Критерии оценок диктанта по русскому языку.




ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ

В ГОУ СПО МО

«2-ой Московский областной музыкальный колледж имени С.С. Прокофьева»

По русскому языку и литературе.

 

1. Для поступающих на все специальности на базе основного общего образования (окончивших 9 классов) устанавливаются испытания по двум общеобразовательным предметам, проводимым колледжем самостоятельно:

· русскому языку как государственному языку Российской Федерации (письменно, диктант), примерный диктант.

· литературе (устно), вопросы по литературе.

 

Программы вступительных испытаний по русскому языку для поступающих на базе основного общего образования соответствуют программам общеобразовательной школы. Колледж может в качестве вступительных испытаний учитывать результаты государственной (итоговой) аттестации обучающихся (ГИА), освоивших образовательные программы основного общего образования, проводимой экзаменационными комиссиями, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

 

 

2. Поступающие на все специальности на базе среднего (полного) общего образования (окончившие 11 классов), предъявляют результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) по общеобразовательным предметам, кроме лиц, получивших среднее (полное) общее образование до 01.01.2009 г.:

· русскому языку как государственному языку Российской Федерации;

· литературе.

 

Результаты единого государственного экзамена, признаваемые как результаты вступительных испытаний по русскому языку и литературе не должны быть ниже устанавливаемого Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в текущем году минимального количества баллов по данным предметам.

 

Процедура проведения вступительного экзамена по литературе

Экзамен проводится в устной форме. Перед экзаменом предусмотрено проведение консультации. Экзаменационный билет содержит два вопроса: по русской литературе XIX в. и по русской литературе XX - начала XXI вв. Один из вопросов может быть по поэтическому творчеству, другой – по прозе. Для подготовки ответа абитуриенту предоставляется 30 минут. При подготовке к ответу поступающий обязан вести записи в листе устного ответа.

В процессе сдачи экзамена абитуриенту могут быть заданы дополнительные вопросы как по содержанию экзаменационного билета, так и по любым разделам предмета в пределах программы вступительного испытания. Экзаменаторы отмечают в листе устного ответа правильность и полноту ответов на все вопросы. Оценка объявляется сразу после завершения опроса абитуриента. Оценка ставится цифрой и прописью (в принятой системе баллов) в экзаменационную ведомость и экзаменационный лист поступающего.

 

Примерный диктант по русскому языку для абитуриентов, поступающих после 9 класса (неполное среднее образование)

 

***

У барона Петра Карловича Клодта было два увлечения: кони и лепка. Выйдя в отставку, он стал посещать рисовальные классы Академии художеств. Затем поступил учеником в литейную мастерскую.

В мастерской работали обычно крепостные крестьяне и еще никогда не обучались бароны. Мастер Василий Екимов сначала растерялся: не привык он баронами командовать. Но барон Клодт так старался, что Екимову не было с ним никаких хлопот. Старик, который отлил за свою жизнь множество памятников, часто печалился: из его учеников так и не выросло достойных мастеров. Но теперь он был спокоен: таких прекрасных коней, как отливал барон, Екимов, пожалуй, и сам не смог бы создать!

Когда архитектор Росси работал над пристанью между Адмиралтейством и Зимним дворцом, он заказал Клодту две скульптурные группы укротителей коней, символизирующих победу человека над дикой стихией. Клодт решил вылепить могучего коня в натуральную величину. Потребовался настоящий конь в качестве модели – Клодту прислали дикого арабского скакуна. Конь сделался послушным и даже позволял дочке барона поднимать себя на дыбы.

Скульптура так понравилась Николаю I, что он приказал ими украсить Аничков мост.

 

По В.Воскобойникову.

 

Примерный диктант по русскому языку для абитуриентов, поступающих после 11 класса (полное среднее образование)

Пьер на войне.

 

Появление невоенной фигуры Пьера в белой шляпе сначала неприятно поразило этих людей. Солдаты, проходя мимо его, удивленного и даже испуганно косились на его фигуру. Старший артиллерийский офицер, высокий, с длинными ногами, рябой человек, как будто для того, чтобы посмотреть на действие крайнего орудия, подошел к Пьеру и любопытно посмотрел на него.

Молоденький круглолицый офицерик, еще совершенно ребенок, очевидно, только что выпущенный из корпуса, распоряжаясь весьма старательно порученными ему двумя пушками, строго обратился к Пьеру:

– Господин, извольте вас попросить с дороги, – сказал он ему, – здесь нельзя.

Солдаты неодобрительно покачивали головами, глядя на Пьера. Но когда все убедились, что этот человек в белой шляпе не только не сделал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару, тогда понемногу чувство недоброжелательного недоумения к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие, подобное тому, которое солдаты имеют к животным: собакам, петухам, козлам и вообще животным, живущим при воинских командах. Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой.

Одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера. Он, обчищая взбрызнутую ядром землю с платья, с улыбкой оглянулся вокруг себя:

– И как это вы не боитесь, барин, право! – обратился к Пьеру краснокожий широкий солдат, оскаливая крепкие белые зубы.

 

Л.Н. Толстой.

Критерии оценок диктанта по русскому языку.

В соответствии с Порядком приема вступительные испытания по русскому языку (диктант) оцениваются по 100 балльной системе. Максимальная сумма баллов, которую может получить поступающий – 100 баллов.

Работа оценивается на основании следующей шкалы:

87 – 100 баллов выставляются за безошибочную работу
77 – 86 баллов выставляются за работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки
71 – 76 баллов выставляются при наличии в диктанте 1 орфографической или 1 пунктуационной ошибки
64 – 70 баллов выставляются при наличии в диктанте 1 орфографической и 1 пунктуационной ошибки или при отсутствии орфографических ошибок и 2 пунктуационных ошибок или при 2 орфографических и отсутствии пунктуационных ошибок
58 – 63 балла выставляются при наличии в диктанте 1 орфографической и 2 пунктуационных ошибок или 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки или при отсутствии орфографических и 3 пунктуационных ошибках
50 – 57 баллов выставляются при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок или при отсутствии орфографических и наличии 4 пунктуационных ошибок
44 – 49 баллов выставляются при наличии в диктанте 2 орфографических и 3 пунктуационных ошибок или 3 орфографических и 2 пунктуационных ошибок или 4 орфографических и 1 пунктуационной ошибки или 1 орфографической и 4 пунктуационных ошибок
40 – 43 балла выставляются при наличии в диктанте 4 орфографических и 2 пунктуационных ошибок или 2 орфографических и 4 пунктуационных ошибок или 3 орфографических и 3 пунктуационных ошибок
38 баллов выставляются при наличии в диктанте 4 орфографических и 3 пунктуационных ошибок или 3 орфографических и 4 пунктуационных ошибок
37 баллов выставляются при наличии в диктанте 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок или 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок
36 баллов и менее выставляются за диктант, в котором допущено большое количество ошибок

 

При наличии в диктанте более 5 поправок оценка снижается на 5 баллов.
90 - 100 баллов не выставляются при наличии исправлений.

Поступающие, получившие 36 баллов и менее, к дальнейшей сдаче экзаменов не допускаются.

 

Соответствие баллов оценкам по 5-ти балльной системе:
71 -100 баллов – отлично
58 - 70 баллов – хорошо
37 - 57 баллов – удовлетворительно
0 - 36 баллов – неудовлетворительно

Вопросы по литературе для поступающих после 9 класса:

1. «Слово о полку Игореве» – выдающийся памятник древнерусской литературы. Воплощение в «Слове» идеи единства Русской земли.

2. Темы, идеи, образы од М.В.Ломоносова (на примере одного произведения).

3. Идеал человеческого достоинства и гражданского служения родине в произведениях Г.Р.Державина, А.Н.Радищева, Д.И.Фонвизина (на примере произведения одного из авторов – по выбору учащегося).

4. «Мильон терзаций» Чацкого. Его поражение и победа в борьбе с миром Фамусова. Чтение наизусть одного из монологов Чацкого или Фамусова.

5. «Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений.

6. Мотивы дружбы в лирике А.С.Пушкина. Чтение наизусть одного стихотворения.

7. Любовная лирика А.С.Пушкина. Чтение наизусть одного стихотворения.

8. Романтический герой произведений Дж.Г.Байрона (на примере одного произведения).

9. Ваш любимый поэт. Чтение наизусть одного из стихотворений.

10. Современная авторская песня (на примере одного, двух произведений).

11. Подвиг человека на войне (по одному из произведений о Великой Отечественной войне).

12. «Татьянин милый идеал» (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»). Чтение наизусть отрывка из романа.

13. Взаимоотношения главного героя и общества в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа.

14. «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов – роман о трагедии незаурядной личности. Смысл названия романа.

15. Патриотические мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова («Бородино», «Прощай, немытая Россия», «Родина» и др.) Чтение наизусть стихотворения «Родина».

16. Печорин и его окружение в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

17. «Мертвые» и «живые» души в поэме Н.В.Гоголя.

18. «Мертвые души» Н.В.Гоголя. Смысл названия и своеобразие жанра.

19. «Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений.

20. Подвиг человека на войне (по одному из произведений о Великой отечественной войне).

21. Человек и природа в современной литературе (на примере одного, двух произведений).

22. Военная тема в современной литературе (на примере одного, двух произведений).

23. Ваш любимый литературный герой.

24. Отзыв о книге современного писателя: впечатления и оценка.

25. Смысл сатирического изображения героев комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве».

26. Гуманистический смысл трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта» (победа истинной любви над предрассудками и враждой).

27. Защитники «века минувшего» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Чтение наизусть одного из монологов Фамусова.

28. Общая характеристика главного героя одного из произведений А.С.Пушкина: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель».

29. Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика.

30. Роль и место лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

31. Противоречивость характера главного героя романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа.

32. Ваш ровесник в современной литературе (по одному или нескольким произведениям).

33. Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. Чтение наизусть одного стихотворения.

34. Образ русского солдата в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

35. Тема и идея рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма».

36. Сюжет и герои одного из рассказов А.Грина (по выбору).

37. Какие книги вы любите читать? (на примере одного, двух произведений).

38. Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества (сказки, былины, песни).

39. Современная авторская песня (на примере одного, двух произведений).

 

Вопросы по литературе для поступающих после 11 класса:

1. Путь падения доктора Старцева в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

2. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».

3. А.П.Чехов – обличитель мещанства и пошлости (на примере одного произведения).

4. Тема семьи в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

5. Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки).

6. Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова (на примере одного-двух рассказов).

7. Образ Евгения Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

8. Души «мертвые и живые» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Чтение наизусть отрывка из поэмы.

9. Стихотворение А.С.Пушкина о любви. Чтение наизусть одного из них.

10. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Чтение наизусть стихотворения «Пророк» или «Памятник».

11. Образ Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Чтение наизусть монолога.

12. «Слово о полку Игореве» – призыв к единению Русской земли.

13. Нравственные проблемы в пьесах А.Н.Островского (на примере одного произведения).

14. Мотив одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова. Чтение наизусть стихотворения поэта.

15. «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман.

16. Гуманизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

17. «Темное царство» в драме А.Н.Островского «Гроза».

18. Любимое произведение XIX века.

19. Как проявляются характеры героев в письмах Татьяны и Онегина? (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

20. Как понимают счастье герои и автор поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?».

21. Тема русского характера в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека».

22. Авторская песня (на примере одного-двух произведений любого автора).

23. Любимый поэт Серебряного века.

24. Темы и образы ранней лирики В.В.Маяковского. Чтение наизусть одного стихотворения поэта.

25. Люди дна: характеры и судьбы (по пьесе М.Горького «На дне»).

26. Военная тема в произведениях А.Т.Твардовского.

27. Тема родины и природы в лирике С.А.Есенина.

28. Тема России в лирике А.А.Блока. Чтение наизусть одного из стихотворений поэта.

29. Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне».

30. Тема любви в прозе А.И.Куприна (на примере одного произведения «Олеся» или «Гранатовый браслет»).

31. Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль».

32. Тема любви в прозе И.А.Бунина (на примере одного рассказа: «Темные аллеи», «Солнечный удар» или любого по выбору).

33. Анализ любимого стихотворения.

34. Любимое прозаическое произведение ХХ века.

35. Тема революции в поэме А.А.Блока «Двенадцать».

36. Любимое стихотворение А.Блока или С.Есенина. Восприятие, истолкование.

37. Судьба господина из Сан-Франциско в одноименном рассказе И.А.Бунина.

38. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

39. В.В.Маяковский – сатирик. Чтение наизусть стихотворения поэта.

40. Тема Великой Отечественной войны в прозе ХХ века (на примере одного произведения).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: