительно исторического, реконструкция прошлого по отдельным фактам. Отдельные задания можно вынести за пределы урока в качестве домашней работы или предложить учащимся в качестве индивидуального или группового проекта. За счет часов учебного плана основного общего образования в части, формируемой участниками образовательных отношений, модуль может стать основой элективных курсов и использоваться в рамках интенсивных школ, организации погружений в предмет. Модуль рассчитан на 4 часа. Задания модуля имеют разноуровневый характер и шкалу измерения результата, поэтому возможно применение его для мониторинга читательской грамотности или для проведения конкурсного внеурочного мероприятия.
Источники:
1. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть I. – Красноярск: группа компаний «Платина», 2005, с. 38-50.
2. Красноярск: от прошлого к будущему: Очерки истории города / Ред. коллегия Г.Ф. Быконя, В.В. Куимов, П.И. Пимашков, В.И. Федорова. — Красноярск: РАСТР, 2013.
3. Источник: М.А. Дэвлет «Большая боярская писаница», Издательство «Наука», г. Москва, 1976, с. 6-13, 26-27
4. Дэвлет М. А. Большой Салбыкский Курган — могила племенного вождя // Из истории Сибири. Вып. 21. Материалы совещания по проблеме «Экономика и социальная структура древнего населения Западной Сибири» (Томск, 17-22 марта 1975 г.). Томск: изд-во Томского ун-та, 1976.
- Марсадолов Л. С. Большой Салбыкский курган в Хакасии. Абакан, 2010.
Стоянка Афонтова гора
Уважаемые исследователи, перед вами описание результатов работы археологов на территории Красноярского края. Поставьте себя на место ученого, проанализируйте находки и сделайте выводы о жизни первобытного человека на берегах Енисея.
В 1884 году директор красноярской учительской семинарии, археолог и краевед И. Т. Савенков у подножия Афонтовой горы в Красноярске открыл первую на Енисее стоянку первобытного человека. Находки с Афонтовой горы были представлены И. Т. Савенковым на Международном антропологическом конгрессе 1892 года в Москве. Сегодня Афонтова гора представляет собой целый комплекс археологических стоянок и занесена в списки важнейших памятников страны. Основные коллекции с материалами памятников Афонтовой горы хранятся в Лувре (Франция), в Эрмитаже и Музее археологии и этнографии в Санкт-Петербурге, в Минусинском краеведческом музее им. Мартьянова, в Красноярском краеведческом музе, музее археологии и этнографии КГПУ им. В. П. Астафьева (г. Красноярск).
17–12 тысяч лет назад на месте нынешних раскопок был влажный и холодный климат, условия жизни человека и животных этого времени были почти такими же, как в притундровой зоне. Это было самое суровое похолодание за весь ледниковый период. Человек уже неплохо адаптировался к различным климатическим условиям, потому что в течение многих тысяч лет до этого его жизнь проходила в условиях оледенения. У Афонтовой горы археологи обнаружили остатки временных наземных жилищ, небольшие зольники и кострища, а также кости мамонта, медведя, бизона, ископаемой лошади, северного оленя, собаки, песца… Орудия труда изготовлены первыми жителями на Енисее из речных галек, которые в изобилии находятся на берегу реки. Найденные каменные орудия можно разделить на две группы: галечные крупные, (оббитые с одной или двух сторон орудия) - чопперы, чоппинги, скребла для выделки шкур. Вторая группа орудий — это микролиты (орудия изготовленные из микропластин) многочисленные скребки, пластинки с ретушью для составных (орудий), резцы разных форм, проколки. Особое место в материалах Афонтовой горы занимает обработка кости при помощи резцов, проверток (сверел), костяные иголки с ушком. Найдены очень характерные для той эпохи костяные пазовые орудия. Это узкое костяное орудие, в котором с обеих сторон пропилены пазы. В них вставлялись острые каменные микропластинки. В начале XXI века в культурных слоях стоянки была обнаружена уникальная коллекция самых мелких украшений: костяные бусинки для одежды, браслеты, просверленные мелкие зубы хищных животных и подвески из бивня мамонта. Микроинвентарь, созданный человеком, выполнен виртуозно - это очень мелкие орудия, их почти не видно, длиной 2-4 миллиметра.
Как же выглядели первые люди на Енисее? На Афонтовой горе найдены костные останки древнего человека, относящегося к типу «человека разумного», принадлежавшего как к современному европейскому типу, так и монголоидной расе.
Уже более 125 лет на Афонтовой горе ведутся археологические исследования, приносящие человечеству все новые и новые открытия. Что же определяет мировую известность этой археологической стоянки?
Словарь терминов: Чоппер (от англ. chopper — рубщик, ударник) — одно из древнейших орудий труда эпохи палеолита. Относится к т. н. «галечным орудиям» (англ. pebble-tool) фр. galet amenagée). Чоппер был крайне прост в изготовлении и представлял собой заострённую гальку или валун размером до 7,5—10 см. Рабочий край создавался несколькими сколами, производимыми только с одной стороны, и имел неправильную форму. Вся остальная часть орудия оставлялась необработанной и служила местом захвата рукой. Источник: Чоппер (археология) [Электронный ресурс] // https://dic.academic.ru: Словари и энциклопедии на Академике URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/337009 (дата обращения: 20.05.2016). Микролиты (см. МИКРО... приставка или часть сложных слов и греч. lithos — камень). Миниатюрные каменные пластины; служили наконечниками и вкладышевыми лезвиями в костяных или роговых орудиях. Источник: Микролиты (в археологии) [Электронный ресурс] // https://dic.academic.ru: Словари и энциклопедии на Академике URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/82578/МИКРОЛИТЫ(дата обращения: 20.05.2016). Скребло - каменное орудие, распространённое в Палеолите ... Представляет собой отщеп камня овальных, близких к прямоугольным или неправильных очертаний, у которого тщательной оббивкой или нажимами получено слегка выпуклое или прямое рабочее лезвие по одному или обоим длинным краям. Служило для скобления и резания шкур животных и дерева. Некоторые С., возможно, имели деревянные рукоятки. Источник: Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] // https://dic.academic.ru: Словари и энциклопедии на Академике URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/133101/Скребло (дата обращения: 20.05.2016). Скребок. Для удаления жира с кож люди, как правило, использовали каменные отщепы, одна сторона которых была дополнительно обработана таким образом, что получался острый край. Источник: Кольер. Словарь Кольера [Электронный ресурс] //https://slovar.cc/ Археология: словарь археологических терминов URL: https://slovar.cc/rus/koler/1559039.html (дата обращения: 20.05.2016). Резец, в археологии кремнёвое орудие с режущим краем, применявшееся человеком в эпохи позднего палеолита, мезолита и раннего неолита для обработки кости, рога и некоторых пород камня. Источник: Резец (археология) [Электронный ресурс] // https://dic.academic.ru: Словари и энциклопедии на Академике URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/126821/Резец (дата обращения: 20.05.2016). Составные орудия — орудия, состоящие из основы (кость, дерево) и вкладышей — каменных пластин, которые крепились в продольном разрезе основы. Так получались составные ножи, кинжалы. Ретушь — снятие мелких осколков, чешуек с поверхности обрабатываемого орудия. Известны три типа ретуши: 1) ударная — чешуйки отбивают ударом; 2) контрударная — орудие кладут на наковальню, ударяют по нему отбойником; 3) отжимная — когда мелкие чешуйки отделяются путем нажима острой костяной палочкой, отжимником. Источник: Словарь основных археологических терминов каменного века [Электронный ресурс] Gigabaza.ru URL: https://gigabaza.ru/doc/9491.html (дата обращения: 20.05.2016). Проколка — первобытное орудие труда — заострённая деревянная или костяная палочка с утолщённой или фигурно оформленной верхней частью (иногда с отверстием для подвешивания). В каменном веке употреблялась для накола отверстий при сшивании шкур, позднее — также для нанесения орнамента на глиняные сосуды. С распространением железа П. из кости и дерева были вытеснены металлическим шилом. Источник: Источник: Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] // https://dic.academic.ru: Словари и энциклопедии на Академике URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/124198/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 20.05.2016). |
Вопросы и задания.