Помощь кающемуся или Подготовка к исповеди и причастию




О покаянии. Основные грехи.

 

«Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом». (Катехизис)

 

В чем исповедоваться и зачем, как проходит исповедь, для чего она необходима человеку – такими вопросами задается каждый, кто задумывается об исповеди. Все эти моменты попытаюсь осветить в данной статье.

Чтобы наиболее широко раскрыть данную тему, придется посвятить этому целую книгу. Поэтому постараюсь пока остановиться на самых злободневных вопросах, и для этого необходимо обратиться к элементарным знаниям Закона Божиего, с чего и начнем.

Бог создал человека, свободным, дал ему разум, дал ему власть управлять и главенствовать видимым – материальным – миром. Он дал человеку возможность любить Бога или не любить, быть с Богом или не быть. Бог дал человеку заповеди (рекомендации, правила жизни), что можно делать, а что нет. И эти заповеди позволяют человеку при их соблюдении жить с Богом, жить с чистым сердцем, в любви и радости, а при их нарушении отдаляться от Бога, погружаясь в тоску, отчаянье и другие грехи. Представьте себе, как бы перемещались автомобили по городу, если бы не было правил дорожного движения? Или, наоборот, если бы все ездили по правилам и со вниманием, то какова была бы обстановка на наших дорогах? Так и в духовной жизни. Жизнь без соблюдения правил (без заповедей) — это жизнь в хаосе, что и имеем в большинстве случаев сейчас. Суета, злость (не имеющая смысла в принципе), грусть, гордость, уныние и смерть – все это порождение греха. Такая жизнь скучна и тосклива, она теряет смысл. Меж тем как жизнь по правилам (по заповедям) – это жизнь, угодная Богу, с истинными приоритетами, наполненная смыслом, любовью, добром. При этом установленные правила ничем не ущемляют прав человека, а уберегают его от духовной смерти.

Человек, еще будучи в Раю, нарушил элементарную заповедь: не есть плодов лишь с одного дерева из тысячи других деревьев, но человек по искушению диавола ест плод и не приносит покаяния Богу. И становится человеком грешным.

Итак, после греховного падения прародителей (Адама и Евы) человечество рождается уже во грехе. Враг рода человеческого – диавол – хочет погубить человека (человеческую душу), он знает, как соблазнить его на грех (зная индивидуальные слабости каждого и многовековой опыт соблазнения людей к падению), он развратил естественные дары, данные Богом, естественные потребности человеческие. Например, человеку дана возможность (дар Божий) говорить, общаться. Устами он может благодарить Бога, говорить прекрасные слова. Но что мы видим? Люди научились ругаться матом из-за своей злобы. И таких примеров множество... Чего только стоят отношения мужчин и женщин, ведь отношения (любовь мужа и жены Благословлены Богом), а человек развратился и вместо любви блудит, ему мало классических отношений, он переходит к извращениям, про которые даже и говорить не хочется. Так вот, задача дьявола – погубить человека (в его идеале – подтолкнуть к самоубийству), а если не физически убить, то, как вариант, разложить человека морально и сделать его несчастным. В первом случае душа человека 100% попадает в ад, во втором случае – морально растленная личность, не имеющая желания к покаянию и исповеди, нагрешит ничуть не меньше, и душе как при жизни, так и при смерти, будет не сладко.

Существование души в человеке не отрицают даже ученые, именно душой мы чувствуем как радость, так и грусть. Человек, живущий по заповедям (соблюдающий рекомендации Божии), пребывает в трезвенной, благочестивой, радостной жизни, наполненной смыслом.

Человек же, не чтущий законы Божии, живет, как хочет, с каждым днем падает все ниже, в душе чувствует тяжесть, боль, уныние, пустоту, бессмысленность происходящего, он не видит логичных решений, одной рукой строит, другой разрушает, в его жизни все не так, он многим недоволен, он ругается, портит всем настроение, сам тому не рад, он рвет и мечет, он раздражается и кричит... При этом человек может иметь материальное благополучие, занимать высокий пост и т. д., но в душе его нет покоя, нет любви и смирения, мира и счастья. У таких людей своя логика, нет рационального взгляда, все очень запутанно. И это еще не все состояния Безбожия...

Добро – это Доброе семя, грех – это сорняк, и, если сорняк не убрать, он не даст прорасти доброму семени и в итоге не будет урожая. А сорняк будет прорастать, пока не зарастет все поле.

Итак, грех – это нарушение заповедей (правил, рекомендаций, данных Богом). Богом, который создал этот сложный, логичный и гармоничный мир, мир, в котором чувствуется большая система, где нет чего-то лишнего, стоит убрать одно, и другое уже не сможет нормально существовать. Так вот, этот самый Бог и создал для человека правила, которые просто необходимы для нормальной жизни, которые логичны и гармоничны, не Богу нужны наши заслуги благочестия и Богоугождения, как многие думают, все это прежде всего нужно нам. Ведь все это создано для Нас. Мы нуждаемся в общении с Богом, мы нуждаемся в исполнении этих нехитрых правил, но грешному человеку с испорченным умом понять это бывает не просто и порой, к сожалению, невозможно.

Для Бога самое важное – это человек! Бог создал человека как собственное дитя и в помощь для спасения от греха он дал человеку Церковь. Таким образом, не человек создан для Церкви, а Церковь для человека! В Храме Божием через священников совершаются таинства, в которых участие православного человека просто жизненно необходимо, это ответ на вопрос тем, кто не ходит в церковь и верит в Бога в одиночку.

Грех человеческий очень быстро укрепляется, укореняется, и в некоторых случаях человеку даже нравится это состояние. Но проходит время, и человек чувствует те самые предпосылки греховности: ту пустоту, ту боль, ту раздражительность и злобу, бессмысленность происходящего. Через некоторое время грех может перерасти в страсть. Вот такое серьезное духовное поражение случается со многими, кто не кается во грехах и не причащается Святых Христовых Таин. В конце концов, во взаимосвязи с неделимым единством души и тела при жизни, начинает страдать от греха и тело, появляются болезни, в которых врачи не могут разобраться, появляются различные ситуации, вразумляющие человека, и в некоторых случаях Господь пытается дать человеку время, время на осмысление, на покаяние, на изменение, но многие и этого не понимают. А в этот период лукавый постоянно обращается к Богу и говорит: этот человек много грешит и достоин смерти, этот человек никогда лучше не станет, а станет только хуже, и если это действительно так, то его жизнь резко прерывается, потому как Господь не хочет принять душу человеческую в еще худшем состоянии, чем она есть сейчас. Ситуация, конечно, печальная, но именно поэтому мы часто можем слышать о скоропостижной смерти (как правило, убийства, ДТП, инсульт, инфаркт и прочие несчастные случаи, происходящие с молодыми людьми после греховного падения в виде блуда и других смертных грехов). Лукавый постоянно пытается сбить человека с верного пути. Пугливых – пугает, слабых –толкает на больший грех, зная предрасположенность к конкретному греху каждого из нас.

И для того, чтобы не поддаться греховному растлению, чтобы чувствовать Божественную радость, любовь, спокойствие, степенность и размеренность (ведь вся торопливость – она от лукавого), человек должен приблизиться к Богу через смирение, покаяние и Причастие. Пройдя через эти таинства и наполняя ими свою жизнь, человек чувствует и понимает, что в этом и есть спасение! Человек, пребывающий с Богом, готов на плодотворные дела, которые конечном итоге имеют необыкновенный плоды.

Безусловно, после Исповеди, Причастия человек стремится меньше грешить, старается сделать больше добрых дел, но у него не всегда получается победить грех, зачастую вышел из Храма – и вновь нагрешил. Господь говорил, что, если ты упал – встань и иди. И Господь нас принимает, принимает бесконечно, столько раз сколько мы к нему приходим с истинным покаянием.

Но в чем же заключаются Заповеди Божии и в чем заключается грех против этих заповедей?

1.​ Я — Господь Бог Твой, и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.

Согрешает тот, кто:

Не верит в Божественный промысел, Божественные Чудеса и т.д. Сомневается в существовании Бога, имеет сомнения касательно вероучений, таинств, не почитает Святых, Божию Матерь. Призывал или призывает помощь злых духов, произносил заклинания. Колдует, использует заговоры. Смотрит «Битву экстрасенсов» и, таким образом, дивится силе колдунов. Обращался к «бабкам» и колдунам. Проращивал гриб или прочее растение и разговаривал с ним и просил у него помощь (Очень многие так грешили примерно в 1993-1997 годах, когда покупали гриб с инструкцией на проращивание и дальнейший разговор с ним). Согрешает тот, кто верит гаданьям (и сам гадает), снам, прочим другим суевериям (закрывают зеркала, телевизор, ставят хлеб и воду при смерти близких), читает книги против учения Бога и ведет беседы на эти темы. Согрешает, кто ленится учиться Закону Божиему, относится с пренебрежением к книгам и мнению святых отцов, любит ли кого более Бога (детей, родителей, вещь и т.д.), надеется на кого более, чем на Бога (знакомства, связи, деньги), согрешает человек, надеющийся на одни свои способности, силы и богатство. Согрешает тот, кто утверждал что-то против совести, кто отчаивался в своем спасении и милосердии Божием. Согрешает, кто не благодарит Бога и осуждает дела и творения Божии, кто согрешил недостатком преданности воли Божией, согрешил нетерпеливостью, ропотом при болезни (советую почитать историю о праведном Иове и удивиться его преданности Богу), при несчастии и вообще при различных неблагоприятных обстоятельствах. Согрешает тот, кто угождает человеку при неправых делах.

Таким образом, первая заповедь, запрещая обозначенные грехи, обязывает нас: приобретать и изучать литературу с истинным познанием о Боге и его воле, веровать в Бога, надеяться на него, любить его с совершенною преданностью его воле, с благоговением и сыновним страхом (как боится сын отца как бы его не оскорбить чем - либо).

2.​ Не делай себе идола, ни какого- либо другого изображения, того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею, не поклоняйся им и не служи им.

Не уподоблял ли Богу какого-либо из сотворенных им существ и не говорил ли ему о предметах земных? Не считаешь ли идолопоклонством почитания святых икон, мощей, не относился ли когда-нибудь к ним без должного благоговения, имеешь ли святые иконы дома и крест? Носишь ли на себе крест и правильно ли накладываешь на себя крестное знамение, не пренебрегал ли просфорами, святой водой и т.п.? Не относился ли к еретикам? Не согрешил ли лицемерием или притворностью ради каких-либо выгод? Не согрешил ли стыдливостью показаться набожным (перекреститься, зайти в Храм и т.п.)? Не согрешил ли раболепством духу времени, мирским и модным обычаям, с нарушением заповеди, с потерею чистоты и совести?

3.​ Не произноси имя Господа Бога Твоего напрасно.

Не клялся ли именем Божиим по легкомыслию и не давал ли клятву, упоминая Матерь Божию и Святых? Не потреблял ли клятве или присяге хитрости и уловок, разумея в мыслях другое, а не то, что говорил и что от тебя требовалось? Не клялся ли жизнью или здоровьем или кем-либо еще? Не нарушал ли клятву или присягу или обещание, данное Богу или его святым своим неисполнением? Не согрешал ли дерзкими словами против Бога или богохульством? Не согрешал ли кощунством, т. е. осмеянием каких-либо священных предметов или слов из писания и т.д.? Не согрешал ли презрением или осмеянием к благочестию или благочестивым людям? Не употреблял ли имя Божие или Божией Матери или Святых в суете или для связки слов, особенно в шутках, дурных сказках, песнях? Не призывал ли имени Божии в дурных делах?

4.​ Помни день субботний (ранее чтилась суббота, а после Воскресения Господня чтится Воскресение), чтобы освятить его, шесть дней работай и делай в продолжение их все дела твои, а день седьмой — день покоя – посвящай Господу Богу твоему.

Свято ли чтил воскресные и праздничные дни посещением храма, чтением слова Божия и других Благочестивых книг с соответствующим содержанием? Не оскорблял ли святость воскресных дней посещением накануне зрелищ, увеселительных мероприятий? Часто ли посещаешь Храм Божий? Не согрешил ли неблагоговейным состоянием на молитве в Храме, невниманием к чтению и пению церковному, блуждением помыслов, суетными разговорами и смехом? Не оставлял ли по лености и нерадению утренние и вечерние молитвы дома, а также перед принятием пищи и после принятия, перед началом дела (нужно просить Благословение Божие и Помощи) и после его окончания (Благодарить Господа)? Не ленился ли молиться? Соблюдаешь ли посты, установленные Святой Церковью? Не уклонялся ли от причастия Святых Христовых Таин по нерадению своему? С нечистою совестью, без надлежащего приготовления и Благоговения не приступал ли ко причастию Святых Христовых Таин? Не препятствовал ли кому другому исполнять Христианский долг говения? Не ленился ли трудиться в будничные дни? Не проводил ли будничные дни в праздности и рассеянности?

5.​ Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле.

Не согрешил ли непочитанием родителей, неповиновением им? Ухаживаешь ли за родителями, содержишь ли родителей если они уже не могут самостоятельно себя содержать? Поминаешь ли своих родителей (о здравии, если живы, или о упокоении при их смерти)? Не был ли к ним холоден или груб? Не обманывал ли их, не бранил ли за глаза? Не оскорблял ли их и охотно ли им помогал? Почитаешь ли духовных и светских властей и непосредственного начальника? Любишь ли свое отечество, не имеешь ли хладнокровия и безразличия к нему? Не предавал ли родителей, начальство, родину? Не имеешь ли ненависти, зависти, гордости и неповиновения против своих наставленников, Пастырей Церкви и вообще духовного и монашеского чина? Не согрешил ли ропотом, порицанием их и пересуживанием действий их? Не согрешил ли неуважением к старшим по достоинству, неблагодарностью к благодетелям за благодеяния? Не согрешил ли холодностью к родственникам? Простил ли своим родителям все свои обиды? Не обижал ли своих родителей физическим воздействием? Не имеешь ли зависти, ненависти к родственникам? Не имеешь ли ненависти, злобы и жестокости по отношению к супругу (супруге)? Не имеешь ли зависти и ненависти к собственным детям и одинаково ли любишь их? Не подавал ли детям дурного какого примера, в том числе своим поведением? Не делаешь ли поблажки и не поступаешь ли с кем слишком жестоко? Не поступаешь ли жестоко к своим сотрудникам и подчиненным? Уважаешь ли своих подчиненных? Заботишься ли о их спасении (выплата з/п, чтобы у них оставались время и силы на семью, не делаешь ли из них рабов)? Не делал ли в угодность родителям или начальником чего противного заповедям Божиим?

6.​ Не убивай.

Раздражался ли, Гневался ли, Был ли в ярости? Ругаешься ли матом? Курил ли табак или прочий смрад? Пьянствовал ли? Не умертвил ли кого волею или неволею каким-либо орудием, отравою, ДТП и проч.? Не делала ли абортов, а муж не настаивал ли на этом? Не соучаствовал ли в преступлении как-либо (посредничал с заказчиком или не доставлял ли оружие, и проч.)? Не делал ли советов, чтобы кто-либо кого-нибудь убил? Не содействовал ли ускорению чьей смерти? Врач не допустил ли смерти пациента по лености и нерадению и проч.? Не делал ли притеснения, лишения средств к пропитанию кого-либо? Не доводил ли кого до чрезмерной скорби и смерти (доведение до самоубийства)? Имея возможность помочь кому-либо, не попустил ли по своей лени, небрежности, нежеланию, своекорыстию умереть или пострадать кому? Не советовал ли кому самоубийства? Не вызывал ли кого на поединок? Не изувечил ли кого, не изуродовал ли? Не бил ли кого с особой жестокостью? Не мучил ли и не убивал ли животных? Не оскорбил ли кого суетным гневом, строптивостью в обращении, злословием, ненавистью или чем другим, что человека подвергает в глубокую скорбь? Не убивал ли человека грубым словом, не называл ли его дьяволом? Не дразнил ли кого? В настоящее время не имеешь ли с кем вражды и обиды? Не обидел ли кого чем еще? Имеешь ли злопамятство? (Вражду и обиду нужно оставить, от человека, имеющего вражду, Господь не принимает молитв). Не хотел ли самоубийства, не желал ли себе смерти? Важно также учесть грех убийства души, когда кто поучает, поощряет или соблазняет примером или словами или каким действием вводит других в грех. Не согрешил ли в этом? Не склонял ли особо простодушного к отступлению от веры, к расколу?

К греху самоубивания относятся и те, кто портит свое здоровье намеренно: курением, пьянками, перенасыщением, сладострастию, небрежением обезопасить свое здоровье от холода, и т.д. Отказывается от врачебной помощи и порой от рекомендаций медицинских, согрешал ли этим? Не принимал ли наркотиков?

7.​ Не прелюбодействуй.

Этой заповедью запрещаются все виды любодеяния, запрещается все т,о что возбуждает страсть и располагает к плотской нечистоте, в том числе: роскошь, праздность, пресыщение в пищи, пьянство, чтение соблазнительных книг и смотрение картин, порносайтов и подобных им книг и журналов, вольное обращение и игры с другим и своим полом, соблазнительные зрелища, излишнее щегольство с желанием нравиться и прельщать других. О кровосмешении, мужеложстве, скотоложстве (срамно и говорить), к сожалению, бывают и такие грехопадения.

Против этой заповеди: Страстные поцелуюи лиц другого пола, похотное осязание, рукоблудие (онанизм), засматривание на красивые лица, сквернословие, сладострастные песни, бесстыдные телодвижения, кокетство, услаждение нечистыми мечтами и произвольным похотливым разжением. Не помогал ли чем другим в удовлетворении их похоти? Не склонил ли кого к плотскому греху, равно не соблазнил ли, не развратил ли девицы, не изнасиловал ли, не развратил ли честную вдову, не сманил ли жену у мужа и наоборот, не развратила ли неповинного отрока? Кто в безбрачном состоянии должны сохранять целомудрие и чистоту до брака, а в браке иметь отношения разумные и благочестивые без извращений. Не допускали ли извращения, будучи в браке? Не вступали ли отношения с другими мужчинами/женщинами, будучи в браке (прелюбодеяние), а кто имеет отношения, не будучи в браке, тот блудит. Запрещены также «шведские семьи», когда встречаются 2 на 2 и т.д. или обмениваются партнерами, или имеют отношения втроем или те, кто просто мечтает о ком-то.

8.​ Не воруй.

Этой заповедью воспрещается отнятие у кого-либо чего-нибудь явно или насильно, а также присвоение чужого имущества, и всякие прочие действия, достигающиеся обманным путем или с применением силы.

И так грешил ли: обмериванием, обвешиванием, обсчитыванием, каким-либо обманом другим, продажей некачественного товара вместо хорошего, скручиванием пробега автомобиля, другими подобными обманами и корректировками, фальшивомонетчеством, при найме или покупке нарушения условий, не брал ли чужих денег, церковной утвари, не скрыл ли вора, не принимал ли краденого, не воровал ли, не удерживал ли у себя найденных денег, не брал ли процента выше положенного, взяв взаймы, отдал ли долг, не просрочивал ли платежи, не уходил ли в ложное банкротство, не наносил ли вреда имуществу ближнего, не продавал ли чего слишком дорого, не брал ли чрезмерную плату за работу или услугу, не воровал ли что с работы, всегда платил ли за проезд? Не грешил ли мздоимством (подарки должностным лицам)? Судья или должностное лицо, правильно ли и справедливо ли принимаешь решения? Не брал ли взятку и не делал ли чего против человека за нее, не давал ли взятку и не заказывал ли чего против человека или ради своей выгоды? Не делал ли неправого по родству, ради родственников? Не расточал ли имущества?

9.​ Не произноси на другого ложного свидетельства.

Не оклеветал ли кого на суде, перед начальством или родителями? Не скрывал ли истины? Не открывал ли истины исключительно из-за злости? По вражде и несознательному подозрению не раскрывал ли чужих пороков и слабостей, ради очернения кого-либо? Не имеешь ли положения: подсматривать, подслушивать, наушничать? Не любишь ли слушать разговоры и по ним судить людей, не осуждал ли кого? Гордость? Самолюбие? Тщеславие? Не любишь ли ссорить людей? Не любишь ли резко отзываться о других? Не любишь ли сплетничать? Грешны: пересуды, двоедушие, насмешки, сплетни, ябедничество, лицемерие, лесть и пресмыкательство, болтливость, празднословие.

10.​ Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.

Не завидовал ли кому? Не радуешься ли несчастию другого? Не желаешь ли кому зла или болезни, смерти? Не досадуешь ли, видя другого в счастии? Не домогаешься ли усиленно почестей для себя от других, угодливости и лести? Не презираешь ли ближних, считая себя лучше? Не любуешься ли сам собою и не хвалишься ли своими дарованиями, познаниями, заслугами, добродетелями и т.д.?

Десятой заповедью запрещаются худые желания и помыслы, противные любви к ближним, потому что худые желания и помыслы оскверняют душу, делают ее неугодной Богу.

Но стоит заметить, что Господь при жизни своего Сына на земле делает акцент на любви к ближнему и говорит: «Заповедь новую даю Вам, да любите друг друга, как я Возлюбил Вас, так и Вы да любите друга друга». И в этом одном предложении Господь раскрывает всю суть 10-ти данных ранее им заповедей, т. е. любящий человек не способен к совершению греха по первым 10-ти заповедям.

 

Таким образом, по заповедям и основным грехам, думаю, все понятно. Теперь раскрою немного практических моментов исповеди:

Итак, на исповедь Вы приходите с Покаянием к Самому Господу, священник лишь свидетель, но именно через священника совершается таинство и священник может как допустить Вас к Причастию, так и запретить причащаться по какой-либо причине и назначить епитимию (наказание), но пугаться сего не стоит. Человеколюбивый, милосердный священник никогда не машет шашкой, и считает себя не лучше, чем Вы, а может быть, и даже и хуже. Перед исповедью молите Господа, чтобы устами и действиями священника руководил сам Господь (открою секрет, лично я после исповеди ни грехов ничьих не помню, не упоминаю так же ни советов и рекомендаций, которые давал. Это удивительно, но дело обстоит именно так).

Итак, Вы подошли к Священнику, можете поздороваться и сказать: «Батюшка, я в первый раз, очень волнуюсь, помогите и поправьте, если что-то сделаю не так». Священник поможет Вам справиться с волнением, не стесняйтесь и не скрывайте греха: «...А если скроешь что от меня, то не только не получишь разрешения грехов, но и будешь иметь еще больший грех, да пришел ты в Храм для исцеления души, а при сокрытии грехов уйдешь с еще большим грехом и не получишь исцеления». Господь и так все о Вас знает, ему нужно искреннее покаяние, Ваше стремление встать на праведный путь. Полная, искренняя, смиренная исповедь очистит Вашу душу от греховной болезни и наполнит Божией благодатью.

Но важно понимать, что зачастую время исповеди ограниченно, и священнику нужно исповедовать еще достаточно много людей, кроме Вас, или пора уже начинать службу, ведь все ждут... Безусловно, приходя на исповедь, Вы должны четко усвоить, что говорить священнику, (т. е. перечислить все грехи). Лично я рекомендую выписать на листок, а на исповеди — зачитать, во время таинства бывает стыдно (сразу скажу это ложный стыд), страшно, кто-то не может справиться с волнением. Я и сам выписываю все на бумагу. Священник как врач, его не нужно бояться или стыдиться показать духовную наготу, он ее столько видел — перевидел (это как бояться хирурга при паховой грыже), так что вряд ли Вы его чем-то удивите. Скажу Вам больше, священнику радостно, когда он видит раскрывающуюся душу, очищающуюся от греха, пусть даже самого тяжкого, самого постыдного на первый взгляд, и, видя истинное покаяние и истинное желание человека избавиться от греха, от страсти, он с радостью ответит на вопрос, даст какой-либо совет. Сразу скажу, что стыд и страх — это все от лукавого, он норовит человеку помешать: недорассказать грех или вовсе скрыть, таким образом лишить человека покаяния. Не нужно описывать историю совершения греха, не нужно оправдываться, Вы исповедуетесь перед Богом (который про вас все знает лучше вас самих). Осознайте свой грех, искренне покайтесь, и назовите его, например:

Грешен, Господи,

​ Сквернословием

​ Блудом, если были извращения, то упоминайте, что грешны в этом отдельно

​ Самолюбием

​ Осуждением

​ Раздражительностью

​ Гневливостью (при этом Вы должны понимать, что раздражительность, гневливость и, например, ярость – это разные вещи, разная степень похожих грехов).

​ и так далее, при этом можете упомянуть, какая страсть более всего вам мешает, и можете спросить, как с этим бороться. На исповеди Вы можете задать вопросы священнику, которые Вас волнуют. Если потребуются какие-либо уточнения по согрешениям, батюшка спросит сам.

Исповедь в нашем Храме начинается в 8-30 в левом приделе (рекомендую подойти к 8-00, можно пока подать записки о здравии или за упокой, помолиться у икон, поставить свечи и просто привыкнуть к обстановке, наверняка вам может показаться, что кто-то на вас смотрит, что вы что-то делаете не так, в общем, можете себя чувствовать крайне неудобно и, вполне возможно, что появится желание уйти – это все классические уловки сатаны).В это время в Алтаре совершается проскомидия и священник поминает людей, указанных в записках и молится о них Богу, за каждое имя вынимается частица.

Далее выходит Священник с Евангелием и с Крестом, встает лицом к востоку (алтарю), перед прихожанами, и возглашает: «Благословен Бог Наш всегда, Ныне и присно и во веки веков»... Священником читаются предначинательные молитвы, молитвы перед исповедью (они небольшие по объему, но очень емкие по смыслу). В это время прихожане Храма стоят за спиной у священника, слушают произносимые молитвы и молят Господа о прощении грехов. В конце молитв священник обращается к кающимся: «Се, чадо, Христос невидимо стоит приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся и да не скрыеши, что от мене но не обинуяся рцы вся, елика соделал если и да приимеши оставление грехов от Господа Нашего Иисуса Христа, се и Икона его пред нами: Аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред ним вся, елика речеши мне, аще ли что скрыеши от мене сугуб грех имаши. Внемли убо, понеже бо пришел если во врачебницу, да не исцелен отидеш»". Церковнославянский язык очень красиво и благоговейно звучит, но, к сожалению, те, кто редко ходит в Храм, не совсем понимают смысл произносимого. Я поясню конкретное обращение священника:

«Чадо, Христос невидимо стоит и ждет исповедование твое, не стыдись, не бойся и да не скрывай от меня ничего, что сделал греховного, и да приимешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа, здесь икона его перед нами, Я же (священник) лишь свидетель есть, да скажу Богу на суде, все, что рассказал ты мне, и засвидетельствую, что эти грехи ты исповедовал мне, а если скроешь что от меня, то не только не получишь разрешения грехов, но и будешь иметь еще больший грех, да пришел ты в Храм для исцеления души, а при сокрытии грехов уйдешь с еще большим грехом и не получишь исцеления».

Далее священник приглашает на исповедь. Первыми, как правило, подходят мужчины, безусловно, вне очереди предлагается пропустить отроков (дети от 7 лет), беременных женщин и всех тех, кому очень тяжело стоять. Кающийся Благоговейно подходит с чувством покаяния, может начать исповедь вполголоса, средним темпом перечислять свои прегрешения, в процессе можно задать вопрос или попросить совета. По окончании исповеди кающийся преклоняет голову, называет свое имя. Священник накладывает на голову кающегося Епитрахиль, поверх нее свою руку и читает разрешительную молитву: «Господь и Бог Наш Иисус Христос, Благодатию и щедротами своего человеколюбия, для простит ти Чадо НАЗЫВАЕТ ВАШЕ ИМЯ, вся согрешения твоя, и аз недостойный иерей, властию его мне данную, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь».

Далее священник по увещанию должен обратиться к кающемуся (см. «Настольную Книгу Священнослужителя покаяние, 996стр. Изд. Проф. Булгакова, 1990г. Издания) (но на практике это опускается):

«Чадо! Вы очистили совесть свою, и примирилися с Богом, Вашим покаянием. Приготовьте ж Вы себя к Божественным дарам, ко святому Христовым Таин причащению. Оно очистит Души Ваша, Укрепит в вере и добродетели, соединит с Богом и обручит с небесным Царствием. Сие Святое причащение (Таинство Евхаристии) предал нам Христос, в самое воспоминание страдания и смерти Его, для которой и на покаяние наше призирает, и грехи нам прощает Небесный Наш Отец. Знайте же, что в святом сем причащении под видом хлеба мы принимаем Истинное тело Христово, а под видом вина Истинную Кровь Христову. Приступите к Сим Великим Божественным Дарам со всяком Благоговением, с Верою несомненную, и примиритесь со всеми. Воздержитесь несколько от Сна обыкновенного и пищи прочтите положенное к тому правило и будьте от всего времени до причащения во всякой тихости. Благодать Господа Нашего Иисуса Христа да сподобит Вас достойно приступить к великому сему делу и да исполнит сердца Ваша истинной радости причащением. Аминь».

Исповедание грехов обыкновенно предваряется так называемым говением (пост), которое по уставу продолжается 7 дней, но разрешается по Благословению Священника сокращать говение до 3-х дней. В это время говеющий должен соблюдать установленный пост, усилить подвиги церковной и домашней молитвы, стараться обуздать страсти, греховные привычки и вести более воздержанную, покаянную жизнь и приготовлять себя, таким образом, к достойному исповеданию своих грехов.

Но, в связи с тем, что с покаянием желательно причаститься, то желающий готовится к исповеди и причастию одновременно и совершает это в один день. Исповедь совершается первой (перед литургией), причастие совершается во время литургии. При подготовке к причастию дома необходимо прочитать молитвы и каноны (об этом буду писать в другой статье).

На этом заканчиваю. Дорогой читатель, ты сейчас ознакомился с материалом об исповеди и, скорее всего, увидел необходимость причастия и нераздельность двух таинств исповеди и причастия. Ожидайте в ближайшее время материал о Таинстве Евхаристии (т. е. О Причастии Святых Христовых Таин) и о подготовке к нему.

Приглашаются желающие на беседы со священником для повышения своих знаний о Православии, либо рекомендуется самостоятельно изучить книгу «Закон Божий».

Данный Материал подготовлен Иереем Осиповым Николаем г.о. Самара, редакция первая от 23.02.2016г., с использованием «Настольной Книги Священнослужителя», составитель профессор Булгаков и цензор протоиерей Александр Смирнов, издание второе, исправленное, Москва 1899г.

Материал в авторском исполнении располагается на ресурсах: www.ierei063.ru или https://vk.com/club109893280. Копирование материала разрешается с ссылкой на авторский ресурс.

Материал подготовлен с учетом собственного опыта и знаний, мировоззрения, без Благословения Правящего Архиерея.

Пожелания и замечания можно направлять по адресу: ierei063@mail.ru, 8-927-692-73-83 иерей Николай Осипов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: