Основные проблемы и понятия экономики




 

1.Проблемы экономики

2.Экономические уровни

3.Экономические методы исследования

4.Базовые экономические понятия

 

1.Проблемы экономики

Экономика исследует экономические связи и отношения, складывающиеся в обществе, и экономическое поведение людей. Экономика изучает проблемы ценообразования и денежных доходов, безработицы и инфляции, спроса и предложения, мирохозяйственные связи и т.д.

Одна из основных проблем – организация экономики и ее регулирование на всех уровнях. Главная проблема экономики – получение большого количества благ при минимальных затратах производства.

 

Развитие экономики проходит на 4-х уровнях, которые взаимосвязаны друг с другом: микроэкономика мезоэкономика макроэкономика метаэкономика.

 

2.Экономические уровни

Микроэкономика — особый раздел экономической теории, изучающий экономические отношение между хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала, предприятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели.

В центре внимания микроэкономики — производители и потребители, принимающие решения по поводу объемов производства, продаж, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли. Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, как потребители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др.

Микроэкономика изучает рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством.

Мезоэкономика изучает экономические явления и процессы, охватывающие все промежуточные системы или отрасли народного хозяйства (АПК (Агропромышленный комплекс), ВПК (Военно-промышленный комплекс), экономику здравоохранения, экономику торговли, т.е. экономику отдельных отраслей и сфер народного хозяйства).

 

Макроэкономика (национальная экономика) — раздел экономической теории, изучающий экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как единую систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства.

Основные проблемы макроэкономики — инфляция, безработица, экономический рост, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы государственного регулирования и т.д.

 

Метаэкономика (мировая экономика) — сумма всех национальных экономик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей.

 

В экономике можно выделить еще два направления экономических процессов в зависимости от области приложения ее результатов.

Позитивная (дискриптивная) экономика изучает факты и зависимости между ними, призвана исходить из накопленных знаний и опыта и отвечать на вопросы: что есть и что может быть в экономике? Практические суждения, касающиеся реального состояния экономики, называются позитивными. Основной продукт этой части экономической науки — знания, обобщения, экономический анализ, аналитический прогноз (сбор фактов, обобщение результатов наблюдения). Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций.

Нормативная экономика ставит перед собой более сложную задачу — поведать о том, что должно быть, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов. Она оперирует категориями, рецептами, содержащими на первом месте слова: надо, необходимо, следует. Теоретические суждения, рассматривающие желаемые состояния, называются нормативными. Эта экономика дает рекомендации, рецепты действий.

 

3.Экономические методы исследования

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика использует определенную совокупность методов познания. Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результат научной абстракции — выработка новых научных категорий (понятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

Исторический метод. Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими стали в настоящее время.

Логический метод позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.

Метод анализа и синтеза. Анализ — это метод познания, предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез — это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

Метод индукции и дедукции. Индукция — это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов. Анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, фиксирующему наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция — это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза — предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

Экономико-математическое моделирование с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.

Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

Экономические эксперименты — это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

 

4.Базовые экономические понятия

Суть экономики как системы позволяют освоить базовые экономические понятия. Экономическая наука прежде всего изучает потребности и способы их удовлетворения. Потребности – нужда в чем-либо, отсутствие чего-либо, внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. У каждого человека есть потребности, которые он, чтобы обеспечить свое существование, удовлетворяет с помощью товаров и услуг. Человек должен питаться, одеваться, иметь крышу над головой (первичные, жизненно важные потребности).

Кроме того, у него множество желаний, например, читать, путешествовать, заниматься спортом и т.д. Исполнение этих желаний делает жизнь удобнее и комфортнее (вторичные, культурные потребности и потребности в роскоши). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные – могут. Деление потребностей на первичные и вторичные исторически условно, соотношение между ними с развитием общества изменяется. К человеческим потребностям относится также стремление к любви, уважению, самореализации. Эти потребности не рассматриваются экономической теорией, поскольку их нельзя удовлетворить с помощью товаров и услуг.

Потребности, согласно закону возвышения потребностей, изменяются как количественно, так и качественно. Изменяясь, они порождают новые потребности под влиянием развития техники, моды и рекламы, например, изобретение телефона, телевидения, компьютеров и т.д. В результате скрытые (латентные) потребности становятся осознанными и поэтому открытыми. Это превращение является движущей силой экономического процесса и причиной структурных изменений всей экономики. Иными словами, закон возвышения потребностей показывает, что по мере удовлетворения ранее сложившихся потребностей возникают новые, происходит переход от более низкого уровня потребностей к более высокому.

По виду удовлетворения потребности подразделяются на индивидуальные и коллективные. Индивидуальная потребность возникает из решения частного лица и охватывает все потребности, которые человек может удовлетворить сам, например, покупка телевизора, холодильника, обустройство жилища и т.д. Наряду с ними существуют потребности, удовлетворение которых требует таких высоких затрат, что это не под силу отдельному человеку. Потребности, которые можно удовлетворить только в группе, называются коллективными. Например, строительство дорог, школ, университетов, поддержание безопасности и правопорядка и т.д. Удовлетворить все потребности невозможно, следовательно, характерная черта потребностей – они безграничны, а средства их удовлетворения, напротив, ограничены. Средством удовлетворения потребностей выступает благо.

Если потребности удовлетворяются в ходе покупки на рынке определенного товара или услуги, тогда говорят о спросе. Спрос – это платежеспособная потребность; это рыночное выражение потребности, представляющее собой желание и способность людей приобретать блага. Благами называются средства, удовлетворяющие потребности. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах, (например, воздух, песок в пустыне, вода в водоемах), другие в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами, поскольку именно они являются объектом экономической деятельности людей. Экономические блага различаются по видам. Блага могут иметь материальную (физическую) природу, тогда это вещественные товары, например, продукты питания и одежда. Они могут также иметь нематериальную (бестелесную) природу, тогда их называют услугами, например, перевозка грузов или пассажиров, услуги химчистки. Услуги отличаются от вещественных товаров тем, что их производство и потребление происходит одновременно, их нельзя получить в качестве наследства и нельзя складировать. Удовлетворение потребностей в данном случае происходит благодаря непосредственной деятельности людей, а не товарами, которые буквально можно потрогать.

В условиях товарного производства большая часть благ становится товаром. Товар – это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена, купли-продажи. По цели применения товары делят на потребительские или товары народного потребления (например, одежда, продукты питания) и производственные или инвестиционные, т.е. предназначенные для производительного потребления (например, грузовой автомобиль, сырье). Относится ли товар к потребительским или инвестиционным – это зависит от того, кто его приобретает – частное лицо или фирма. Например, легковой автомобиль как личный автомобиль и как автомобиль фирмы, электроэнергия для домашнего хозяйства или для предприятия.

Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книги, электроприборы и т.д.) и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, масло, спички, напитки и т.д.). Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся, например, масло и маргарин, чай и кофе, как потребительские товары; уголь, нефть, газ как ресурсы для получения электроэнергии; поезд, самолет, автомобиль – как средства передвижения; кино, театр, цирк – как услуги сферы досуга. Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, лыжи и палки, автомобиль и бензин.

Для получения экономических благ, как правило, нужны дополнительные средства – ресурсы. Экономические ресурсы – это факторы используемые для производства потребительских благ. К важнейшим из них относятся земля, труд, капитал, предпринимательские способности. Сегодня фактором производства становится и информация.

Земля – географическое место производства, источник природных (естественных) сил производства. Она может использоваться для производства сельскохозяйственной продукции, строительства производственных зданий, домов, железных дорог и т.п. Экономисты понимают под фактором «земля» не только собственно Землю, но и все силы природы – воду, энергию солнца, климат, полезные ископаемые.

Капитал может выступать в денежной и вещественной форме. В денежной форме – это средства на приобретение сырья, оборудования и других необходимых компонентов производственного процесса. В вещественной форме капитал – это средства производства, принадлежащие предприятию (фирме) и используемые для организации производства благ.

Труд – это осознанная, энергозатратная, общественно целесообразная деятельность человека, требующая приложения умственных и физических усилий в процессе создания экономических благ.

Потребительские блага и ресурсы различают по степени удаленности от конечного потребителя. Потребительские блага служат удовлетворению человеческих потребностей непосредственно. Ресурсы используются для производства других благ и поэтому служат удовлетворению потребностей только опосредованно. Использование ресурсов называют промежуточным потреблением.

Если потребности безграничны, то основная характеристика ресурсов – их ограниченность. Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом. Наличных ресурсов, которые мы хотим использовать всегда меньше, чем необходимо для удовлетворения наших потребностей при данном уровне общественного развития. Конечно, ограниченность ресурсов относительная. С развитием общества, как правило, она преодолевается. Однако на каждый данный момент времени ограниченность ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию. Это приводит нас к важному понятию эффективности. Эффективность означает отсутствие потерь, или настолько эффективное использование ресурсов экономики, насколько это возможно для удовлетворения нужд и желаний людей.

Значение экономики как раз и состоит в осознании реальности и понимании того, как направить общество по пути наиболее эффективного использования ресурсов.

 

Вопросы для самоконтроля

1)Что исследует экономика?

2)Какова главная проблема экономики?

3)Что изучает микроэкономика?

4)Что охватывает мезоэкономика?

5)Что изучает макроэкономика?

6)Что рассматривает метаэкономика?

7)Что означает «позитивная» экономика?

8)В чём особенности нормативной экономики?

9)Перечислите основные экономические методы исследования.

10)Что такое базовые экономические понятия?

11)Какие бывают потребности?

12)Как вы понимаете закон возвышения потребностей?

13)В чём отличие услуги от блага?

14)Для чего необходимы экономические ресурсы? Перечислите их.

15)В чём состоит значение экономики?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: