ОБРАБОТКА, ОКУЛЬТУРИВАНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ
ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ПИТОМНИКОВ
Задание
1) Начертите схему питомника с выделением трехпольного севооборота для выращивания сеянцев сосны в лесной зоне;
2) Опишите систему обработки и окультуривания почвы по вопросам изложенным в п. 1.1.
Контрольные вопросы
1) Какие системы обработки почвы применяются в питомниках?
2) Охарактеризуйте понятие «севообороты в питомниках и ротация севооборота».
3) Какова сущность окультуренного горизонта почвы?
1)
Годы | Номера полей | |||||
СН-1 | ЧП | СП | СН-2 | ЧП | ||
ЧП | СН-1 | СН-2 | СП | СН-3 | ||
Черный пар | Сеянцы 1-года |
сеянцы 2-года |
2)в п. 1.1 На площадях, вышедших из под пропашных культур, лущение не делают, обработка начинается со вспашки. При наличии корневищных и коренотпрысковых сорняков вспашке предшествует дискование. Не рекомендуется закладывать питомники на землях, введших из-под картофеля, так как в этих случаях наблюдается массовое поражение сходов древесных пород грибами, вызывающее полегание.
Отличается ранний пар от, например: черного пара тем, что первую вспашку проводят одновременно (либо сразу после вспашки) с боронованием и выполняются эти работы весной, сразу после выкопки посадочного материала лесного питомника (поскольку мы говорим про обработку именно лесных питомников). Вспашка производиться на всю глубину планируемого освоения почвы.
По срокам обработку по системе раннего пара проводят либо сразу, как появляется возможность попасть с техникой на обрабатываемый участок (появляется транспортная доступность, и называют такую технологию обработки «апрельский ранний пар»), либо же после посева яровых культур, предположительно в мае, поэтому иногда его называют «майский ранний пар».
|
Обработка сидерального пара под люпии или другую парозанимающую культуру, высеваемую весной на зеленое удобрение, поле обрабатывают с осени. На дерново-подзолистых почвах во время зяблевой вспашки пахотный слой углубляют, выворачивая на поверхность часть подзолистого горизонта. Весной поле боронуют, а затем культивируют или перепахивают, если вносят органические удобрения, фосфоритную муку и известь. Сеют сосну в ранние сроки. Во время образования сизых бобиков его запахивают с плугом дисковыми ножами. Для лучшей заделки растительной массы люпии предворительно скашивают или прикатывают. Перед посевом следующей культуры поле культивируют или дискуют и прикатывают. Так как многолетний люпии запахивают раньше, чем однолетний, то целесообразно за 2-3 недели до посева озимых поле перепахать или привести глубокое рыхление. Отаву или стерню кормового люпина
Запахивают плугом с предплужником на 3-4 недели до посева озимых, а перед посевом проводят культивацию и прикатывание.
1.10 Окультуривание песчаных почв. Землю глубоко перекапывают и вносят органические и минеральные удобрению. Площадь участка разбивают на полосы шириной до 80 см, длиной по ширине участка. На первой полосе выкапывают канаву на глубину 2 штыка лопаты- т.е. на 55-60 см, отбрасывая, почву, в сторону.
Затем рядом капают вторую канаву, перебрасывая землю в первую и смешивая ее с глиной, органическими и минеральными удобрениями (из расчета на 1 м кв.): глины – 50 кг, органических удобрений (навоза, компоста, торфа, перегноя) – 10-12 кг, извести – 500-800 г (в зависимости от степени кислотности), суперфосфата – 60-70 г, хлористого калия – 30-40 г. Затем вторую канаву засыпают из третьей и таким образом переваливают, почву, всего, участка.
|
Окультуривание глинистых и суглинистых почв. Оно достигает путем глубокой перекопки почвы с внесением удобрений (из расчета на 1 м кв.): навоза (перегноя, компоста, трудового ила) – 10-12 кг, суперфосфата – 60-70 г или фосфоритной муки – 100-120 г, хлористого калия – 40-50 г, извести – 600-800 г.
Чтобы глинистые и суглинистые почвы стали рыхлыми, вносят песок и опилки (по 40-50 и 10-15 кг соответственно (из расчета на 1 м кв.),подпочвенное грунты, которые делают бесплодным верхний слой. Чтобы окультурить этот слой почвы, после перевала сеют люпин, а затем запахивают его на удобрение.
Ответы на вопросы
В комплексе агротехнических мероприятий, обеспечивающих высохий выход кондиционного посадочного материала и оказывающих огромное влияние на рост и развитие древесно-кустарниковых растений, обработка почвы занимает важнейшее место. При правильной обработке почвы улучшаются ее физико-химические свойства, создаются условия для накопления и сохранения влаги, воздуха, тепла, что в свою очередь способствует активизации микробиологических процессов в почве, разложению органических веществ и накоплению усвояемых форм азота, фосфора, калия и других элементов, улучшению роста корневых систем выращиваемых пород. Правильная обработка почвы способствует уничтожению сорняков. Обработка почвы в питомнике включает различные мероприятия: вспашку, боронование, культивацию, лущение, освоение новых земель.
|
Севооборот в питомнике – это научно обоснованное чередование культур и паров на полях во времени. Севооборот предусматривает разделение площади отделений на определенное число полей. Период, в течение которого все культуры и пар проходят через каждое поле в определенной последовательности, принято ротацией севооборота.
Сущность окультуривания заключается на необходимости разработки и осуществления на практике определенных приемов, направленных на улучшение почв при обязательном прогнозе возможных последствий. Регулировать баланс органического вещества в почве можно, используя посевы многолетних бобовых трав и травосмесей с бобовыми и злаковыми компонентами. В зеленой массе сидератов находится примерно такое же количество, как в навозе, азота, несколько меньше фосфора и калия. Используются также различные приемы регулирования численности и состава микрофлоры. Разложение органического вещества в почве усиливается при более глубокой и своевременной обработке почвы, введений в севообороты пропашных культур и паров.
Химический метод предусматривает применение минеральных удобрений, известкование и гипсование почвы, обогащение при этом почвы питательными веществами, изменение реакции почвенного раствора, интенсивность и характер микробиологических процессов и другие свойства определяющие плодородие почвы.
Физический метод направлен на изменение основных агрофизических свойств почвы: строение пахотного слоя, его плотность, пористость и структурное состояние. Основными способами воздействия на почву с целью их изменения являются: обработка почвы, приемы регулирования водного, воздушного и теплового режимов, включая также и мелиоративные мероприятия.
Обработка способствует разрыхлению слоя почвы, изменению соотношения между твердой ее фазой и нормами, т.е, изменяется тепловой, водно-воздушный и пищевой режимы. За счет мелиоративных мероприятий в основном регулируются водный, воздушный и тепловой режимы почвы, в результате создаются более благоприятные условия для роста и развития растений.
РАСЧЕТ ПЛОЩАДИ ПОСТОЯННОГО ЛЕСНОГО ПИТОМНИКА
Задание
1) Рассчитать площадь посевного отделения питомника по формуле:
D=N x a x S / n1(1)
где N – задание на выращивание сеянцев в тsc. шт. (сосны 500, ели 1200);
а – срок выращивания, лет (сосны -2, ели – 3 года);
S – количество полей в севообороте (для сосны – 3, ели – 4);
n1 – норма выхода стандартных сеянцев с 1 га в тыс, шт, /9/;
S – количество полей в севообороте, занятых сеянцами;
2)Рассчитать общую площадь данного питомника
2.2 Контрольные вопросы
1) Что означают продуцирующая, полезная, вспомогательная и общая площадь питомника?
2) Изложите методику расчета площади школьного отделения.
3)Назовите нормативы выделения вспомогательных площадей.
4)Как определить общую площадь питомника?
Решение:
1) D=500*2*3/9000*2=0,5 га
2) Робщ=0,5*3=1,6 га
Ответы на вопросы
1) Продуцирующая площадь питомника - это площадь полей
севооборота в питомнике, занятая лесным посадочным материалом. Под
полезной площадью питомника понимают площадь, занятую полями севооборота и многолетними насаждениями, дающими продукцию.
Вспомогательная часть питомника - это часть, предназначенная для
обслуживания продуцирующей и выполнения защитных и организационно-хозяйственных функций. Общая площадь питомника складывается из продуцирующей и вспомогательной. Для определения общей общей площади питомника необходимо к продуцирующей площади прибавить площадь маточных насаждений, дорожной и оросительной сетей, компостников, прикопочного участка, усадьбы питомников, не вошедших в продуцирующую.
2)Расчет площади древесной школы. Древесная школа представлена сосной. Срок выращивания 2 года. Целесообразно для увеличения площади питания саженцев использовать 3-х польный севооборот с размещением 0,4*0,7 м,Ni =15 тыс.шт. Для расчета площади используем формул (1) и (4) и данные таблицы 1: Ni=(10*3*0,8)/90,4*0,7)=60 тс.шт/га;Sд.ш=(15*3)/60=0,75 га.Площадь одного поля севооборота s=0,75/3=0,25 га.
3)Площадь предназначена для обследования, обслуживания полезней части и выполнения защитных и организованно-хозяйственных функций. В нее включают: хозяйственные участки (прикопочной и компостник), дорожную сеть, водоемы, оросительную сеть, усадьбу с постройками, защитные полосы, защитную изгородь, дендрарий и резервный участок.Вспомогательная площадь составляет 25% от полезной для курпных питомников, 30 % - для средних и 40 % - для мелких питомников. Резервная площадь составляет обычно 5 % от полезной, величина прикопочного участка и комопостника принимается по 0,02 га, площадь живой изгороди и дорог рассчитывается по чертежу. Ширина магистральной и окружных дорог может быть приянта 6-8 м, ширина вспомогательных дорог -3 м, Форма и размеры водоемов, дендрария и усадьбы выбираются произвольно и зависят от имеющейся площади.
4)Чтобы определить общую площадь питомника, нужно к продуцирующей площади питомника прибавить площадь вспомогательной части. Она составляет около 20….25 % от всей продуцирующей площади питомника.