ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ БЫТИЯ, ПРОБЛЕМЫСУБСТАНЦИИ В ФИЛОСОФИИ»
Бытие — вся существующая реальность. Категория ʼʼбытиеʼʼ относится к числу самых широких философских категорий.
Противоположное бытию понятие — ʼʼнебытиеʼʼ (ʼʼничтоʼʼ). Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Человек, как бытие, обладает свободой и волей. В классической метафизике под бытием понимается Бог.
Различают бытие и сущее. Сущее – совокупность окружающих вещей. Но среди них можно найти то, что является общим им всем, своеобразный признак всего мира (сущего вообще), заключающийся в том, что он – мир- вообще существует. Это и выражено в понятии бытия. Отсюда, вопрос почему вообще что-либо есть, и на чем держится это ʼʼестьʼʼ?
Впервые понятие "бытие" ввел элеат Парменид (504-501 г. до н.э.). Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием.
Небытия, ʼʼничтоʼʼ (того, что не существует) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так˸ ʼʼ Бытие есть, небытия — вовсе нет ʼʼ.
Из этого тезиса следует, что бытие — одно, неподвижно, неизменно, неделимо, совершенно, не имеет
частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование чего-то кроме бытия, то есть небытия, а это недопустимо.
Парменид полагает также, что ʼʼ мыслить и быть есть одно и то же ʼʼ, ʼʼ одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется ʼʼ. Поскольку небытия нет — это значит, что ᴇᴦο и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие.
|
Существует ряд концепций ʼʼистинного бытияʼʼ ˸
Логос, Мировой Разум (Гераклит), число (Пифагор), первовещество (античные натурфилософы), атомы (Демокрит), идеи (Платон), форма форм, перводвигатель, Бог (Аристотель).
3.Основные виды бытия˸
1) объективное и субъективное, 2) потенциальное и актуальное, 3) материальное и духовное, 4) природное и общественное
1)Объективное бытие (Бога, природы, общества) — существующее независимо от человека,
2) субъективное бытие (мысли, чувства) — внутренний мир человека, продуцируемый им самим,
3) субъективно-объективное бытие (объективный мир, сознательно преображённый человеком и зависящий от него, ʼʼвторая природаʼʼ; объективно-субъективный характер, для постнеклассической науки имеет и научное знание).
В философии объективного идеализма под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную
реальность, в противовес наличному миру становления. Этим бытием является Дух, Разум, Бог. Субъективный идеализм отождествляет объект познания с чувственным восприятием, ʼʼмузамиʼʼ, идеями (сущностями) — истолковывая бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им.
ПО ТЕМЕ 2 «МАТЕРИЯ, ЕЕ ВСЕОБЩИЕ СВОЙСТВА И СПОСОБЫСУЩЕСТВОВАНИЯ».
«МАТЕРИЯ, ЕЕ ВСЕОБЩИЕ СВОЙСТВА И СПОСОБЫСУЩЕСТВОВАНИЯ»
Проблема сущности мира. Трудности и способ определения материи.
Сущность мира — важнейшая, «предельная» проблема человеческого познания, входящая в состав основного вопроса философии.
|
Сушность — внутренняя определенность предмета; это наиболее важное в предмете. То, что предмет отличает от других. Сущностью обладает любой предмет в мире и мир целиком. Предмет определяют через ближайший род и видовые отличия. Данная процедура практически не работает, когда берется мир в целом, так как у мира нет ближайшего рода и видовые признаки тоже не определяются.
В донаучной философии были предприняты несколько основных попыток решения проблемы сущности мира.
Религия и религиозная философия: Сущность мира — бог. Он рассматривается как субстанция действительности. Бог как творящая сущность; бог как основание. Т.о. Что есть бог? Религия перечесляет признаки, но не определяет сущность. Какой из атрибутов взять? Бытие? Бытие (можно дать только следующее определение) — не есть небытие. Что есть небытие? Небытие — есть не бытие. Если бог есть все, то бога определяют только через бога. Бог — есть бог (пустое определение, «простой звук»).
Объективный идеализм (Гегель): Основа мира — понятие. Мир — результат развития понятий. От чего отличить понятие? Понятие можно отличить только от самого понятия. (аналогично религиозной фил-ии)
Субъективный идеализм: Мир — есть комплекс ощущений. Сущность мира — ощущения. Опять же получаем тафтологическое определние.
Натур.философия (17-18 вв.): Сущность мира — природа. Природа состоит из вещей. Что есть вещь? Можем определить только через другую вещь. =)
Мир — особого рода бытие, особого рода реальность, существующая вне и без сознания, объективная реальность (Ленин).
|
Сущность мира материальна.
Материя развивается. В своем развитии она проходит бесконечное число этапов и форм материи. В современном мире формы различают по 3м принципам:
1. Основные формы материи (наиболее существенные этапы)
Существуют пять основных форм движения материи, выделенных еще Ф.Энгельсом:
а) Механическая форма - это перемещение различных тел в пространстве. Примеры: падение камня, полёт птицы.
б) Физическая форма – это изменение физических свойств предметов. Примеры: таяние льда, электризация тела.
в) Химическая форма – это различные химические превращения, изменение химического состава веществ. Примеры: ржавление железа, образование оксидов.
г) Биологическая форма – это процессы, проходящие в живых организмах. Примеры: рост и развитие организма, обмен веществ.
д) Социальная форма – это различные процессы и явления в обществе. Примеры: общение людей, процесс образования какого-либо государства.
2. Частные формы материи (более дробные этапы развития в рамках основных форм)
в физике: атомарные частицы, атомы и тд.
в химии: кислоты, основания и др.
в биологии: 4 царства