Особенности творческого процесса
Творческий процесс — чрезвычайно сложное, порой необъяснимое, явление, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В дизайне важно проследить, как происходит придумывание, фантазирование не вообще, а на заданную тему, и каким образом достигается результат. Под влиянием окружающей действительности у художника (дизайнера) возникает некоторая идея, которая конкретно или обобщенно воплощается в художественный образ. Образ идеи трансформируется в форму, которая должна отвечать замыслу.
Замысел — это структурный элемент композиции — средства для выражения художественной идеи. Композиция — конкретный метод гармонизации, система средств и способов создания эстетически целостного и выразительного объекта. Умение дизайнера абстрагироваться от второстепенных свойств объекта, обобщать и развивать свою идею в нужном направлении — все это входит в решение композиционной задачи.
Творческий процесс — это достижение единства формы и содержания.
Проектирование дает полезный эффект в том случае, если мышление дизайнера развито в профессиональном направлении и сам дизайнер обладает следующими качествами:
- способностью увидеть и четко сформулировать задачу;
-способностью бегло выработать достаточное количество идей за ограниченное время;
-умением отыскивать оригинальные решения;
-умением быстро придумывать самые невероятные решения заданной проблемы.
Существует определенный план творческого процесса дизайнера:
1. Возникновение замысла и постановка задачи.
2. Сбор и накопление материала, определение творческого источника.
Развитие ассоциативного мышления дизайнера проявляется в преобразовании предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно. Способность художника (дизайнера) к такому мышлению является основой творчества, так как любое произведение искусства — это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоздаваемых в памяти.
Дизайнер одежды из реальной действительности может взять почти все, что каким-то образом можно трансформировать, преобразовать в одежду: мотив, фрагмент чего-то или источник целиком.
|
Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические, ирреальные.Решая определенную задачу, дизайнер всегда стоит перед проблемой выбора средств, способных наиболее полно и точно выразить его идею.Процесс творчества связан не только с эмоциональным чувством, но и со способностью абстрагирующего мышления человека.
Абстрагирование — это мысленное отвлечение от ряда свойств предмета, выделение его главных особенностей.Творческими источниками в моделировании одежды традиционно были исторический и национальный костюм, ретромода, английская классика, предметы декоративно-прикладного искусства, растительный и животный мир. Кроме того, в настоящее время толчком фантазии могут быть продукты цивилизации, урбанизм городов, космические исследования, инженерные идеи, машинные формы, новые материалы и технологии, социальные катаклизмы общества.
3. Концентрирование усилий, интенсивная работа, использование различ -
ных методов эвристики и проектирования.Эвристика — метод интенсификации творческого мышления. Методы проектирования — методы решения проектной задачи.
|
4. Передышка, отвлечение, чтобы через некоторое время опять вернуться к решению и оценить его «свежим взглядом». Необходимо какое-то время, чтобы идея «улежалась».
5. Озарение — получение окончательного оптимального решения.
6. Доработка, доведение работы до конца, обобщение, выводы, оценка, оформление документации.
На всех этапах проектирования теоретическая и практическая работа может строится по единой проектной методике:
1) осмысление проблемной ситуации;
2) предпроектный анализ;
3) определение принципов и средств решения задачи;
4) формирование формального образа;
5) анализ проектной ситуации;
6) эскизный поиск принципиальных решений;
7) проектная проработка.
Методический процесс проектирования можно разделить на четыре основных этапа:
информационный
аналитический — исследовательская часть;
синтетический
коммуникативный — практическая часть.
Творческие источники, используемые при проектировании костюма
Творческими источниками при проектировании одежды могут быть любые явления природы, события в обществе, предметы действительности, которые окружают дизайнера. Дизайнера одежды всегда интересуют форма вообще, сопряжения объемов, сочетание разнообразных построений. Творческими источниками могут быть:
- произведения архитектуры, сопряженные машинные формы, инженерные сооружения, предметы быта, декоративно-прикладного искусства (стекло, металл, керамика, дерево), бионика, растительные формы;
|
- форма лужи на асфальте, блеск льда, фактура грязи на дороге или земли на пашне, капли дождя на стекле, морозные рисунки на окне — все это дает пищу для придумывания. Правда, для этого необходима постоянная профессиональная тренировка, для того чтобы мыслительный аппарат дизайнера был настроен в определенном направлении. (К.Диор признавался:«Собственно, все, что я знаю, вижу или слышу, все в моем существовании превращается в платья.»);
- художественная литература, кино, театр, цирк, события в мире;
- традиционные творческие источники: исторический, национальный, классический костюм,ретромода, когда происходило дословное прочтение костюма; использование декора на тех же конструктивных поясах, что и в источнике; разработка только кроя; перенесение традиционных способов отделки на новые материалы; прием стилизации в сторону упрощения при сохранении узнаваемости; «метод цитат» (выхватывание фрагмента из целого и перенесение его в новую форму, в новый комплекс); «метод эклектики» (смешение разных стилей, форм, фрагментов); прием пародии.
Каждый дизайнер одежды пользовался своими излюбленными творческими источниками.Одни — использовали народный костюм, другие — возвращались к одежде разных периодов XX в. (ретромоде) и там черпали идеи, третьи — были апологетами классики, четвертые — брали идеи (корсет, кринолин и пр.) в истории костюма. Некоторые известные кутюрье, такие как П.Карден, П.Рабанн, И.Мияке, Р. Кавакубо, исповедуют принцип «не оглядываться назад». Они не используют в качестве творческих источников ни исторический костюм, ни ретромоду, ни классику, а изобретают новые формы, новые материалы, новые технологии изготовления, новый подход к ношению одежды. Например, П. Рабанн с 1960-х гг. предлагает одежду из пластика, металла, стекла, пленок. П.Карден вдохновлялся космической эрой 1960-х гг. и новыми материалами. И.Мияке, создавая одежду для всех и каждого, предложил трикотажные готовые изделия в рулонах, как ткань. Можно было отрезать себе любую готовую вещь.