Лиризм поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».




БИЛЕТ № 6

Тема народа и власти в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов».

1825 год – Борис Годунов. «История народа принадлежит поэту » - говорит он. Поэтому к картине прошлого он подходит именно как поэт. Он создаёт картину прошлого, но при этом он стремится воскресить минувший век во всей его истине. Он опирается на исторические источники; события, факты, лица – всё взято из истории. В сентябре 1825 года он пишет Вяземскому, что его планы скрыты в 10-11 томах Карамзина.
Впервые в русской литературе событиями литературного произведения стали исторические факты в строгой реальной последовательности. Для создания такого произведения рамки классицистической драматургии были тесны. Действие Бориса Годунова охватывает 7 с лишним лет. Вместо единства места события разворачиваются то во дворце, то на площади, то в корчме, то на поле сражения, даже переносятся из России в Польшу и наоборот. Поэтому его трагедия не делится на действия, а состоит из 23 сцен. Это даёт возможность показать жизнь того времени с самых разных сторон.

Вместо положенных по канону классицизма 10 персонажей действуют 60 лиц, от царя и дворян до простых мужиков и бродяги. Любовная линия, в отличие от канона трагедии, не является центральной, она служит для раскрытия характера.

Действующие лица запросто беседуют, рассуждают, язык героев индивидуализирован: он может быть высок и просторечен. У каждого из героев своя манера речи. Пользуясь средствами речевой характеристики, Пушкин показывает человеческие характеры. Он создаёт индивидуализированные характеры, отказывается от привычных амплуа.

Борис – это не амплуа злодея, он не только цареубийца, он очень усталый, несчастный человек, любящий отец.

Хорошо разработан образ Самозванца. Он у Пушкина честолюбив. Ради личной цели – захвата престола – он совершает преступление против родины, и, что важно, сам это понимает. И в то же время он несколько беспечен, он способен на искреннее увлечение, большой порыв, он не хочет обманывать ту, которую любит, и, рискуя погубить всё дело, признаётся ей, что он не Димитрий, что очень рискованно.

Вместе с тем Пушкин рисует характеры всех героев в соответствии с духом исторической эпохи. Эта историчность характеров, которая сочетается с психологической правдой – одно из свойств реалистической трагедии. Герои поступают исходя из личных качеств, индивидуализированный характер – свойство реализма. Суть конфликта – не поединок Бориса и самозванца за власть, это лишь сюжетная канва. Пушкин размышляет о закономерностях исторического процесса, проявляя себя как историк. Пушкинский Борис Годунов развертывается как мирской суд над царем Борисом, суд историка. Причем осуждение Бориса за убийство Дмитрия играет важную роль, но это лишь одна из причин гибели Бориса.

Взгляд Пушкина масштабней, в трагедии он говорит о столкновении больших социальных пластов: народа и власти (а не Бориса и самозванца). Борис продолжает политику самодержавия, но царство ему не суждено. Народ относится равнодушно к его воцарению. Вообще, народу отводится большое место.
Глас народной совести – летописец и юродивый. Это важные образы. Летописец Пемен представлен вне мирской суеты. Он видит то, что невидимо большинству. Он судит и рассказывает о событиях, согласуясь с собственной совестью. Он первым скажет о тяжком грехе русского народа: наречение цареубийцы царем. Это упрек не Борису Годунову, а народу.

Второй раз голос народной совести прозвучит на людной площади в одной из трех массовых сцен трагедии: юродивый Николка откажется молиться за Бориса. Это заставит людей отшатнуться от юродивого, ведь он даже не наказал юродивого, значит, виноват.

Но и Лжедмитрий, Григорий Отрепьев, обречен, ведь он самозванец, начал своё воцарение с преступление, приведя в Россию войска захватчиков. Когда он воцаряется, «народ безмолвствует », это заключительная фраза трагедии. В этом намек на дальнейшую судьбу самозванца.

Борис Годунов – трагедия. Трагедия потому, что в основе сюжета лежит не конфликт, что характерно для драмы, а ситуация эмоциональной катастрофы. Долго длились споры о том, кто главный герой трагедии – Годунов ли, который умирает в середине действия, самозванец, который тоже не главное действующее лицо. Многие называют главным действующим лицом народ. Народ представляет собой некое народное мнение, но оно ограничено нравственным судом, который может быть как правильным, как ошибочен – ведь тот же самый народ способствовал воцарению Бориса.

Мнение народа изменчиво, Пушкин его не идеализирует. Народу нельзя безусловно доверять. Народные волнения приводят не к благосостоянию, а к новым бедам. Кажется, народ выполнил высшую волю – Борис умер, но народ по-прежнему несчастен. Значит, моральные критерии, которыми он руководствуются, не могут претендовать на истину. Народное мнение часто парадоксально, противоречит явным фактам: он знает, что Димитрий убит, но верит самозванцу. Всё-таки главным в трагедии является не личности или народ, а то, что происходит с ними, то есть, история. Задача Пушкина – продемонстрировать законы исторического процесса, оценить всё масштабным взглядом.
Это новаторское и необычное произведение, и сам Пушкин это осознавал. «Успех или неудача моей трагедии будет иметь влияние на преобразование драматической нашей системы ». По возвращении из ссылки Пушкин читал трагедию друзьям в Москве, добивался разрешения на постановку от царя, но тот отдал её в Третье отделение, и его начальнику, Булгарину, она не понравилась, он считал её разрозненной. Николай Первый предложил переделать «комедию» в повесть или исторический роман. Пушкин расстроился, ведь пьесу нельзя было опубликовать или поставить. Но он отказался переделывать трагедию, написав, что он не может переделать то, что однажды написал. Трагедию опубликовали только в 1831 году под личную ответственность автора, а поставили лишь через 40 лет.

Краткий пересказ:

Посвящается памяти Карамзина

Сцена 1: в кремлёвских палатах князья Шуйский и Воротынский обсуждают царя, который уже месяц не выходит из женского монастыря. Шуйский рассказывает, что возглавлял расследование смерти царевича Димитрия и совершенно точно установил, что заказал его Годунов, однако никому этого не сказал, ибо Годунов был правой рукой царя Фёдора и мог его уничтожить: " я сам не трус, но также не глупец и в петлю лезть не соглашуся даром ". О самом Годунове говорят, что он из "силовиков", зять палача и сам в душе палач. Зато они, потомки Рюриковичей, имеют больше прав на престол.

Сцена 2: на Красной площади думный дьяк объявляет народу, что завтра весь православный люд будет митинговать с хоругвями у Новодевичьего монастыря и просить царицу благословить Бориса на царствие.

Сцена 3: Девичье поле и Новодевичий монастырь. Народ облепил все ограды, крыши, колокольню и даже кресты, все ждут чего-то. Народ волнами падает на колени. Замечательный диалог: " О чём там плачут? – А нам как знать? то ведают бояре, не нам чета... Все плачут. Заплачем, брат, и мы ". Тут выясняется, что Борис согласился-таки править.

Сцена 4: заседание в Кремле. Царь Борис обещает хорошо править и говорит, что ждёт содействия бояр. Те обещают верно служить, после чего царь с боярами уходят поклоняться гробам предыдущих властителей и устраивать всеобщий пир со свободным входом. Остаются Шуйский с Воротынским. Последний говорит ему, что, мол, ты был прав, когда давеча сказал... Шуйский: ничего я не говорил, ты ничего не слышал. И вообще, там оформляют подлизалово, моё отсутствие могут заметить.

Сцена 5: келья в Чудовом монастыре. Монах Пимен пишет последнюю на сегодня заметку и размышляет о том, что когда-то другой такой же монах найдёт эти тексты и будет их так же переписывать. Рядом просыпается Григорий, которому приснился кошмар: он забирается на высокую башню в Москве, все показывают на него и смеются, он падает, и так три раза подряд. Пимен предлагает ему смиряться и не жалеть, что ушёл в молодости в монастырь, ибо всё суета. Григорий спрашивает его о смерти Димитрия: Пимен в то время как раз был в Угличе, где произошло убийство. Пимен, пустившись в воспоминания, говорит, что царевич был бы ровесником Григория.

Сцена 6: палаты патриарха. Патриарх обсуждает с игуменом Чудовамонастыря побег Отрепьева, объявившего, что будет царём на Москве. Патриарх решает не докладывать об этом царю и обещает еретика изловить и отправить пожизненно на Соловки. "Ересь, святый владыко, сущая ересь".

Сцена 7: в царских палатах двое стольников обсуждают любовь царя ко всяким колдунам и гадалкам. Тут выходит царь в плохом настроении, стольники уходят, и царь произносит монолог: правлю спокойно, предсказывают удачное правление, но не прёт меня власть. Народ умеет любить только мёртвых правителей, а его, живого и хорошего, ненавидят

и обвиняют во всех смертных грехах, включая голод, с которым он боролся, пожар, после которого он восстанавливал город, и смерть жениха его дочери. Единственное спасение - совесть, если она чистая. А у него там пятно и мальчики кровавые в глазах.

Сцена 8: корчма на литовской границе. Кроме хозяйки сидят Григорий и двое бродяг. Бродяги говорят, как им весело бухать и горя не знать, а Григорий в это время выясняет у хозяйки, как пройти к Луёвым горам (литовская территория, где его не достанет Кровавая Гебня). Хозяйка говорит, что кого-то ловят, а посему граница закрыта, но есть тропинка

в обход застав. Тут входят приставы с ориентировкой на разыскиваемого и думают, с кого бы содрать денег. Григорий, как самый грамотный, берётся зачитать ориентировку, и перечисляет приметы, глядя на одного из старцев. Тот вдруг тоже оказывается грамотным, отбирает у него бумагу и читает, что там на самом деле написано. Григорий понимает,

что это провал, выхватывает кинжал и убегает.

Сцена 9: московский дом Шуйского, большая попойка, все молятся за царя, потом уходят. Пушкин остаётся и говорит Шуйскому, что Димитрий жив. Неважно, Димитрий это или самозванец какой, а важно, что за ним стоят католические попы и дворянство. Пушкин говорит, что не будет возражать, если Бориса свергнут, ибо тот закрутил гайки и выстроил

вертикаль.

Сцена 10: в царских палатах царевич чертит карту всея Руси, царевна целует портрет умершего жениха. Входит царь, произносит монолог о пользе просвещения и географии в частности, потом входит доносчик и докладывает, что у " мятежного рода Пушкиных " какие-то сношения с Литвой и с Шуйским. Тут входит сам Шуйский и говорит, что явился

самозванец. Царь приказывает наглухо закрыть границу и спрашивает у Шуйского, расследовавшего убийство, точно ли царевич убит.

Сцена 11: дом пана Вишневецкого в Кракове. Самозванец общается с католическим попом, к нему приходят племянник Пушкина, Курбский,какие-то поляки, опальные москали, мятежные казаки и прочие лузеры, желающие принять сторону Отрепьева.

Сцена 12: замок воеводы Мнишка в Самборе. Танцы. Из разговоров становится понятно, что Марина Мнишек охмуряет самозванца, и дело идёт к свадьбе.

Сцена 13: ночь, сад, фонтан. Отрепьев раскрывается перед Мариной. Марина: пока не возьмёшь власть в Москве, близко ко мне не подходи.

Сцена 14: самозванец и Курбский переводят полки через литовскую границу.

Сцена 15: экстренное заседание царской Думы. Бояре обещают быстро покончить с самозванцем и привезти его в Москву. Патриарх предлагает привезти из Углича чудотворные мощи Димитрия, чтобы все поняли, что он действительно мёртв. Шуйский отговаривает всех от этой затеи: мол, нас обвинят в кощунственной эксплуатации святыни ради удержания власти.

Сцена 16: равнина близ Новгорода-Северского. Поляки легко бьют русских и обращают их в бегство.

Сцена 17: площадь перед собором в Москве. В соборе поют вечную память Димитрию и подвергают анафеме Отрепьева. Входит юродивый в железной шапке, ему подают милостыню, дети её отнимают. Тут выходит царь, и юродивый просит: вели этих детей зарезать, как зарезал ты царевича Димитрия. Царь приказывает охране не трогать его, а юродивый называет его Иродом.

Сцена 18: Севск, самозванец допрашивает пленного русского. В Москве страх, террор, тотальная слежка и постоянно казнят тех, кто много болтает, зато русских войск - 50 тысяч. У самозванца 15 тыс.

Сцена 19: лес. Лжедимитрий и Пушкин после поражения оплакивают убитых товарищей и коня Лжедимитрия.

Сцена 20: палаты московского царя. Отрепьев разбит, но вновь собрал войско и опять угрожает стране. Царь: " Нет, милости не чувствует народ: твори добро - не скажет он спасибо; грабь и казни - тебе не будет хуже ". Затем царь умирает и завещает своему преемнику-сыну избрать советником Шуйского и постепенно затягивать гайки. Перед смертью царь принимает схиму.

Сцена 21: ставка русских войск. Приводят Пушкина, и он говорит: войско наше слабое, но с нами общественное мнение, а значит - сила. Присоединяйтесь или проиграете. Командующий русскими войсками Басманов долго мнётся и в итоге переходит на сторону Лжедимитрия.

Сцена 22: Лобное место. Другой Пушкин рассказывает народу, кто теперь главный. Народ стихийно решает идти вязать преемника царя Бориса.

Сцена 23: дом преемника окружён народом. Проходят несколько бояр со стрельцами. Из дома раздаются крики и звуки борьбы, после чего бояре объявляют народу: наследники Бориса выпили яду, Димитрий - ваш новый царь. Ура? Народ безмолвствует.

 

По лекциям:

Выбор темы: Смута - самое драматическое время в истории России (хотя Рылеев и просил его написать трагедию про кровавый режим Ивана Грозного). Пушкина больше интересует проблема власти, противопоставляющей себя народу.

Главные требования – соблюдение истинности страстей, правдоподобие чувствований, предполагаемых обстоятельств. Для Пушкина важна объективность. Пушкин ставит перед собой задачу написать пьесу, якобы произошедшую от площадных представлений.

Он не ставит перед собой задачу Открыть Страшную Историческую Правду, а, пользуясь лишь архивами Святогорского монастыря и "Историей" Карамзина (писался БГ в Михайловском), написать драму о характерах и об исторических причинно-следственных связях, пусть даже не слишком достоверную.

Пушкин отказывается от деления на действия и явления. Собранье пёстрых сцен (не пронумерованных). Отказ от соблюдения трёх единств.

Образ Годунова не совсем плохой. Он сторонник просвещения, любит свою семью и понимает многие закономерности истории.

Образ народа неоднозначен. Впервые показана его роль в истории. С одной стороны, народ - это Пимен и юродивый (высокое этическое начало), с другой - безмолвное быдло. " То ведают бояре - не нам чета " - свидетельство политической необразованности и наивности народа.

Мятежные Пушкины и поляки говорят, что они сильны мнением народным. Народным мнением легко манипулировать, а финал открытый. Народ безмолвствует то ли в знак согласия, то ли в знак осуждения.

Итого: Впервые осознаётся роль народа в истории. Проблема власти,

противопоставляющей себя народу. Власть неизбежно кровавая, но царь не

так и плох, и даже совесть у него есть. Народ - носитель Истины и в то

же время управляемое стадо, не вмешивающееся в собственные внутренние

дела.

 

 

Лиризм поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

35 год. Приступает к «Мертвым душам». К 41 году первый том был готов заграницей. Он возвращается в Россию для публикации. В декабре 41 года отдает в цензуру – книгу не пропустили. А потом гоголь передает ему белинскому. В москве был цензор Никитенко – рукопись прошла. Апрель 42 года – письмо от никитенко «сочинение прошло цензуру… но были царапины». Царапины: название – «Похождение чичикова или мертвые души» (то етсь только покупка); запретили повесть о капитане Копейкине (гоголь был готов ее даже переписать). 42 год – первый том поэмы увидел свет.

Гоголь хотел, чтобы темой стала вся современная ему россия. Задумывал три тома:

Определив жанр, как поэма – эпическое и лирическое.отличаются по целям. Эпическое – показать с боку русь. Лирическая – положительный идеал автора, какой должна быть россия обличающий и возвеличивающий пафос – определили особенность.

Лирическое – не только в музыкальности. Оригинальность произведения выразилась и в построении.
К 1841 году был готов первый том. в 1842 году поэма увидела свет.
Гоголь хотел, чтобы темой Мертвых душ стала вся современная ему Россия. Он задумывал три тома: в первом он хотел обрисовать Россию с одного боку, «в потрясающих картинах торжествующего зла и страждущей невинности». Это будет связано с эстетической и нравственной позицией Гоголя. Он был убежден, что в его время нельзя иначе устремить общество или всё поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину настоящей мерзости.
обрисовать россию с одного боку. Зло и невинность. Это связано с эстетической позицией – нельзя изменить все общество к прекрасному, пока не покажешь всю мерзость. Он создавал по образцу «Божественной комедии» - ад, чистилище, рай. Гоголь стремился показать пороки действительности.


Определив жанр как «поэму», Гоголь подчеркнул равноправие эпического и лирического в своём произведении. Но эти две составляющие отличаются по целям, которые ставит перед собой писатель. Задача эпической части – показать Русь с одного бока, а лирическая – идеал автора о том, какой должна быть Россия. В произведении был обличающий пафос, но одновременно и возвеличивающий, что определило стилевую особенность.

Проблема авторского отношения к изображенной им русской жизни усложняется еще и тем, что в поэме есть лирические отступления, резко констрактирующие по своему тону и смыслу с основным повествованием о героях. Этот контраст Гоголь осознает и подчеркивает композиционно. Самые пронзительные и важные из всех лирических отступлений – о писателе-пророке и о дороге – поданы так: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу… у! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!.. -Держи, держи, дурак!»

Нет никакой поузы между напряженной патетикой лирических отступлений и подчеркнуто грубыми репликами персонажей.

В повествовании говорится о том, каков сейчас русский человек, а лирических отступления – о том, чем он может быть. В лирических отступлениях Гоголь не просто прославляет русского человека и русский язык, но превозносит их над другими народами и языками: «… предстает несметное богатство русского духа… И мертвыми покажутся пред ними все добродетельные люди других племен, как мертва книга перед живым словом! Подымутся русские движения… и увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов …»; «Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а пристал, да замахнулся… Русь, куда ж несешься ты?.. летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства ». Здесь не просто националистическое пристрастие к своему: Гоголь верит, что русскому народу во всемирной истории предстоит исполнить главную, мессианскую роль. Но патетика обязательно уравновешивается иронией.

Русский народ, как он представлен в поэме, видимым образом не дает оснований для националистических мечтаний автора. Даже крепостные почти столько же мертвы душой, как и их господа: бестолковые дядя Митяй и дядя Минай, Петрушка, любитель «чтения».

Лирические отступление. Автор ни на минуту не отпускает героя. Чичиков видит частности, он хороший психолог, знает как купить. Чичиков как хорошишй наблюдатель, но отмечает только частности, а автор обобщает. И это дает общую характеристику россии.

В поэме два типа отступлений: связанные с эпической частью; те, где раскрывается отношение автора о чудной россии.

Первые – для обобщения, изображения харарктера. Рассказывая о Манилова, «есть род людей,которые ни то ни се» - обощение людей одного характера. А на деле выходит «Совершенная Коробочка» - государственный человек, ограниченный.

Отступления о Руси – объединяют о образ русского народа, дороги, назначение писателя, трудолюбие русского человека. «Писатель сказал - В настоящее время нет больших характеров. Гоголь ответил – надо приглядеться» это и было в отступлении о писателях, нужно уметь «припрячь и подлеца». На протяжении поэмы эти отступления присутствуют. Это и создает возвеличивающий пафос – и в конце сравнение с тройкой. В этом и стилевая необычность.

С точки зр. рода "МД"-лиро-эпическое пр-ие, объединяющее в себе 2 начала: эпическое, выраженное в описании путешествия Чичикова по центральной России, и лир-ое, воплощенное в лир отступлениях. Лир.отступления в поэме Г. - это такой композиционно-стилистический прием, кот-ый, с одной стороны, "тормозит" развитие сюжета, перемежая его вставками на темы, в большей или меньшей степени связанные с магистральной темой, а с другой - передает чувства, мысли, оценки, взгляды и, наконец, мировоззрение автора в целом. Эпическое повествование в "МД" нередко прерывается лир-кими монологами писателя, оценивающего поведение своих героев, размышляющего о жизни, об искусстве, о России и народе, затрагивающего вопросы жизненного пути, проблему духовных утрат чел-ва, проблему истинного и ложного патриотизма... Т.о., автор стремится как можно более широко изобразить картину русской жизни первой половины XIX века.

Наиболее значимым в поэме "МД" являются лир. отступления, связанные с образом дороги (магистральный образ пр-ия). В.отм., что дорога осмысляется Г. в трех ипостасях: дорога как жизненный путь, судьба чел-ка; дорога в философском смысле как поиск своего назначения; дорога как путь России. В автобиографическом отступлении в начале 6 главы Гоголь рассуждает о скоротечности жизни, об изменении идеалов, сетует на воздействие "мертвящего" периода современной ему эпохи: " Прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту...Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно...О моя юность! о моя свежесть!". Автор призывает читателей хранить в душе юношескую свежесть и полноту чувств как можно дольше, не становиться, подобно героям-помещикам,"мертвыми душами".

Образ дороги открывает повествование и в 7 главе поэмы: " Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками... ". Дорога воспринимается Г. и как путь России. Так, в знаменитом отступлении 11 главы дорога с несущейся бричкой трансформируется в символический образ птицы-тройки, будущего Р., кот-й, "косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и гос-ва ". Т.о., автор утверждает веру в "живую" душу простого русского народа, наделенного огромными потенциальными возможностями. В этом лейтмотиве проявляются и неведомые пути русского национального развития ("Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа "), предлагающие антитезу путям иных народов: "Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону избирало человечество...". Прямой путь, на который выйдет рано или поздно Русь-тройка, очевиден и ясен для Г. Девятнадцать столетий тому назад он дан человечеству его Спасителем: "Я есмь путь, истина и жизнь". Гоголевская Россия, "напустив слепой туман" себе в "очи", устремилась по ложному пути корысти, торгашества и движется по нему к самому краю пропасти. Но всем сод-нием поэмы писатель показывает, что слепцы еще не ослпли окончательно, что в "расхристанных" душах маниловых, коробочек,ноздревых, собакевичей не все потеряно, что ресурсы для грядущего прозрения и выхода на "прямые пути" в них есть. Мчится тройка-мечта,обновленная Россия, "вся вдохновенная Богом", вышедшая на правильные, прямые пути. Русь-тройка - поэтически воплощенная вера Г. в высокое всемирно-ист-кое значение Р. как православно-христианской страны. Примечательно также интонационное обрамление. Стремительная, горячая, экспрессивная речь автора постоянно меняется:от светлого раздумья, восторга полета на тройке, любовного, немного иронического описания ямщика до тревожного вопроса, обращенного к Руси, и, наконец, проникнутого оптимизмом взгляда в будущее. Совершенная, эмоциональная, мелодичная речь автора приобретает черты нац-но й песни, проникнутой глубоким патриотическим чувством.

В 6 главе автор призывает читателей сохранить душу от "умирания", не становиться живыми мертвецами наподобие Плюшкина: " Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!".

Воспевая потенциальные возможности народа, в 5 главе поэмы писатель славит " живой и бойкий русский ум", который, "если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, тащит его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света...". Сравнивая его с другими языками, Г. замечает: " Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко так вырвалось из-под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово ".

Сравнивая 2 типа писателей (романтического и реалистического), Гоголь утверждает новую этическую систему, этику любви и ненависти, характерную для "натуральной школы":любовь к светлой стороне нац жизни, к живым душам и ненависть к негативным сторонам бытия. Обрекая себя на неприятие " лицемерно-бесчувственного современного суда", автор избирает путь и судьбу писателя, " дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь ". Объясняя выбор гл.героя в 11 главе, автор говорит о праве писателя "припрячь подлеца". Именно здесь формируется одна из важнейших сторон тв-ва Г.: прибегая к возможностям искусства, остановить все отрицательное, происходящее в современном ему об-ве. В то же время автор понимает, что его замысел едва ли обретет поддержку и будет понят: читатели увидят в его поэме лишь смех, сатиру и не заметят "незримые","неведомые" слезы("И долго еще мне определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!"). Отметим, что у Г. существует особенное отношение к комическому. Писатель выступает против "испепеляющего" смеха, объясняя свою позицию тем, что плох не сам человек, а "живущий" в нем грех (здесь проявляется позиция писателя-христианина).

Если размышления автора о судьбах писателей исполнены сожаления, горечи, то в рассуждениях о чиновниках в полной мере проявляется его сатирический талант. Язвительная критика чиновников и помещиков содержится в знаменитом отступлении первой главы, где говорится о "толстых" и "тоненьких" чиновниках в городе: "Увы! толстые умеют лучше на этом свете отделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда...".

Примечательны также отступления, посвященные русским дамам. Описывая их нравы и хар-ры, автор высмеивает, обличает все об-во в целом. В 8 главе повествуется об их "внутреннем обете быть как можно очаровательней"; "показывать во всем блеске превосходство того, что у нее было самого превосходного "; о "маленькой слабости" заметить в своем облике " что-нибудь особенно хорошее " и думать, " что лучшая часть лица их так первая и бросится всем в глаз а". Т.о., с помощью отступлений о русских дамах Гоголь расширяет, углубляет и обобщает картину современного ему об-ва.

I глава: отступление о толстых и тонких чиновниках (не о фигуре, а об особенности обще-ственного положения).

II глава:

• У всякого есть свой «задор». У Манилова такого «задора» не было – мертвенность.

• Слова о хорошем воспитании.

III глава: об оттенках русского обращения с людьми различного социального положения. Высмеивание чинопочитания.

IV глава: Характеризуя помещика, автор всегда дает ему обобщенную характеристику, как бы показывая такой тип людей.

V глава: Встреча Чичикова с блондинкой (губернаторской дочкой). Построено с помощью приема контрастов. Гоголь: «Истинный эффект заключен в резкой противоположности, красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте».

• значение мечты, блестающей радости, которая хоть однажды появляется в жизни.

• контраст: мечта и обыденная жизнь; возможное восприятие 20-летнего юноши (как Чичиков воспринимает губернаторскую дочку => совсем не так, как 20-летний юноша).

VI глава: отступление о юности и охлаждении, которое приходит в зрелые годы

VII глава:

• О путнике (контраст дороги и дома, дома и бездомности).

• О двух типах писателей:

1. чистого искусства(пишет только о приятном и хорошем)

2. писатель-реалист (автор относит себя именно к этому типу)

• долгое рассуждение Чичикова о купленных им крестьянах (отступление, но не лирическое и не авторское, а Чичикова, кот. в конце подхватывает автор). Автор подчеркивает, что его мысли близки к мыслям Чичикова.

VIII глава:

• о писателях и читателях в светском обществе

• продолжение рассуждения о толстых и тонких чиновниках

X глава:

• история Капитана Копейкина(герой войны 12 года, кот. потерял руку и ногу), правительство отрекается от своих защитников, тем самым показывая свою антинацио-нальную сущность. Это завершение и обобщение темы мертвых душ.

• много в мире совершилось заблуждений

XI глава:

• рассуждение о Родине (патриотическое), мысль о богатыре

• переходит в отступление о дороге (Гоголь много времени провел в дороге, там и родилось большое количество замыслов).

• рассуждение о герое (Чичиков откровенно назван подлецом)

• автор спорит с теми, кто считал, что не надо писать о темных сторонах жизни (лжепатриоты, я так понимаю)

• вставная притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче (богатырь рождается на Руси, но богатство его не на то направленно)

• птица-тройка (куда мчится птица-тройка: идеал Гоголя высокий, но абстрактный. Любил родину, народ и верил в светлое будущее. Россия найдет средство сдвинуть с места свою бедную, бесприютную жизнь). Наивная надежда, что должен найтись человек, который откроет глаза всем русским людям на пошлость их жизни, античеловеческие нра-вы и обычаи. Роль такого человека Гоголь берет на себя. «Кто как не автор должен сказать правду». Чиновникам и помещикам глаза не раскрыл, зато последующие революционеры его чтили)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: