ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФГОС)
УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Титульный лист (заполняется согласно требованиям образовательного учреждениям)
Утверждена (где, когда и кем)____________________________________________________
Название_____________________________________________________________________
Возраст детей 6-7 лет___________________________________________________________
Срок реализации 201…-201… учебный год_________________________________________
Автор программы______________________________________________________________
Программа составлена на основе программы…__________________________________________________________________
Город________________________________________________________________________
Год разработки________________________________________________________________
Пояснительная записка
Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
|
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования или родителями.
Цели курса
· создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
· создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи курса
1. Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
2. Формирование положительной «Я - концепции».
3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
4. Развитие навыков рефлексивных действий.
5. Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества.
6. Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.
Ожидаемые результаты:
- улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
- развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
|
- укрепление здоровья школьников.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.
3. Учебно-тематический план
№ занятия | Количество часов | Содержание занятия и развиваемые способности | Дата проведения занятия |
Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок. | |||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |||
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | |||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |||
Изготовление работ в технике рваной аппликации. | |||
Творческая работа в технике рваной аппликации. | |||
Совершенствование воображения. | |||
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | |||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |||
Изготовление объёмных поделок из бумаги. | |||
Творческая работа по изготовлению новогодних украшений из бумаги. | |||
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |||
Совершенствование воображения. | |||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | |||
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |||
Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток. | |||
Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумаги. | |||
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | |||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |||
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Совершенствование воображения. | |||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | |||
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |||
Конструирование. Изготовление простейших многогранников. | |||
Творческая групповая работа по конструированию. Создание макета из простейших фигур. | |||
Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года. | |||
Итого: 33 часа |
|
Содержание учебной программы
В первом классе в силу возрастных особенностей ребёнку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные виды заданий:
- динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата;
- познавательно-логические;
- коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнение «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и другие.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированная.
Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.