Русский язык 10 класс
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) зАгнутый 2) звОнит 3) снЯла 4) красивЕе
А2. В каком предложении вместо слова памятный нужно употребить слово памятливый?
1) Это было очень памятное событие для всей семьи.
2) Этот памятный разговор повлиял на мою судьбу.
3) До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, памятным и энергичным.
4) Мне дорог и памятен каждый уголок родного дома.
А3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Обнаружив в кометах органические вещества,
1) была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.
2) это даёт основания для важных выводов.
3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.
4) у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.
Прочитайте текст и выполните задания А4 – А6.
(1) … (2) Так, к началу XIX века на Земле проживал один миллиард человек, а к концу XX века — уже шесть миллиардов человек. (3) Такой быстрый рост населения за короткий исторический период называется демографическим взрывом. (4) Но рассчитана ли биосфера Земли на подобные взрывы? (5) Учёные установили, что наша планета рассчитана только на 200 миллионов человек. (6) … человек превысил свою долю в биосфере в несколько раз.
А4. Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?
1) Быстрый рост населения планеты называют демографическим взрывом.
2) Население планеты растёт медленно.
3) Население планеты очень быстро увеличивается.
4) По мнению учёных, биосфера Земли рассчитана на неограниченное количество человек.
А5. Какие(-ое) слова (слово) являются(-ется) одной из грамматических основ второго (2) предложения текста?
1) проживал человек
|
2) проживал один миллиард человек
3)миллиард человек 4) проживал
А6. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТАКОЙ из третьего (3) предложения текста.
1) местоимение 2) наречие 3) прилагательное 4) причастие
А7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) пот_плевший, л_петать, поб_дитель
2) отр_слевой, огл_вление, гр_мадный
3) л_ловый, зач_рстветь, выт_рать
4) заг_релый, р_птать, обл_денение
А8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр_морский, пр_светлый, пр_следовать
2) видеос_ёмка, в_ются, ад_ютант
3) раз_грать, дез_нформировать, по_скать
4) бе_ценный, ра_фасовать, не_говорчивый
А9. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Я?
1) люди запомн_т, кол_щие предметы
2) угли тле_т, цвета выгор_т
3) наде_щийся на взаимность, кле_щий карандаш
4) беспоко_щийся о будущем, повара вар_т
А10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
Картина Левитана «Владимирка» н(1) содержит н(2)каких сюжетных элементов, это чистый пейзаж, в котором художник н(3) поступился красотой русской природы, н(5) умалил её поэтической прелести.
1) 1, 2 2) 2 3) 1, 3 4) 3, 4
А11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) (ПО)ЧЕМУ, глядя на один портрет, мы (НА)ДОЛГО засматриваемся, любуясь изображением, и равнодушно скользим быстрым взглядом по другому?
2) Даже после смерти Баха в ТОМ(ЖЕ) магистрате его педагогическая деятельность, ТАК(ЖЕ) как и композиторская, не получила должно оценки.
3) Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть, (ПО)ТОМУ, что природа в изображении художника КАК (БУДТО) находится в дисгармонии с жизнью человека.
4) КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь
А12. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
В России континентальный климат () и здесь особенно суровая зима.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
|
Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (5) каким-то итальянским архитектором.
1) 1, 2 2) 2, 4 3) 2, 3 4) 1, 4
А14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.
2) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.
3) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретически и практически и общенаучное значение.
4) Древние испанские мастера при строительства замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.
А15. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Римский-Корсаков сумел передать основную идею произведения так, как он её понимает: в народном представлении искусство — могучая творческая сила.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
А16. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) В этом документе речь идёт о создании экономического союза, который предусматривает ликвидацию таможенных барьеров.
2) Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад обстоятельства.
3) Утром я обычно занимаюсь делом, которое требует наибольшего внимания и напряжения.
4) Именно в 12 лет в жизни Бетховена произошло событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру.
А17. Прочитайте текст.
Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. Учёные считают, что именно эти лучи улавливают совы, что помогает птица охотиться с темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь).
В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Инфракрасные лучи, представляющие собой тепловое излучение нагретого предмета и относящиеся к невидимым человеческим глазом лучам, улавливают сов.
2) Ультрафиолетовые лучи, в отличие от цветовых элементов спектра: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового, — невидимы.
3) Учёные считают, что совы улавливают цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — что помогает птицам ориентироваться в темноте.
4) Тепловое излучение сов помогает им охотиться в ночное время.
|
Прочитайте текст и выполните задания А18 — А19; В1 — В8;
(1) Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». (2) Но что может значить это определение? (3) Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4) Ограничено и человечество в целом.
(5) Вообразите горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6) Вот его ограниченность. (7) Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8) Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9) «Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10) Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11) Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12) И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.
(13) Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи… (14) Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15) Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16) Но очень важно разделять знания и представления. (17) Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.
(18) Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землёй, но ни разу не вылезали наружу (19) Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20) Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21) Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22) То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы… (23) Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?
(24) То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека и большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25) И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире. (По В. Солоухину)
А18. Какой(-ие) тип(-ы) речи использованы в предложениях 1—4?
1) повествование 2) рассуждение 3) описание 4) повествование и описание
А19. В каком предложении использованы антонимы?
1) 14 2) 9 3) 3 4) 18
В1. Определите способ образования слова САМОНАДЕЯННО (предложение 10).
В2. Из предложений 1—2 выпишите все местоимения.
В3. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4. Среди предложений 14—20 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого простого предложения.
В5. Среди предложений 2—12 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номера всех этих предложений.
В6. Среди предложений 13—18 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным цели. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 13— 20 найдите предложение, связанное с предшествующим с помощью союза. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в ответ.
Размышляя о поставленной проблеме, автор использует такие синтаксические средства, как _____ (предложения 2, 11), _____ (например, в предложениях 13, 22). Стремясь подчеркнуть ограниченность знаний каждого человека и неизмеримость того, что человечеству пока неизвестно, В. Солоухин прибегает к использованию таких тропов, как ____ („«капсуле» всего человечества“ в предложении 13) и _____ (загадочным миром в предложении 8).
Список терминов:
1) сравнительный оборот 2) парцелляция
3) ряды однородных членов 4) ирония
5) метафора 6) индивидуально-авторские слова
7) вопросительные предложения 8) диалектизмы
9) эпитет