Этап. Сбор информации о клиенте.




Специфика подготовки консультанта к консультированию.

Этапы:

1. Составление предварительного представления о клиенте и его проблеме. Источники информации о клиенте и его проблеме: регистрационный журнал,

-впечатление о клиенте от 3 го лица, которое с ним общалось

-сведения о клиенте из учетной карточки, если это не первый визит.

2. Систематизация знаний консультанта по имеющейся проблеме клиента.

Консультант: а) просматривает литературу по данной проблеме, б) консультируется с коллегами, в) знакомится с новыми исследованиями в этой области 3. Разработка плана проведения консультации.

Имея предварительный план отметить в нем варианты отклонений и внимательно отслеживать реакции клиента.

4. Подбор техник и диагностических средств- для сбора информации до организации консультирования; для проверки эффективности консультирования, либо для конкретизации некоторых выводов, аспектов консультирования.

 

 

2. Основные стадии, процедуры и техники психологического консультирования.

 

Стадии (Ю.Е.Алешина):

 

1.Привет

2.Распрос по проблеме

3.Проверка гипотез

4.Психокоррекционное воздействие на клиента

 

коррекция:

 

когнитивного компонента личности

эмоционального компонента личности

поведенческого компонента личности

 

5.Прощай

 

Процедуры-группы приемов видения специалистом клиента, объединение по цели назначения, с помощью кот решается задачи данного этапа.

Техники - специальные приёмы, входящие в определённую процедуру, применяемые консультантом для решения задач каждого из этапов консультирования.

 

Этап-Начало работы.

1 процедура: встреча клиента консультантом

Техники: приветствие клиента; проведение клиента на место; выбор клиентом своего места; выбор консультантом места для себя; установление контакта.

техника приветствия: рад вас видеть, приятно познакомиться, здравствуйте, добро пожаловать. Форма выражения радости при встрече. Очень рад вас видеть. Формы знакомства: я хочу с вами познакомиться, давайте познакомимся. Форма обращения клиента с вопросом, который располагает к себе: скажите пожалуйста вас не затруднит сказать.

Техника проведения клиента на место.

Консультант идёт впереди, указывая место. Консультант встаёт с места. Клиент должен удобно расположиться на месте, вы спрашиваете удобно ли ему и что сделать чтоб было удобно. Недопустимо: разговор на ходу, долго стоять за спиной у клиента и не садиться на своё место.

2 процедура-установление положительного эмоционального настроя клиента.

Техника установления раппорта в течении первых 30 секунд с целью произвести первые благоприятные впечатления. В раппорт можно внести фразы, которые уменьшили тревогу. хорошо, что вы обратились, наш разговор будет приятным..

Техника присоединение по имени: прелставление окнсультанту клиента и клиента консультанту. Предложить клиенту сказать несколько слов о себе. Назвать клиенту, ИО, стаж работы, образование.

Техника гарантия анонимности: выбирается полная или частичная в зависимости от ситуации и желания клиента.: Прежде всего хочу сказать Вам, что весь наш разговор не выйдет за пределы этого кабинета».

Техника «визитная карточка»: помогает вызвать доверие к консультанту, как к специалисту.

3 процедура: Снятие психологических барьеров.

Техники: оставление клиента одного, извиниться, попросить несколько мин для завершения работы. музыка по желанию. Размеренные движения рук, даётся в руки предмет, под предлогом помощи - книга, игрушка. Вербальный приём кавычек-Прямое разделение эмоций клиента - «я тоже возмущена»

 

этап. Сбор информации о клиенте.

1 процедура: диагностика личности клиента.

Техники: беседа, наблюдения, тесты.

Техника Беседа: направлена на выявления интересующих данных. Лучше использовать такой тип беседы как интервью. Как свободное, так и стандартизированное.

Техника наблюдения: позволяет отследить изменения состояния клиента на разных стадиях; собрать информацию о поведенческих реакциях клиента

Техника тесты: с согласия клиента, по определенным критериями с заданной внутри проблемы и с соблюдением всех правил.

 

2 процедура-пояснение сути проблемы клиента и определение его результатов.

Техники: диалог с использованием вопросы; слушание.

Техника диалог: обмен репликами. Основа диалога-логическая аргументация, преподносимая клиенту в виде вопросов, предпологающих только положительные ответы.

Техника слушания: восприятие произносимых слов; воспрятие фона, на котором были произнесены слова.

Аспекты слушания:

Вербальный-анализируется каждое слово, обязательно анализируется характер словосочетаний, метафоры.

Невербальный-язык тела, поза, жесты, мимика.

Приемы активного слушания: 1. кивание головой и использование слова «да»

2. вопрос-эхо. 3. дословное повторение основных положений, высказанных клиентом. 4. уточнение. 5. переформулирование или перефразирование. 6. отражение эмоций (чувств), самораскрытие клиента-прямое описание переживаний, которое консультант заметил в поведении клиента.

 

3 процедура: Активизация мышления и памяти клиента.

Техники: помощь в определении истинных чувств и формулировка высказываний,поддержка клиента, насыщение пауз.

Основные критерии и ценности: отсутствие проблемы и тревоги; получение чего- либо; следование традиций; престиж; хорошее отношение к окружающим.

Техника поддержки клиента: Консультант должен показать, что он заьотится о клиенте. Не переходить на уровень нотаций. Консультант- проводник, поддерживает Клиента Техника Насыщение паузы: вопрос,держание паузы. Если пауза затягивается: мне очень интересно то, о чём вы говорите, я вас внимательно слушаю, может вам что-то мешает говорить, давайте я вам помогу.

Техника постановки перед клиентом стимулир-их вопросов: каким образом, как, зачем, почему; клиенту даётся возможность посмотреть на проблему с др стороны- это возможно в рез-те повтора слова.

техника провоцирования: у меня всё хорошо. у вас всё всё хорошо. нужно не травмировать Клиента

Техника конфронтации: в терапевтических целях иногда консультант может вступать в конфронтацию с клиентом, т.к. прояаляет реакцию, противоречие поведению или мнению клиента.

 

Этап. Стратегический.

1 процедура: интерпретация информации, полученной от клиента. Это словесное изложение проблемы клиента консультантом. - анализирует ситуацию, делает выводы, формулирует проблемы, задаёт дополнит вопросы.

- консультанту важно проследить, чтоб при интерпритации рассказа не были упущены существенные детали и подробности, чтоб не оказалось таких факторов, которые противоречат др др.

- интерпритация фактов не должна быть односторонней. Консультант д рассмотреть ситуацию с нескольких сторон.

- любая проблема не может иметь единую интерпритацию, их д б несколько не больше трёх.

 

2 процедура: Определение возможных решений.

Техники: информирование клиента; «совет»; убеждение; разъяснение.

Техника информирования клиента. Информация должна не отводить клиента от проблемы, а настраивать его на решение проблемы;

Она должна быть доступна компетенции клиента;

Она должна быть конкретна относительно проблемы и личности клиента;

Должна быть объективной.

Техника «совет»- мнение, высказываемое клиентом по поводу того как ему нужно поступить и предполагающее дальнейшее совместное обсуждение

Техника убеждение- логически безупречная аргументация правильности высказываемой позиции.

Техника разъяснения- развернутое конкретное объяснение позиции консультанта по проблеме клиента.

дневник-клиенту предлагают в дальнейшем делать записи по поводу проблемы.

- домашнее задание.

- постановка клиента в рефлексивную позицию.

- Переконструирование реальности.

- осознание чувств - релаксационная техника.

 

3 процедура. Согласованность плана действий.

Техники: поиск множественных решений; стимулирующие вопросы; определение алгоритма по разрешению проблем; конкретизация ожидаемого результата.

Техника поиска множественных решений: сначла клиенту предлагают придумать не менее 20 способов решения данной проблемы. Обсудить с клиентом насколько желательно с его стороны и возможно воплощение каждого из способа. Далее обсуждение какие последствия возникают при воплощении этого варианта. И тогда остаются те варианты, которые приемлимы для клиента и эффективны для решения проблемы.

Техника Стимулирующие вопросы: если клиент социально неактивен, можно задать вопросы:

Что именно вы можете предложить?

Как иначе можно это сделать?

А какое решение предложила бы ваша мать?

Необходимо уделить внимание: 1. в каком порядке клиент будет выполнять эти действия.

2. как он собирается реализовать это действие.

Техника конкретизации ожидаемого результата: определение критериев, по которым клиент может решить, что проблема решена. Они должны быть конкретны и предельно ясны для клиента.

 

Процедура 4. Определение способов контроля за реализацией намеченного плана.

Техники: поиск множественных решений; стимулирующие вопросы; определение алгоритма по разрешению проблем; конкретизация ожидаемого результата.

Техники касаются способов реализации, контроля за результатами.

Техники укрепления уверенности клиента; техника формирования готовности к достижению.

Расставание с клиентом.

 

4 этап. Реализация плана клиента. Проводится клиентом самостоятельно, без присутствия консультанта.

 

 

3. Ошибки проявляющиеся в процессе консультирования:

1тип – неверное заключение консультанта о сути проблемы клиента;

2 тип – неправильные рекомендации предлагаемые клиенту;

3 тип неправильные действия клиента по выполнению рекомендаций.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: