Эрик Эриксон – психолог, психоаналитик.




З. Фрейд – психолог, психоаналитик, основатель психоанализа.

Традиция понимания конфликта как постоянного элемента жизни человека восходит к З. Фрейду, который понимал: «психика – это поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания».

По Фрейду, человек находится в состоянии постоянного внутреннего и внешнего конфликта с окружающими и миром в целом.

ПОНИМАНИЕ КОНФЛИКТА В ПСИХОАНАЛИЗЕ: «Конфликт — это форма столкновения противоположных принципов, влечений, стремлений и т. д., в которых выражается противоречивость природы человека».

Из всех потенциально возможных конфликтов, для психоанализа первичным является внутренний, или так называемый «психический конфликт» человека, который есть «постоянный элемент душевной жизни человека, характеризующийся беспрерывным столкновением влечений, желаний».

Руководствуясь принципом удовольствия, человек в силу внешних ограничений — нравственных и социальных норм — вынужден зачастую отказываться от удовлетворения своих желаний. Это и приводит к возникновению психического конфликта, однако существуют способы достичь удовольствия морально приемлемыми путями. Типичными примерами сублимации являются художественное или научное творчество.

Патогенные конфликты. Возникают, когда к внешнему, вынужденному отказу от немедленного удовлетворения желаний, несовместимых с требованиями общества, присоединяются внутренние ограничения.

ОПЫТ ДЕТСТВА: Конфликты, не нашедшие разрешения в детстве, потенциально чреваты патологией поведения в более зрелом возрасте. Известно суждение Л. С. Выготского по поводу взглядов Фрейда: «Человек как бы раб своего раннего детства, он всю жизнь разрешает и изживает те конфликты, которые создались в первые месяцы его жизни».

Цель терапевтического воздействия – выявление источников конфликтов, вытесненных из сознания, осознание причин внутренних конфликтов и их решение на уровне сознательного отношения.

Таким образом, психоанализ исходил из идей «обреченности» человека на конфликт, разрушительного влияния на личность патогенных конфликтов и из необходимости избавить человека от этих конфликтов. В принципе его избавить от них полностью нельзя, речь идет о смягчении конфликтов при помощи целенаправленного воспитания, социализации и «окультуривания» человека с помощью психоаналитика.

Карен Хорни – психоаналитик, психолог.

- ключевая фигура в направлении неофрейдизма;

- акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности.

- рассматривала неосознаваемый характер конфликта – невротический.

Работы: «Наши внутренние конфликты», «Невротическая личность нашего времени» и др.

СОГЛАСНА С ФРЕЙДОМ В ТОМ, что неврозы в своей сущности являются результатом конфликта между инстинктивными влечениями и социальными требованиями.

ОДНАКО СЧИТАЕТ, что столкновение между желаниями человека и социальными требованиями не обязательно приводит к неврозам, но может также вести к фактическим ограничениям в жизни, т. е. к простому подавлению или вытеснению желаний или, в самом общем виде, к действительному страданию. Невроз возникает лишь в том случае, если этот конфликт порождает тревожность.

Нормальный конфликт предполагает выбор между различными возможностями, позициями, убеждениями и т. д., осуществляя который человек и разрешает конфликт.

Невротический конфликт всегда бессознателен: внутренние противоречия поглощают человека, не оставляют ему выбора, делают его беспомощным. Невротик не просто теряет способность разобраться в себе и своих желаниях, он становится не способным к решению своих внутренних проблем, что и оказывается, по Хорни, главным источником конфликта.

Э. Эриксон: новый взгляд на конфликты

Наиболее отличной от позиции Фрейда в отношении к конфликтам является концепция Э. Эриксона.

Эрик Эриксон – психолог, психоаналитик.

- теория психосоциального развития (описывает 8 стадий развития личности: от младенчества до старости; и делает акцент на развитии Я индивида).

- Работы: «Детство и общество», «Идентичность: юность и кризис» и др.

ИДЕЯ ЭРИКСОНА: «каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий».

Эриксон выделяет в общем жизненном цикле восемь психосоциальных стадий. (смотри ниже таблица). Каждая из этих стадий развития сопровождается кризисом, который Эриксон рассматривает как поворотный момент. На каждом возрастном этапе возникает своя специфическая, требующая решения проблема. Успешное разрешение кризиса является залогом дальнейшего развития здоровой личности.

 

НАПРИМЕР, рассмотрим стадию детства.

Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, которого баюкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир – место уютное, а люди — существа отзывчивые и услужливые.

Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие - боязливость и подозрительность по отношению к миру и к людям, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.

Благоприятное разрешение этого конфликта - надежда.

Кризис у Эриксона содержит и позитивный, и негативный компонент, главное, адекватное и конструктивное разрешение кризисов. Таким образом, тема конфликта приобретает иное звучание у Э. Эриксона, конфликты начинают нести позитивный заряд и становятся важнейшими моментами развития.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, конфликт свойствен человеческой природе. Можно делать акценты на его деструктивных аспектах, как у Фрейда, или, напротив, оценивать его более оптимистично, как Эриксон. В любом случае конфликт — явление не случайное и составляет суть внутренней жизни индивида.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: