Почему такое название «Вефильский гамбит»?




Введение

Если в ваш дом пришли незнакомые люди, которые предложили вам поговорить с ними о Библии, спросите у них о том, как называется их организация. Скорее всего, перед вами «Свидетели Иеговы». Хождение «от двери к двери» — это их излюбленный метод распространения своего учения. Они говорят, что этому их учит Библия. Но если вы начнёте читать Библию самостоятельно, то увидите, что апостолы ходили из дома в дом только при земной жизни Спасителя. После сошествия Святого Духа они шли, прежде всего, по тем городам, где были синагоги. И первые проповеди апостолов звучали именно здесь, где люди знали Закон и ждали обещанного пророками Мессию. В синагогах апостолы лично знакомились с теми, кто принимал учение Христа, и впоследствии христианские общины могли собираться в домах этих гостеприимных людей для совместной молитвы и преломления хлеба. Иногда ученики Христа шли туда, где собирались языческие мудрецы, например, апостол Павел шёл в Афинский ареопаг. Во всех остальных случаях проповеди сопутствовало какое-то явное чудо. Например, в 3 главе книги «Деяния Святых Апостолов» рассказывается о том, как апостол Пётр исцелил человека хромого от рождения. Народ, увидев это, исполнился ужаса и изумления, и вот тогда… «Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» (Деян.3:12). И дальше была проповедь, которая приводила людей к вере во Христа.

 

Что объединяет все эти случаи? Апостолы на момент проповеди уже обладали необходимым для религиозной беседы количеством авторитета. В синагоге не всем давали проповедовать, а только мужчинам, достигшим взрослого возраста и притом иудейского вероисповедания. Апостолы этим требованиям удовлетворяли. В афинский Ареопаг апостол Павел попал как Римский гражданин, знающий античную философию и риторику. Во всех остальных ситуациях — чудесное Божье провидение обращало внимание людей на простых еврейских рыбаков, которые благодаря помощи Божьей проповедовали с большей убедительностью, чем самые мудрые языческие философы.

 

А как же наши гости, которые называют себя «Свидетелями Иеговы»? Они никогда не ходят по синагогам, ареопагам или по их современным аналогам. С явными чудесами у них тоже проблема. Они говорят, что их главная задача состоит в том, чтобы обратить внимание людей на учение Библии. Что ответить им? Если мы настоящие христиане, то мы должны изучать Священное Писание, но значит ли это, что мы должны принимать духовное руководство всех тех, кто к нам приходит в дом с Библией в руках? Давайте ответим себе на вопрос: А зачем христианин должен изучать Священное Писание?

 

Святой Иоанн Златоуст говорил, что человеку легко спасаться при помощи Писания, без него спастись невозможно. Итак, Писание дано нам прежде всего как руководство ко спасению. Спасение, с точки зрения классического христианства, это такое терапевтическое воздействие Духа Божьего на человека, которое преображает его дух, душу и тело (1Фесс. 5:23). В притче о милосердном самарянине Господь выступает в образе самарянина, который спасает человека от насилия разбойников (падших духов), привозит в гостиницу (Церковь), чтобы человек получил здесь исцеление от ран (грехов). Благодаря спасению, человек может жить вечно с Богом, в гармонии с собой и с другими людьми. Итак, христианство понимает под спасением, прежде всего, исцеление души истинным знанием.

 

Если спасение — это исцеление, тогда проповедник с Библией в руках — это, по сути, духовный врач. Представьте себе, что на пороге вашего дома появляются два человека в белых халатах: «Здравствуйте, мы сейчас будем вас лечить!» Я думаю, что любой нормальный человек в этой ситуации, если и не выставит за дверь непрошеных гостей, то спросит про образование, медицинский стаж, характеристики с прежних мест работы и т. д. Осторожность в этой ситуации закономерна, однако эта осторожность касается нашего бренного тела. Какую же осторожность тогда мы должны иметь в выборе «врачей» для нашей бессмертной души?

 

Ну, хорошо! А Свидетели Иеговы вам покажут Библию и скажут, что это документ, позволяющий им проповедовать. А потом они предложат вам изучать с ними Священное Писание… Обычно они именно так и поступают. Вернёмся к примеру с двумя бродячими врачами. Представьте, вы спрашиваете у ваших проповедников документ об их медицинском образовании, а они кладут вам на стол «Медицинскую Энциклопедию», цитируют клятву Гиппократа и предлагают вам бесплатно сделать клизму…

 

Скажите, если бы это на самом деле случилось в вашем доме, вы кого быстрей вызвали, полицию или бригаду дежурных психиатров? Да. А знаете, почему огромное количество наших соотечественников в этой ситуации соглашаются на «клизму» мозга. Потому что это представляется им как абсолютно БЕСПЛАТНАЯ ПРОЦЕДУРА. И, несмотря на то, что все мы знаем, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, но очень хочется верить в какое-то исключительное чудо. А никакого чуда нет. У Свидетелей Иеговы достаточно примитивное понимание духовной жизни. В принципе, они оценивают духовность количеством занятий, проводимых адептом с целью вовлечения в Организацию новых членов. Если человек не пьёт, не курит, матом не ругается, не блудит, не врёт и не ворует, то, приняв убеждения организации Свидетелей Иеговы, этот человек может рассчитывать на полномочия учительства. Если человек распространяет учение организации, то старейшины организации закроют глаза на некоторые страстишки человека. А такие страсти, как тщеславие и гордость, даже чаще всего ставятся на службу Организации. По моим подсчётам лишь одна из десяти иеговистских женщин может сказать, что в её семье уже некого обращать. Дескать, муж и дети, родители и родственники мужа — все живут настоящей христианской жизнью, а значит, теперь можно идти проповедовать ко всем остальным. В этом была бы логика. Но если вы поговорите с вашими собеседниками по душам, то узнаете, что дома у них, скорее всего, куча проблем. Муж пьёт, сын сидит за компьютером целыми днями, дочь живёт то в одном «пробном» браке, то в другом. Вот где место для подлинного христианского подвига, но намного проще плюнуть на «этих безбожников» и пойти проповедовать туда, где никто не знает о том, какая ты на самом деле завистливая, склочная и двуличная жаба! Что меняется в жизни этой простой женщины, ставшей «возвещательницей» в организации Свидетелей Иеговы? В жизни ничего, а вот в самоощущении почти всё! В своём доме, для своего мужа в трениках с обвисшими коленками она «Людка», «Ирка» или вообще «Эй-ты»! А вот в вашем доме она, в каком-то смысле, «пророк» или даже «апостол». Есть много людей, готовых отказаться от очень больших денег для того, чтобы почувствовать себя космонавтом, спецназовцем, звездой телеэкранов. Свидетели Иеговы позволяют людям пережить самое привлекательное путешествие в мир раннего христианства и выполнить самую интересную «роль» этого путешествия, — роль апостола или пророка. Пожалуй, каждая религия предлагает что-то подобное. Особенность Свидетелей Иеговы состоит в том, что они делают это самым дешёвым, я бы даже сказал наглым способом. Скажите, зачем Серафим Саровский молился на камне тысячу дней и ночей, когда можно угодить Богу и получить от Него учительные полномочия в комфортном зале царств среди благоухающих тройным одеколоном мужчин и разукрашенных, как новогодняя ёлка, женщин? Свидетелям Иеговы чужд ригоризм покаяния, их не интересует борьба со страстями и брань против духов злобы поднебесных. Для того, чтобы осознать себя миссионерами и апостолами, им нужны две вещи:

 

· Организация, которая отвечает на все вопросы и имеет полномочия действовать от лица Бога Иеговы,

· Уши, которые готовы с восторгом воспринимать всё, что в них влагают новоявленные проповедники.

 

Так вот, эти уши ваши! Если вы с почтением слушаете всё, что Свидетели вам говорят, то, с одной стороны, вы помогаете этим людям быстрей забыть про их ненавистные «треники с обвисшими коленками», а с другой стороны, вы рискуете также «дёшево и сердито» сбежать от своих реальных проблем в почти сказочный мир виртуальной миссии.

 

Если вам это не по душе, тогда попросите у проповедников, которые появились на пороге вашего дома, документы об их богословском образовании, которое даёт им право обсуждать с вами Библию[1]. Впрочем, здесь могут быть исключения. Может быть, Свидетель Иеговы воскресит мёртвого или пойдёт по воде или сделает что-то из того, что написано в Мк. 16:17–18. Тогда диплом не нужен. Если нет ни диплома, ни чудес, тогда смело выпроваживайте ваших новоявленных просветителей за дверь!!!

