ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ




Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права (т.е. правоспособность и дееспособность).

Принято различать общую универсальную и специальную правоспособность.

Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности (именно такой правоспособностью обладают граждане).

Специальная правоспособность предполагает наличие у юридических лиц лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности прямо зафиксированы в его учредительных законах.

Анализ ст. 49 ГК показывает, что общим принципом для всех юридических лиц остается специальная правоспособность. Универсальная правоспособность носит характер исключения из общего правила и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц. Представляются, что учредители коммерческой организации могут сузить объем ее правоспособности, т.е. сделать ее специальной. Для этого необходимо лишь запретить в уставе организации конкретные (помимо извлечения прибыли) цели и предмет ее деятельности.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Создавший такое предприятие единоличный учредитель (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование) сохраняет за собой право собственности на переданное предприятию и приобретенное им в ходе своей деятельности имущество, тогда как само предприятие как самостоятельное юридическое лицо наделяется лишь определенным ограниченным вещным правом, по сути используя чужое имущество.

Термин «унитарное» (unitaire – франц., от латинского unitas - единство) подчеркивает неделимость имущества такого юридического лица по вкладам (долям, паям), в том числе и между его наемными работниками, так как никто, кроме учредителя, не участвовал в его образовании.

Унитарные предприятия существуют в двух разновидностях: основанные на праве хозяйственного ведения

основанные на праве оперативного управления (казенные).

Различия в из правовом статусе заключаются, прежде всего, в объеме правомочий, получаемых унитарными предприятиями в отношении имущества учредителя-собственника. В частности, для совершения казенным предприятием любых сделок по распоряжению имеющимся у него имуществом требуется обязательное согласие собственника, если только речь не идет о готовой продукции такого предприятия (п. 1 ст. 297 ГК РФ). Важным для оборота является и то обстоятельство, что по долгам казенных предприятий при недостатке у них своего имущества ответственность несет собственник имущества (п. 5 ст. 115 ГК РФ), тогда как для обычных унитарных предприятий такая ситуация исключается. Поэтому казенное предприятия в отличие от обычного унитарного не может быть объявлено банкротом.

Кроме этого, казенное предприятие может быть создано только в следующих случаях:

· если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;

· необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения национальной безопасности;

· необходимости осуществления деятельности по производству товаров, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

· необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающих национальную безопасность страны;

· производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной и т.д.

К обозначенным характеристикам унитарных предприятий, необходимо добавить важнейшую теоретико-практическую составляющую юридического статуса унитарного предприятия – принцип специальной правосубъектности. Прямое указание на него содержится в п. 3 ст. 9 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», где сказано, что устав данных предприятий должен содержать сведения о предмете, целях и видах деятельности унитарного предприятия. Устав – публичный документ (в смысле открытости содержащихся в нем сведений и доступности их конрагентам юридического лица), его основной смысл состоит в формировании у любого третьего лица, вознамерившегося иметь дело с данным предприятием, четкого представления о предприятии как таковом, и в первую очередь об объеме его правоспособности.

Пункт 1 ст. 3 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» содержит правило, учитывающее результат соотнесения п. 1 ст. 49 и п. 1 ст. 113 ГК РФ и устанавливающее, что унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Однако п. 3 ст. 9 Закона говорит о том, что помимо указанных в ГК РФ цели и предмета деятельности предприятия в уставе необходимо определить еще и виды этой деятельности. Получается, что данная статья Закона ограничивает объем правоспособности унитарного предприятия по сравнению с тем, как он мог бы быть определен исходя из ГК РФ. Таким образом, мало установить, что сделка, соответствуя общей цели деятельности предприятия, в принципе не выходит за рамки предмета деятельности, указанного в уставе. Нужно также убедиться, что ее совершение находится не только в сфере предмета уставной деятельности, но и соответствует одному определенному виду такой деятельности.

 

Вопросы:

1. Кто является собственником имущества государственного (муниципального) унитарного предприятия и каковы его полномочия? Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование
2. В каких случаях может быть создано казенное предприятие? · если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования; · необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения национальной безопасности; · необходимости осуществления деятельности по производству товаров, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач; · необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающих национальную безопасность страны; · производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной и т.д.
4. В чем заключается отличие казенных предприятий, основанных на праве оперативного управления, от унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения? · наделяются вещным ограниченным правом оперативного управления, тогда как другие государственные предприятия имеют право хозяйственного ведения; · право оперативного управления значительно уже права хозяйственного ведения; · казенные предприятия не вправе самостоятельно распоряжаться не только недвижимым, но даже и движимым имуществом; · в отличие от других государственных предприятий, не могут объявляться банкротами; · государство (Российская Федерация или субъект РФ) несет дополнительную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества; · государство (Российская Федерация или субъект РФ) несет дополнительную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества; · в казенных предприятиях не формируется уставный фонд, в то время как в предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения такой фонд создается (размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда, муниципального – 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда).
3. Чем отличаются Государственные и муниципальные предприятия от коммерческих юридических лиц – собственников имущества (хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов)? n управляют не своей собственностью, а государственной либо муниципальной; n обладают не правом собственности, а ограниченными вещными правами (право хозяйственного ведения, право оперативного управления); n наделяются специальной (а не общей) правоспособностью; nявляются унитарными, так как их имущество не может быть распределено по вкладам (паям, долям).
5. В чем заключается принцип специальной правосубъектности унитарного предприятия? Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: