Все эти блоки можно изобразить с помощью текстового процессора Microsoft Word (панель Рисование, список Автофигуры).
Линии потока. Нормальным направлением линий потока (следованием этапов процесса переработки данных) считается направление сверху вниз и слева направо и стрелками не обозначается. Во всех других случаях обозначение направления стрелками обязательно.
Линии, связывающие элементы схемы, должны проводиться только по вертикали или горизонтали параллельно линиям внешней рамки схемы и подводиться к середине блока. Чтобы показать изменение направления, линии проводят с изломом в 90 градусов. На схеме может быть пересечение двух несвязанных линий потока или слияние их.
Пересечение линий потока Слияние линий потока
![]() |
Записи внутри блока должны быть представлены так, чтобы их можно было читать слева направо и сверху вниз, независимо от направления потока.
Для удобства нахождения блока на схеме блоки можно нумеровать. Номер символа задается в виде цифр, букв или сочетания букв и цифр. Номер проставляется сверху слева в разрыве контура. Нумеруются блоки в порядке сверху вниз и слева направо.
Если содержание пояснения не помещается внутри блока, то используется “комментарий”, который может относиться как к блоку, так и к линии потока. Комментарий помещают в свободном месте схемы и соединяют с поясняемым блоком или с линией потока штриховой линией. Записывают комментарий в пределах верхней и нижней граничных линий параллельно основной надписи.
![]() |
Рассмотрим некоторые типовые структуры алгоритмов.
Последовательность. Включает фиксированный перечень блоков. Каждый очередной блок выполняется после завершения предыдущего без дополнительных условий.
Выбор. В блоке Условие содержится условие выбора блока обработки. Каждый блок выполняется один раз; выполнение одного из двух блоков – обязательно.
Цикл «пока». В блоке Условие содержится условие выполнения тела цикла – определенной обработки. Если условие не выполняется, цикл прерывается и осуществляется выход.
В качестве примера блок-схемы приведем реализацию алгоритма решения квадратного уравнения. Схема алгоритма приведена на рис.7.3.
Составление блок-схемы является важным и в большинстве случаев необходимым этапом решения задачи на ЭВМ, значительно облегчающим процесс составления программ.
Программирование
Программирование (programming) – теоретическая и практическая деятельность, связанная с созданием программ.
Программирование является собирательным понятием и может рассматриваться и как наука, и как искусство. Именно на этом основан научно-практический подход к разработке программ.
Программа – результат интеллектуального труда, для которого характерно творчество, а оно, как известно, не имеет четких границ. В любой программе присутствует индивидуальность ее разработчика, программа отражает определенную степень искусства программиста. Вместе с тем, программирование предполагает и рутинные работы, которые могут и должны иметь строгий регламент выполнения и соответствовать стандартам.
Программирование базируется на комплексе научных дисциплин, направленных на исследование, разработку и применение методов и средств разработки программ (специализированного инструментария создания программ). При разработке программ используются ресурсоемкие и наукоемкие технологии, высококвалифицированный интеллектуальный труд.
Программирование – это развитая отрасль хозяйственной деятельности, связанная со значительными затратами материальных, трудовых и финансовых ресурсов. По данным зарубежных источников, в конце XX века в мире было занято программированием до 2% трудоспособного населения. Совокупный оборот в сфере создания программных средств достигает несколько сот миллиардов долларов в год.
В связи с ростом потребности в разнообразных программах обработки данных весьма актуален вопрос применения эффективных технологий программирования и их перевода на промышленную основу. Это означает стандартизованность, тиражируемость методов программирования, внедрение прогрессивных инструментальных средств, использование специальных методов и организационных приемов в разработке программ.
Наиболее известные технологии программирования – структурное программирование и объектно-ориентированное. Структурное программирование основано на модульной структуре программного продукта, т.е. программа разбивается на несколько составляющих (подпрограмм). Модуль – это самостоятельная часть программы, где объединены ресурсы, которые направлены на реализацию конкретной задачи. Объектно-ориентированное программирование - новое поколение технологий программирования, широко используемое в наше время. Эта технология объединяет не только данные, но и методы их обработки в логические сущности – объекты, которые, в свою очередь, имеют способность к наследованию характеристик других (одного или нескольких) объектов в своём классе и обеспечивают тем самым возможность неоднократного использования программного кода.