Урок 24. ОбъЕмные рамки
Тип урока: решение учебной задачи | ||
Педагогические задачи: создать условия для повторения знаний о чертеже, линиях чертежа и условных обозначениях, о чертежных инструментах; способствовать формированию умений получать объем фигуры складыванием; содействовать развитию навыков выполнять изготовление объемных рамок для плоскостных изделий с помощью чертежных инструментов; совершенствовать умения строить и читать чертеж, используя линии чертежа и условные обозначения | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятсяс технологией расчета размеров рамок; научатся строить и читать чертеж, используя линии чертежа и условные обозначения; применять чертежные инструменты; получать объем фигуры складыванием; прорабатывать сгибы биговкой; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении объемных рамок для плоскостных изделий с помощью чертежных инструментов | Метапредметные: познавательные – использовать полученные знания и умения по обработке бумаги и картона для выполнения практических работ; анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий из тканей, комбинированных изделий; открывать новые знания, умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (приемы изготовления объемной рамки для композиции); регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки; коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе | Личностные: оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;уважать людей различного труда |
Образовательные ресурсы: учебник (с. 82–83); контрольно-оценочные листы; образцы изделий; картон, цветная бумага, чертежные инструменты, ножницы, клей |
Организационная структура урока
|
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося | ||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку. Демонстрирует изделия, выполненные учениками прошлых лет, мотивирует обучающихся. Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. – Прочитайте ребус. – Тема урока «Объемные рамки». – Определите цели урока, используя опорные слова на слайде | Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. Отгадывают ребус: «рамка». – Сегодня на уроке мы… | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | ||||||||||||||||||||||||||||||
II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами | Организует работу по открытию нового знания. Предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. Демонстрирует приемы работы с инструментами и приспособлениями. – Что такое рамка? – Многие выполненные ранее изделия следует оформить для выставки. Для этого можно использовать красивые рамки, которые сделаны своими руками. – Какие инструменты будут необходимы? – Что такое чертеж, для чего он нужен? – Какие линии используются в чертежах? – Соотнесите названия линий и их обозначения. – Что такое развертка? – В каких геометрических фигурах есть прямой угол? Какой чертежный инструмент помогает построить прямой угол? | Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником, находят информацию о приемах работы, после чего активно наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями.
Соотносят линии чертежа с их названием и назначением:
| Определять цель занятия, составлять план и последовательность действий; проявлять интерес и активность в выборе решения. Осуществлять установление личностного смысла знания; уметь анализировать, выделять и формулировать задачу. Осознанно строить речевое высказывание. Строить учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками | ||||||||||||||||||||||||||||||
– Что такое биговка? – Биговка выполняется, если есть вероятность повредить нанесенное изображение путем обычного сгиба; она защищает место сгиба от растрескивания красочного слоя, придавая печатной продукции более аккуратный вид. – Как выполняется биговка? | – Биговка – операция нанесения прямолинейной бороздки на лист бумаги. Необходима для последующего сложения по линии картона. – Биговка осуществляется с помощью тупых дисковых ножей | ||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Практическая (самостоятельная) работа обучаю-щихся. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Текущий инструктаж | Проверка готовности обучающихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений). – Решите задачу «Кубики», которая проверит ваши умения «читать» развертку и чертеж. Два мышонка, сидя в норке, Клеят кубик из развертки. (Три готовых вижу я.) Не похож ли будет новый На какой-нибудь готовый? Присмотритесь-ка, друзья! – Рассмотрите конструкцию объемной рамки в учебнике. Подберите размеры. Подумайте о проблемах и вариантах усовершенствования технологического процесса. Выберите материал. – Какой материал лучше использовать для рамки: цветную бумагу, толстый картон или ксероксный картон? – Если деталь надо согнуть в разные стороны, с какой стороны будет выполняться биговка? | Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность.
Решают задачу «Кубики»:
Ответ: кубик 2. Составляют технологическую карту изготовления изделия: 1. Выполнить разметку объемной рамки с помощью двух угольников. 2. Вырезать по линиям. 3. Выполнить биговку. 4. Собрать объемную рамку | Демонстрировать навыки бережливости при выполнении трудовых приемов. Выявлять и осознавать особенности выполняемых трудовых операций. Строить рабочие отношения, работая в коллективе | ||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест | Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать ее. организует деятельность обучающихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, просит обучающихся их сравнить, определить соответствие образцу, выявить ошибки). Оценивает совместно с обучающимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. предлагает оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Какое изделие вы выполняли на уроке? – Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе? – Какой способ работы с картоном и бумагой использовали? – Расскажите, как вы работали над изделием. Что делали вначале? Что потом? – Что еще можно изготовить из картона? дает оценку каждой работе, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось. – Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа… – Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. | Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.
На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины.
Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса.
Отвечают на поставленные вопросы.
Осуществляют самооценку и взаимооценку. Выставляют оценки за практическую работу и знания, результаты заносят вкарточку контроля:
| Осуществлять самооценку и организовать взаимооценку. Выполнять построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Формулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Организует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными | Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской | Оценивать качество уборки рабочих мест | |||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Объясняет домашнее задание | Рассмотреть объемные рамки | Планировать самостоятельную работу |