 

Подумайте о том, что, когда кто-то рекламирует свой товар по квартирам, то для любого нормального покупателя — это тревожный сигнал. Значит, в открытой конкурентной среде этот товар неликвиден! И действительно, больше всего Свидетели Иеговы боятся открытых обсуждений, а также публичной и честной критики, ведь всё их учение сшито белыми нитками двойных стандартов и горделивых предубеждений, не терпящих прозрачности и дискуссионности. Это легко проверить. Предложите Свидетелям Иеговы прийти в воскресную школу для взрослых или на курсы катехизации и выступить открыто перед теми, кто способен задать сложные вопросы. Свидетели Иеговы откажутся. Они будут говорить, что если они придут на такое мероприятие, то возникнет спор, а христианин спорить не может! Представьте себе апостола Павла, который говорит: «Я не пойду в ареопаг, ведь собираются критически настроенные люди», или апостола Петра, который отказывается идти в синагогу, потому что там может возникнуть спор, а христианин спорить не может. Понятно, что в синагогах возникали самые горячие дебаты, но именно в них проповедники христианства облекались силой, уловляя словом веры новых учеников Христа. Да и излюбленный иеговистами отрывок: «Здешние были благомысленнееФессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так (Деян.17:11)» рассказывает о проповеди Павла и Силы в Верии в иудейской синагоге (См. Деян.17:10), а не в гостях у бабы Дуси из третьего подъезда.

Почему такое название «Вефильский гамбит»?

 

Когда два человека играют в шахматы, кто обычно выигрывает? Конечно же тот, кто лучше играет, — скажете вы. Позвольте с вами не согласиться. Выиграет тот, кто играет не по правилам. И это та причина, по которой Свидетели Иеговы в любой дискуссии на религиозную тему чаще всего выходят победителями. Когда они чувствуют угрозу для имиджа своей организации, они идут на заведомую ложь[2], подтасовку фактов, игру понятий. Они очень любят критиковать духовенство других конфессий, а когда им указывают на неприглядные стороны жизни иеговистских старейшин, они обижаются, принимают на себя «роль мучеников» и страдальцев за правду. Более подробно я буду говорить об этом ниже. Сейчас я предлагаю вам задуматься вот о чём: а как можно победить того, кто играет без правил? Я думаю, что вы согласитесь со мной, если я скажу, что есть два способа победить такого человека в шахматы. Либо вы тоже играете без правил, либо вы заставляете человека играть по общим и понятным для всех правилам. Соревнование в беспринципности — это худшее из того, что может делать верующий человек. А вот выработка общих для всех правил дискуссии, пожалуй, вполне может привести вас к тому, что ваши аргументы окажутся весьма убедительными. Поэтому прежде чем вы вступите в беседу со Свидетелями, вам нужно будет сформулировать общие правила, а потом их строго придерживаться. Технология «Вефильского гамбита» рассказывает о принципах такого общения со Свидетелями Иеговы, которое должно помочь им думать самостоятельно и не зависеть от стихийно меняющейся вероучительной конъюнктуры их организации.

 

Обращаю ваше внимание, что в этой книге я не ставлю себе цель сделать каждого человека православным верующим. Для этого нужен целый комплекс мер, связанных с его окружением, спецификой семейной жизни, профессиональной деятельностью и общинной жизнью в Церкви. Я выбрал для рассмотрения только одну, назовём её «интеллектуальной» составляющей этого целостного процесса выхода из секты и воцерковления человека. Благодаря этой технологии ваше общение со Свидетелями Иеговы будет внешне напоминать игру в шахматы по определённому сценарию. Однако без внутреннего напряжения, без сочувствия к этим людям, которые запутались в сетях сектантской пропаганды, без молитвы за этих людей и желания служить им и после их выхода из секты моя технология (даже если она выполнена со скрупулёзной точностью) вряд ли сможет вам действительно пригодиться.

Основные термины

1.1. Общество Сторожевой Башни («Общество», «Организация»): международная религиозная организация с Главным Управленческим Бюро в Бруклине, Нью-Йорк. Наиболее известные публикации — журналы «Сторожевая Башня» и «Пробудитесь!». Основателем считается Чарльз Тейз Рассел, который издал первый выпуск журнала «Сионская Сторожевая Башня» в июле 1879 г.

 

1.2. Иегова: русский вариант имени Бога. Некоторые конфессии предпочитают вариант «Яхве». В Библии есть другие имена Бога. Ис. 57:15 («…святой имя Его») и Ис. 63:16 («…имя Твое Искупитель наш»). Надо сказать, что в оригинальной еврейской Библии нет гласных букв. И потому имя Бога евреи писали четырьмя согласными: ЙХВХ. Это называется тетраграмматон.

 


Какие гласные сюда можно поставить?

 

Вопрос сложный, потому что евреи давным-давно потеряли огласовку этого имени. Один католический монах попытался найти гласные для этого слова и для этого он пошёл на небольшую фальсификацию: он взял еврейское слово Адонай (Господь) и гласные из этого слова (а, о, а) подставил в тетраграмматон.

 

Получилось Й-а-Х-о-В-а-Х, а по-русски Иегова. То есть, это произношение надуманное. Полагают, что оно переводится как ТОТ, КТО ДАЁТ СТАНОВИТЬСЯ. Хотя и перевод нетвёрд.

 

1.3. Свидетели Иеговы:

 

Миллионы людей, состоящих в этой религии. До 1931 они были известны как «Исследователи Библии».

 

1.4. Руководящий Совет, Руководящая Корпорация:

 

Двенадцать, или около того, пожилых людей в Бруклине, которым принадлежит решающее слово в вопросах обучения и организации, начиная с 1976 г. До 1976 г. один человек — Президент Общества — всегда принимал все окончательные решения.

 

1.5. Чарльз Рассел и Джозеф Рутерфорд:

 

Фундаментальные основы этой религии создали эти два человека. Замечание: хотя Рассела считают первым президентом Общества, на 576 странице в книге «Возвещатели» сказано, что человек по имени В. Г. Конли был первым президентом с 1881 по 1884 гг.

 

Рассел официально стал президентом тогда, когда Общество было юридически зарегистрировано в 1884 г. Но он всегда был движущей силой этой религии с начала 1870-ых годов, и до его смерти в 1916 г.

 

1.6. «Невидимое присутствие Христа»:

 

Этот термин соответствует тому, что все другие называют «Второе пришествие Христа», упомянутое в Матфея 24:3. Общество учит, что Иисус возвратился, и его «невидимое присутствие» началось в 1914 г. Но они объясняют, что это «не было его личным возвращением, даже не невидимым приближением к земле, но направление его внимания на землю, в качестве действующего Царя».

 

1.7. «Верный и благоразумный раб»

 

(См. «Кто же верный раб и разумный, которого поставил господин его над челядью своей, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет так поступающим. Истинно говорю вам: над всем имением своим поставит его». Мф. 24:45–47) Это, по видимому, самое важное место Писания в учении Сторожевой Башни. Дело в том, что понимание своей особой миссии основано на способе объяснения этого стиха.

 

1.8. «Усиливающийся свет. («Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня». Притчи 4:18).

«Усиливающийся свет» — технический термин в полемике со Свидетелями Иеговы. Обозначает у них принцип законного изменения элементов вероучения.

 

1.9. «Апостольское самомнение Чарльза Рассела».

 

Утверждение основателя Общества Сторожевой Башни Чарльза Рассела о том, что его толкование на библию является самой Библией. Данный текст является ценным для сектоведов свидетельством наличия в организации СОБСТВЕННОГО ПРЕДАНИЯ СТАРЦЕВ (см. Мф. 15:1–9), которое можно с уверенностью назвать «Расселовское предание». Текст показывает нам, что Рассел считал свои тексты боговдохновенными. В майском номере СБ за 1995 год прямо говорится, что «стараньями брата Рассела управлял святой дух Иеговы». (с. 17) А это уже одобрение учения Рассела со стороны современных иеговистов.

 

1.10. Критика общества Сторожевой Башни.

 

В понимании рядовых иеговистов критика их организации является признаком бездуховности их оппонентов. При этом сами иеговисты не стесняются беспощадно критиковать традиционные религии, а иногда даже возводить клевету на их представителей. В общении со Свидетелями Иеговы мы рекомендуем вам прибегать к критике отдельных представителей общества только в том случае, если они сами начали ругать некоторых православных (или инославных) священнослужителей. А вообще то, истина не страдает от критики. Сомнений боится только тот человек, который подозревает, что «король» его убеждений может оказаться голым.

2. С чего всё началось

 

Однажды один священник пригласил меня в деревенскую школу, в которой учителем математики была Свидетельница Иеговы. Назовём её Галиной. Это была молодая, обаятельная и очень активная женщина, которая очаровала руководство школы. Вокруг неё стихийно возник сектантский кружок, куда вошла почти вся деревенская интеллигенция. Когда сотрудники РОНО узнали об этом, то приехали разбираться, но Галина говорила так убедительно и красиво, что школьному начальству осталось только скрыться, отделавшись рекомендацией «быть бдительными и осторожными». После этого приехал я. Я предложил администрации школы организовать открытую встречу, где все желающие смогли бы высказаться «за» и «против» иеговистской организации. Галина пришла с тремя учителями, которые уже собирались вступить в секту. На нашей встрече присутствовали директор школы, завуч, местный священник и преподаватель ОПК.

 

Мне нужно было за одну встречу убедить всех присутствующих в том, что они столкнулись не с мирной религией, а с реальной угрозой.

 

После того, как мы все познакомились, я спросил Галину относительно названия организации «Свидетели Иеговы».

 

1. Я: Имя Бога «Иегова» мне понятно, а вот слово «свидетель» вызывает вопросы. Ведь «свидетель» это тот, кто выступает на суде. Он должен говорить правду хотя бы во время суда. Причём, если мы берём традиционное «римское право», то свидетель реально рисковал тем же, чем и обвиняемый. Допустим шёл суд, рассматривающий дело о краже чужого раба. Если вина подсудимого была доказана, то он приговаривался к штрафу. Если в результате судебного слушания доказывалось, что свидетель лжёт, то к нему применялись такие же штрафные санкции, каких опасался подсудимый. Поэтому лгать на суде было очень рискованно. А может ли свидетель Иеговы лгать на суде?

 

2. Галина: Нет, не может.

 

3. Я: А есть ли ситуации, при которых Свидетель Иеговы может лгать?

 

4. Галина: Нет, это невозможно. Слуга Божий должен говорить правду и ничего кроме правды!

 

5. Я: Всегда?

 

6. Галина: Всегда!

 

7. Я: Замечательно. Вы готовы говорить правду. А вы имеете полномочия свидетельствовать здесь об учении организации?

 

8. Галина: Да. Я действующий член этой организации. В Библии написано, что мы должны проповедовать, свидетельствовать об истине даже до крови.

 

9. Я: Это понятно. Речь о другом. Можно ли сказать, что ваши взгляды полностью тождественны учению ОСБ? Или у вас есть собственное видение учения Библии?

 

10. Галина: Не надо меня представлять каким-то безмозглым зомби, которое учит автоматически. Моё понимание учения Библии полностью соответствует учению организации Свидетелей Иеговы. Но это вовсе не значит, что я не имею собственных взглядов. Раньше я была православной и принимала всё на веру. Но когда Свидетели Иеговы стали изучать со мной Библию, то я увидела, что Православие искажает христианское учение, а Свидетели Иеговы учат строго по Писанию. Кроме того образ жизни Свидетелей мне кажется более правильным. Они не только учат по Библии, но и живут по ней. Поэтому я после долгого изучения Библии сознательно приняла крещение в этой организации. И теперь мои взгляды полностью соответствуют тому, чему учит Библия и организация Свидетелей Иеговы.

 

11. Я: А организация Свидетелей Иеговы лгать может?

 

12. Галина: О чём вы говорите? Конечно же нет!!!

 

13. Я: Прекрасно. Давайте подведём итог. Ваше понимание Библии полностью совпадает с учением Свидетелей Иеговы. Вы лгать не можете. Организация лгать не может. Тогда между вами и организацией не должно быть противоречий. Я вас правильно понял?

 

14. Галина: Абсолютно верно.

 

15. Я: А почему вы считаете, что только Свидетели Иеговы понимают Библию правильно? Вы хорошо знаете учение других христианских конфессий?

 

16. Галина: Повторяю, что я была православной. Так что мне есть с чем сравнивать. Другие религии мы тоже изучали…

 

17. Я: Вы изучали их в организации Свидетелей Иеговы?

 

18. Галина: Да! У меня нет необходимости обходить все деноминации для того, чтобы выбрать себе истинную веру. Свидетели Иеговы мне сказали, что если я найду конфессию, которая больше следует Библии, чем организация Свидетелей Иеговы, то я должна идти туда, где есть более чистое библейское учение.

 

19. Я: Очень хорошо. Вы считаете, что Свидетели Иеговы уникальны тем, что следуют только Библии?

 

20. Галина: Да.

 

21. Я: Но ведь баптисты, адвентисты и другие протестанты тоже утверждают, что следуют Библии?

 

22. Галина: Как же они следуют Библии, если они исповедуют небиблейские учения о Троице, об отдельно существующей от тела душе и о вечности мучений грешников?

 

23. Я: А кто застрахован от ошибок? Даже апостолы ошибались. Давайте посмотрим, что говорит Библия:

 

Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? (Деян.1:6) Видите?

 

Aпостолы думали, что Христос должен их привлечь для воссоздания Израильского Царства. А что им Христос ответил?

 

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. (Деян.1:7)

 

Из этого отрывка мы видим, что даже апостолы не до конца понимали учение Христа. Что уж говорить про адвентистов, баптистов, пятидесятников?

 

24. Галина: Но у всех этих людей не просто ошибки, у них учения, которые вообще никак не согласуются с Библией!!! Это же касается православных и католиков.

 

25. Я: Вы хотите сказать, что эти люди — еретики?!

 

26. Галина: Вообще-то Свидетели Иеговы практически не пользуются словом «ересь». «Ересь» (др. — греч. αἵρεσις —«выбор, направление, мнение») —сознательноеотклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины. По сути, это слово синоним слова "секта". Например, в Деяниях 24:5 в одном переводе Павел называется "главой Назарейской ереси" в ПНМ — "главой секты Назаретян".

 

27. Я: Есть другие значения этого слова. Из Гал.5:19–21 мы видим, что ересь названа «делом плоти» в числе других грехов, таких как блуд и убийство. Среди текстов Сторожевой Башни я нашёл такие, которые говорят о ереси именно в этом значении.

«Епафрас молился, чтобы христиане изКолосс стояли «твердо уверенные во всей воле Бога». Их окружала ересь и пагубные философии, причем некоторые из них на вид казались религиозной истиной».

(Сторожевая Башня. 2000. 15 декабря, «Молитесь о твердой уверенности» с. 21.)

«Возникает вопрос: как получилось, что церковь, которая в первые века своего существования впала в ересь, стала обладать такой властью и влиянием? Как на смену простоте и смирению Христа и его первых последователей пришли гордость и роскошество?»

(Человечество в поисках Бога. 2006 г. гл. 11. Вероотступничество: путь в тупик. С. 271.)

 

Видите? В этих текстах «Сторожевой Башни» «ересь» показана как абсолютное зло. Ваше же первое определение показывает относительный характер этого зла. Например, я потерял кошелёк с деньгами. Это плохо для меня. А для того, кто нашёл этот кошелёк, — это большая радость! Я думаю, что если мы будем обсуждать такое «относительное» значение этого слова, то в конечном итоге мы запутаемся. Давайте решим, что «ересь» в контексте нашей беседы, — это «дело плоти», а значит, еретик «Царства Божия не наследует» (Гал.5:20). Вы со мной согласны?

 

28. Галина: Да, согласна!

 

29. Я: А как вы отличаете ересь от ошибки? У меня есть знакомые, бывшие Свидетели Иеговы, которые утверждают, что самое главное отличие ереси и ошибки состоит в том, кто эту ересь или ошибку высказывает… Если неправильно говорит Свидетель Иеговы, то это ошибка, а если неправильно говорит человек, не принадлежащий ОСБ, то это ересь. Разве не так?

 

30. Галина: Нет, это не так. Не совсем так…

 

31. Я: Свидетели Иеговы могут говорить ересь?

 

32. Галина: Нет, не могут.

 

33. Я: А баптисты, адвентисты и т. д. могут ошибаться?

 

34. Галина: Да, могут.

 

35. Я: Позвольте, я напомню вам то, что вы сказали буквально минуту назад: «Но у них не просто ошибки, у них откровенные ереси, которые вообще никак не согласуются с Библией!!! Это же касается православных и католиков».

 

36. Галина: (Глаза уже забегали) Я допускаю, что протестанты, католики и православные могут ошибаться. Однако у них есть и ереси. У Свидетелей Иеговы ересей нет.

 

37. Я: Понял. Нужно сделать поправку. Свидетели Иеговы отличаются от всех остальных только тем, что все их неверные утверждения всегда являются ошибками, а протестанты, католики и православные могут либо ошибаться, либо говорить ересь. Правильно?

 

38. Галина: Не совсем так… Здесь надо пояснить… (Дальше началась невоспроизводимая демагогия, которая показывала, что у Галины нет готового ответа на этот вопрос, мне пришлось её прервать.)

 

39. Я правильно вас понял, что ересь отличается от ошибки отношением к Библии? Ересь противоречит Библии, а ошибка является просто неточной формулировкой библейской истины?

 

40. Галина: Правильно. Кроме того, важна мотивация. Ересь — это всегда упорство против Бога, нежелание исполнять его волю, а ошибку может совершить очень искренне верующий человек, который пока ещё не созрел для «более ясного света» истины.

 

41. Я: Понял. Согласно вашей логике среди Свидетелей Иеговы нет неискренних людей, то есть тех, кто мог бы по своему упорству говорить ересь, а в других конфессиях такие люди есть!?

 

42. Галина: Да, Бог очищает Свою организацию от таких людей.

 

43. Я: Почему именно вашу организацию Свидетелей Иеговы Бог очищает, почему не очищает другие организации?

 

44. Галина: Потому что мы больше других конфессий заинтересованы в изучении Библии.

 

45. Я: А вот основатель организации Свидетель Иеговы Чарльз Рассел считает по-другому. Прочтите, пожалуйста, следующий текст (Я кладу перед Галиной лист 4 формата, на котором записано высказывание Чарльза Рассела, основателя организации Свидетели Иеговы.Точно такие же листы с текстами я раздаю всем свидетелям нашей беседы):

 

«Шесть томов моей [Чарльза Рассела — основателя организации «Свидетелей Иеговы»] книги «Изучение Писаний» — это практически Библия, составленная по темам, каждая из которых подтверждается библейскими текстами. Ее можно назвать тематической Библией. Иными словами, это не просто комментарии к Библии, но сама Библия …Люди не только неспособны понять намерения Бога без моей книги. Даже если человек читал «Изучение Писаний» в течение десяти лет, если он научился понимать Библию должным образом и если он отложит мою книгу и попытается читать только Библию, опыт показывает: через два года он окажется в полной темноте. С другой стороны, если он станет читать только «Изучение Писаний» и те ссылки, которые там даны, то, даже не открывая Библии, он будет в свете через два года, потому что он будет видеть свет Писания» [3] .

 

Я называю это утверждение «апостольским самомнением Рассела». Видите? Основатель Общества Сторожевой Башни утверждает, что его шесть томов — это практическое Божье Слово! Если вы на самом деле будете самостоятельно читать Библию без его пособия, то будете во тьме!

 

И наоборот: если вы, не открывая Библии, будете изучать творчество Рассела, то познаете истину.

 

46. Галина: Рассел сделал своего рода симфонию к библейским текстам, то есть, к каждой теме он подобрал нужные отрывки. От перестановки слагаемых сумма не меняется, поэтому слово Божие никак не повредится от такого обращения к нему!

 

47. Я: Приведём примеры из «творчества Рассела»:

 

"Альцион — центральная, знаменитая звезда в созвездии Плеяд… Альцион, кроме того, насколько это исследовано наукой, оказывается "полуночным троном", в котором является центром целой системы притяжения и с которой Всемогущий управляет своей вселенной…" [4]

 

"Действительно, ожидаются великие вещи, о которых надо говорить, что мы и делаем: в течение 26 лет все существующие правительства будут сброшены и исчезнут: В соответствии с явной достоверностью того, что Библия говорит о Временах Исеврея, мы считаем бесспорной истиной, что последний конец царств мира сего и полное установление Царства Бога, завершатся к концу 1914 года по Р. Х. [5]

 

Это из шести томов расселовских исследований Писаний. Интересно, где это в Библии говорится, что Всемогущий управляет Вселенной с Альциона? И где это в 1914 году исчезли царства мира сего и началось Царство Божие?

 

48. Галина: Рассел для нас сейчас не авторитет. Этот человек жил больше ста лет назад и нам непонятно то, почему мы должны отвечать за утверждения какого-то чудака.

 

49. Я: А вот что говорит ваша литература про Рассела (снова раскладываю перед всеми присутствующими листы с текстами из иеговистской литературы):

 

А) «Чарлз ТейзРасселл — первый президент Общества Сторожевой Башни, чьей вере нам стоит подражать» [6].

 

Б) «Если бы Ч. Т. Расселл не был верен Божьему Слову, о том, что Бог действует через него, не могло бы идти и речи (Иер. 23:28; 2 Тим. 3:16, 17). Не смог бы послужить Богу и человек, боящийся проповедовать то, что, как он увидел, ясно сказано в Библии (Иез.2:6–8). Не стал бы Бог пользоваться и честолюбцем, который с помощью библейских познаний искал бы славы себе (Иоан. 5:44)» [7].

 

50. Галина: (Смущённо) Здесь вовсе не говорится, что он для нас авторитет.

 

51. Я: Ага, то есть вы предлагаете своим братьям и сёстрам подражать тому, кто для вас не авторитет?! Здорово! А у меня есть ещё кое-какие интересные высказывания из Сторожевой Башни:

 

В) "Судя по результатам, не может быть сомнений в том, что стараниями брата Рассела и его сотрудников управлял святой дух Иеговы [8].

 

В Сторожевой Башне за 1 мая 1922 года (с.132) вообще говорится, что сам Рассел был «верным и благоразумным рабом», а значит, только он имел полномочия от Иеговы «раздавать духовную пищу вовремя» (См. Матф.24:45–47). Здесь же второй президент ОСБ Рутерфорд утверждает, что отвергать то, что Рассел был "верным и благоразумным рабом" Иисуса, означает отречение от Господа".

 

И наконец: «На протяжении всей своей жизни Рассел был для нас „Обществом“. Вся деятельность вращалась вокруг его неутомимого упорства в исполнении Божьей воли». Возвещатели. 1993. Гл 6. С. 62.

 

Книга «Возвещатели» утверждает, что Рассел — это само «Общество» Сторожевой Башни, а вы говорите, что он для вас не авторитет, тогда получается, что и ОСБ для вас не авторитет!? Или, может быть, не совсем авторитет?

 

52. Галина: Для меня самый главный авторитет — Библия. Я уважаю организацию Сторожевой Башни именно потому, что она следует Библии. А в то, что Рассел является «обществом» или «верным благоразумным рабом», мы сейчас не верим.

 

53. Я: Здорово. Для вас самый главный авторитет — Библия. Чарльз Рассел утверждает, что если вы изучаете Библию без его шести томов «Исследований Писаний», вы не сможете познать истину. Вы это отрицаете как ересь. Однако вы обычная возвещательница, а Рассел — основатель организации, первый президент ОСБ, избранник, входящий в число 144000 помазанников Божиих, которые, по вашему учению, составляют небесное правительство в Царстве Иеговы. Кроме того, Рассел изложил большинство уникальных для своей религиозной общины верований. А кому верить нам?

 

54. Галина: У Рассела не было ересей, он ошибался. Давайте посмотрим текст Притчи 4:18: «Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня». Здесь изложен принцип, при помощи которого Бог постепенно открывает свою истину людям. Так вот, Рассел писал свои труды в то время, когда Иегова только приоткрыл завесу своей истины. С каждым годом Иегова проливает на нас всё больше и больше Божественного света, поэтому сейчас мы лучше разбираемся в том, что Он нам хотел сказать.

 

55. Я: Вы уже начинаете лукавить, Галина, ведь вы сперва определили ересь как явное отступление от Библии, а ошибка — это просто неточная формулировка. Как, по-вашему, высказывание Рассела согласуется с Библией? Где это в Библии написано, что мы должны читать работы пастора Рассела?

56. Галина: Вы меня неправильно поняли. Вам очень сложно понять разницу между ересью и заблуждением из-за вашего предубеждения…

 

57. Я: Вы считаете, что у меня к вам предубеждение? Ну, хорошо… Давайте в виде исключения назовём «апостольское» утверждение Рассела ошибкой. Однако в том тексте есть две провокационные идеи:

 

А) Рассел считал, что если человек читает Библию самостоятельно, то не сможет познать Бога.

 

Б) Рассел считал, что если человек вместо Библии будет читать его шесть томов, то будет на свету…

 

Как вы думаете, Рассел ошибался в одном пункте или в двух?

 

58. Галина: Рассел ошибался в двух пунктах.

 

59. Я: А первый пункт не кажется ли вам правильным? Разве человек, самостоятельно изучающий Библию, может её понять без посторонней помощи?

 

60. Галина: Если человек захочет знать истину, то он при помощи Библии её узнает. Библия написана для простых людей не философами, а обычными рыбаками… И я не думаю, что простые, малообразованные ученики Христа составляли свои тексты для очень умных людей.

 

61. Я: Отлично: А теперь давайте посмотрим ещё несколько текстов из Сторожевой Башни:

 

«По воле Иеговы Бога Библия была написана таким образом, что необходимо соприкоснуться с Его человеческим каналом, прежде чем ее можно будет полностью и правильно понять» [9].

 

" Таким образом, Библия — организационная книга и принадлежит христианской конгрегации как организации, а не людям, независимо от того, насколько искренне они уверены в том, что могут интерпретировать Библию. По этой причине Библия не может быть понята правильно без разъяснений видимой организации Иеговы" [10].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: