Философское мировоззрение.




Мифология.(самый ранний тип мировоззрения).

Мифы воспринимаются как реальность, настоящая правда:

1) - мифы не только описывали и объясняли мир, но также служили схемами деятельности ч-ка и сообщества.

2) - Синкретизм (соединение) - в мифологическом мировоззрении слито воедино (существуют в нерасчлененном виде) все более поздние формы духовной жизни общества (искусство, религия, мораль, философия).

Мифмифос » - слово, предание, казание, речь, рассказ, притча, эпос) - речь о богах и героях. Совокупность преданий или сказаний о богах и героях и составили МИФОЛОГИЮ.

МИФОЛОГИЯ - форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общ-ного развития.

Весь мир древнего человека представал в нерасчлененном единстве и целостности.

Власть стихии господствовала в его сознании.

В условиях родового строя человек не выделяет себя из племени, всецело принадлежит ему. Жизнь общины, в свою очередь, пронизана родственными отношениями.

Древний человек переносит свои собственные представления о семейном родовом строе на всю окружающую его действительность.

Мифология для ч-ка родового строя была основным способом понимания мира.

Миф сотворен самой жизнью, а не одним человеком. Миф это плод коллективного творчества. Автор мифа - сама жизнь.

Религиозное мировоззрение.

Религия - эта форма мировоззрения в которой освоение мира осуществляется через его удвоение:

1.земной, человеческий, естественный, временный мир.

2.Небесный, божественный, сверхъестественный, вечный мир.

Второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и главенствующую роль жизни.

Сущность религиозного мировоззрения заключается в том, что его основой является ВЕРА в сверхъестественный Абсолют, которая в зависимости от религии имеет различные характерные особенности.

Мифология формируется на ранних стадиях общ-ного развития и представляет собой 1-ую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы.

Мифология также рассматривает вопросы чести, долга, этики, нравственности.

Черты мифа:

- очеловечивание природы;

- наличие фантастических богов;

- практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач;

- победоносность мифологических сюжетов.

РЕЛИГИЯ - (от лат. «религио» - благочестия, набожность, предмет культа) - стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом. Это поиск и установление сакральной связи.

ТОТЕМ - поклонение растениям или животным с которыми существует якобы кровная родственная связь и которые являются сверхъестественными покровителями рода или племени.

ФЕТИШИЗМ - форма первобытного верования в сверхъестественные св-ва различных предметов природы, как правило обладающих внешними особенностями фигуры или хим.состава.

МАГИЯ - вера в возможность сверхъетественного воздействия на ход события отдельного человека.

АНИМИЗМ - представление о существовании духовных сущностей и существа, вера в возможность общения с ними.

АНИМАЛИЗМ - одушевление явлений природы, уподобление ее человеку.

Религия возникла на сравнительно высокой стадии развития человечества;

Основа:

вера в сверхъестественное;

Функции:

- объединительная

- мировоззренческая

- культурологическая

- нравственно-воспитательная

Философское мировоззрение.

Философский тип мировоззрения отличается от мифологического и религиозного ориентацией (направлением) на рациональные объяснения мира.

ФИЛОСОФИЯ - особый научно-теоретический тип мировоззрения, который отличается:

1.рациональностью;

2.системностью;

3.логикой;

4.теоретической оформленностью;

Отличия от миф. и религ. мировоззрений:

1.основано на знании, а не на вымысле/вере;

2.рефлексивно (имеет обращенность мыслей на саму себя);

3.логично (имеет внутреннее единство и систему);

4.опирается на четкие понятия и категории.

ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ФИЛОСОФИИ:

1.космоцентризм - объяснение окружающего мира через явления природы, космоса. все сущее зависит от космоса и космических циклов;

2.теоцентризм - в основе лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой сверхъестественной силы Бога (средневековье);

3.антропоцентризм - в центре лежит проблема человека;

4.социоцентризм - а-ля марксизм.

ФИЛОСОФИЯ - система взглядов на мир в целом.

Первый философ - Пифагор.

Платон - философ в качестве науки.

В начале развития общества философия объединяла в себе всю совокупность знаний. и призвана была дать человеку систему общих представлений о мире, об-ве и самом человеке.

Затем в ходе развития общества и исторического процесса знания приобрели самостоятельное существование.

Сама философия также дифференцируется (разделяется) и образуются самостоятельные разделы:

1.онтология (учение о бытие)

2.гнозиология (о познании)

3.логика

4.эстетика (о прекрасном)

5. социология (об об-ве)

6.история философии

7.этика

8.аксиология

9.антропология

10.праксиология

 

ЦЕНТРАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ФИЛОСОФИИ:

Основной вопрос философии: 1.Что первично? Материя или сознание. 2. Познаваем ли мир?

Первична материя – материалисты, признающие первичным элементом материю, которая существует вне и независимо от сознания, а сознание является вторичным, производным от материи.

Дуализм – независимое и равноценное существование как материи, так и сознания.

Идеализм – дух, сознание предшествуют материи и создают её.

Идеализм имеет две разновидности:

1.объективный (сторонники этого направления исходят из признания основой всего существующего объективное независимое от человека духовное начало – мировой дух, внечеловеческий разум, мировая воля [Платон, Гегель]);

2.субъективный (сторонники считают первичным сознание человека – субъекта – а окружающий мир оказывается результатом его духовного творчества);

Основными историческими формами материализма являются:

1.стихийный материализм древних [Демокрит, Гераклит, Эпикур]

2.метафизический материализм 17-18вв. [Бэкон, Спиноза, Дени Дидро, Гельвеций]

3.диалектический материализм [Маркс, Энгельс, Ленин]

ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР?

Большинство уверяет, что да. Это говорят эмпиристы, рационалисты, диалектические материалисты. Часть философ же отстаивает идеи об ограниченности познавательных возможностей человека.

Итак, предметом философии являются всеобщие свойства и связи действительности (в природе, в обществе и в самом человеке), а также отношение объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления.

Философия изучает наиболее общие для всех предметов явления, свойства, отношения, связи, она вырабатывает соответствующие им логические понятия, то есть философские категории. Отличительная черта категорий философии – предельная степень их общности и как следствие универсальность. отличительная черта философии – доказательность, логическая обоснованность и аргументированность.

Особенности античной философии:

Древние философы впервые поставили вопрос о том. Что лежит в основе мира?

Одни философы – за материальную основу и первоначало всех вещей принимали огонь, вторые – воду, третьи – воздух, четвертые – из воды, воздуха, огня, земли. (попытки объяснить мир из него самого при помощи естественных причин)

6-4века до н.э. – бурный расцвет в Греции культуры и философии. В это время было создано новое, немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стал космос.

В «до-сократовский» период философия считала, что основой вещей являются чувственно воспринимаемые предметы (Фалес Аноксимандер Аноксимен Милетский, Пифагор, атомисты: Демокрит).

Другие видели основу вещей в математических числах (Пифагор и его ученики)

Элеаты (или Элиаты, хз) – усматривали основу мира в едином неподвижном бытие, которое можно постичь лишь разумом, но не чувствами. Общие черты: положили начало развитию материалистических взглядов и представлений. Большое внимание – развитию диалектики (учение о всеобщих связях и развитии, уверяет, что существует взаимная связь вещей, их обусловленность, изменчивость, постоянное движение и развитие)

Наряду с материалистическими взглядами в др.Греции получили определенное развитие и идеалистические учения (воззрения)

СОКРАТ - поиск этических определений через диалог. Смысл жизни для сократа заключался в философствовании, постоянном самопознании. Основные проблемы философии: добро и зло, любовь, счастье, честь, честность. Любое знание – добро. А зло – результат незнания.

ПЛАТОН – создал целую систему объективного идеализма. Любая мысль и понятие существует объективно, независимо от человеческого сознания и составляет подлинное бытие.

«линия Платона» - мир идей вечных, совершенных и безотносительных. Мир людей – мир добра. Мир вещей по Платону – вещи не вечны, мир вещей – мир зла.

АРИСТОТЕЛЬ.

Наличие разных взглядов и разного понимания сущности бытия привели к тому, что античные философы стали развивать логику (умело доказать свои взгляды, совершенствование критического

рассуждения).

Аристотель – основатель собственной научной философии. Он развил логику (он называл ее аналитикой) – это учение об основных логических законах (понятия, суждения, умозаключения, доказательства и т.д.

 

Марксистская теория. /Середина 40х годов 19века/.

На формирование марксизма влияние оказали:

1. Открытие закона сохранения энергии;

2. Открытие клеточной структуры живых организмов;

3. Эволюционное учение Дарвина.

В марксизме органически сочетается диалектика с научным материализмом.

Диалектический материализм рассматривает мир, все существующее в этом мире как материю в ее многообразных проявлениях.

Материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии.

Марксизм впервые в основу теории познания положил практику (критерий истины).

Диалектический материализм – наука, изучающая коренные вопросы соотношения материи и сознания и самые общие законы развития природы, общества, мышления.

Философское понимание мира.

Бытие – то, что существует, движется, развивается во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий. Таким образом, понятие бытия предполагает широкий спектр различных существующих в мире вещей. Бытие есть начало всякого действия.

1. Бытие природы (материальное) – представляет существование совокупности вещей, процессов и состояний, которые образуют некую целостность. И существуют до, вне и независимо от сознания человека.

Природа и ее бытие бесконечны в пространстве и времени.

2. Бытие человека – выражается через реальные процессы развития сложного единства тела и духа.

Бытие тела с необходимость доминирует над бытием духа.

3. Бытие социальное (общественное) – определяется как бытие материальной деятельности индивида, социальной группы, класса, общества в целом, т.е. как реальный процесс жизнедеятельности людей. Общественное сознание есть отражение объективной общественной реальности.

4. Духовное бытие – проявляется в форме индивидуализированного духовного бытия. И это бытие реализуется в сознании и самосознании.

Духовное бытие проявляется также посредством языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе.

Все формы бытия взаимосвязаны между собой и взаимно предполагают друг друга.

Бытие мира – не что иное, как материя, взятая в динамике сложных взаимодействий, вазимополаганий, взаимоотрицаний, т.е. в развитии.

Материя – центральное, фундаментальное понятие философии.

Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Атрибуты материи:

- движение;

- пространство;

- время.

Свойства материи:

1. Она вечна и бесконечна;

2. Принцип неуничтожимости и несотворимости материи/движения;

3. Способность к взаимопроникновению различных видов материи друг в друга.

Движение, как и понятие материи, есть абстракция.

Причина движения материи существует внутри нее, определяется ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречие между старым и новым, простым и сложным. Движение есть результат внутренней активности материи, единства противоречий.

Покой – неизменность вещей, их стабильность, временное единство противоположностей, равновесие, сохранение вещей и их состояния.

Форма движения материи (по Ф. Энгельсу):

1. Механическая;

2. Физическая;

3. Химическая;

4. Биологическая;

5. Социальная.

Формы существования материи, неразрывно связанные между собой.

1. Пространство - совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их расположение относительно друг друга и относительную величину, расстояние, ориентацию. Оно выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. 2. Время - совокупность отношений, выражающих:

а) координацию сменяющих друг друга состояний или явлений;

б) последовательность, длительность.

Пространство и время:

1. не существуют в отрыве от материи.

2. это свойство вечной совокупности материальных объектов

3. обладают:

а) протяженностью;

б) размерами;

в) взаимным расположением относительно друг друга;

г) последовательностью смены в состоянии и длительности их бытия.

Общие свойства пространства и времени:

1. Объективность;

2. Бесконечность, безграничность.

 

Культурно-исторические предпосылки зарождения философской мысли:

1. Философия древнего востока

а) Древняя Индия, брахманизм, буддизм;

б) конфуцианство, даосизм;

2. Философия Древней Греции – античность.

а) до-сократовский этап

б) философский смысл учений Сократа, Платона, Аристотеля и Эпикура.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: