Урок 23. Синтетические ткани. Твоя школьная форма




Урок 23. Синтетические ткани. Твоя школьная форма

Тип урока: решение учебной задачи
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с названиями синтетических тканей, их происхождением и свойствами; способствовать формированию умений выполнять сравнение свойств синтетических и натуральных тканей; содействовать развитию навыков использовать специфические свойства синтетических тканей для изготовления специальной защитной одежды; совершенствовать умения работать по алгоритму
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс названиями синтетических тканей, их происхождением и свойствами; научатся сравнивать свойства синтетических и натуральных тканей; использовать специфические свойства синтетических тканей для изготовления специальной защитной одежды; называть профессии людей, где используются специальные костюмы; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении коллекции тканей Метапредметные: Личностные: оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда
познавательные – исследовать свойства тканей натуральных и синтетических, выбирать ткани для своих работ по свойствам и происхождению; формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (приемы оклеивания картонной основы тканью с формированием сборок и складок, способы изготовления силуэтов фигур человека); регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; выполнять практическую работу; коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе
Образовательные ресурсы: учебник (с. 76–81); контрольно-оценочные листы; образцы изделий, образцы натуральных и синтетических тканей, чертежные инструменты, картон, цветная бумага, клей, ножницы

Организационная структура урока

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности обучающегося
I. Организационный момент. Сообщение темы урока. Определение целей урока Приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку. Демонстрирует изделия, выполненные учениками прошлых лет, мотивирует обучающихся. Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. – Решите ребусы:

– Какую одежду носят ученики? Из какой ткани ее шьют?

– Какую одежду носят водолазы? Из какой ткани ее шьют?

– Тема урока «Синтетические ткани. Твоя школьная форма».

– Определите цели урока, используя опорные слова на слайде

Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. Отгадывают ребусы: «ученик», «водолаз». – Сегодня на уроке мы… Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в уст-ной форме
II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами Организует работу по открытию нового знания. Предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. Демонстрирует приемы работы с инструментами и приспособлениями. – Какие ткани называют натуральными? Почему? – О каких видах тканей можно сказать «рубашка в поле выросла»? – Какие животные дают человеку сырье для шерстяных ниток, пряжи и тканей? – Из чего изготавливают синтетические нитки и ткани? – Отгадайте загадки про одежду. Назовите ткани, из которых ее шьют. – Современные технологии коснулись всех сфер человеческой жизнедеятельности. Текстильная промышленность – самый яркий пример науки, поставленной на службу бытовой повседневности. Благодаря химическому синтезу человек научился получать волокна с заданными свойствами. Следует различать ткани искусственные и синтетические. Сырьем для синтетических тканей служат нефтепродукты, природный газ или каменный уголь. – Из синтетических тканей с особыми свойствами изготавливают спецодежду, защитную одежду для экстремальных условий, спортивную форму. Искусственные волокна производят путем физической обработки сырья. Наиболее известным примером такой ткани является вискоза, получаемая из целлюлозы (древесины). – Рассмотрите рисунки в учебнике. Люди каких опасных и трудных профессий на них изображены? Какими свойствами обладают синтетические материалы, из которых изготовлены костюмы? – Ткани из синтетических волокон обладают рядом преимуществ и недостатков по сравнению с натуральными материалами. – К достоинствам синтетических тканей относятся следующие качества: имеют повышенную износостойкость, не подвержены гниению, порче вредителями и плесневыми грибками. Одежда из синтетики весит намного меньше, чем ее натуральные аналоги. Большинство синтетических волокон не впитывают влагу или имеют водоотталкивающие свойства, и поэтому быстро сохнут. Благодаря масштабному промышленному производству и дешевизне исходного сырья большинство синтетических тканей имеют низкую стоимость. – Недостатки обусловливаются тем фактором, что искусственный материал может плохо влиять на живой организм. Синтетика накапливает статическое электричество (электризуется). Возможно возникновение аллергии. Большинство синтетических тканей плохо впитывают влагу – соответственно, не впитывают пот и обладают низкими гигиеническими свойствами. Не пропускают воздух – это также имеет значение для производства одежды и белья. Некоторые свойства синтетических тканей могут иметь как положительный, так и отрицательный смысл в зависимости от того, как применяется материал. Например, если ткань не пропускает воздух, это негигиенично для повседневной одежды. Но верхняя спецодежда из такого материала будет весьма уместна для защиты от неблагоприятных погодных условий. – А как выглядит современная одежда школьников? В какой одежде вы ходите в школу? – Знаете ли вы историю школьной формы? Где ее изготавливают? – Как вы думаете, какие требования предъявляются к современной школьной форме? Какая она должна быть? – Есть ли в нашей школе единая форма? Какая она? – Нравится ли вам ходить в школу в форме, которая отличает вас от школьников других школ? – Что бы вы хотели изменить в школьной форме? Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником, находят информацию о приемах работы, после чего активно наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями. Отгадывают загадки, записанные на карточках: • Ношу на голове поля, но это вовсе не Земля. Это шляпа. Шьют из фетра, вяжут из пряжи. • По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел. Это штаны. Шьют из натуральных и синтетических тканей. • Днем обручем, ночью змеей. Это пояс. Изготавливают из натуральной кожи, искусственной кожи, ткани. • Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом – под столом, а ночью под кроватью. Это ботинки. Изготавливают из натуральной или искусственной кожи. • Разошлись мальчики в темные чуланчики. Каждый мальчик – в свой чуланчик. Это перчатки. Шьют из натуральных и синтетических тканей. • Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. Это шарф. Изготавливают из натуральной или синтетической пряжи. • Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером. Брат большой не согласился и отдельно поселился. Это варежки. Вяжут из натуральной шерсти или синтетических нитей. • Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. Это шуба. Шьют из натурального или искусственного меха.   – Костюмы из синтетических тканей водонепроницаемы, огнеустойчивы и сохраняют тепло. Работают в парах, выполняют практическую работу, заполняют таблицу:
Достоинства синтетических тканей
Долговечность Легкость Быстро сохнут Низкая стоимость

Работают в парах, выполняют практическую работу, заполняют таблицу:

Недостатки синтетических тканей
Электризуются Не впитывают влагу Не пропускают воздух Вызывают аллергию

Работают в парах, выполняют практическую работу, определяют свойства натуральных и синтетических тканей, заполняют таблицу:

Название волокна Прочность При растяжении При горении При скручивании Гигроскопичность
Капрон Очень высокая Упругое Плавится, образуя черный дым и наплыв, спекаясь в комок Не сминается Воду практически не пропускает
Хлопок Низкая Неупругое Горит быстро, ярким пламенем с последующим свечением и с небольшим количеством белого дыма Сминается Впитывает воду
Определять цель занятия, составлять план и последовательность действий; проявлять интерес и активность в выборе решения. Строить рабочие отношения, работая в коллективе. Осуществлять установление личностного смысла знания; уметь анализировать, выделять и формулировать задачу. Осознанно строить речевое высказывание. Строить учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками. Выявлять и осознавать особенности выполняемых трудовых операций
III. Практическая (самостоятельная) работа обучающихся. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Текущий инструктаж Проверка готовности обучающихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений).   – Выберите название своей коллекции. Обсудите в группе композиционное расположение образцов. Подумайте, из какого материала изготовить основу и как на ней крепить образцы тканей. – Соберите информацию о форменной одежде, о требованиях к ней. Обсудите в группе конструктивные особенности формы для девочек и формы для мальчиков. Используйте законы композиции. – В каком виде вы будете представлять свой вариант одежды? – Что обеспечит выполнение требований к прочности, удобству и красоте школьной формы? – Какие ткани предпочтительнее для формы – натуральные, синтетические или смесовые? Объясните свой ответ Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность. Используют информацию из справочников и Интернета. – Ткань для школьной формы лучше выбирать натуральную (хлопок, лен, шерсть, кашемир). Также разрешается использование тканей с добавками химических волокон, но их количество не должно превышать 50 %. Что касается подкладки, то никакой синтетики здесь не допускается! Натуральные ткани, конечно же, во многом выигрывают, но и смесовые ткани имеют ряд плюсов, так как позволяют форме быть дешевле и удобнее в эксплуатации. Составляют технологическую карту изготовления изделия: 1. Выполнить разметку деталей манекена. 2. Вырезать детали манекена. 3. Каждую детали обтянуть необходимой тканью и закрепить. 4. Прическу выполнить с помощью ниток. 5. Собрать детали манекена в единую композицию Демонстрировать навыки бережливости при выполнении трудовых приемов. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата
IV. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать ее. организует деятельность обучающихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, просит обучающихся их сравнить, определить соответствие образцу, выявить ошибки). Оценивает совместно с обучающимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. предлагает оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Какое изделие вы выполняли на уроке? – Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе? – Какие виды ткани вы использовали? Чем натуральные ткани отличаются от синтетических? – Какой способ работы с тканью использовали? – Расскажите, как вы работали над изделием. Что делали вначале? Что потом? – Что еще можно изготовить из ткани? дает оценку каждой работе, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось. – Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа… – Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку. На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины. Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса. Отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют самооценку и взаимооценку. Выставляют оценки за практическую работу и знания, результаты заносят вкарточку контроля:
(Ф. И.) _________ Максимальная оценка, 15 баллов
Критерии оценки Моя оценка, 0–1 Оценка друга, 0–1 Оценка учителя, 0–1
Аккуратность построения разметки      
Качество сборки всех деталей из тканей      
Дизайн и оформление изделия      
Техника безопасности, рабочее место      
Итоговая оценка:      
Осуществлять самооценку и организовать взаимооценку. Выполнять построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Формулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов.
  Организует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской Оценивать качество уборки рабочих мест
Домашнее задание Объясняет домашнее задание Рассказать о своей школьной форме Планировать самостоятельную работу

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: