КОВРИГИНА Ю.В.
Инструктор по физическому воспитанию
МАДОУ «ДС № 482 г. Челябинска»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО СПОРТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ.
Двигательная активность – это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребенка, состояния его здоровья. Двигательная активность – деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к движению, физическому напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения движениями. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. У детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) значительно снижена двигательная активность, они малоподвижны, не желают принимать участие в подвижных играх. Интерес детей к двигательной активности можно формировать. Общеизвестно, что именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, прививается любовь к физкультуре.
Перед образовательными учреждениями стоит задача создания условий для сохранения здоровья воспитанников и условий для проведения коррекционно-профилактических мероприятий, необходимых для многих детей по медицинским показаниям. Исходя из этого возникает необходимость в создании механизма формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.
Дошкольное учреждение является первым и главным звеном, формирующим здоровье дошкольника. Дошкольный возраст самое благоприятное время для полноценного физического развития. Однако следует помнить о том, что за последние годы физически здоровых детей рождаются очень мало. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых, были заложены еще в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, 70 % детей имеют ряд различных нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, сердечно - сосудистой системы и т.д. В школе многие дети не справляются со школьной программой по причине плохого состояния физического здоровья.
Дошкольное учреждение посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Основными направлениями коррекционно-оздоровительной работы с детьми, по рекомендации врачей, являются следующие направления:
¾ коррекция и профилактика нарушений осанки:
¾ коррекция и профилактика нарушений верхних и нижних конечностей;
¾ коррекция и профилактика нарушений зрительно-моторной координации;
Работа педагога по оздоровлению и коррекции физических нарушений у детей не подменяет систему лечебных мероприятий назначенных врачом, она является системой или комплексом тех мероприятий, которые должен выполнять взрослый. Нередко все лечебно-оздоровительные мероприятия часто вызывают у детей отрицательные эмоции, как дома, так и в детском саду и поэтому главной задачей для педагога является определение форм и методов работы, являющимися эффективными в решении поставленных задач развития ребенка. Поэтому и был определен главный принцип направления работы – интеграция, процессе которой эффективно дополняются оздоровительные и образовательные мероприятия. Интеграция лечебно-оздоровительного и образовательного процессов в группе требует творческого подхода к решению данных задач. Педагогу необходимо строить систему работы таким образом, чтобы лечебные мероприятия проводились на фоне положительных эмоций, приносили ребенку радость и удовлетворение, а достичь это возможно, когда применяется самый распространенный и эффективный метод в педагогике – игровой. Внедрение нестандартного оборудования эффективно влияет на достижение положительных результатов.
Мы заметили, что двигательная активность формируется успешнее, если физические упражнения выполняются детьми охотно и радостно. Более высокая работоспособность и стремление к дальнейшему овладению двигательными навыками проявляются при использовании разнообразных предметов, игрушек, пособий. Формирование двигательной активности в значительной степени зависит от взрослых, от умения создавать все необходимые условия для своевременного усвоения детьми движений, без которых невозможно их физическое развитие. Стремясь повысить интерес детей к движениям, мы, прежде всего, пополнили набор оборудования и атрибутов. Изготовили утяжелители для нижних и верхних конечностей для развития силовых качеств; ленты, султанчики, флажки, косички – веревочки. Обновили и пополнили картотеку подвижных игр и упражнений. Нестандартное спортивное оборудование позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям.
Мы используем малогабаритное и универсальное спортивные нестандартное оборудование, которое легко трансформируется при минимальной затрате времени и которое можно применять и в помещении, и на улице.
Уже после непродолжительного использования нестандартного оборудования, мы отметили, что у детей возрос интерес к разным видам движений, появляется изобретательность в самостоятельной двигательной деятельности, стремление к достижению правильно выполнять движения. Кроме того, оборудование привлекло внимание родителей, они охотно помогли нам его изготовить, многие семьи отметили, что стали использовать подобные пособия дома. Нестандартное спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы.
Спортивно – игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
¾ обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
¾ приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;
¾ создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;
¾ приучать применять предметы спортивно – игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;
¾ пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Проведение физкультурных занятий с использованием нестандартного оборудования показывает, что увеличение двигательной активности детей возможно как за счет качественного улучшения методики занятий, повышение их моторной плотности, так и за счет применения нестандартного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Кроме того, пособиястали украшением спортивных мероприятий: «День индейца», «В поисках клада», «День здоровья», семейных праздников «Папа, мама и я спортивная семья!», Комический футбол, «Большие гонки».Мы отметили, что увеличилась количество участников среди родителей.
Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску. Все пособия, атрибуты и оборудование вызывают особый интерес у детей, повышают двигательную активность, развивают творческий потенциал.
Список используемой литературы:
1. «Программа развития и воспитания детей в детском саду» под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.
2. Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программе «Детство»: / науч. ред.: А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2012 г.
3. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников /О.В. Козырева. – М.: Просвещение, 2005 г.
4. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ: из опыта работы /авт.-сост. О.Н. Моргунова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 г.
5. Шарманова С.Б., Фёдоров А.И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания. – Челябинск, УралГАФК, 1999 г.
6. Шарманова С.Б., Фёдоров А.И.. Калугина Г.К. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. – Челябинск: Урал ГАФК, 1999 г.