Мифология.(самый ранний тип мировоззрения).
Мифы воспринимаются как реальность, настоящая правда:
1) - мифы не только описывали и объясняли мир, но также служили схемами деятельности ч-ка и сообщества.
2) - Синкретизм (соединение) - в мифологическом мировоззрении слито воедино (существуют в нерасчлененном виде) все более поздние формы духовной жизни общества (искусство, религия, мораль, философия).
Миф («мифос » - слово, предание, казание, речь, рассказ, притча, эпос) - речь о богах и героях. Совокупность преданий или сказаний о богах и героях и составили МИФОЛОГИЮ.
МИФОЛОГИЯ - форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общ-ного развития.
Весь мир древнего человека представал в нерасчлененном единстве и целостности.
Власть стихии господствовала в его сознании.
В условиях родового строя человек не выделяет себя из племени, всецело принадлежит ему. Жизнь общины, в свою очередь, пронизана родственными отношениями.
Древний человек переносит свои собственные представления о семейном родовом строе на всю окружающую его действительность.
Мифология для ч-ка родового строя была основным способом понимания мира.
Миф сотворен самой жизнью, а не одним человеком. Миф это плод коллективного творчества. Автор мифа - сама жизнь.
Религиозное мировоззрение.
Религия - эта форма мировоззрения в которой освоение мира осуществляется через его удвоение:
1.земной, человеческий, естественный, временный мир.
2.Небесный, божественный, сверхъестественный, вечный мир.
Второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и главенствующую роль жизни.
Сущность религиозного мировоззрения заключается в том, что его основой является ВЕРА в сверхъестественный Абсолют, которая в зависимости от религии имеет различные характерные особенности.
Мифология формируется на ранних стадиях общ-ного развития и представляет собой 1-ую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы.
Мифология также рассматривает вопросы чести, долга, этики, нравственности.
Черты мифа:
- очеловечивание природы;
- наличие фантастических богов;
- практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач;
- победоносность мифологических сюжетов.
РЕЛИГИЯ - (от лат. «религио» - благочестия, набожность, предмет культа) - стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом. Это поиск и установление сакральной связи.
ТОТЕМ - поклонение растениям или животным с которыми существует якобы кровная родственная связь и которые являются сверхъестественными покровителями рода или племени.
ФЕТИШИЗМ - форма первобытного верования в сверхъестественные св-ва различных предметов природы, как правило обладающих внешними особенностями фигуры или хим.состава.
МАГИЯ - вера в возможность сверхъетественного воздействия на ход события отдельного человека.
АНИМИЗМ - представление о существовании духовных сущностей и существа, вера в возможность общения с ними.
АНИМАЛИЗМ - одушевление явлений природы, уподобление ее человеку.
Религия возникла на сравнительно высокой стадии развития человечества;
Основа:
вера в сверхъестественное;
Функции:
- объединительная
- мировоззренческая
- культурологическая
- нравственно-воспитательная
Философское мировоззрение.
Философский тип мировоззрения отличается от мифологического и религиозного ориентацией (направлением) на рациональные объяснения мира.
ФИЛОСОФИЯ - особый научно-теоретический тип мировоззрения, который отличается:
1.рациональностью;
2.системностью;
3.логикой;
4.теоретической оформленностью;
Отличия от миф. и религ. мировоззрений:
1.основано на знании, а не на вымысле/вере;
2.рефлексивно (имеет обращенность мыслей на саму себя);
3.логично (имеет внутреннее единство и систему);
4.опирается на четкие понятия и категории.
ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ФИЛОСОФИИ:
1.космоцентризм - объяснение окружающего мира через явления природы, космоса. все сущее зависит от космоса и космических циклов;
2.теоцентризм - в основе лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой сверхъестественной силы Бога (средневековье);
3.антропоцентризм - в центре лежит проблема человека;
4.социоцентризм - а-ля марксизм.
ФИЛОСОФИЯ - система взглядов на мир в целом.
Первый философ - Пифагор.
Платон - философ в качестве науки.
В начале развития общества философия объединяла в себе всю совокупность знаний. и призвана была дать человеку систему общих представлений о мире, об-ве и самом человеке.
Затем в ходе развития общества и исторического процесса знания приобрели самостоятельное существование.
Сама философия также дифференцируется (разделяется) и образуются самостоятельные разделы:
1.онтология (учение о бытие)
2.гнозиология (о познании)
3.логика
4.эстетика (о прекрасном)
5. социология (об об-ве)
6.история философии
7.этика
8.аксиология
9.антропология
10.праксиология
ЦЕНТРАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ФИЛОСОФИИ:
Основной вопрос философии: 1.Что первично? Материя или сознание. 2. Познаваем ли мир?
Первична материя – материалисты, признающие первичным элементом материю, которая существует вне и независимо от сознания, а сознание является вторичным, производным от материи.
Дуализм – независимое и равноценное существование как материи, так и сознания.
Идеализм – дух, сознание предшествуют материи и создают её.
Идеализм имеет две разновидности:
1.объективный (сторонники этого направления исходят из признания основой всего существующего объективное независимое от человека духовное начало – мировой дух, внечеловеческий разум, мировая воля [Платон, Гегель]);
2.субъективный (сторонники считают первичным сознание человека – субъекта – а окружающий мир оказывается результатом его духовного творчества);
Основными историческими формами материализма являются:
1.стихийный материализм древних [Демокрит, Гераклит, Эпикур]
2.метафизический материализм 17-18вв. [Бэкон, Спиноза, Дени Дидро, Гельвеций]
3.диалектический материализм [Маркс, Энгельс, Ленин]
ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР?
Большинство уверяет, что да. Это говорят эмпиристы, рационалисты, диалектические материалисты. Часть философ же отстаивает идеи об ограниченности познавательных возможностей человека.
Итак, предметом философии являются всеобщие свойства и связи действительности (в природе, в обществе и в самом человеке), а также отношение объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления.
Философия изучает наиболее общие для всех предметов явления, свойства, отношения, связи, она вырабатывает соответствующие им логические понятия, то есть философские категории. Отличительная черта категорий философии – предельная степень их общности и как следствие универсальность. отличительная черта философии – доказательность, логическая обоснованность и аргументированность.
Особенности античной философии:
Древние философы впервые поставили вопрос о том. Что лежит в основе мира?
Одни философы – за материальную основу и первоначало всех вещей принимали огонь, вторые – воду, третьи – воздух, четвертые – из воды, воздуха, огня, земли. (попытки объяснить мир из него самого при помощи естественных причин)
6-4века до н.э. – бурный расцвет в Греции культуры и философии. В это время было создано новое, немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стал космос.
В «до-сократовский» период философия считала, что основой вещей являются чувственно воспринимаемые предметы (Фалес Аноксимандер Аноксимен Милетский, Пифагор, атомисты: Демокрит).
Другие видели основу вещей в математических числах (Пифагор и его ученики)
Элеаты (или Элиаты, хз) – усматривали основу мира в едином неподвижном бытие, которое можно постичь лишь разумом, но не чувствами. Общие черты: положили начало развитию материалистических взглядов и представлений. Большое внимание – развитию диалектики (учение о всеобщих связях и развитии, уверяет, что существует взаимная связь вещей, их обусловленность, изменчивость, постоянное движение и развитие)
Наряду с материалистическими взглядами в др.Греции получили определенное развитие и идеалистические учения (воззрения)
СОКРАТ - поиск этических определений через диалог. Смысл жизни для сократа заключался в философствовании, постоянном самопознании. Основные проблемы философии: добро и зло, любовь, счастье, честь, честность. Любое знание – добро. А зло – результат незнания.
ПЛАТОН – создал целую систему объективного идеализма. Любая мысль и понятие существует объективно, независимо от человеческого сознания и составляет подлинное бытие.
«линия Платона» - мир идей вечных, совершенных и безотносительных. Мир людей – мир добра. Мир вещей по Платону – вещи не вечны, мир вещей – мир зла.
АРИСТОТЕЛЬ.
Наличие разных взглядов и разного понимания сущности бытия привели к тому, что античные философы стали развивать логику (умело доказать свои взгляды, совершенствование критического
рассуждения).
Аристотель – основатель собственной научной философии. Он развил логику (он называл ее аналитикой) – это учение об основных логических законах (понятия, суждения, умозаключения, доказательства и т.д.
Марксистская теория. /Середина 40х годов 19века/.
На формирование марксизма влияние оказали:
1. Открытие закона сохранения энергии;
2. Открытие клеточной структуры живых организмов;
3. Эволюционное учение Дарвина.
В марксизме органически сочетается диалектика с научным материализмом.
Диалектический материализм рассматривает мир, все существующее в этом мире как материю в ее многообразных проявлениях.
Материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии.
Марксизм впервые в основу теории познания положил практику (критерий истины).
Диалектический материализм – наука, изучающая коренные вопросы соотношения материи и сознания и самые общие законы развития природы, общества, мышления.
Философское понимание мира.
Бытие – то, что существует, движется, развивается во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий. Таким образом, понятие бытия предполагает широкий спектр различных существующих в мире вещей. Бытие есть начало всякого действия.
1. Бытие природы (материальное) – представляет существование совокупности вещей, процессов и состояний, которые образуют некую целостность. И существуют до, вне и независимо от сознания человека.
Природа и ее бытие бесконечны в пространстве и времени.
2. Бытие человека – выражается через реальные процессы развития сложного единства тела и духа.
Бытие тела с необходимость доминирует над бытием духа.
3. Бытие социальное (общественное) – определяется как бытие материальной деятельности индивида, социальной группы, класса, общества в целом, т.е. как реальный процесс жизнедеятельности людей. Общественное сознание есть отражение объективной общественной реальности.
4. Духовное бытие – проявляется в форме индивидуализированного духовного бытия. И это бытие реализуется в сознании и самосознании.
Духовное бытие проявляется также посредством языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе.
Все формы бытия взаимосвязаны между собой и взаимно предполагают друг друга.
Бытие мира – не что иное, как материя, взятая в динамике сложных взаимодействий, вазимополаганий, взаимоотрицаний, т.е. в развитии.
Материя – центральное, фундаментальное понятие философии.
Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
Атрибуты материи:
- движение;
- пространство;
- время.
Свойства материи:
1. Она вечна и бесконечна;
2. Принцип неуничтожимости и несотворимости материи/движения;
3. Способность к взаимопроникновению различных видов материи друг в друга.
Движение, как и понятие материи, есть абстракция.
Причина движения материи существует внутри нее, определяется ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречие между старым и новым, простым и сложным. Движение есть результат внутренней активности материи, единства противоречий.
Покой – неизменность вещей, их стабильность, временное единство противоположностей, равновесие, сохранение вещей и их состояния.
Форма движения материи (по Ф. Энгельсу):
1. Механическая;
2. Физическая;
3. Химическая;
4. Биологическая;
5. Социальная.
Формы существования материи, неразрывно связанные между собой.
1. Пространство - совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их расположение относительно друг друга и относительную величину, расстояние, ориентацию. Оно выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. 2. Время - совокупность отношений, выражающих:
а) координацию сменяющих друг друга состояний или явлений;
б) последовательность, длительность.
Пространство и время:
1. не существуют в отрыве от материи.
2. это свойство вечной совокупности материальных объектов
3. обладают:
а) протяженностью;
б) размерами;
в) взаимным расположением относительно друг друга;
г) последовательностью смены в состоянии и длительности их бытия.
Общие свойства пространства и времени:
1. Объективность;
2. Бесконечность, безграничность.
Культурно-исторические предпосылки зарождения философской мысли:
1. Философия древнего востока
а) Древняя Индия, брахманизм, буддизм;
б) конфуцианство, даосизм;
2. Философия Древней Греции – античность.
а) до-сократовский этап
б) философский смысл учений Сократа, Платона, Аристотеля и Эпикура.