Идея формирования "Экономического пояса Шёлкового пути" была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином и впервые прозвучала во время его выступления в Назарбаев Университете в Астане в рамках государственного визита в Казахстан в сентябре 2013 г. Как отметил Си Цзиньпин, у Китая и стран Центрально-Азиатского региона — общая стратегическая цель, которая заключается в стабиль- ном развитии экономики, процветании и могуществе государств.
Меры для создания ВШП:
1. усилить политическое взаимодействие государств с целью продвижения региональной экономической интеграции.
2. ускорить строительство единой дорожной сети, что позволило бы сформировать транспортную магистраль от Тихого океана до Балтийского моря.
3. укреплять торговые связи и инвестиционное сотрудничество, разработав схему ликвидации различных барьеров с целью повышения скорости и качества экономических операций в регионе.
4. расширить применение национальных валют в расчётах по текущим и капитальным операциям, что снизит денежные издержки, защитит финансовые системы стран от рисков, а также повысит конкурентоспособность региональной экономики.
5. укреплять гуманитарное сотрудничество, способствовать взаимопониманию и дружбе между народами, чтобы "обеспечить социальную базу для развития регионального сотрудничества
Основные маршруты "Экономического пояса Шёлкового пути" будут проходить:
– из Китая через Центральную Азию, Россию до Европы (до Балтийского моря);
– из Китая через Центральную Азию и Западную Азию к Персидскому заливу и Средиземному морю;
– из Китая в Юго-Восточную Азию, Южную Азию, к Индийскому океану.
Причины создания ЭПШП:
|
1. необходимость проведения реформы экономи- ческой системы КНР. В Пекине полагают, что благодаря географиче- ским преимуществам ЭПШП обладает огромным потенциалом для рынка Китая и будет играть важную роль в обеспечении устойчивого развития китайской экономики.
2. ускоренное развитие западных провинций Китая как следствие роста внутреннего спроса в избавление экономики от экспорта переизбытка товаров и переориентация на внутренний рынок.
3. Переизбыток промышленных мощностей в КНР
Основные задачи ЭПШП:
1. Содействие социально-экономическому развитию центральных и западных частей КНР
2. Обеспечение национальной безопасности
Исламский фактор в мировой геополитике. Геополитические проблемы «Большого Ближнего Востока». Геополитические причины сирийского кризиса. Геополитические стратегии региональных держав Ближнего Востока (Турция, Иран, Саудовская Аравия).
«Маргинальные» зоны современного мира. Геополитическая нестабильность в Африке. Латинская Америка в системе геополитических координат.
Чтобы понимать, что такое маргинальный мир и каково геополитическое положение Африки и Латинской Америки, нужно помнить, что данные территории были открыты в период Вликих Географических Открытий, затем сразу колонизованы на 400 лет, из них вывозили природные ископаемые, все людские ресурсы. Также не нужно забывать, что одной из основных глобальных проблем современности есть разрыв развития между «Севером» и «Югом», т.. между северным полушарием планеты и южным. Таким образом, периферийными, «маргинальными» зонами являются как раз страны к югу от экватора.
|
На сегодняшний день Африка является регионом, в большей степени дестабилизирующим современное геополитическое пространство. О существовании Африки в геополитическом пространстве напоминают периодически заразные болезни, которые распространяются отсюда по всему миру.
Проблемы африканского континента:
1. Колониализм и работорговля в течении нескольких веков
2. Совсем недавняя политическая независимость.
3. Экономическая и социальная отсталость населения
4. Наиболее конфликтогенный регион мира: за последние 25 лет 20 века, на территории Африки было более 36 вооруженных конфликтов, погибло более 10 млн человек.
На сегодняшний день Африка отстранена от регулирования мировой политической системы. Причины отстраненности Африки от мировых геополитических процессов
1. Фактическое отсутствие интеграционного процесса, с помощью которого регионы позиционируют себя как акторы геополитики, действующие в интересах региональной и мировой безопасности.
· В Африке нет движений, которые бы составляли силу региональной интеграции. Добившись национальной независимости, национально-освободительные движения распались, «никакие другие политические силы не заполнили образовавшийся вакуум и не смогли аналогичным способом мобилизовать национальное сознание, и такие силы пока не появились
· Постоянные этнические и племенные конфликты и войны как следствие того, что административные границы каждой колонии были проведены без учета этнической и племенной идентичности;
|
· Снижение легитимности государств. Государства в Африке не способны обеспечивать безопасность и социальную поддержку населению. В Африке нет ни одной страны, располагающей достаточными геополитическими ресурсами, чтобы доминировать в регионе, стать инициатором и лидером регионального интеграционного процесса
· Единственная региональная межправительственная организация в Африке – это Африканский Союз. Но и его «высокие» цели по интеграции внутри региона, экономическому сотрудничеству с остальным миром остались только на бумаге.
2. Неактуальность африканского направление политики у ведущих мировых держав после окончания «Холодной войны». Если в годы биполярного мира и холодной войны, будучи стратегическими противниками, США и СССР, разрабатывая национальную геостратегию, уделяли специальное внимание африканскому континенту, ибо каждый из них был заинтересован в приобретении новых союзников, в усилении своего блока, то «с окончанием «холодной войны» вне Африки не осталось стран, которые были бы к ней враждебно настроены и стремились бы в ней доминировать.
В последние годы 21в интерес развитых государств по отношению к Африке возрос. Но это интерес в первую очередь в энергоресурсах: нефти и газа. США традиционно ищут возможность снизить свою зависимость от арабской нефти. В последние годы главным соперником США на Африканском континенте стал Китай, который предпринимает активные действия для получения доступа к сырьевым запасам Африки и обеспечения растущих потребностей своей экономики.
Латинская Америка
Исторически, по мере укрепления экономической, военной, финансовой мощи и политического веса США, Латинская Америка постепенно втягивалась в геополитическое поле северного соседа. И сейчас практически только Соединенные Штаты являются абсолютным гегемоном в данном регионе.
Проблемы латиноамериканского региона:
1. Проблема геоэкономической нестабильности как результат использования в 90н годы 20 века под патронажем США неолиберальной экономической модели странами Латинской Америки при их интеграции в мирохозяйственные связи;
2. Колоссальная поляризация общества (разрыв бедные-богатые)
Геополитическая стратегия стран Латинской Америки ориентирована на решение двух задач:
1) осознание необходимости объединения латиноамериканских государств для проведения общей экономической политики и отстаивания общих позиций на мировой арене;
2) создание противовеса давлению США в регионе путем выстраивания новых экономических и политических отношений с Европейским Союзом и Россией. Решение этих двух задач взаимосвязано и зависит от отношений с США.
В 90е годы 20 века США, пытаясь сохранить гегемонию в ЛА регионе, активно пытались внедрить страны ЛА в любые экономические союзы, целью которых являлись укрепление демократии и обеспечение прав человека и проблемы континентальной безопасности. Также была создан НАФТА.
Как результат, последние 15 лет в ЛА активно создаются межправительственные интеграционные объединения (типа Группы Рио, МЕРКОСУР, УНАСУР). В них не допускается членство США или Канады. Страны ЛА стремятся сотрудничать со странами Восточного полушария и активно интегрироваться в мировую экономику. Вступают в интеграционные объединения (типа БРИКС). Также пытаются снизить экономическую зависимость от США, ища торговых партнеров в другой части света. В последние десять лет им это удалось, заключив большое количество договоров со странами Евросоюза, Россией.
геополитика БВ. Ближний Восток находится на перекрестке дорог между Европой, Азией и Африкой, и в этом состоит его основное геополитическое значение. Основными геополитическими направлениями, проходящими через регион, являются глобальный маршрут Европа – Азия (то, что раньше называлось «Великий шёлковый путь») и маршрут поставки энергоносителей Европа – Персидский залив. «Ближний Восток не может извлекать выгоду из своего геополитического положения из-за амбиций руководителей Турции и Израиля» Маршрут Европа – Азия сейчас почти намертво перекрыт Турцией, основное геополитическое значение которой также состоит в статусе транзитной страны. Из-за политических разногласий и холодных отношений с Ираном полноценного транзита между Европой и Китаем нет. В результате для Китая всё большее и большее значение приобретает северный маршрут Великого шёлкового пути – через Россию. Турция из-за политических амбиций своего бесноватого лидера на ровном месте теряет собственный геополитический статус.
Важнейший для Европы прямой маршрут поставки энергоносителей Персидский залив – Европа также перекрыт. Определяющими странами в этом вопросе являются Израиль и Сирия. Весной 1948 года Великобритания завершила на территории подмандатной Палестины свой амбициозный геополитический проект – нефтепровод Киркук – Хайфа и строительство крупного нефтеперерабатывающего завода в Хайфе – для переработки иракской нефти и дальнейших поставок нефтепродуктов в Европу. Вопрос о трансрегиональных маршрутах через территорию государства Израиль арабские страны увязывают с решением палестинского вопроса, созданием независимого палестинского государства и всеобщим мирным урегулированием на Ближнем Востоке. Эта воля арабских стран сформулирована в так называемой Саудовской инициативе, выдвинутой Лигой арабских стран еще в 2002 году.
Потребность в транзите энергоносителей в Европу остается. Поэтому США, страны Европы и руководство ЕС, другие страны продолжают оказывать внешнее политическое и экономическое давление на государство Израиль, понимая, что только таким образом можно достичь мирного урегулирования в регионе и разблокирования трансконтинентальных маршрутов. Пока не решен палестинский вопрос, пока не создано независимое палестинское государство, пока не заключено соглашение о всеобщем мирном урегулировании на Ближнем Востоке, никаких трансрегиональных маршрутов, в том числе газо- и нефтепроводов, через территорию государства Израиль проходить не будет.
Само государство Израиль при сохранении нынешней политики властей, состоящей в отказе от создания независимого палестинского государства и постепенном поглощении оккупированных палестинских территорий, в итоге окажется единым государством от моря до Иордана для двух населяющих его народов, объединенных не единой государственной идей, но насилием одного народа над другим. В итоге это неизбежно приведет к развитию событий по сценарию, произошедшему в ЮАР.
Долгие годы Ближний Восток не может извлекать выгоду из своего геополитического положения из-за амбиций руководителей Турции и Израиля. Насколько долго это положение будет сохраняться, зависит в первую очередь от внутренних событий в этих странах и от того, насколько им хватит экономического запаса прочности, который сейчас расходуется ради достижения ложных политических целей.
геостратегия БВ. Стратегические и тактические интересы Саудовской Аравии и Ирана в корне различны. По мнению Эр-Рияда, Иран стал во главе альтернативной части арабских стран Ближнего Востока, цель которых противостоять террористическим и военным группировкам, которые, по мнению Тегерана, доставляют в Сирию и Ирак саудиты. Саудитам же необходимо свергнуть Башара Асада, потому что тот является союзником Ирана.
Противостояние саудитов с Ираном намного более глубокое, чем противостояние просто суннитов с шиитами. Иран и Саудовская Аравия являются традиционными региональными соперниками. Оба государства претендуют на роль лидера исламского мира и рассчитывают на свои сферы влияния в регионе, куда сопернику вход воспрещен. При этом Иран обвиняет Эр-Рияд в поддержке США, которые 30 лет держали Тегеран в глубокой экономической блокаде. Соперничество Саудовской Аравии и Ирана не является полноценной войной, а напоминает противостояние США и СССР во времена холодной войны.
Стратегические и тактические интересы суннитской монархии и шиитской республики в корне различны. По мнению Эр-Рияда, Иран стал во главе альтернативной части арабских стран Ближнего Востока, цель которых противостоять террористическим и военным группировкам, которые, по мнению Тегерана, доставляют в Сирию и Ирак саудиты. Саудитам же необходимо свергнуть Башара Асада, потому что тот является союзником Ирана.
Саудовская Аравия и Иран не имеют общих сухопутных границ, но полем боя двух держав является Сирия, где обе страны имеют свои интересы. Вмешательство России в войну с Исламским Государством и создание коалиции арабских государств, поддерживающих Россию, поставили СА в неудобную позицию. Россия очищает от боевиков ИГИЛ, спонсируемых СА, Катаром и Турцией, юго-запад Сирии. Король Саудовской Аравии Салман теряет авторитет в своём правительстве, так как дивиденды, которые он обещал своим элитам в начале внешней политики в Сирии, не только не пришли, но и все начинания терпят крах от действий России. Поставив «всё» на сирийский «проект», саудиты рискуют очень сильно проиграть, так как их покровители уже начали выводить свои войска с Ближнего Востока.
США постараются подставить вместо своих вооруженных сил силы своих союзников. США не будут участвовать в начале конфликта, предпочитая наблюдать со стороны. В конце концов, они сделают то же, что и всегда – примут сторону победителей. Это уже видно по их позиции в Сирии, где они вынуждены скорее согласиться с мнением России, а не продолжать свою лживую игру. Американцам сейчас выгодней вообще уйти из этого региона, подставив под удар спины своих союзников. Так как первоначальный план с ИГИЛ у США не вышел, они предпочтут любую войну на Востоке, кто бы ни пострадал. В то же время, с началом боевых действий, они перенесут очаг войны в Европу, но это уже станет не выгодно их европейским «партнерам».
Подобная ситуация ставит Саудовскую Аравию в тупик. Либо они атакуют Иран, и тогда возможно они сохранят государство, которое США держат на голодном пайке (именно от США зависит благосостояние королевства), либо скоро деньги в стране кончатся, и в этом случае сами же элиты могут преподнести голову короля Салмана своим геополитическим конкурентам. Не смотря на то, что у саудитов довольно современная армия в плане оснащенности современным вооружением, численность вооруженных сил СА значительно ниже, чем у Ирана. К тому же их больше не прикрывает американский военный «зонтик».
На востоке Сирии контроль над боевиками перехватил Израиль. Интересы Израиля сейчас не совпадают с интересами США, а для Саудовской Аравии Израиль – стратегический конкурент в данном регионе. Поддерживая поочередно, то СА, то Израиль, США тем самым сдерживали аппетиты другого «партнера». Израиль в данный момент решил играть свою игру. На фоне ослабления влияния США на руководство Турции, Израиль перехватил инициативу влияния на Анкару. Это выгодно Израилю, чтобы ослабить США, а конкретнее ослабить связку СА-Катар-ОАЭ-США. К тому же по большей части Израиль стал симулировать свою активность в Сирии, вместо того чтобы соединить силы боевиков, посланных турками и саудитами. Такая симуляция «поддержки» отвечает интересам Израиля, но уничтожение саудовских наёмников в восточной части Сирии еще выгодней, так как даст возможность Израилю перехватить бразды правления в западной части Сирии и не допустить давления на себя американцев и саудитов. Скорее всего, Израиль продолжит стравливать Россию и Турцию, делая последних козлом отпущения. Этому помогают их рычаги в правительстве Турции, которые стимулируют турков принимать заведомо невыгодные для себя решения против России.
Смысл этой многоходовки в том, чтобы стать полноправным партнёром для США. Власти Израиля и некоторых других стран поняли, что их финансовым элитам уготовили роли второго-третьего плана в этой игре, в отличие от американских элит, которые нацелены на то, чтобы стать у руля в мире в конце большой игры. Такими действиями Израиль хочет исправить «несправедливость» и постараться внушить США, что рассчитывают только на равноправные отношения в новой финансовой системе. Израиль недоволен тем неуважительным отношением, которое им демонстрировали Штаты. Израиль давно созрел для того, чтобы самим полностью формировать свою внешнюю политику и быть значительным игроком на ближневосточной арене.