Конспект 14
Тема: История изобразительного искусства Древней Греции эпоха классики
Эпоха классики началась греко-персицкими войнами, начатыми персидским царем Дарием. Персидское войско было многочисленным, но в военном искусстве уступало греческому. Для победы над Персией Греция построила мощный флот, новую обширную гавань Пирей недалеко от Афин. Был создан союз греческих полисов. Во время войны греки ощутили себя единой нацией. Союз городов полисов дал зачаток экономике и подготовил культурный расцвет Афин в эпоху Перикла.
Классика: ранняя, высокая, поздняя.
Архитектура ранней классики
1. Святилище в Дельфах
2. Храм Зевса в Олимпии.
Храм не сохранился, мы можем его представить по реконструкции. Но сохранились скульптурные композиции, украшавшие фронтоны: состязание на колесницах Пелопса и Эномая; битва лапифов с кентаврами.
Фигуры лаконично вписываются в треугольную форму фронтонов. Вся площадь фронтонов заполнена движущимися, борющимися, бегущими фигурами, которые видны зрителю с разных ракурсов. Такое изображение является сложным и зрелым.
Скульптура ранней классики
Продолжает развиваться тема куроса.
3.Статуя «Дельфийский возничий»
Мастера овладели изображением движения. С лица исчезла архаическая улыбка. Мужская одетая фигура. Складки длинного хитона напоминают каннелюры колонны.
Период высокой классики.
Архитектурный ансамбль Афинского Акрополь
Афины - главный город. Городом правил - Перикл (умный, просвещенный правитель), он стал инициатором строительства и украшения Акрополя, священного холма.
4.Афинский Акрополь
Акрополь господствовал над городом и был виден со всех сторон городских улиц. В дни праздников процессия горожан поднималась к храму Акрополя, несколько раз обходила его со всех сторон. Поднявшись на холм, участники шествия оставляли справа небольшой храм Ники Аптерос (Бескрылой победы), затем по бокам – здания Библиотеки и Пинакотеки (ворота-коллонаду) и, наконец, видели перед собой главное строение Акрополя – храм Афины Парфенос (Афины-девы), или Парфенон.
|
Автор планировки – Фидий (скульптор, имевший великолепное пространственное мышление).
По замыслу Фидия, ни одно из сооружений Акрополя не должно было восприниматься фронтально. Постройки стояли под углом к основному пути движения процессии. Так впечатление о них было более полным.
5. Парфенон
Архитекторы: Иктин и Калликрат
Храм сочетает в себе два ордера: дорический и ионический. Пропорции Парфенона более стройные, чем у храмов периода архаики.
Парфенон продуман и совершенен во всем. Архитекторы предугадали погрешности человеческого зрения. Курватура (намеренная кривизна) Парфенона: в его очертаниях нет ни одной прямой линии. Стереобат имеет небольшое повышение к центру. Угловые колонны наклонены к середине, а две средние – к углам. Все колонны имеют энтазис – незначительное расширение на высоте 2/3 от стереобата; благодаря этому они не кажутся по середине тоньше. Угловые колонны несколько тоньше других, в поперечном разрезе они не являются круглыми.
Материал: пантелийский мрамор (белый, но под воздействием солнца желтеет).
Скульптурное убранство Парфенона создано Фидием. Им были выполнены две фронтонные композиции, метопы, зофорный фриз на целле, а так же статуя Афины, помещенная в храме.
|
Тема фронтонных композиций: «Чудесное рождение Афины из головы Зевса», «Спор Афины и Посейдона за преобладание в Аттике». Мастерство Фидия – скульптора проявилось в свободном владении пластикой обнаженного мужского и женского задрапированного тела. Он изобрел прием «мокрых складок», когда ткань драпировки не скрывает, а напротив, подчеркивает идеально-прекрасные формы. Его способы группировки и компоновки фигур рождают ассоциации с музыкой.
Триглифно-метопный фриз обходил Парфенон с четырех сторон. На каждом разрабатывалась тема сражения. Тема: битва лапифов с кентаврами (сохранилась). Они решены в технике горельефа. Каждый изображенный рельеф не схож с другим и раскрывает новые возможности человеческого тела.
Зофорный фриз в верхней части целы изображает шествие афинян. Скульптор мастерски разработал тему однонаправленного движения, идут юноши-гидрофоры, держа на плечах огромные сосуды с водой; девушки несут пеплос, сотканный для статуи Афины; еле сдерживают коней всадники. Движение процессии подобно морской волне, зарождается в глубине, постепенно набирает силу и выплескивается оторвавшимися от земли копытами коней, развевающимися драпировками. Шествие направляется к богам, восседающим на тронах, они благосклонно принимают дары.
Статуя А фины, помещенная в целле храма, была сделана Фидием из драгоценных материалов – золота и слоновой кости. Техника называется – хризоэлефантинной.
Афина Парфенос Портик кариатид. Эрехтеон
|
6.Эрехтеон
Храм посвященный двум богам (Посейдону и Эрехтею) и состоит из двух частей. У стен его растет олива, и бьет источник, подаренный Посейдоном. Из-за своей особой формы он обращен к Парфенону глухой стеной. На фоне стены помещён портик кор – одна из жемчужин греческой классики. Роль колонн – играют коры (кариатиды) женские фигуры совершенной красоты. Они сочетают в себе элементы динамики и статики: словно идут при этом оставаясь на месте.