Почему бесполезно изучать со Свидетелями Иеговы Библию




"Тому, кто не внимает словам твоим, не говори их".

(преп. Антоний Великий)

 

Обсуждение разных библейских учений будет приводить вас к тому, что вы истощите весь запас красноречия, сделаете глубокий лингвистический и исторический анализ какого-то отрывка, а свидетель Иеговы всё равно «останется при своём». Джон Рид, бывший старейшина Свидетелей Иеговы, посвятивший себя после ухода из этой организации христианскому свидетельству адептам деструктивных культов, рассказывает такой случай[38]:

«Однажды в мою дверь постучались две женщины с журналами "Сторожевая Башня" и "Пробудитесь!" в руках. Я отказался от предлагаемых мне журналов, но дал возможность одной из женщин, более активной, выступить с презентацией на одну-две минуты, а потом спросил ее, не могла бы она перед уходом ответить мне на вопрос, связанный с Библией. (Свидетели Иеговы любят "учить" людей, которых встречают в своей деятельности "от двери к двери", отвечая им на вопросы по Библии — особенно если считают, что знают все ответы.) Я задал такой вопрос: "Какое место в Библии, на ваш взгляд, подтверждает ваше религиозное убеждение в том, что "великое множество" сегодняшних истинных служителей будет награждено вечной жизнью на земле, а не на небе?" Она проворно пролистала страницы Библии в редакции Нового Мира и показала мне Откровения 7:9: "После сего взглянул я, и вот, великое множество мужчин, которых никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло перед престолом и перед Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих".

Указав ей на этот же отрывок, я обратил ее внимание на то, что "великое множество" изображено в виде "стоящих перед престолом" Бога на небе, а не на земле. Она ответила, что вся земля находится перед престолом Божьим. Тогда мне пришлось заставить ее пропустить несколько страниц Откровения и перейти к главе 19, в которой говорится о "великом множестве". Я попросил прочитать первый стих: "После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: Аллилуйя! спасение и слава и сила Господу нашему!"

— И где же находится многочисленный народ? — спросил я.

— На земле, — ответила она.

— Пожалуйста, прочтите это еще раз, — настаивал я.

Она так и сделала. На этот раз я остановил ее после слова "небо" и спросил еще раз, где, в соответствии со стихом, располагается "великое множество".

— На земле, — по-прежнему твердила она.

Тогда я вынудил ее еще раз взглянуть на Откровения 19:1 и признать, что она прочитала слово "небо".

— Здесь говорится "небо", — наконец догадалась она, — но "великое множество" находится на земле. Вы не понимаете, — продолжала она. — В нашем штабе в Бруклине в штате Нью-Йорк есть мужчины, которые объясняют нам Библию. И они могут доказать, что "великое множество" находится на земле; я просто не могу объяснить это как следует».

Каждый раз, когда иеговист сталкивается с неразрешимым противоречием, он думает приблизительно так: «Моя организация объясняет это место Библии вот так, а эти люди иначе, но моя организация — это «Божий канал общения», а эти люди принадлежат ложной религии».

Если представить себе учение ОСБ в виде здания, то у нас будет складываться впечатление, что в этом здании нет перегородок. Все стены выглядят как несущие. Однако это иллюзия. Сколько бы вы не «ломали стены» различных уникальных иеговистских учений, здание устоит. На самом деле в догматике ОСБ есть одна единственная несущая конструкция, разрушение которой приведёт вашего иеговисткого друга к полной и окончательной утрате всего иеговистского мировоззрения. Это учение О САМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЕГОВЫ.

Понимание этой истины позволит вам сохранить своё время и душевные силы.

8. Сюжетные линии «Вефильского гамбита»

Как я уже писал выше, в дискуссии с Галиной было две сюжетных линии:

· Нашу линию вполне можно назвать линией нападения.

· Линия Свидетелей Иеговы, — линия защиты.

Давайте сперва, разберёмся с линией нападения. Эффективная стратегия нападения требует нахождения самого слабого места обороны. Я уже говорил вам, что самое «слабое звено» иеговистского учения — учение о самой организации. Я могу с полным основанием утверждать, что Свидетели Иеговы знают об этом. Поэтому, если вы им предложите беседу на тему «Организация Бога», то они скорей всего скажут, что, по их мнению, есть вопросы более важные, чем тема «Организации Бога». Например, вопрос «имени Бога» или «Царство Иеговы». Но даже если они согласятся обсуждать с вами библейское учение об Организации Бога, то при первой же возможности они перескочат на другую тему. Обычно это делается так: Свидетели спрашивают вас о ваших конфессиональных взглядах, а затем, изображая заинтересованность, спрашивают: «А вы, оказывается, православный человек? И что, вы покланяетесь иконам? Вы что, не знаете, что в Библии есть запрет на любые изображения? Что говорят ваши священники о библейском учении?» Дальше вы обстоятельно или не очень начинаете рассказывать о том, что вы знаете об этом. Свидетели Иеговы достают Библию и «утирают вам нос» по очень простой схеме, отображённой в специальной литературе секты. Если вы протестант, мусульманин, иудей, язычник или «пофигист», то для вас у свидетелей тоже найдётся своя специфическая заготовка. Если когда-нибудь к вам в руки попадёт книга ОСБ «Рассуждая при помощи Писания», то вы можете открыть главу «Как отвечать на возражения» и узнать то, что они должны вам говорить в каждом конкретном случае.

Для того, чтобы разговор со Свидетелями Иеговы не ушёл в блужданья, как кошка, которая гуляет сама по себе, необходимо знать то, как начинать разговор об ОСБ «стихийно» и как потом его целенаправленно вести, возвращая линию дискуссии вновь и вновь к нужным для нас фактам. Нам нужны те аргументы, которые заставят ваших наблюдателей встать на вашу сторону. Давайте посмотрим, что это за факты:

10.1. Библия. Внешняя логика: Все действия любой христианской организации (в том числе и ОСБ) необходимо сверять с Библией.

Внутренняя логика: Всякое понимание Библии необходимо сверять с мнением (сперва Чарльза Рассела, а затем) Руководящего Совета ОСБ.

10.2. Истинная организация Бога

Внешняя логика: Свидетели Иеговы истинная организация Бога потому, что все члены этой организации единодушно изучают и исполняют библейское учение.

Внутренняя логика: Свидетели Иеговы — истинная организация Бога Иеговы из-за назначения, которое получили Иеговисты в 1919 году.

10.3 Доказательства ложности ОСБ

Доказательство ложности на основе внешней логики: "Однако, пророка, который дерзнет говорить моим именем то, чего я не повелел ему говорить или которые будет говорить имением других богов, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем" "Как мы узнаем слово, которое не Иегова говорил?" и слово то не сбудется и не исполнится, то не Иегова говорил это слово. Говорил пророк по дерзости своей" (ПНМ) Второзаконие 18:20–22. Здесь показан библейский способ определения ложных пророков. Если человек претендует на роль пророка и хотя бы одно пророчество этого человека не исполняется, — перед нами лжепророк. Такой человек не может иметь учительных полномочий от Бога, не может приводить людей к Богу, не может быть угодным Богу. Тексты Сторожевой Башни показывают, что организация считает себя «пророком Иеговы». Кроме этого, мы можем продемонстрировать всем её неисполнившиеся пророчества.

Доказательство ложности на основе внутренней логики: Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. (Матф.24:45–47) Согласно специфическому толкованию, которое делают Свидетели Иеговы на это место Писания, Христос пришёл в 1914 году, а в 1919 году назначил Общество Сторожевой Башни Своим «верным благоразумным рабом», имеющим полномочия учить от лица Иеговы все народы. Сами Свидетели говорят, что причиной этого назначения являлось «качество духовной пищи». Это означает, что, по их убеждению, для Христа было главным то, насколько точно учение ОСБ отображало убеждения Самого Христа. С 1919 году и до сих пор Свидетели изменили около 50 учений. Если мы даже предположим, что иеговисты НА САМОМ ДЕЛЕ получили назначение от Христа в 1919 году, то сейчас они являются отступниками. Ведь они изменили именно те учения, которые рассматривал Христос в 1919 году, и которые Он определил как верные.

10.4 Безнравственность иеговизма

Если вам удастся привести Свидетелям Иеговы оба доказательства их ложности, то они, скорее всего, скажут, что у них есть очень большое «ЗАТО». Они с полным «смирением» готовы сообщить вам, что они ведут безупречный образ жизни учеников Христа. Именно это делает их уникальной Божьей организацией. Дескать, главное дела, а убеждения вторичны. Я заметил, что если их «лебединую песнь» не остановить изложением реальных фактов безнравственного поведения адептов секты, то иеговисты очень быстро переходят к активным нападениям на Церковь и на её отдельных её представителей. Здесь вы можете продемонстрировать выдержки из сайтов и газет, где приводятся факты насилия, педофилии или пьянства иеговистов. Ниже мы дадим выдержки из периодических изданий, в которых содержится правдивая информация о пороках и пристрастиях иеговистского «духовенства». В этой ситуации Свидетели говорят, что этих людей, наверняка уже нет в ОСБ. Библия говорит «извергните развращённого из среды вашей». Верно. Если информация, например о иеговисте-педофиле попадает в средства массовой информации, то эту ситуацию старейшины тщательно исследуют. Если негативная информация подтверждается, то этого человека лишают общения. Однако намного чаще критическая информация оказывается банальной клеветой. В некоторых ситуациях у старейшин нет ясных оснований для того, чтобы выгонять человека из организации. Но и доверие к этому адепту остаётся «под вопросом». Такого человека, как правило, оставляют, как бы, «на замечании». Его частично урезают в правах до тех пор, пока его алиби каким-то образом не подтвердится. Это действительно умная правовая система, позволяющая защищать своих верных членов от клеветы и изгонять только тех, кто реально порочит репутацию общества. Однако точно такая же система существует практически во всех организованных религиозных конфессиях. Специфическая особенность правовой системы Свидетелей Иеговы состоит в её тотальном характере. Этот характер касается как огромного количества нравственных и вероучительных вопросов, подлежащих рассмотрению правового комитета так и организации следствия и карательной дисциплины. Если, к примеру, какой-нибудь баптист покидает свою общину для того, чтобы принять Православие, то это будет значить для него только то, что он не сможет больше проповедовать с кафедры баптистской церкви, что логично. Этот человек не сможет больше причащаться вбаптисткой церкви, но это обусловлено, всё-таки, его православными убеждениями, а не реакцией баптистских пасторов. Этот человек может спокойно общаться после своего ухода из баптистской общины со своими протестантскими родственниками и друзьями. А вот бывший Свидетель Иеговы теряет практически всё, что у него было в Организации. Сейчас иеговистские родственники ушедшего адепта могут общаться с ним на бытовые темы[39]. Однако старейшины всегда должны следить за дистанцией между этими людьми.

Несмотря на то, что вы можете воспользоваться материалами «жёлтой» (и не очень) прессы для разоблачения мифа о сугубой нравственной чистоте иеговистских старейшин, я всё-таки рекомендую не злоупотреблять этой литературой. Она может произвести эффект на ваших наблюдателей. Самих Свидетелей Иеговы эта информация, скорей всего, выведет из положения ваших добрых собеседников в положение обозлённых конкурентов. Часто именно газетные публикации критического по отношению к иеговистам свойства приводят к тому, что сектанты уходят, хлопая дверями, и больше не идут ни на какие контакты. Поэтому будет гораздо лучше, если вы будете доказывать безнравственность иеговизма из очевидных для всех присутствующих расхождений между внутренней и внешней логикой. Эти расхождения показывают нам, как мы уже видели, лживость руководителей организации. И здесь вы можете сказать следующее: «Да, среди священников могут быть и пьяницы и блудники. Однако, раз их изгоняют регулярно из их общин за их аморальное поведение, то это признак ненормативности (для их конфессии) такого поведения. Ложь и клевета, которая звучит с кафедр ОСБ ничем не лучше пьянства и блуда. Однако, во-первых, источником этой лжи являются высшие руководители ОСБ, распространяющие эту ложь через официальный орган организации. Во-вторых, никто за ложь не изгоняет «помазанных членов» Руководящего Совета, что демонстрирует всем нам нормативность этой лжи для самой организации».

Основной сценарий

ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ!!! Ниже будет приведён основной сценарий вашей беседы. Он будет играть функцию «приборов ночного видения», без которых вы не сможете перемещаться ночью по пересечённой местности. Простите за странный пример. Но мой опыт различных дискуссий со Свидетелями Иеговы подсказывает мне, что именно такое сравнение больше отображает специфику общения со Свидетелями Иеговы. Без заранее составленного плана дискуссии вы будете похожи на тех легендарных поляков, которых Иван Сусанин завёл в болото. Итак:

Сейчас мы с вами должны будем увидеть как эти, рассмотренные нами три темы сюжета связываются между собой.

Связь между темами «Библии» и «Организацией Бога»

11.1. ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: Первый вопрос, с которого лучше всего начать беседу, это вопрос о том, почему ваш собеседник выбрал Общество Сторожевой Башни. В чём её уникальность? Этот самый главный вопрос нашей беседы. Для лучшего запоминания я назову правило употребления «главного вопроса», пожалуй, «ХОД КОНЁМ». Рекомендуем вам следить за тем, как иеговисты отвечают на него с карандашом в руках. Зафиксируйте письменно всё, что вам говорят иеговисты. Перед тем, как вы будете ставить точку в каком-то предложении, покажите то, что вы написали вашим собеседникам. Спросите их, правильно ли вы их поняли. Пусть они сделают необходимые уточнения. Я назвал это правило «РОКИРОВКОЙ». Оно поможет вам концентрировать всех участников беседы на одной, нужной вам теме.

11.2. Когда Свидетели Иеговы будут вам отвечать на ГЛАВНЫЙ ВОПРОС, то они обязательно затронут вопрос о Библии. Здесь могут быть разные варианты, но суть одна, Библия у Свидетелей всегда указывает на ОСБ:

· «Библия показывает нам то, какой должна быть организация Бога»,

· «Библия показывает нам то, какие у нас должны быть убеждения»,

· «Именно наша организация больше всего учит следовать учению Библии».

11.3. В ответ на это вы показываете вашим собеседникам текст «Апостольского самомнения Рассела». Правило употребления этого текста я назвал правилом «ШАХА». (Текст «Апостольского самомнения» находится в Приложении № 1 нашего пособия.)

Далее они начинают вам доказывать, что Рассел для них не авторитет.

11.4. Вы выкладываете тексты, которые говорят об обратном. (Эти тексты находятся в приложении № 2 данного пособия.) Ещё раз сделайте «ХОД КОНЁМ», т. е. задайте вопрос о том, в чём уникальность ОСБ.

Они опять скажут, что Свидетели Иеговы больше всего любят Библию.

11.5. Продемонстрируйте современные тексты ОСБ, в которых говорится, что Библию нельзя понять без толкования Руководящего Совета Свидетелей Иеговы. (Эти тексты у вас находятся в приложении № 3). Спросите Свидетелей о том, за какие такие заслуги эта организация получила право понимать Библию правильно.

11.6. Вряд ли они скажут, что «мы понимаем Писание правильно, потому что любим Писание, а Писание любим, потому что понимаем его правильно». (Хотя пару раз мне встречалось и такое.) Нужен другой аргумент в пользу ОСБ. И он есть. Это их учение о «верном и благоразумном рабе». Всё! Поздравляю! Вы перешли к нужной вам теме «Организация Бога».

Связь между темами «Организация Бога» и «Доказательства ложности ОСБ»

 

11.7. Покажите вашим собеседникам текст, в котором излагается иеговистское учение о назначении их Организации в 1919 году «верным благоразумным рабом». (Этот текст находится в приложении № 4 нашего пособия.) Обычно в этом месте Свидетели Иеговы показывают нам отрывок Матф.7:15–23.[40]

11.8. Продемонстрируйте Свидетелям Иеговы тексты СБ, которые показывают, что основной причиной назначения их Организации «верным и благоразумным рабом» в 1919 году было «обеспечение качественной пищей [Библейскими учениями] и пищей вовремя ». (Этот текст находится в приложении № 5 нашего пособия). Если бы Господу Иисусу Христу действительно пришло на ум передать полномочия «верного и благоразумного раба» Обществу Сторожевой Башни (тогда они назывались «Исследователи Библии»), то у Него было бы две причины сделать это:

· Нравственная причина. Господь мог бы назначить иеговистов «верным и благоразумным рабом» из-за их особо благочестивой жизни.

· Мировоззренческая причина. Иисус Христос мог бы назначить иеговистов «верным и благоразумным рабом» из-за чистоты их веры. В этом случае их религиозные убеждения должны были полностью соответствовать тому, что хотел сказать людям Сам Спаситель.

Современные Свидетели Иеговы обычно объясняет мотивацию назначения Общества «верным и благоразумным рабом» именно первой причиной. Литература, чаще всего, указывает на вторую причину. Я думаю, что это связано с явными для всех современников Чарльза Рассела случаями безнравственного поведения его единоверцев. В сообщении «Сторожевой Башни» о нахождении Общества в лагере сатаны с 1914 год по 1918 год[41] я нахожу косвенное подтверждение той мысли, что нынешние руководители Организации об этом знают больше, чем мы сейчас. А что, если причина пребывания Исследователей Библии в Организации сатаны не безнравственность адептов, а отступление от чистоты вероучения? Тогда что это за учения, из-за которых братство Чарльза Рассела на четыре года оказалось в духовной тьме? Вот… задайте этот вопрос Свидетелям Иеговы! И для того, чтобы на него не отвечать, они согласятся с тем, что причина богоотступничества их «духовных предков» с 1914 по 1918 годы, — это их аморальное поведение. Итак, вы выкладываете на стол тексты ОСБ, которые показывают, что причина назначения их Организации «верным и благоразумным рабом» в первую очередь — мировоззренческая. Использование этих текстов позволит вам избежать демагогии и плавно перейти к теме «дрейфующих учений ОСБ». Теперь вам нужно показать тексты из литературы ОСБ, в которых отображены изменения вероучения. (Эти тексты находятся в приложении № 6. В нашей беседе с Галиной, смотри- п. 100–102.)

11.9. Обратите внимание иеговистов на тексты, в которых говорится о том, что Расселовская команда была в организации Сатаны с 1914 по 1919 годы. (См. Приложение 7 нашего пособия.В нашей беседе с Галиной, — смотри п. 63–67.) А теперь напомните вашим собеседникам, что Чарльз Рассел умер в 1916 году. Предложите вашим наблюдателям сделать правильные выводы из сопоставления этих фактов.

11.10. Посмотрите отрывки из Писания из литературы ОСБ, которые фиксируют способы разоблачения ложных убеждений. (Эти тексты находятся в приложении № 8.)

11.11. Покажите, что организация называла себя «ПРОРОКОМ ИЕГОВЫ». Выложите тексты с ложными пророчествами организации. (См. Приложение 9. «ОСБ — ПРОРОК ИЕГОВЫ» и № 10. «ЛЖЕПРОРОЧЕСТВА ИЕГОВИСТОВ».)

Вот и всё! Ничего сложного. Единственная проблема состоит в том, ЧТО ВАМ НУЖНО ВЫУЧИТЬ ВЕСЬ ЭТОТ СЦЕНАРИЙ НАИЗУСТЬ!!!

Скоро я расскажу вам о том, как Свидетели Иеговы обычно выходят «сухими из воды» даже в самых трудных для них ситуациях. Это позволяет им заниматься демагогией практически безнаказанно. Для того, чтобы этого не произошло вам нужно знать сценарий как «дважды два» и следить за развитием сюжета. Если по какой-то причине нить разговора будет потеряна, вы должны знать на каком этапе это произошло. Вам нужно будет вернуться к нужной вам теме любой ценой. Ниже я расскажу вам о том, как это сделать, а сейчас обещанные ТТД[42] иеговистской «обороны».

Ещё одно саморазоблачение Свидетелей Иеговы: С 1914 по 1919 годы они входили в организацию Сатаны.

 

[Свидетели Иеговы] продали себя из-за неправильных обычаев и попали в рабство мировой империи ложной религии [организации Сатаны] …Этот особый случай произошел в ходе Первой Мировой Войны 1914–1918.

Сторожевая Башня от 15 ноября 1980 [анг.], стр. 26, 27.

 

В 1919 году [Свидетели Иеговы] покинули организацию сатаны…

«Сторожевая башня» от 15 августа 1991 г. Стр. 17.

12. Как иеговисты «отбиваются» от нежелательной для них критики

 

В принципе, если вы продемонстрируете наблюдателям необходимые тексты с цитатами из книг и журналов ОСБ, то этого будет вполне достаточно для того, чтобы участники беседы проследили за нитью ваших рассуждений и встали на вашу сторону. Однако вряд ли Свидетели Иеговы дадут вам возможность взять их самомнение как барана за рога, отвести в стойло и там забить. (Выражаюсь, конечно, метафорически.) У Общества Сторожевой Башни есть отработанная до мелочей система информационной самозащиты[43]. Поэтому вы, имея в руках все самые яркие факты ложности ОСБ, ничего не добьётесь, если не будете знать, как эта система работает. Сейчас я назову несколько способов, при помощи которых старейшины будут девальвировать значимость вашей аргументации и сводить «на нет» все ваши усилия.

12.1. Забалтывание

Со времён Чарльза Рассела и до сих пор этот метод самозащиты Свидетелей Иеговы остаётся самым надёжным и эффективным способом обструкции любой антисектантской позиции. Самым главным стратегическим достижением «забалтывания» является разрушение сюжетной линии вашей дискуссии. На практике «забалтывание» проявляется в стремлении отойти от темы, переключить внимание присутствующих на обсуждение множества разнообразных вопросов. Например, вы представили на суд наблюдателей текст с «Апостольским самомнением Чарльза Рассела». В ответ Свидетель Иеговы говорит, что он хочет вернуться к этой теме чуть позже, а сейчас ему надо срочно высказать одну важную мысль. «Буквально две минуты, а то я забуду», — говорит он. А дальше как в анекдоте про двух ковбоев. Один ковбой пригласил к себе другого на ранчо. Хозяин показал ферму, загон для скота, сад, пасеку, беседку у озера. И вдруг гость увидел огромную кучу навоза…

— Боб, а это что такое?

— Послушай Джон, я расскажу тебе одну историю. Один ковбой полюбил очень красивую девушку из благородной семьи. Но он был очень беден, а её отец очень богат. В день её совершеннолетия отец пригласил всех самых знатных женихов на скачки. Тот, кто победит в скачках мог рассчитывать на её руку. Ковбой победил, но отец обманул и увёз дочь в крепость. Тогда ковбой украл девушку, но отец решил этого найти ковбоя и убить. Друг ковбоя оказался предателем, и люди богатого папочки нашли место, где скрываются влюбленные. Отец лично пристрелил ковбоя и свою дочь. Вот такая грустная история…

— Так, а куча навоза то, откуда здесь?

— Не знаю, Джон, возможно здесь собаки просто напугали бизона…

Свидетели Иеговы могут очень долго и терпеливо говорить обо всём и ни о чём. Если вы не сможете их остановить, то потеряете все свои позиции. Забалтывание приведёт вас к тому, что ваши наблюдатели в какой-то момент потеряют нить беседы и тогда у них пропадёт всякий интерес к дальнейшему диалогу. После того, как они уйдут, вы можете, как угодно разоблачать иеговистов, сектантам будет уже всё равно. Они хладнокровно закончат дискуссию и потом, «под дружные аплодисменты» своих братьев, расскажут на своём собрании о вашем провале. Это укрепит позиции лидеров и обнадёжит сомневающихся. Вы можете возмущаться по этому поводу сколько угодно. Никто собирается перед вами оправдываться, никто из членов секты не будет переживать по поводу вас.

Запомните простое правило: без внешних наблюдателей вашего мнения по поводу ОСБ просто не существует.

12.2. Демагогия

Под демагогией я подразумеваю такой пропагандистский приём, при котором конструктивная дискуссия от рассмотрения фактов переходит к бесконечному обсуждению терминологии. Например, вы предлагаете Свидетелям Иеговы объяснить некоторые опасные для современных адептов ранние тексты Общества Сторожевой Башни, а они вам отвечают, что вы путаете такие понятия как Организация Свидетелей Иеговы и Общество Сторожевой Башни. Дескать, Организация — это отдельный народ Иеговы, а Общество — это всего лишь юридическое лицо, которое решает хозяйственные и административные вопросы. Как юридическое лицо ОСБ нанимает уборщиц, бухгалтеров, юристов и верстальщиков. И, естественно, они могут и не быть Свидетелями Иеговы. Этот ловкий демагогический ход позволяет старейшинам решить сразу три проблемы:

А) Они выигрывают время. Вообще-то претензия иеговистов к вашему невежеству относительно различия Общества и Организации в контексте данной беседы не совсем справедлива. Если вы этого не увидите, то наверняка запутаетесь. Пока вы будете выпутываться, иеговисты придерутся ещё к какой-нибудь вашей фразе, и вы будете «играть в слова» до того момента, пока время, отведённое на дискуссию, не закончится.

Б) Они ослабят внимание ваших наблюдателей. Если бы вам предложили поприсутствовать на конференции микробиологов или врачей офтальмологов, то вам хватило бы одного раза для того, чтобы понять, что вам там делать нечего. В чём проблема? Почему большинству людей это совершенно не интересно? Потому что специалисты пользуются большим количеством незнакомых для обывателей терминов. Демагогия превращает увлекательную почти детективную историю секты в скучную казуистику. Ваши наблюдатели пожалеют, что потратили время на совершенно бессмысленную говорильню. И они будут отчасти правы. Они потратили на вас своё реальное время, а вы тратите это время на обсуждение второстепенных вещей.

В) Иеговисты провоцируют вас воевать с «ветряными мельницами» и выставляют вас идиотами. Судите сами, раз Общество это юридическое лицо, в котором могут быть люди разных конфессиональных взглядов, то, критикуя Общество, вы критикуете и этих, ни в чём не повинных людей. Это значит, что вы инквизитор, готовый идти по головам, ради своей принципиальной борьбы с сектами. (В нашем разговоре с Галиной искушение погрузиться в демагогию возникло в п. 24–29.)

Как реагировать на демагогию? Ищите всегда короткий ответ в одну фразу. В ситуации с демагогией на тему различий ОСБ (как юридического лица) и Организации Свидетелей Иеговы нужно задать наводящий вопрос: «А кто из этих двух разных групп претендует на роль «ВЕРНОГО И БЛАГОРАЗУМНОГО РАБА»? Они обычно говорят, что Организация Свидетелей Иеговы, так как, дескать, это отдельный народ Божий.

Ну, что ж… Тогда вам ОСБ (как юридическое лицо) неинтересно. Рассматривать её учение нет никакого смысла. Раз она не является «верным и благоразумным рабом», значит не она является автором публикаций Сторожевой Башни. Теперь можете возвращаться к теме «Организация Бога» и сделать ход конём.

12.3. Эмоциональный резонанс

Технику эмоционального резонанса мы можем представить как способ создания у аудитории определённого настроения с одновременной передачей пропагандистской информации. Одно из правил пропаганды гласит: в первую очередь нужно обращаться не к разуму человека, а к его чувствам. Защищаясь от агрессивной информации на рациональном уровне, человек всегда может выстроить систему контраргументации и свести все усилия вербовщиков к нулю. Если же вербовка в секту происходит на эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля, никакие рациональные аргументы в этом случае не срабатывают. В диалоге с Галиной у нас возникло несколько ситуаций, когда Галина (видимо неосознанно) пыталась использовать технику «эмоционального резонанса». Особенно эта попытка просматривается в той части дискуссии, в которой Галина говорила про невесту, которая выбегает навстречу жениху (133–134). В моей жизни был случай, когда сектанты применили технику эмоционального резонанса настолько эффективно, что моментально расположили к себе всю аудиторию. Это были мормоны. Один из них, двадцатилетний юноша буквально разрыдался во время свидетельства того, как секта мормонов ему помогла. Он говорил приблизительно так: «Я очень большой грешник. Родители мне дали так много, но я, неблагодарная скотина, постоянно катился вниз по наклонной плоскости. Сперва я начал ругаться матом, затем я стал курить, потом пристрастился к лёгким наркотикам, наконец, я стал злоупотреблять алкоголем. Я стал злым, равнодушным и замкнутым. Однажды я связался с одной компанией и из-за этого чуть не сел в тюрьму. В этот момент у меня не было настоящих друзей, и я был близок к самоубийству. Но Бог любил меня и однажды я натолкнулся у себя на работе на красочный журнал Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормонов). После этого я нашёл то место, в котором собираются эти люди. Я был тогда очень обозлён, но верующие своей заботой изменили моё сердце. Кто я был тогда? Несчастный неудачник, которого ждала тюрьма. Бог произвёл чудесную работу в моей жизни. Сейчас я не пью, не курю, занимаюсь спортом. У меня есть девушка, бизнес и большая духовная семья! И я пришёл к вам для того, чтобы поделиться с вами своей верой».

В процессе монолога юный мормон закатывал глаза, активно жестикулировал, повышал или понижал тон в кульминационных местах, заглядывал в глаза зрителям. И он держал всех в напряжении до тех пор, пока какая-то женщина не вскочила и не возмутилась: «Хватит! Есть много сильных личностей, которые изменили свою жизнь, бросив пить, курить и ругаться матом, но это не даёт им право приставать к посторонним людям. Если вы избавились от гриппа, то это не значит, что теперь вы — учитель географии или даже биологии! Вы чего-то достигли в жизни, и я тоже чего-то достигла, но я к вам не лезу с наставлениями. Сейчас вы отнимаете у меня драгоценное время, которое я могла бы потратить на то, чтобы навестить свою больную бабушку. Я не просила Вас исповедовать мне здесь свои грехи. И я никак не могу понять то, почему я теперь должна оплачивать ваше самоутверждение моим временем и принятием вашей веры?» Жёстко, но убедительно. Эти слова разрушили всю магию слов мормонов, и им пришлось ретироваться.

 


12.4. Передёргивание

Передёргивание не является какой-то специальной техникой вербовки, а скорей недостатком коммуникационных способностей человека. Этот недостаток связан обычно с предубеждением человека к некоторым людям или вещам. А поскольку такие предубеждения есть почти у всех людей, то и передёргивание можно увидеть практически во всех дискуссиях. В нашей дискуссии передёргиванием будет вывод о том, что раз ОСБ требует подчинять понимание Библии мнению представителей Руководящего Совета СИ, значит никто из Свидетелей Иеговы не может иметь собственного понимания Библии, расходящегося с учением Организации[44]. Лично мне такие свободомыслящие иеговисты не попадались, но я допускаю, что они есть. Я находил в интернете информацию о группах «сопротивления», которые, не разрывая связи с ОСБ, в обстановке строжайшей конспирации вели просветительскую работу среди действующих членов организации по реставрации правильного отношения к Библии. По их мнению, Организация должна подчиняться Библии, а не толкование Библии должно зависеть от Организации.

 

12.5. Потерявшаяся ссылка

Метод «потерявшейся ссылки», в принципе, можно отнести к разновидности «забалтывания». Но всё-таки я говорю о нём отдельно из-за его специфики. «Потерявшаяся ссылка» применяется Свидетелями Иеговы именно тогда, когда вы «берёте их за живое», то есть демонстрируете наблюдателям тексты «Сторожевой Башни». Вряд ли по всем пунктам беседы вы сможете показать настоящие журналы «Сторожевая Башня», например за 1922 год. Мы с вами пользуемся копиями текстов, а сами эти копии мы находим в интернете. Руководство ОСБ никогда не станет показывать простым членам Общества ранние тексты организации. И вы уже знаете причину этой закрытости. В открытом доступе для членов Организации есть специальные интернет-модули с текстами некоторых книг и журналов ОСБ, начиная, в лучшем случае, с 1978 года. А что, разве до 1978 года Свидетели Иеговы не издавали журналов? Старейшины говорят, что нет смысла демонстрировать ранние журналы именно потому, что в современных изданиях есть лучшее из того, что писалось раньше. Отлично. В Новом Завете есть лучшее из того, что писалось в Ветхом. Многое из того, что написано в Ветхом Завете христианами не применяется сейчас, но применялось в первом веке. Некоторые ветхозаветные постановления христианами вообще никогда не применялись. Однако сейчас мы печатаем Библию, включающую в себя и Ветхий и Новый Заветы. Почему бы не показать своим братьям и сёстрам то, как НА САМОМ ДЕЛЕ развивалось богословие ОСБ? Потому что если они ознакомятся с ранними подлинниками Сторожевой Башни, то увидят, что никакого развития там не было, а была плохо управляемая «протоплазма» учений, которые, подобно водяным кластерам исчезали и появлялись стихийно без всякой логики и последовательности[45]. В нашей дискуссии с Галиной мы рассматривали проблему «потерявшейся ссылки» в п. 68–81.

12.6. Некуда идти

Значительное количество Свидетелей Иеговы совершенно искренно считают, что у Общества Сторожевой Башни нет альтернативы. Да, в их организации может чего-то не хватать, думают Свидетели: терпения, любви и даже каких-то библейских знаний, но это полная ерунда по сравнению с тем, что ждёт адепта за пределами организации. В контексте нашей дискуссии метод «Некуда идти» будет использоваться Свидетелями Иеговы тогда, когда они будут критиковать священнослужителей и прихожан традиционных конфессий. Выше я уже несколько раз касался этой темы. Такие ситуации были, есть и будут в любой религии. Иногда за этими упрёками стоит непонимание логики действий священнослужителей традиционных конфессий. Что такое освящение, например, автомобиля в Православной Церкви? Разве православные священники учат, что освящение — это благословение железа на какой-то подвиг? Нет, этому никто никогда не учит. В православном понимании освящение автомобиля это благословение людей исполнять правила дорожного движения, ездить аккуратно и молиться перед тем, как ты садишься за руль. А если человек нарушает законы, то ему не помогут даже три освящения. Так же агрессор, использующий освящённое оружие не может рассчитывать на одобрение Церкви и благословение Бога. А вообще-то Библия не запрещает христианину пользоваться оружием:

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему, противящийся власти, противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Рим. 13:1–4.

 

Из этого текста Писания мы видим, что у власти, имеющей в своих руках оружие, имеется три, определённых Богом назначения:

 

А) «Начальник…Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Здесь показана карательная функция государственной власти. Эта функция позволяет государству восстанавливать



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: