НАУКА. ПРЕДМЕТ И ЦЕЛЬ НАУКИ




Н а у к а — сфера человеческой деятельности, функции кото­рой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Это одна из форм общественного со­знания, поскольку является результатом многовекового развития познавательной деятельности человечества. Наука представляет собой непрерывно развивающуюся систему знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превра­щаемых в непосредственную производительную силу общества в результате социальной деятельности людей.

Предмет науки — различные формы движущейся мате­рии (бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем), формы их отражения в сознании человека. Например, для ветеринарии — животные, для медицины — человек, для фи­зики — объекты неживой материи и т. д.

Вместе с тем науку можно рассматривать с различных позиций: как специфическую форму общественного сознания, основу которой составляет система знаний;

как процесс познания закономерностей объективного мира; как определенный вид общественного разделения труда; как один из важных факторов общественного развития и как процесс получения знаний и их использования.

Не всякое знание научное. Нельзя признать знания научными на основе простого наблюдения. Хотя они и играют важную роль, но не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление проте­кает так или иначе, и предсказать его дальнейшее развитие. Пра­вильность научного знания определяется не только логикой, но прежде всего обязательной проверкой его на практике. Научные знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспре­кословного признания истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической про­верки.

Цель науки — познание законов развития природы и об­щества и воздействие на природу на основе использования зна­ний для получения полезных обществу результатов. Но пока со­ответствующие законы не открыты, можно лишь описывать яв­ления, собирать, систематизировать факты, без их объяснения и предсказания.

Развитие науки идет от сбора фактов, их изучения и системати­зации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к свя­занной, логически стройной системе научных знаний, которая по­зволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые.

Наука как система научных знаний имеет следующие специфи­ческие признаки:

1) систематизированность совокупности накопленных научных знаний: анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целос­тные свойства этого множества;

2) проверенность фактов: сумма научной информации только тогда выступает как накопленное знание, когда ее или ее след­ствия можно проверить для уточнения истины; то, что проверке не поддается, является не накопленным научным знанием, а гипо­тезой; проверка осуществляется разными методами: организацией эксперимента, описанием опыта и другими путями; если всего этого не было, о науке как о системе накопленных научных зна­ний говорить нет смысла;

3) воспроизводимость явлений: возможность воспроизвести определенное явление свидетельствует о существовании некото­рого объективного закона; потому, если факт не был в свое время воспроизведен, значит, полученная информация либо неверна, либо необходимо еще и еще раз учесть все условия и проверить высказанные утверждения новыми опытами;

4) долговечность той или иной системы знаний: чем долговеч­нее та или иная система знаний, тем, как правило, экономичнее и эффективнее принимаемые на ее основе решения, тем больше возможностей для ее применения в других областях знания; более качественными являются сами научные решения.

Путь познания идет от созерцания к абстрактному мышлению и от последнего к практике. Процесс познания включает накопле­ние фактов. Однако без их систематизации и обобщения, без ло­гического осмысления фактов не может существовать ни одна на­ука. Хотя факты — это «воздух» ученого, сами по себе они еще не наука. Факты становятся составной частью научных знаний толь­ко в систематизированном, обобщенном виде с помощью про­стейших абстракций (понятий) или определений, являющихся важными структурными элементами науки.

Понятие — это мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы по общим и специфическим для них признакам. Напри­мер, «масса», «энергия». Взаимосвязь понятий осуществляется пу­тем суждений и умозаключений.

Суждение — высказывание, с помощью которого сочета­ются понятия, утверждающие или отрицающие что-либо о реаль­ных предметах или явлениях. Например: «вода — жидкость, сок —

 

 

жидкость, кровь — жидкость» и т. д. Отсюда суждение «все жид­кости текучи». Наиболее широкие понятия называют категория­ми. Это самые общие абстракции. К категориям относятся фило­софские понятия о форме и содержании явлений, в теоретической экономике это товар, стоимость, в ветеринарии — структура и функция.

Принципы (постулат ы), аксиомы — важная фор­ма знаний. При этом под принципом понимают исходные положе­ния какой-либо отрасли науки. Они являются начальной формой систематизации знаний (например, аксиомы евклидовой геомет­рии, постулат Бора в квантовой механике, закон Менделя в генетике.

Научные законы — составное звено в системе научных знаний. Они отражают наиболее существенные, устойчивые, по­вторяющиеся объективные внутренние связи в природе, обществе и мышлении.

Теория — наиболее высокая форма обобщения и системати­зации знаний. Под теорией понимают учение об обобщенном опыте (практике), формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать действие на них разных факторов и предложить рекомендации по их использованию в практической деятельности людей.

Формулирование определения во многих случаях предопределяет распознавание или даже постановку проблемы. В определении об­наруживает себя сущность явления, которая может быть первого, второго порядка и т. д. Например, понятие «иммунитет» перво­начально определялось экономическим термином — освобожде­ние от податей. Сегодня существует иное его определение, приня­тое в современной науке — иммунологии, учитывающее насущ­ные проблемы и потребности развития учения об иммунитете.

Конструирование определения — это один из методов исследова­ния. Без определений невозможны описание проблемы, оценка ситуаций, доказательство результатов, презентация идеи. Различа­ют явные и неявные определения.

Явные определения построены на поиске наиболее удачных с точки зрения практики синонимов, т. е. таких понятий, которые представляются бесспорными, уже известны и функционируют в системе знаний. Но определения не строятся только на сопостав­лении понятий. Они конструируются посредством дополнения этих понятий, их ограничения, выделения существенных свойств. И это не менее важная часть определения, нежели сопоставление. Проанализируем с этих позиций определение понятия «реактив­ность». Реактивность — это целенаправленное воздействие факто­ров внешней и внутренней среды на организм с изменением его жизнедеятельности. Оно построено на сопоставлении понятий

 

«ответ» и «воздействие». Но не всякое воздействие может быть адекватным. Есть воздействия случайные, непредвиденные, из­вращенные, например аллергия, анафилаксия. Поэтому необхо­димо выделить вид воздействия и его назначение, целенаправлен­ность и согласующую деятельность. Аналогичным образом конст­руируется любое определение, но не всегда это просто. В конеч­ном итоге практика подтверждает реальность и точность такой конструкции.

Неявные определения построены таким образом, что сущность и смысл явления передаются через использование понятия в кон­тексте других понятий, в его концептуальных связях, функциях в системе объяснений и обоснований. Такое определение всегда не­полно и неустойчиво, односторонне и «туманно», как правило, до поры до времени. Ведь в процессе исследования первоначально можно только обозначить явления некоторым названием или тер­мином, и только впоследствии возникает возможность определить их более точно по мере формирования концепции. Примером тому могут быть понятия «качество кормления», «экологический мониторинг» и др.

Конструирование определения подчиняется правилам, кото­рые нельзя нарушать, если стремиться к адекватности реальности, научной корректности и концептуальной значимости.

5) Правило соразмерности определяемого и определяющего по­нятий. Например, можно сказать, что метод вакцинации — это вид воздействия на животное. Виды воздействия выделяют не только по методам введения вакцины, но и по функциональному состоянию организма, по силе воздействия, по реакции на него в зависимости от дозы. Это явно неполное определение, сопостав­ляющее несоразмерные понятия.

6) Правило исключения порочного круга*. Согласно этому пра­вилу нельзя определять понятие либо через само себя, либо через другое понятие, которое, в свою очередь, определяется через ис­ходное понятие. Например, можно определить понятие эндок­ринная система следующим образом: регулирующая система — это субъект управления функциями. Но далее понятие субъекта уп­равления функциями нельзя определять через понятие регулиру­ющей системы. Дело в том, что регулирующая функция принадле­жит нервной системе (а мы утверждали эндокринной?).

7) Правило ясности и конкретности всех понятий определяю­щей части. Это значит, что в определяющей части необходимо ис­пользовать только понятия известные, практически выверенные, общепринятые, понятные. Не следует использовать метафоры или

[1] Порочный круг — это когда причина порождает следствие, а следствие — причины и одно усугубляет другое.

 

слова, допускающие многозначное толкование. Например, аллер­ген — это решающий фактор развития аллергического процесса. Такое утверждение можно рассматривать как некий прием убеж­дения, дополняющего суждение, но не как определение ключево­го для исследования или концепции понятия. Можно задать мно­жество вопросов: а какой аллерген, как он попадает в организм, один или два раза и т. д.? В ветеринарной медицине есть термины, которые конкретно определяют понятие.

8) Правило различения определения-описания и определения- предписания. Первое относится к определениям понятий, функ­ционирующих уже в деятельности, но требующих уточнения; вто­рое — к понятиям, которыми оперируют в определенных услови­ях, в рамках некоторой концепции. В исследовании такие опреде­ления-предписания необходимы. Например, при использовании понятий «организация вакцинации» и «вакцинация организации». В первом случае имеются в виду меры, персонал, наличие вакци­ны, место и т.д., во втором — вакцинация скота в какой-то орга­низации (например, в питомнике служебного собаководства).

9) Определение понятия посредством понятий (известных, по­нятных, принятых, проверенных). Нельзя определять понятие че­рез неизвестное понятие. Например, контроль животноводства — это мониторинг качества. Какого животноводства (свиноводство, овцеводство, скотоводство), всего или выборочно, а что такое мо­ниторинг? Что такое качество? И качество чего здесь предполагает­ся? Определение понятий является формально-логическим мето­дом исследования, без которого невозможно построить концепцию объяснения тех или иных явлений, невозможно отстаивать идеи и мысли, доказывать и обосновывать их значимость и практическую ценность. Это необходимые элементы исследовательской деятель­ности, и любой исследователь должен владеть этими методами.

Особый вид использования формально-логических опера­ций — метод мыслительного эксперимента. Он построен на мыс­лительном моделировании объекта исследования и установлении характера его поведения при изменении каких-либо параметров или условий функционирования. При этом эффект этих методов значительно повышается, если они сочетаются с имитационным моделированием. Например, с помощью компьютера проигрыва­ются варианты поведения объекта.

Мыслительно-логические методы исследования в значитель­ной своей части построены на использовании приемов формаль­ной логики, которыми исследователь должен владеть в полной мере. К ним можно отнести и методы классификации и построе­ния типологии, доказательства и конструирования гипотез, а так­же метрологические методы (методы оценок).

Большую роль играет признание и понимание выводов и реко­мендаций, сделанных или разработанных исследователем. Поэто­ му в арсенал методов исследования включены методы научного обсуждения и научной полемики. Многие исследовательские про­екты и рекомендации возникают в результате успешно построен­ного и поставленного обсуждения проблемы, научной полемики. Иногда они требуют дополнительного объяснения и конкретиза­ции, особенно те, которые играют существенную роль. Проблему можно поставить и сформулировать различными способами. Это может быть просто констатация объекта исследований в терминах его названия или специфики. Например, изготовление вакцины против лейкоза, мотивация производственной деятельности и пр. Такая постановка проблемы не всегда способствует концентрации внимания на противоречии, отражающем ее особенность и суть.

Постановка проблемы посредством вопроса способствует более точному представлению о содержании, потому что вопрос пред­ставляет собой форму мышления, ориентированную на получение конкретного ответа в виде суждения. Например: в настоящее вре­мя можно создать вакцину против лейкоза? Необходимо знать ло­гическую структуру исследовательского вопроса. В каждом вопро­се кроме вопросительного знака можно выделить две части: во­просительное слово или частицу (какое, что, почему и пр.) и ту часть, которая характеризует область исследования и должна вой­ти в предполагаемый ответ. Например: какие пути приемлемы для изготовления вакцины против лейкоза? Любое суждение можно рассматривать как полученный ответ на некоторый вопрос. Вооб­ще вопрос имеет две функции: коммуникативную (исследователь­скую) и выступает как средство информационного поиска. При­мерами исследовательских вопросов и их конструкций могут быть следующие: как отражается система содержания животных на их заболеваемости; почему вакцины для собак не обеспечивают им­мунитет; почему лейкозом болеют не все животные; можно ли разработать вакцину против радиации; можно ли разработать вак­цину против рака?

Выделены две группы вопросов: 1) категориальные, в них воп­росительные слова указывают направление исследования и об­ласть исследовательской деятельности; 2) пропозициональные, в них основная часть сохраняется неизменной, а требуется лишь подтверждение или опровержение ее. В вопросах последнего типа заложен ответ в виде готового суждения, которое в процессе ис­следования надо либо подтвердить, либо отвергнуть.

Существует принцип корректной постановки исследователь­ского вопроса: основная часть вопроса должна опираться на ис­тинные, бесспорные предпосылки. Появление некорректных воп­росов обусловлено стереотипом мышления, поверхностным отно­шением к формулированию проблемы и недобросовестностью ис­следования. Главная задача исследования — найти решение проблемы, которое устраняет либо существующее препятствие

 

 

развития, либо фактор нормального функционирования. Полу­ченное в результате исследования решение может быть различ­ным: в виде некоторого акта деятельности или целой концепции деятельности на ближайшую перспективу.

Морфологический анализ предполагает понимание того, что непосредственным результатом исследовательской работы являет­ся эффективное решение проблемы. Тогда проведение исследова­ния можно свести к анализу вариантов решений по определенно­му набору их параметров. Это и характеризует морфологический метод исследования. Его можно реализовать посредством состав­ления так называемых морфологических карт, которые содержат, с одной стороны, перечень необходимых параметров, отража­ющих предполагаемый и ожидаемый результат, с другой — вари­анты решений, среди которых надо делать выбор, чтобы достичь результата. Например, такими параметрами могут быть своевре­менность исполнения, равномерность загрузки, инновационность деятельности, качество работы.

Какие факторы определяют их достижение или реализацию? Контроль исполнения, ясность распоряжений, учет работы, нор­мы работ, информационное обеспечение, планирование работ, распределение персонала, обучение персонала, мотивирование исполнения и качества, их критерии и др. Все эти факторы опре­деляют возможные решения. Они могут быть разными по функци­ональному назначению: ключевыми и второстепенными, проме­жуточными и окончательными. Сделать выбор и обоснование ре­шений позволяет морфологическая карта. Решение должно соеди­нять все эти факторы, отражать комплекс действий, способных изменить положение.

Соединение метода классификации и метода обобщения дает метод морфологического анализа (иногда он называется методом морфологического ящика). Он построен на декомпозиции про­блемы по составляющим ее элементам, поиске в этой схеме наи­более перспективного относительно всей проблемы элемента ее решения. Морфологический анализ предполагает не простую де­композицию (рис. 1), т. е. разложение целого на составляющие его части, но выделение элементов по принципам функциональной значимости и роли, т. е. влияния элемента или проблемы на об­щую проблему, а также прямую или опосредованную связь с внешней средой (иногда это называют надсистемой). Это можно объяснить на примере распределения функций. Например, вете­ринарный врач заметил, что на птицефабрике в процессах управ­ления часто встречаются задержки в принятии решений, подго­товке документов при реагировании на распоряжения. В результа­те лекарственные средства поступают с опозданием, что нарушает технологию выращивания птицы, а нарушение некоторых техно-

 

ПРОБЛЕМА

 

 

логических операций даже на 1...2сут может привести к непред­сказуемым последствиям. Объясняют такое положение неудачным распределением функции и полномочий между подразделениями, неравномерной загрузкой и др., но врач должен понимать, что причина может быть глубже и включает множество факторов не­эффективной деятельности персонала. Поэтому надо решать про­блему комплексно, опираясь на глубокий и всесторонний морфо­логический анализ проблемы распределения функций.

Исходной позицией морфологического анализа является по­становка проблемы. Далее проводят ее декомпозицию, т. е. разде­ление на составляющие части. В качестве примера можно назвать проблемы структуры системы управления ветеринарии, профес­сионализма персонала, мотивации деятельности, трудоемкости функции, учета загрузки и др. Далее проводится декомпозиция каждой из представленных проблем в отдельности сверху вниз и снизу вверх. При этом не исключено, что проблемы будут переве­дены с одного иерархического уровня на другой.

Распределение функций зависит не только от внутреннего со­стояния системы управления, но и от внешних факторов ее функ­ционирования: конкуренции, экономической обстановки, рынка и квалификации специалистов, системы обучения, государствен­ного регулирования и др. На ее основе строится морфологическая схема и проводится анализ каждой из них, чтобы выделить глав­ную и связать ее с другими. При анализе можно использовать и другие методы исследования, такие как мозговой штурм, синекти- кл и др. Пределом развития морфологической схемы снизу вверх и сверху вниз является возможный переход в другой класс проблем, который сделает эту схему бесконечной. На этом переходе следует остановиться. Для того чтобы морфологическая схема была пост-

ПРОБЛЕМА

 

роена корректно, следует использовать ряд операторов, посред­ством которых можно проверять принадлежность проблемы к той или иной иерархической ступени или переходить с одной ступени на другую при декомпозиции проблем. Эти операторы существу­ют в форме ключевых вопросов, ответ на которые дает возмож­ность переводить проблему на новую ступень морфологической схемы. Любую проблему можно сформулировать в виде исходного действия. Например, изменить распределение функций. Это ис­ходная проблема (ИП). Первый оператор морфологического ана­лиза: «зачем ЭТО нужно?». Целевые установки (ЦУ): создать ком­муникационный климат, повысить профессионализм деятельнос­ти, обеспечить ритмичность работы. Второй оператор морфологи­ческого анализа: «как это можно сделать?». Механизм решения проблемы (МР): издать общее распоряжение, изменить структуру лидерства (перераспределить персонал), использовать компьютер­ные программы, изменить структуру системы управления, обучить персонал. Важно включить в морфологический анализ и декомпо­зицию причин возникновения проблем, причем с дифференциа­цией причин на внешние и внутренние. Вопрос: почему возникла проблема (ВП)?

В нашем примере это могут быть изменение структуры инфор­мации, целей развития, стиля управления, возникновение отри­цательных традиций, нерациональное использование техники управления, несвоевременная поставка лекарственных веществ, отсюда нарушение сроков лечебно-профилактической работы, снижение профессионального уровня специалистов. Внешние причины могут заключаться в социально-психологических пере­грузках урбанизированной жизни, в дефиците или высокой сто­имости техники, лекарств и препаратов, общем изменении мента­литета. Морфологический анализ помогает глубже понять содер­жание проблемы и не просто найти ее решение, но и выбрать наи­более удачное решение, учитывая средства и методы, причины и последствия.

Некоторой разновидностью морфологического анализа являет­ся метод «букета проблем». Он основан на поиске такой формули­ровки проблемы, которая в большей мере способствует нахожде­нию ее решения. Корректная постановка вопроса всегда отражает знание пути его решения. Технология использования этого метода включает несколько этапов.

10) Постановка проблемы в таком виде, в каком она представле­на в реальной практике. Например: как использовать компьютер в деятельности ветеринарного врача на птицефабрике для упорядо­чения лечебно-профилактической работы?

Обобщение этой проблемы в обшем виде, в виде множества формул и уровней. Например: повысить производительность дея-гсльности ветеринарного врача, обеспечить его профессионализм, а может быть, просто поднять авторитет врача. Обобщение позво­ляет определить класс проблемы, ее истоки, главное — выбрать решение.

11) Определить проблему-аналог. Эти действия заключаются в поиске аналогичных проблем в других областях деятельности или сферах. Можно по поставленной первоначально проблеме так сформулировать аналог: «отрастить у животных вторую голову», «увеличить скорость роста, как у птиц», «обеспечить выживание в любых условиях» и др. Это звучит парадоксально, но в исследова­нии не надо бояться парадоксов. Они могут подсказать удачные решения, убедить в необходимости решения проблемы, показать важность ее, определить отношение к проблеме, что позволяет увидеть исходную проблему в новом ракурсе.

В начале XX в. Г. Форд поставил перед инженерами-проектировшиками задачу: сконструировать двигатель внутреннего сгорания с V-образным расположением поршней. Ему ответили, что это принципиально невозможно! Но Г. Форд не от­казался от этой идеи. Через год работы инженеры представили обоснование, по­чему не решается вопрос. Снова заказчик не согласился, работа была продолжена, и через полгода все-таки создали такой двигатель! Его выпуск перевернул все пра­вила в автомобилестроении.

12) Установить роль и взаимодействия проблемы с другими проблемами, тогда решение проблемы может произойти как следствие. Например, по нашей исходной проблеме это может быть замена врача другим, более инициативным, использование другой породы животных или смена поставщика лекарственных веществ и др.

Бывает очень полезно сформулировать обратную проблему — навести исследователя на удачный вариант. Например, компьюте­ризация деятельности ветеринарного врача снижает участие чело­веческого фактора в работе с животными, что отрицательно ска­пывается на эффективности лечебных и профилактических ме­роприятий. Так будет при любом уровне его технической воору­женности без правильной организации работы. На многих птицефабриках компьютер рассчитывает рацион и обеспечивает технологию кормления, однако необходима визуальная оценка качества кормов. Может ли это выполнить компьютер? Такая формулировка обратной проблемы позволяет увидеть опасность неудачных решений, установить критерии выбора успешных ре­шений.

Понятие доказательства в практике исследователь­ской деятельности рассматривается как приведение любых аргу­ментов, подтверждающих некоторое положение. Такими аргумен- Iами могут быть факты, проверенные положения, заключения,

 

 

точки зрения признанных авторитетов, результаты эксперимента. Не всегда все можно доказать при помощи фактов, да и не всегда существуют доступные восприятию факты. В этом случае доказы­ваемые положения выводятся из других, достоверность которых полагается установленной.

Доказательство — это интеллектуальная операция, состоящая в установлении истинности некоторого суждения посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается уста­новленной до этой операции и независимо от нее, а также посред­ством подтверждения фактами и практической деятельностью. В зависимости от характера и особенностей предмета исследования и возможностей его проведения формы доказательства могут быть различными (рис. 2). Надежность доказательства определяется ар­гументацией, фактологией, методологией его построения, фор­мально-логическим следованием, готовностью к восприятию ар­гументов и фактов.

 

 

 

Рис. 2. Классификация видов доказательства

Доказательство от определения. Оно построено на четком оп­ределении ключевых категорий, так, чтобы эти категории не вы­зывали сомнений относительно их адекватности реальным явле­ниям и практическому опыту. Например, иммунитет — это спо­собность организма отвечать на чужеродный белок, несущий на себе признаки чужеродной генетической информации. Это опре­деление никто проверять не будет, а примет на веру.

Доказательство от обратного. Если принимаются аргументы об абсурдности, противоположные доказываемому, то считается,

 

что первоначальное суждение истинно или по крайней мере кор­ректно.

Доказательство по принципу приведения к нелепости, абсурднос­ти. Это прием опровержения истинности (генетика — лженаука!).

Доказательство на основе классификации фактов. Оно позволя­ет установить свойства объекта исследования и причины его ори­гинального поведения (если это вещество лекарство, оно обладает свойствами...).

Доказательство на основе анализа свойств исследуемого объекта. I!апример, в состав карсила входит расторопша пятнистая, в кото­рой содержится много флавоноидов с выраженным репаративным действием: следовательно, она нужна для стимуляции восстанав­ливаемых клеток печени.

Аксиоматическое доказательство. Первоначально формулиру­ется аксиома (бесспорное, понятное и принятое положение), за­тем строится доказательство, базирующееся, как правило, на не­скольких аксиомах. Например, лекарство всегда назначается при болезни животного.

Фактологическое доказательство. В нем главную роль играет систематизация фактов. Например, физические факторы могут обладать патологическим действием на животных, а ионизирую­щая радиация — один из них.

Доказательство по рабочей гипотезе или концепции (гипотети­ческое, концептуальное доказательство). Например, на Марсе есть лед, возможна, значит, и жизнь?

Экспериментальное доказательство. Главная опора — экспери­мент и его результаты. Например, предлагаемое лекарство у всех животных вызывает гепатит, рекомендовать его в производство нельзя!

Доказательство по концентрации фактов. То или иное положе­ние, вывод или идею могут доказывать не отдельные или разроз­ненные факты, а их определенная концентрация и конструкция. Факты надо накапливать и систематизировать.

Корректность доказательства. Определяется его строением. В каждом доказательстве существует три элемента: тезис, аргументы (основания), демонстрация. Например, если животное ест траву, шачит, это корова! Тезис —это суждение, истинность и приятие которого устанавливаются в доказательстве. Для этого требуются аргументы, из которых выводятся тезис и логическая форма связи названных двух элементов, обусловливающая необходимость вы­ведения одного из другого, тезиса из аргумента (демонстрация). Гешс, или доказываемое положение, должны соответствовать правилу точности формулировки, неизменности на всех этапах юказательства. В действительности, нередко приходится наблю- ii.m. подмену тезиса и понятийыЭта ошибка Проявляется в том,

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: