1. Возрастная психология как отрасль психологической науки: предмет, задачи.
2. Связь возрастной психологии с другими науками. Методы возрастной психологии.
3. Биологические, социальные и психологические факторы, влияющие на развитие ребенка.
4. Понятие психологического возраста. Соотношение роста и развития. Особенности психического развития.
5. Стадии развития мышления по Ж. Пиаже. Особенности детского мышления по Ж. Пиаже.
6. Развитие психики и его движущие силы в теории З. Фрейда. Характеристика стадий возрастного развития по З.Фрейду.
7. Психоанализ детства в исследованиях А.Фрейд, М.Кляйн, Д.Винникотта, Дж.Боулби, Р.Спица.
8. Теория развития личности Э.Эриксона, ее особенности. Понятия Эго-идентичности, групповой идентичности. Краткая характеристика возрастных кризисов по Э. Эриксону.
9. Понятие социализации личности. Игровые методы в исследованиях нормы и патологии развития личности. Д. Калф - sand-play (игра с песком). Х.Когут - развитие самости (self) ребенка.
10. Основные законы детского развития Л.С.Выготского. Понятия зоны ближайшего развития, социальной ситуации развития, ведущей деятельности.
11. Возрастная периодизация по Д.Б.Эльконину. Связь развития с ведущей деятельностью в конкретном возрасте.
12. Когнитивное и физическое развитие в младенческом возрасте: ощущение, восприятие, рефлекторные формы поведения, хватание, сидение.
13. Социальное развитие в младенческом возрасте: роль и характер общения с матерью.
14. Когнитивное и речевое развитие в раннем детстве.
15. Предметно-манипулятивная деятельность и ее значение для развития ребенка в раннем детстве.
16. Развитие личности в раннем детстве: развитие самосознания, особенности общения в семье и со сверстниками.
17. Развитие личности в дошкольном возрасте. Социализация эмоций, произвольность, развитие трудолюбия.
18. Когнитивное развитие в дошкольном возрасте.
19. Сюжетно-ролевая игра и ее роль в психическом развитии дошкольника.
20. Воспитательное и терапевтическое значение сказки.
21. Развитие личности в младшем школьном возрасте. Становление самооценки, закрепление мотивов достижения успеха и избегания неудач, уровня притязаний.
22. Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте. Стадия формальных операций.
23. Роль учебной деятельности в развитии младшего школьника.
24. Тенденции в изучении отрочества (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Г.А. Цукерман).
25. Развитие личности в подростковом возрасте. Понятия Я-концепции, Образа-Я. Роль общения в развитии подростка.
26. Когнитивное развитие в подростковом возрасте.
27. Характер. Акцентуации характера в подростковом возрасте.
28. Общая характеристика юношеского возраста. Основные линии онтогенеза.
29. Проблема самоопределения и развитие личности в юношеском возрасте.
30. Когнитивное развитие в юношеском возрасте.
31. Особенности личностного развития человека в ранней, средней и поздней взрослости. Основные линии онтогенеза. Кризис 30 лет.
32. Старение и психологический возраст. Проблема конца жизни.
Список рекомендованной литературы
Основная литература:
1. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: [Учеб. пособие для пед. вузов] / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова; Под ред. М. В. Гамезо. - Москва: Пед. о-во России, 2003. - 508,[3] с. Гамезо, М. В., 2003
2. Крайг Г. Психология развития / Грэйс Крайг, Дон Бокум; [пер. с англ.: А. Маслов и др.]; науч. ред. пер. на рус. яз. Т. В. Прохоренко. - 9-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2006. - 939 с. Крайг Г., 2006.
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: Изд. УРАО, 1997. – 176 с.
4. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Изд. Академия, 1998. – 456 с.
5. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. - М., 1994.
6. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Л. Ф. Обухова. - 4-е изд. - Москва: Педагогическое общество России, 2004. - 443,[1] с. Обухова, Л.Ф., 2004.-374с.
Дополнительная литература
1. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн., Кн. 2, Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание / Б. Ваш Ц. Бадмаев. - Москва: ВЛАДОС, 2004. - 159 с. Бадмаев Б. Ц., 2004
2. Байярд Р. Т. беспокойный подросток: практ. рук. для отчаявшихся родителей / Роберт Т. Байярд, Джин Байярд; [пер. с англ. А. Б. Орлова]; Науч.-внедренч. лаб. психопедагогики образования. - Москва: Фонд "Мир": Академический проект, 2003. - 206,[1] с. Байярд, Р. Т., 2003
3. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. - Москва: Гаудеамус: Академический проект, 2005. - 253, [1] с. Белкина В.Н., 2005
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995.
5. Выготский, Л. С. (1896-1934). Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва: Смысл: ЭКСМО, 2003. - 1134,[1] с. Б 88.8 Выготский Л.С., 2003
6. Выготский Л.С. Младенческий возраст - Собр. соч.: В6 т. М., 1984.
7. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни - Собр. соч.: В6 т. М., 1984.
8. Выготский Л.С. Раннее детство - Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.
9. Выготский Л.С. Кризис трех лет - Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.
10. Выготский Л.С. Кризис семи лет - Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. Т. 4.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь - Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. Т. 2.
12. Выготский Л.С. Педология подростка - Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.
13. Вьюнова Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по психол. специальностям / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. - Москва: Академический Проект, 2003. - 253, [2] c. Вьюнова, Н. И., 2003
14. Гиппенрейтер Ю. Б. (1930-). Общаться с ребенком. Как? / Ю.П. Гиппенрейтер. - Москва: ЧеРо, 2004. - 239 с. Гиппенрейтер, Ю. Б.,2004.
15. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1993.
16. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждении личности. М., 1994.
17. Зак А.3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М., 1984.
18. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 1988.
19. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1982.
20. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: метод. рекомендации для пед. и психокоррекц. работы / Л. Д. Короткова. - Москва: ЦГЛ, 2003. - 124, [2] с. Короткова Л.Д., 2003
21. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе.
22. Кривцова С. В. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками: тренинг для педагогов / С. В. Кривцова, Е. А. Мухаматулина. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва: Генезис, 2004. - 183 с. Кривцова С. В., 2004
23. Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков: практическое руководство, Т. 2, Отклонения и нарушения / Г.В. Лаут, У.Б. Брак, Ф. Линдеркамп; [пер. с нем. В. Т. Алтухова]. - Москва: ACADEMIA, 2005. - 352 с.
24. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976.
25. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М.,1981
26. Общение и формирование личности школьника (под ред. А.А. Бодалева, PЛ. Кричевского). - М., 1987.
27. Осорина М. В. (1950-). Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. - [3-е изд.]. - Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 275,[1] с. Осорина М. В., 2004
28. Психология подростка: Учеб. / [Дандарова Ж. К., Кон И. С., Костромина С. Н. и др.]; Под ред. А. А. Реана. - СПб.: Прайм-еврознак; М.: ОЛМА-пресс, 2004. - 480 с.
29. Психология современного подростка / [Азбель А. А. и др.]; под ред. Л. А. Регуш. - Санкт-Петербург: Речь, 2005. - 386 с.
30. Развитие личности ребенка от рождения до года / [Аверин В. А., Добряков И. В., Осорина М. В. и др.]. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003. - 298 с. Развитие личности ребенка от рождения до года, 2003
31. Развитие личности ребенка от трех до пяти / [сост. Ильина В.Н.]. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 511 с. Развитие личности ребенка от трех до пяти, 2004
32. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.
33. Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст / Н. Семаго, М. Семаго. - Санкт-Петербург: Речь, 2005. - 373 с. Семаго, Н. Я.,2005
34. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: [учеб. пособие для студентов вузов] / В. Г. Степанов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академический проект: Трикста, 2004. - 553, [1] с. Степанов, В. Г.,2004
35. Тюшев Ю. В. Выбор профессии: тренинг для подростков / Ю. Тюшев. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2007. - 160 с. Тюшев, Ю. В.,2007
36. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту (под ред. И.В. Дубровиной). - М., 1987.
37. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990
38. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - М., 1994.
39. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.
40. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника. Избр. психол. тр. - М. 1989.
41. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Избр. психол. тр. - М., 1989.
42. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков Избр. психол. тр. - М., 1989.
43. Эльконин Д. Б. (1904-1984). Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. психологии / Д. Б. Эльконин. - Москва: Academia, 2004. - 383,[4] с
44. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб, 1996