СОХРАНЕНИЕ УНИКАЛЬНОСТИ И САМОЦЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО
Деркунская Вера Александровна к.пед.наук,
Доцент кафедрыдошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
Базовые идеи ФГОС ДО
• Сохранение уникальности и самоценности детства;
• Социализация и индивидуализация развития личности ребенка;
• Ребенок как субъект образовательной деятельности и образовательного процесса.
Ради чего каждому из нас дано детство?
• Ради фантазии, а работа фантазии ради игры, а игра ради выражения нашей эмоциональной жизни, раскрытия и осознания чувства, а чувство ради души, в которой отражается истинный смысл нашего бытия, человеческого существования. В.В. Зеньковский
Социально-ценностные ориентации и интересы современных дошкольников
• Мир взрослых;
• Собственный мир и субъектные качества;
• Созидание и труд;
• Гуманистические ценности;
• Материальный мир.
Ценностные ориентации современных дошкольников в деятельности
• игра,
• познавательное экспериментирование,
• изобразительная и музыкальная деятельность,
• двигательная активность.
Реальный портрет старшего дошкольника
• Активный, деятельный, обладающий инициативами, собственным мнением;
• Обладающий ценностями и широким кругозором;
• Носитель субкультуры, атрибуты которой часто становятся мотивом к началу деятельности;
• Стремящийся к самовыражению в разнообразных видах детской деятельности, чаще интегративного характера;
• Любящий детский коллектив и совместную интересную деятельность со сверстниками;
• Направленность на успешный результат деятельности, стремление к его оценке и своих достижений;
• Обладающий здоровой конкуренцией со сверстниками, выражено желание быть лучшим, заслужить положительную оценку взрослого;
• Обладающий ценностным отношением к образованию, легко выстраивает логическую цепочку значимости будущего через образование;
• Тяжело совмещать лидерство и ответственность, стремление к самостоятельности и возможность удовлетворить ее в детском саду;
• Носитель разнообразных социальных эмоций и чувств в контексте значимых взрослых и сверстников.
Зачем дети приходят в детский сад?
• Детский коллектив;
• Совместная игра и другие виды деятельности;
• Разнообразная деятельность;
• Привлекательная среда.
Самоценность детства, основные задачи развития и
Ведущая возрастосообразная деятельность
• 1-3 года: Освоение вместе со взрослым предметного мира, предметная и предметно-манипулятивная деятельность, эмоциональное взаимодействие со взрослым.
• 3-5 лет: Освоение социальных ролей и социальных взаимодействий, освоение окружающего мира в разнообразии связей и отношений, развитие познавательных интересов.
• 5-7 лет: Самопрезентация своих достижений и своего Я сверстникам и взрослым, самореализация в разнообразии видов детской деятельности; полидеятельность, интегративная деятельность.
Самоценность дошкольного детства в перспективе ведущей деятельности
• Предметная и предметно-манипулятивная деятельность – социализация и культурация – самореализация.
Приоритетные формы работы с детьми раннего возраста в ДОО
• Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера;
• Предметное коллекционирование или музей одного предмета;
• Литературно-игровые приемы предметного содержания;
• Организация мини-театрализованных игр с предметами;
• Организация мини-проектов детско-родительской направленности;
• Моменты радости.
Приоритетные формы работы с детьми от 3 до 5 лет в ДОО
• Организация сюжетно-ролевых игр;
• Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий на сюжетной основе;
• Игры-этюды с ролевым взаимодействием;
• Разнообразные беседы и сюжетная познавательная деятельность.
Приоритетные формы работы с детьми от 5 до 8 лет в ДОО
• Основу развивающего образования составляет проблемный и ситуационный подходы, насыщение совместной деятельности проблемными и ситуационными задачами, их широкая вариативность, полипроблемность.
• Конкурсы, фестивали, соревнования, состязания и пр. презентативные формы;
• Дидактическая игра;
• Исследовательская (опытная) деятельность.
Приоритетные формы работы (5-8 лет)
• Проектная деятельность.
• Клубы по интересам.
• Театрализованная деятельность.
• Интегративная деятельность;
• Самостоятельная деятельность детей.
"Чем это сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завтра?..
Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня. Ради завтра, которое ребенок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни"
Януш Корчак