Учебный вопрос: Беседы и их виды. Методика подготовки и проведения бесед с личным составом подразделения.
Беседа является одной из самых распространенных форм работы командира подразделения, членов актива.
Беседа не требует серьезного обеспечения, её можно проводить в различные периоды и этапы службы и жизни военнослужащих, а именно:
- в перерывах занятий;
- на огневом рубеже, на стрельбищах, танкодромах и полигонах;
- в ходе несения службы в карауле, на боевом дежурстве, при совершении марша и на правилах;
- в ходе тактических учений и выполнении других учебно-боевых задач.
Беседа - это относительно оперативная форма воспитательной работы по доведению личному составу определенной суммы знаний и выработки у них личностных и служебных качеств, необходимых для выполнения ими своего служебного и гражданского долга.
Тематика бесед имеет очень широкий спектр и может проводиться по таким темам как: ''Дружба народов Казахстана - основа его обороноспособности: "Бдительность наше оружие", "Будь верным воинскому долгу", "Крепить могущество Казахстана - закон жизни для каждого гражданина страны", "Будь верным воинскому долгу", "Служи по уставу - заведешь честь и славу" и другие.
По своему содержанию беседы охватывают практически все направления воспитательной работы командиров подразделений и членов актива. Беседы проводятся с профилактическими целями, в преддверии различных мероприятий по боевой учебе, таких как: тактические учения, совершение маршей, итоговые проверки. По охвату слушателей беседы делятся на два вида:
а) Индивидуальные беседы;
Б) Групповые (коллективные) беседы.
Достижение целей беседы зависят от различных факторов, а именно:
|
- от подготовленности к беседе слушателей;
- от их уровня знаний, особенно по теме беседы;
- от выбранной темы беседы;
- от места её проведения;
- морально-психологического и физического состояния, как организаторов беседы, так и слушателей.
Но определяющим моментом действенности проводимой беседы являются личностные качества руководителя беседы, его уровень подготовки как профессионала, военного педагога, от его методического мастерства и качества подготовки беседы и информационного материала, использованного в ходе беседы.
Беседа любого вида и тематики проводится в три периода или этапа:
- этап подготовки беседы;
- этап её проведения;
- этап анализа проведенной беседы.
Методика подготовки и проведения индивидуальной и коллективной беседы.
Индивидуальная беседа - это разговор двух лиц, которые находятся в положении "один - на - один" и как правило, без свидетелей.
Такие беседы предполагают непринужденную и доверительную обстановку. Здесь главным и определяющим для методиста являются его умение вызвать человека на откровенность, направить ход беседы в такое русло, чтобы собеседник раскрыл свои потаенные желания и запросы. Этого невозможно сделать без серьезной и качественной подготовки к проведению беседы.
Содержание подготовки индивидуальной беседы
Индивидуальной беседа в условиях воинской службы в основном используется в проведении командиром индивидуальной воспитательной работы. Подготовку к беседе можно провести по следующему структурно-логическому алгоритму:
|
а) определить тему, цели, задачи и направления беседы;
Тематика индивидуальных бесед может быть различна, например: "Что мешает службе'7", "Что необходимо сделать, чтобы улучшить быть военнослужащих", "Служить по уставу - твердое правило каждого воина" и другие. Цель и задачи, направления проводимых бесед тоже может быть различна. Беседа может быть воспитательной, изучающей индивидуальные качества военнослужащего, помогающей военнослужащему поддержать хорошее настроение и так далее.
б) проанализировать индивидуальные и служебные качества собеседника;
Сюда можно включить индивидуальные психические особенности военнослужащего - его темперамент, свойства характера, памяти, логику мышления и тому подобное. Неплохо будет, если организатор беседы учтет и состояние собеседника на день беседы, его настроение, физическое состояние, другие факторы.
в) подготовить необходимую, научно обоснованную информативную базу руководителя беседы;
Перед началом беседы командир должен собрать необходимые для проведения беседы данные по различным вопросам планируемой беседы. В обязательном порядке повторяются положения руководящих документов, статей уставов, основ психолого-педагогических и других общественных наук. При необходимости создается справочно-информативная база: цифры и примеры из жизни войск, цитаты классиков, выдающихся личностей и народных героев. Можно использовать и народный фольклор - поговорки, пословицы и тому подобное.
г) Последний этап подготовки беседы состоит в детальном продумывании плана проведения беседы, в который входят:
|
- начало беседы,
Это важнейший элемент, так как необходимо решить, пожалуй, самую важную проблему - втянуть в разговор собеседника, увеличь его темой беседы.
- основная часть беседы, её составные элементы.
Эта часть беседы и решает главные цели и задачи проводимой индивидуальной беседы, поэтому командир должен продумать порядок изложения информации, на основе логики проводимого разговора реакцию собеседника, его вопросы и варианты ответов на них и так далее.
Окончание беседы, выход из неё с обязательными выводами, рекомендациями, с поправкой на реальный результат и реакцией собеседника в ходе беседы.
Содержание проведения индивидуальной беседы
Как бы хорошо командир не подготовился к беседе, в реальной жизни индивидуальная беседа способна внести и вносит определенные поправки прогнозируемый результат. Поэтому в методике воспитательной работе не существует единого на все случаи жизни "рецепта" проведения беседы. Вместе с тем можно рекомендовать некоторые правила и приемы, апробированные самой жизнью, педагогической теорией и практикой проведения индивидуальных бесед, которые будут способствовать успеху и решения конечных целей и задач индивидуальных бесед.
первое, начиная беседу необходимо создать непринужденную обстановку, которая способна расположить собеседника к откровенности и максимально честные ответы на задаваемые командиром вопросы, отсюда.
второе, необходимо проявлять к собеседнику искренний интерес не только в начале беседы, но и поддерживать его до самого окончания беседы. Этому способствуют вопросы командира о состоянии здоровья собеседника, о положении дел в его семье, друзей и близких, о планах в личной жизней собеседника и так далее.
третье, в ходе проведения беседы командир не должен подчеркивать своего превосходства по должности, воинскому званию, информированности и интеллекту. Разговор проводится по принципу "равный с равным", при сохранении правил воинской этики и деловитости разговора. Указания и установки на будущее командир дает в виде совета, при этом опираясь на логику, примеры из службы, жизни и тому подобнее.
четвертое, дружеский - деловой разговор совсем не означает "заигрывание с подчиненным". Расхождение в точках зрения на какие - либо проблемы, должно отстаиваться командиром с принципиальных позиций, с опорой на логику. Разговор должен вести командир, а не его подчиненный собеседник.
пятое, проводя беседу командир, на всем её протяжении должен сохранять нужный выбранный тон разговора. Категорически недопустимо повышения голоса до уровня "командный", абсолютно неприемлемы брань, угрозы, оскорбления личного достоинства. Также недопустима скрытая ложь и фальшь, неискренность командира. Так как это просто невозможно скрыть от собеседника, он как говорится, "уйдет в себя" и разговора не получится.
шестое, проводя индивидуальную беседу командир должен использовать только один воспитательный метод - убеждение.
Убеждение словом, доводом, приведением примеров из жизни, службы, художественных произведений, военно-мемуарной литературы способствуют положительному решению целей и задач индивидуальной беседы. Угрозы, нажим, применение силы авторитета и служебного положения, наоборот, ведут только отрицательному результату не только в беседе, но и в будущем.
седьмое, беседу командир проводит ясным и понятным для собеседника языком. Лексика разговора должна подбираться под слушателя. Научные же термины, которые нельзя заменить в ходе беседы, необходимо комментировать, не дожидаясь вопросов собеседника. Делать это надо тактично и незаметно для подчиненного. Комментарий термина должен походить на продолжение обсуждаемого вопроса.
Завешаться беседа необходимо общим выводом и рекомендациями. Это должно проходить на фоне выражения уверенности командира в силах подчиненного, в его исправлении и устранении недостатков, в осознании своего проступка или вины. Хороший методист, руководитель беседы обязательно пожелает здоровья, успехов в жизни, учебе и службе своему собеседнику. Тем самым командир выражает и передает уверенность своему подчиненному в доброе начало и понимание им всех проблем и тем проведенной индивидуальной беседы.
Содержание анализа проведенной индивидуальной беседы
На основе своей памяти, реакции в ходе беседы подчиненного оценке полученного конечного результата, своих наблюдений командир, как руководитель и военный педагог подвергает тщательному анализу все этапы своей работы. В первую очередь он должен выявить и критически проанализировать свои недоработки совершенные ошибки и промахи. Особенно в проведении беседы. Эту работу он проводит с целью:
а ) выявление причин ошибок
б) их учет и недопущение в будущей работе.
Такой анализ и будет служить катализатором роста методического мастерства в подготовке и проведении им индивидуальных воспитательных мероприятий со своими подчиненными.
Методика подготовки и проведения коллективной (групповой) беседы.
Коллективная или групповая беседа является формой воспитательной работы, в которой принимает участие группа слушателей или весь коллектив подразделения.
Отличительным и очень важным элементом методики подготовки и проведения такого вида беседы является то, что на ход беседы и её конечный результат оказывают влияние коллективное мнение личного состава воинского подразделения, уровень морально-психологического климата в нем. Эти факторы необходимо учитывать при выборе темы беседы, ее подготовки и проведения, методика которых весьма схожа с индивидуальной беседой, хотя и имеет определенные различая в силу своей специфики.
Содержание подготовки коллективной (групповой) беседы.
Сущность этого этапа беседы является работа командира, руководителя беседы по всесторонней личной и определенной мере всего воинского коллектива к предстоящей беседе через отработку следующих составных элементов:
а) выбор темы, определение целей и задач, направлений в проведении беседы. Тематика проводимых групповых бесед обширная и многообразна. Это могут быть такие темы, как: "Моя Родина-Казахстан", "Край в котором ты служишь", "Бдительность - наше оружие", "О долге и чести", "Души прекрасные порывы" и многие другие. Цели и задачи должны быть не только по доведению какого-либо объема информации, но и оказывать помощь командному составу в формировании таких качеств, как: патриотизм и любовь к родине, высокую нравственность и уважение традиций и обычаев народов Казахстана, поддерживать высокий морально-психологический уровень, состояние высоких боевых кондиций в воинском коллективе.
После выбора темы беседы командир осуществляет:
б) подбор необходимой справочной литературы по теме беседы и первоначальное её изучение, определение главного в содержании беседы;
в) составление подборного плана беседы, который включает в себя:
-.вступительную часть
- основную часть
- заключительную часть беседы, выводы и рекомендации, организационно-методические указания.
на основании отработанного плана проведения беседы составляется
г) текст беседы;
Это могут быть подробные тексты доводимой информации, с пометками по методическим рекомендациям, либо тезисы беседы.
Объем текстов зависит от опыта в проведении бесед. Завершается подготовительный этап беседы личной подготовкой руководителя, которая может состоять из:
- расчета времени по частям беседы, эпизодам и рассматриваемых вопросов;
- выбора манеры поведения в ходе беседы, выбора лексики;
- прогнозирования возможной реакция воинского коллектива в ходе беседы, возможных вопросов и подготовка ответов на них;
- решения другие вопросов по организационному периоду.
Начинающий пропагандист, руководитель беседы в период подготовки, как правило, в обязательном порядке проводит реальные репетиции публичных выступлений. Это можно сделать период видеокамерой. Просматривая сделанные видеозаписи, можно внести поправки в жестикуляции, мимику, заменить какие-либо речевые обороты. При отсутствии видеосредств их заменяют зеркалом.
Содержание проведения коллективной (групповой) беседы.
Проведение беседы, её ход, решение поставленных в ней целей и задач зависят от многих факторов, к которым можно отнести:
- условия службы и быта подразделения;
- решаемые им учебно-боевые задачи;
- время проведения беседы, место, и даже, состояние погоды и время года.
Определяющим фактором достижения успеха в беседе является все же субъективный фактор, то есть личностные качества и характеристики, опыт и методическое мастерство руководителя беседы.
Методика проведения групповых, коллективных бесед во многом схожа с методикой индивидуальных бесед. Едино готовой на все случаи жизни методики проведения групповой беседы не существует, к общим же рекомендациям можно отнести следующее.
во-первых, в самом начале беседы создать дружественную, товарищескую обстановку и сохранять её до окончания мероприятия.
Это позволит обеспечить максимально тесный контакт между воинским коллективом и проводящим беседу. Однако необходимо помнить, что дружественная обстановка предполагает и деловитость разговора, не допустимы неконкретность обсуждения и пустая трата времени.
во-вторых, проводящий беседу должен держать себя просто и максимально свободно.
Нет необходимости в принятии неестественных поз, стоять по стойке "смирно", сидеть на одном месте за столом или стоять за трибуной. Вместе с тем не рекомендуются вальяжность и развязанность в манере поведения.
в-третьих, главное в беседе - устная речь, язык и голос, проводящего беседу.
Поэтому должны быть исключены монотонность в изложении информации, в проведении разговора. Недопустимы употребления "слов-паразитов и сорняков" типа: "Э-э", "Так сказать" и тому подобное. Необходимо четко излагать свои мысли, ясно выговаривать слова и фразы. Рекомендуется менять темп речи, интонацию голоса. Главное положения содержания беседы, важнейшую информацию необходимо излагать медленно, тем самым акцентируя внимание слушателей. Громкость голоса должна соответствовать количеству слушателей, размерам и акустике помещения.
в-четвертых, оживить речь, сделать её интересней и доходчивой можно жестами, мимикой и употреблением народного фольклора: пословицы, прибауток, поговорок. Можно и пошутить.
Однако нельзя этим злоупотреблять, так как беседа в этом случае может превратиться в фарс, потерять учебно-воспитательное значение.
в-пятых, в беседе необходимо использовать лексику, которая предельно ясна аудитории.
В противном случае беседа станет своеобразным бенефисом агитатора, пропагандиста, командира, демонстрацией его ораторского искусства и интеллекта. Недопустимы и упрощенство, поэтому научные термины, которые будут употреблять командир в ходе беседы, поясняются здесь же, в виде комментариев к изложенному. Для этого используются синонимы, которыми богат любой язык.
в-шестых, категорически не рекомендуются чтение текста беседы.
Написанный план или тезисы беседы используются в виде путеводной нити изложения содержания разговора. Цитаты, выдержки из текстов, цифры и другой фактический материал можно зачитывать и по тексту, так как они требуют предельной точности.
в-седьмых, в целях активности слушателей, для пробуждения у них интереса к затрагиваемым темам беседы можно применить и элементы, для создания эффекта "соучастия и сопричастности" слушателей в происходящем.
В этих целях на каких-то важных моментах, по каким-то ключевым вопросам в теме можно задать слушателям вопросы, типа: "А каково ваше мнение?" " А что скажет по этому вопросу...?", "А как вы считаете...?" и тому подобное.
Такими приемами нужно пользоваться в разумных пределах, чтобы беседу не привести в плоскость диспута.
Кроме того руководителю необходимо:
а) соблюдать такт по отношению опрашиваемых воинов, так как не каждый из них способен высказаться по проблемам беседы, в этом случае командир использует следующие приемы: - подбадривает воина словами: "Смелее здесь все свои!",
- либо сам, отвечая на поставленный собой же вопрос, комментирует фразой типа:
"Правильно! Наши мнения совпадают", другими выражениями, которые помогут спрашиваемому воину выйти из положения.
б ) спрашивать либо подготовленных воинов, либо проинструктированных заранее.
в-восьмых, при проведении бесед необходимо пользоваться только проверенными фактами и точной информацией.
В случае, когда руководитель беседы применяет приблизительно точную информации, необходимо её оговаривать фразами, типа: "Есть мнение", "По непроверенным источникам информации" и тому подобное.
в-девятых, беседа должна иметь логическое завершение в виде общих и частных выводов по теме, постановкой задач военнослужащим. Вывод по теме обязательно увязывается с жизнью подразделения и части, с боевой подготовкой и воинской дисциплиной.
Беседу можно считать удачной в том случае, если по её окончании у аудитории возникли вопросы по теме или ее отдельным положениям. Желательно давать немедленные ответы и разъяснения.
В том случае, когда руководитель затрудняется с ответом, необходимо достойно выйти из создавшейся ситуации. Нельзя в прямой форме выражать свой отказ на ответ или неготовность отвечать на вопрос. Необходимо согласиться на уточнение информации по вопросу, подготовки большого объема информации по вопросу, использования справочной литературы, таблиц, первоисточников и так далее. Затем необходимо открыто сделать соответствующую пометку в рабочей тетради и назначить точную дату и время, какое-либо мероприятие, в ходе которого и будет дан ответ на возникший вопрос. В любом случае ни один из заданных вопросов не должен остаться без ответа, так как это подрывает авторитет агитатора, пропагандиста, командира.
Содержание анализа проведенной беседы
Содержание работы по проведению анализа беседы, достижения целей и выполнения задач во многом повторяет анализ индивидуальной беседы. Характерным отличием является то, что в ходе беседы проводимой с группой военнослужащих или воинским коллективом в целом позволяет командиру определить общий уровень морально-психологического состояния подразделения, выяснить запросы отдельных военнослужащих, использовать итоги проведенных бесед с наращиванием своих воспитательных усилий, совершенствования методики воспитательной работы с личным составом.
Организация и проведение бесед требуют от командного состава и актива подразделения постоянной работы над повышением своих психолого-педагогических знаний, совершенствования методических навыков по организации и проведению основных форм воспитательной работы в подразделении. Поэтому их воспитательные усилия должны строиться на принципах постоянного творческого поиска в применении основных методов воспитания-убеждения и личного примера.
Вывод по теме:
Таким образом, при умелом проведении беседы офицер может не только правильно оценить потребности, склонности, интересы, черты характера, но и выявить глубоко личные переживания воинов. Результаты беседы помогут составить психологический портрет, на основе которого впоследствии целесообразно строить индивидуальную и коллективную работу с военнослужащими.
Заключительная часть
Напоминаю тему, цели и учебные вопросы занятия, подвожу итоги занятия, отмечаю степень усвоения пройденного материала, положительные моменты при проведении занятия. Отвечаю на возникшие вопросы. Даю задание для самостоятельной работы.