Кузнецова В.Н. Евангелие от Иоанна. Комментарий. М, 2010. С. 249-262.




Ст. 1Иисус, проходя мимо, увидел человека, который был слеп от рождения – Не совсем понятно, связана ли эта сцена с предыдущей и где все это происходит. Как следует из (Ин 8:59), Иисус покинул Храм. Скорее всего, Он мог встретить слепого, выходя из него, ведь слепые, как и другие калеки, жили за счет милостыни. Во все времена нищие обычно устраивались неподалеку от ворот Храма, где проходило много паломников. В синоптических Евангелиях рассказывается о том, что Иисус возвращал слепым зрение (Мк 8:22-26; 10:46-52; Мф 9:27-31; 12:22-23; 15:30; 20:29-34; Лк 18:35-43), но нигде не говорится об исцелении слепорожденного.

Ст. 2Рабби, почему он родился слепым? – спросили Его ученики – Люди всегда верили, что болезнь – это наказание за грех, причем считалось, что слепотой наказывался очень серьезный грех. Как говорится в Талмуде, нет смерти без греха и нет наказания без вины. В первой части Евангелия ученики играют столь малозначительную роль, что об их существовании даже забывается. Так, например, не известно, двенадцать ли это или какие-то другие ученики, присоединившиеся к Иисусу в Иудее и Иерусалиме. Они разделяют это распространенное убеждение о непосредственной связи греха с болезнью. Кто согрешил: он сам или его родители? – Так как человек родился слепым, казалось бы, вопрос излишен, потому что он сам не мог совершить греха. Но в раввинистической литературе утверждается, что человек может согрешить во чреве матери. Например, если беременная женщина поклоняется языческому божеству, зародыш тоже в этом якобы участвует. Борьба близнецов в чреве Ревекки (Быт 25:22) объяснялась их желанием убить друг друга, а также тем, что, когда беременная Ревекка проходила мимо синагог, Иаков порывался выбраться из чрева, чтобы поклониться Богу, а когда она шла мимо языческих храмов, безбожный Исав якобы стремился наружу, чтобы почтить идола. Дети также могли расплачиваться физическими недостатками за грехи родителей.

Ст. 3Не согрешил ни он, ни родители, – ответил Иисус – Он не уподобляется друзьям Иова и отрицает наличие прямой причинной связи между грехом и болезнью, хотя, конечно же, болезнь и смерть связаны с грехом, потому что смерть вошла в мир после греха Адама. Во многих библейских книгах ставится тема невинного страдания. Так, Иов предстает абсолютным праведником, хотя он поражен страшной болезнью – проказой; целый ряд псалмов говорит о невинном страдальце. Но особенно важно помнить 53-ю главу пророка Исайи, которая была понята Церковью как пророчество о страданиях самого Иисуса.

Слепота его для того, чтобы благодаря ей стали явными дела Божьи – В раввинистической литературе довольно часто встречается утверждение, что Бог иногда наказывает людей «наказаниями любви», и если человек переносит их кротко и терпеливо, то потом он получает в награду долголетие, процветание и прощение всех грехов. Но Иисуса здесь не занимают теоретические вопросы о причине невинных страданий, и она остается для нас неизвестной. Он говорит лишь об этом конкретном случае и о том, какая связь существует между страданием слепорожденного человека и Его собственным служением. Их встреча состоялась для того, чтобы Иисус исцелил страдальца и тем прославил Своего Отца (ср. Ин 11:4; Исх 9:16; Рим 9:17). Чтобы благодаря ей стали явными... – возможно понимание: «так что благодаря ей станут явными...». Ведь в греческом языке этого времени целевой союз «хи́на» приобретает также значение следствия.

Ст. 4Пока длится день, мы должны исполнять дела Того, кто послал Меня. Скоро ночь, когда никто не сможет трудитьсяДень и ночь – это синонимы света и тьмы, жизни и смерти, спасения и гибели. В (Ин 8:12) Иисус торжественно объявил себя светом миру, в (Ин 8:56) Он говорил о Своем дне как о дне спасения. Пока длится день – то есть пока человек живет; (ср. Ин 12:35, 36). Ср. изречение Талмуда: «День короток, задача велика, труженики ленивы, плата изобильна, хозяин дома спешит», где день означает жизнь. Мы – Казалось бы, более естественным было бы здесь местоимение «Я», как в некоторых рукописях. Но практически все комментаторы, полагают, что «Я» – это попытка переписчиков сделать текст понятнее. Почему же здесь употреблено местоимение множественного числа? По мнению одних толкователей, Иисус включает в «мы» Своих учеников или отождествляет себя с раннехристианской общиной времен евангелиста (ср. Ин 3:11). Но другие, как, например, Ч. Додд, видят здесь пословичное выражение, которое Иисус прилагает к Своей деятельности. Мы должны – То же ощущение долженствования присутствует в (Лк 13.33. Грядущая смерть Иисуса означает наступление духовной ночи (ср. Ин 11:10; 13:30).

Ст. 5Пока Я в мире – то есть пока Иисус живет этой земной жизнью. Я – свет миру – Здесь еще яснее, чем в (Ин 8:12), видно, что «свет» – это не метафизическое определение личности Иисуса, но описание Его воздействия на вселенную: Он – свет, который судит и спасает. Только благодаря Ему в мире есть день, когда люди могут ходить безопасно (Ин 12:35), Его отсутствие – это тьма (ср. Мф 5:14; Ис 49:6).

Ст. 6Сказав это, Иисус плюнул на землю, смешал слюну с землей, помазал ему глаза этой грязью – Иисус не дожидается просьбы со стороны слепого, но сам выступает инициатором исцеления. В Евангелиях редко рассказывается о том, что Иисус применял какие-то средства для лечения. У Марка есть две истории (Мк 7:33; 8:23), где также использовалась слюна. В древности считалось, что она обладает целебными свойствами, но, так как ее употребление обычно сопровождалось магическими заклинаниями, евреи с подозрением относились к ней и прямо запрещали в субботу смазывать слюной глаза в лечебных целях. Некоторые толкователи видят здесь аллюзию на сотворение человека в (Быт 2:6-7).

Ст. 7И сказал: – Ступай к Силоамскому пруду (Силоам значит посланный) и умойся – Этот пруд был расположен недалеко от Храма (Ис 8:6; Лк 13.4); из него зачерпывали воду для торжественных возлияний в праздник Шалашей (ср. Ин 7:37). Силоам значит «посланный» – По-еврейски он назывался «Шило́ах», народная этимология истолковывала это слово как «посланный». Евангелист Иоанн обычно объясняет негреческие слова (ср. Ин 1:38, 41, 42). Здесь он видит смысловую перекличку между названием пруда и тем, что Иисус послан Богом.

Тот пошел, умылся и стал зрячим – Иисус посылает туда слепого омыться, как пророк послал Наамана омыться в Иордане, и тот очистился от проказы (4 Цар 5:10-14). Несомненно, евангелист придает этому событию и символическое значение: дар зрения также означает свет откровения, принесенный в мир Иисусом. В святоотеческой экзегезе этот эпизод понимался как указание на крещение во имя Иисуса.

Ст. 8-9Его соседи и другие люди, которые видели его просившим милостыню, стали говорить – Как? Это тот самый человек, который сидел и просил милостыню? – Да, это он, – отвечали одни. – Нет, он просто похож на него, – возражали другие. – Это правда я, – сказал сам человек – Соседям трудно поверить в то, что слепорожденный теперь видит. Просившим милостыню – Слепые были нищими, жившими за счет милостыни (ср. Мк 10:46).

Ст. 10А как ты стал видеть? – спросили они – дословно: «Как были открыты у тебя глаза?» Это не означает, что глаза слепого были раньше закрыты, просто они ничего не видели; это распространенное выражение (ср. Ис 35:5).

Ст. 11Человек, которого зовут Иисус, смешал слюну с землей, помазал мне этим глаза и сказал: «Пойди в Силоам и умойся», – ответил он. – Я пошел, умылся и стал видеть – Духовное прозрение совершается в несколько этапов, бывший слепой знает имя Того, кто вернул ему зрение, но больше ничего о Нем не знает.

Ст. 12 – Где Он? – спросили они. – Не знаю, – говорит он – Соседи не замышляют ничего враждебного против Иисуса, их вопрос вызван любопытством (ср. Ин 5:12-13).

Ст. 13Человека этого, который был раньше слепым, приводят к фарисеям – Вряд ли бывшего слепого приводят к фарисеям для суда, ведь еще нет речи о нарушении субботы. Скорее всего, люди хотели бы, чтобы фарисеи точно установили, что произошло.

Ст. 14А день, в который Иисус это сделал, исцелив его от слепоты, был суббота – Евангелист уже не в первый раз сообщает, как бы между прочим, о том, что событие произошло в субботу (ср. Ин 5:9). Как уже говорилось выше, в субботу можно было оказывать лишь срочную медицинскую помощь. Человек, родившийся слепым, мог бы и подождать день или два. И поэтому на первый план выдвигается не установление истины, а вопрос о нарушении заповеди о субботнем покое. Ведь в тридцать девять запрещенных в субботу видов деятельности входило, по мнению фарисеев, и замешивание глины, а именно это сделал Иисус, смешав слюну с землей. Кроме того, в субботу запрещалось смазывать глаза слюной.

Ст. 15Фарисеи тоже стали спрашивать его, как он стал зрячим. – Он наложил мне на глаза слюну, смешанную с землей, я умылся и теперь вижу, – ответил он – Начался форменный допрос бывшего слепого.

Ст. 16Этот человек не может быть от Бога, потому что Он не соблюдает субботу, – заявили тогда некоторые из фарисеев – Фарисеи пока что не отрицают самого факта чудесного исцеления, и их смущает лишь вопрос, может ли быть от Бога человек, нарушивший субботу (см. Ин 5:16-18 ср. Втор 13:1-6). В синоптических Евангелиях Иисуса обвиняют в том, что Он творит великие дела с помощью Вельзевула (Мф 12:22-30; Мк 3:20-27; Лк 11:14-20). Сам Иисус тоже неоднократно говорит, что чудеса иногда совершают лжепророки с целью увести людей от Бога (Мф 24:24; Мк 13:22). Но разве грешный человек может совершать такие чудеса? – возражали другие. И между ними разгорелся спор – То же доказательство приводит исцеленный в (Ин 9:31). Не все фарисеи были жесткими законниками (Деян 23:9). Чудеса – буквально: «знаки».

Ст. 17Слепого снова спрашивают: – Ты говоришь, что Он тебя сделал зрячим. Кто Он, по-твоему? – Пророк, – ответил тот – Допрос продолжается, но он побуждает исцеленного глубже задуматься о личности своего Спасителя. Его вера становится крепче, и он уже исповедует Иисуса пророком, как это некогда сделала самаритянка (Ин 4:19). Вряд ли он вкладывает в это слово всю полноту смысла, как в (Ин 6:14 и 7:40), но он понимает, что встретился с незаурядным человеком, вызывающим удивление и восторг. Кстати, от пророков не всегда ожидались чудеса. Их творили только Илья и Елисей.

Ст. 18-19Еврейские власти все равно не верили, что человек был слепым и стал зрячим – Поскольку они не могут допустить, что нарушитель субботы может совершить такое чудо, им легче подвергнуть его сомнению. Это единственное место в Евангелиях, где оспаривается реальность знаков Иисуса. Поэтому они позвали родителей прозревшего и спросили их: – Это ваш сын? Вы говорите, что он родился слепым. Как же он теперь видит?Еврейские власти – буквально: «евреи», хотявыше говорилось о фарисеях. Во времена Иисуса фарисеи не относились к религиозной верхушке общества.

Ст. 20-21Мы знаем, что это наш сын и что он родился слепым, – ответили родители. – А как он теперь видит и кто сделал его зрячим, этого мы не знаем. Спросите его самого. Он взрослый, сам о себе скажет – Родители ссылаются на то, что точный ответ может дать лишь их сын, которому уже должно быть не менее тридцати – это возраст, когда человек отвечал за себя перед законом.

Ст. 22-23Родители ответили так потому, что боялись еврейских властей, ведь те уже приняли решение отлучать от синагоги всякого, кто признает Иисуса Помазанником. Поэтому родители и сказали: «Он уже взрослый, спросите его самого» – Сдержанность и уклончивость их ответа объясняется страхом. Было три вида отлучения: на неделю, на месяц и торжественное проклятие с исключением из народа Израиля. Конечно же, здесь анахронизм. Во времена Иисуса никого не отлучали от синагоги за веру в Него. Даже такой человек, как апостол Павел, хотя и был несколько раз бит палками за отступничество, все же не был отлучен. У Луки Иисус предсказывает, что Его последователей будут изгонять из синагог (Лк 6:22). Иоанн свидетельствует о более позднем времени, когда это предсказание сбылось, и переносит напряженную атмосферу конца I века с ее спорами между теми, кто отверг, и теми, кто принял Иисуса, и взаимными обвинениями во времена Его земной жизни.

Ст. 24И вот во второй раз позвали человека, который был слепым, и сказали ему – Не добившись нужного ответа от родителей, фарисеи снова допрашивают исцеленного человека. Они во что бы то ни стало хотят добиться от него признания в том, что он солгал. Поклянись, что скажешь правду! – дословно: «Воздай славу Богу»; это была клятвенная формула, которая произносилась, когда от человека требовали верного свидетельства или признания вины (ср. Нав 7:19). Нам известно, что тот человек – грешник – потому что Он нарушает субботу.

Ст. 25Грешник Он или нет, я не знаю, – ответил он. – Знаю одно: я был слепым, а теперь вижу – Бывший слепой признает, что фарисеи лучше его знают, кто является нарушителем Закона, а кто нет. Но он убежден, что грешнику Бог не помогает творить добро. Ответы человека все еще очень сдержанны, но он настаивает на своем: ему лучше знать, был он слеп или нет.

Ст. 26-27 – Что Он с тобой сделал? – снова спросили они. – Как сделал тебя зрячим? – Я вам уже говорил, а вы не слушали, – ответил он. – Зачем вы хотите услышать это еще раз? Может, тоже хотите стать Его учениками? – Наконец на это выкручивание рук он отвечает словами, полными иронии.

Ст. 28Это ты Его ученик! – закричали они на него. – А мы ученики Моисея! – С точки зрения фарисеев, Иисус и Моисей представляют собой непримиримые противоположности. Люди должны сделать выбор, на какую сторону им встать. Хотя сам Иисус говорил, что Моисей в Пятикнижии писал о Нем (ср Ин 5:45), тем не менее время Закона Моисея ушло безвозвратно (Мф 5:21-22, 27-28, 33-34, 38- 39, 43-44; ср. Гал 3:19-25). Ученики Моисея – Этот термин иногда прилагается к знатокам Писания в раввинистической литературе (ср. Мф 23:2).

Ст. 29Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог – (ср. Исх 33:11; Числ 12:2-8). А об этом человеке мы не знаем, откуда Он – Эти слова говорят не о том, что фарисеи обладают недостаточной информацией, но о том, что они отказываются признать то, что Иисус от Бога (ср. Ин 7:27, 41).

Ст. 30Вот это и удивительно! – сказал в ответ человек. – Вы не знаете, откуда Он, а Он сделал меня зрячим – Тон ответов становится все более ироническим и отчасти напоминает то, как Иисус отвечал Никодиму в (Ин 3:10).

Ст. 31Но мы знаем, что Бог слушает не грешников, а только тех, кто чтит Его и исполняет Его волю – Это очень распространенная в Библии мысль (Ис 1:15; Пс 66 (65):18; Притч 15:29; Иов 27:9). Следовательно, несмотря на видимое нарушение субботнего покоя, Иисус не только не грешник, но даже праведник. Такого рода аргументы применялись в спорах между евреями, не принявшими Христа, и христианами, так что в речи бывшего слепого появляется местоимение «мы».

Ст. 32Испокон веку не слыхано, чтобы кто-нибудь сделал зрячим слепорожденного! – Действительно, ни в Писании, ни в другой литературе того времени не говорится о прозрении человека, родившегося слепым.

Ст. 33 – Если бы Он был не от Бога, Он ничего не смог бы сделать! – (ср. Ин 3:2). Это логическое завершение диалога.

Ст. 34 – Ты весь родился в грехах, а еще учишь нас! – закричали они на него и выгнали вон – Фарисеи убеждены, что человек родился слепым из-за грехов (ср. Ин 9:2). Их слова полны презрения ко всем, кто не столь совершенен, как они. Выгнали вон – За свою веру человек был отлучен от синагоги, чего еще не могло быть во времена Иисуса.

Ст. 35Иисус узнал о том, что его выгнали и, найдя его, спросил – Как и в (Ин 5:14), Иисус еще раз встречается с исцеленным. Сейчас это особенно важно, потому что человек отлучен от синагоги. Это сознательная встреча, у которой есть цель: Иисус хочет сделать его Своим учеником. Ты веришь в Сына человеческого? – В греческом наличие местоимения в именительном падеже предполагает, что на нем ставится особое ударение: «Ты, именно ты, невзирая на то, что тебя выгнали, веришь в Сына человеческого?» Эти слова предполагают, что в 4-м Евангелии титул Сына человеческого равнозначен титулу Мессии. В ряде рукописей это словосочетание заменено на более привычное и употребительное в литургии и катехизации «Сын Божий».

Ст. 36Господин мой, скажи мне, кто Он, и я в Него поверю, – ответил он – Вопрос «кто Он?» имеет два варианта истолкования: а) «я не знаю, что значит Сын человеческий. Скажи мне, и тогда я в Него поверю»; б) «я знаю о Сыне человеческом, но скажи, кто Он, и я в Него поверю».

Ст. 37Ты Его видел, – сказал Иисус. – Он тот, кто с тобой говорит – Иисус отвечает так, как Он ответил самаритянке (Ин 4:26). Он говорит о Себе в третьем лице, тем самым подчеркивая дистанцию и придавая Своим словам особую торжественность.

Ст. 38Верю, Господь, – ответил он и пал ниц перед Ним – Возможно, эти слова являются ранней литургической вставкой, будучи краткой крещальной формулой, потому что они отсутствуют в некоторых ранних рукописях. Кроме того, в этом коротком стихе есть слова, не характерные для евангелиста Иоанна. Господь – Если в ст. 36 греческое слово «кю́риос» было употреблено как вежливое обращение «Господин», здесь оно, несомненно, имеет особое, христианское значение. Пал ниц – то есть простерся перед Иисусом; он ведет себя так, как люди во время Богоявлений (ср. Исх 3:6).

 

 


[1] Это формула судебной клятвы, обязывавшей говорить правду (см. Нав. 7:19).

[2] Прозрение слепых часто рассматривалось пророками, особенно Исаией, как знак времен Христа (см. Ис. 29:18; 35:5; 42:7, 18).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: