Ключевые слова: Петр Ильич Чайковский, музыка, композитор, слушатель, произведение, творчество, тематика произведений, феномен, опера, музыкальная культура.




Мацкевич П. Н.

Особенности творчества Петра Ильича Чайковского. Феномен великого композитора.

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности творчества Петра Ильича Чайковского и его актуальность в XIX веке. Изучается и раскрывается стиль одной из самых известных его опер – «Евгений Онегин». Описывается гуманистическое значение и влияние его произведений. Делается вывод о том, что творчество этого композитора оказало огромное влияние не только на его современников, но и на величайших творцов XX века.

Ключевые слова: Петр Ильич Чайковский, музыка, композитор, слушатель, произведение, творчество, тематика произведений, феномен, опера, музыкальная культура.

«Мне кажется, что я действительно одарен свойством правдиво, искренне и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст.» Эти строки принадлежат великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. В них раскрывается главная характеристика творчества этого музыканта. Ведь именно в его музыке отразилась жизнь простого русского человека с ее неподдельной радостью, горькой скорбью, терзаниями и надеждами. Произведения Чайковского в полной мере захватывают слушателя, завлекая своей искренностью и правдивостью. В творчестве этого композитора прослеживается любовь к родине, русской природе, внутренняя борьба человека и стремление к счастью. Его музыка способна найти отклик в душе каждого слушателя. [1]

Творчество П. И. Чайковского формировалось в пореформенную эпоху, вобрав в себя информацию о психологии чувств человека и диалектику его души. Композитор стал свидетелем как сильного подъема, так и упадка народного движения в культуре страны. Поэтому он не стремился использовать в своих произведениях определенные жанры истинного крестьянского фольклора, а обращался к привычным городским интонациям, характеризующиеся эмоциональной открытостью, мелодичностью и правдивостью. Именно эта особенность сделала музыку композитора понятной не только в России, но и за границей, что поспособствовало широкому международному признанию композитора во всем мире. Лирический дар Чайковского раскрылся с помощью самобытности, но в это же время и универсальности своего музыкального языка, главной художественной идеей которого был романтизм.

Диапазон тематики его произведений очень широк. Он являлся новатором в каждой отрасли, при этом используя традиционные особенности жанров. Композитор создал симфоническую трагедию, развил программную увертюру и драму. В его творчестве насчитывается семь симфоний, десять опер, три балета, более десяти оркестровых сочинений, фортепианная, инструментальная и хоровая музыка. [2]

Наиболее известная опера П. И. Чайковского – «Евгений Онегин». Она считается вершиной творчества музыканта, шедевром русской классики. В этом произведении автор воспевал высоту чувств и поэтичность Татьяны, изображал душевные терзания лирических героев А. С. Пушкина, подчеркивая глубину их чувств. Музыка в этом произведении как бы продолжает речь главных героев. Чайковский сумел мастерски передать все тонкости сюжета. Данная интерпретация романа Александра Сергеевича Пушкина была хорошо воспринят публикой и положила начало новому этапу в жанре лирической оперы.

Это произведение П.И. Чайковского никого не смогло оставить равнодушным. Поэтому лучшие оперные певцы мира исполняли различный партии, сочиненные композитором. Так, партию Евгения Онегина исполняли такие популярные певцы, как советский камерный певец П. Г. Лисициан, российский оперный певец А.С. Ворошило, Д. А. Хворостовский и многие другие.

Феномен П. И. Чайковского заключается в том, что этот композитор писал музыку практически во всех жанрах. А в каждом из них он оставил свой след гениального человека. Для его произведений характерны яркие контрасты в музыке, в основе которой лежит конфликт или сценическая драма. С помощью своей музыки он выражал собственные душевные переживания, раскрывая ключевые морально-нравственные идеи, характерные для культуры России того времени. [3]

«Вы самый большой талант современной России. Более мощный и оригинальный, чем Балакирев, более возвышенный и творческий, чем Серов, неизмеримо более образованный, чем Римский - Корсаков...» - писал русский музыкальный и литературный критик Герман Августович Ларош в своём письме Чайковскому. Ведь его творчество — это вершина музыкальной культуры XIX века во всем мире. Этот человек был не только великим композитором, но и педагогом, дирижером, симфонистом-драматургом и музыкальным критиком.

 

 

Список использованной литературы

1. Ауэрбах Л.Д. Трио Чайковского и памяти великого художника. М. Музыка 1997.

2. Л.С. Третьякова. Страницы русской музыки. М., Знание, 1979г.

3. Давыдов Ю.Л. Записки о П.И. Чайковском. М. Гос. Муз.изд-во 1962.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: