Методические подходы к профилактике нервно-психического утомления и «истощающего развития» детей в традиционной школьной среде.




Данные научных исследований, приведенные в предыдущем параграфе, позволили сформулировать стратегические подходы к предупреждению утомляемости и «истощающего развития» детей в процессе учёбы [6].

Во-первых, это целенаправленное дошкольное формирование функциональной зрелости тех систем организации в детских дошкольных учреждениях и в семье, на которые падает основная тяжесть школьных нагрузок. К ним относятся чувство общей и зрительно-ручной координации; ёмкость образной (эйдетической) памяти; чувство меры пространства и времени и другие.

Хочется отметить, что в последнее время появились качественные методики для определения школьной зрелости [26]. Данное пособие содержит валеологические критерии готовности ребёнка к школе, которые включают в себя биологические, функциональные, психологические и психолого-педагогические методики определения степени подготовленности организма к школьным нагрузкам. К сожалению, такие критерии не являются регламентированными при поступлении в школу, и многие дети идут в первый класс не готовые к школьным нагрузкам.

Во-вторых [6], радикальная реорганизация технологий учебного процесса на базе разработанной концепции сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения (В.Ф. Базарный, 1977-1995 гг.). К базовым технологиям методологии сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения относится построение учебного процесса на базе моторно-раскрепощенной телесной вертикали, на базе свободы дальнего зрения и образного строя; произвольно-координаторной свободы (чтения, письма, речевого выражения, рукотворчества и т.д.). Принципиальным моментом концепции сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения является переход от сенсорно-обеднённой учебно-дидактической среды к сенсорно-обогащённой среде обитания.

Далее В.Ф.Базарный заостряет внимание на том, что сами по себе никакие физкультминутки на уроках и даже вне уроков не смогут восполнить те потери, которым подвергается организм, пребывающий в процессе учебных занятий в состоянии закрепощающей и истощающей нервно-психической напряженности, внешним проявлением которой является напряженность чтения, письма, речи и т.д.

В настоящее время разработано немало различных локально- коррекционных упражнений по профилактике утомления и лечения различных функциональных расстройств [17]. В литературе описаны физкультминутки на каждый урок [18], [24].

Не умоляя их значимости В.Ф.Базарный [6] предлагает подход с позиции целостного организма, подход активизации базовой вестибуло-координаторной системы, который, безусловно, может быть дополнен любыми локально-коррекционными упражнениями.

 

1.4.1. Простая методика активизации мышечного тонуса и моторно-координаторных систем детского организма.

В возникновении и поддержании утомления школьников первичным является не только и не столько умственная работа, сколько поддержание телесно-мышечной системы в однообразной статически напряженной позе, в данной ситуации в положении сидя со склонённым вперёд корпусом [6].

Этот вывод В.Ф.Базарный сделал в ходе проведённого эксперимента, результат которого выявил, что утомлённость тех детей, которые выполняли на уроке общую физкультминутку продолжительностью 3 минуты, к концу недели была достоверно выше по сравнению с теми, которых просто за урок трижды (по одной минуте) поднимали в положение свободного стояния.

Полученные данные явились основанием для рекомендации внедрения в учебный процесс методики периодически меняющихся динамических поз (В.Ф.Базарный, 1981).

Режим динамических поз осуществляется следующим образом. Учитель периодически (ориентировочно через каждые 10-12 минут) переводит детей из положения сидя в положение свободного стояния. Дети меняют позу, безусловно, в тот момент, когда они не заняты письмом. Наиболее целесообразным, оказалось поднимать детей тогда, когда учитель что-либо объясняет, либо когда один из учеников отвечает, а остальные слушают.

Безусловно, приведённый режим динамических поз является наиболее простым, и он предназначен, прежде всего, для уже «засиженных» детей, т.е. для тех детей, у которых телесно-мышечный тонус, необходимый для поддержания тела в вертикальной позе, в силу систематического сидения на занятиях значительно угас.

Далее автор сообщает, что практический опыт убедил в главном: чем более продолжительное время дети занимаются в режиме «динамических поз», тем выше у них потребность к пребыванию в позе свободного стояния.

В целом, предложенный режим существенно повышает психическую активность детей на уроке, в том числе их учебно-познавательные способности. Кроме того, такой режим является благоприятным вводным тренингом перед переводом детей на специальную мебель – конторки.

 

1.4.2. Организация учебного процесса в режиме моторной свободы динамических поз с помощью конторок.

[8]Конторка – приставка к столам с регулируемой по высоте рабочей поверхностью (приложение 1,рис.1). Отличительной особенностью такой конторки является то, что рабочей поверхности придан оптимальный для зрительного восприятия угол наклона (как это ранее было на партах). Специальные исследования показали, что средне-оптимальным углом наклона рабочей поверхности конторки является угол в 14-18 градусов.

Режим продолжительности стояния-сидения дети отрабатывают сами. Задача педагога – изначально предоставить детям свободу такого выбора, что является главным моментом режима динамических поз.

Практика показала, пишет Базарный В.Ф., что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы через каждые 15 минут. Анализ же электрических потенциалов со стороны икроножных мышц, в т.ч. самочувствие детей, позволил установить, что в процессе такой адаптации продолжительность разового стояния не должна превышать 20-25 минут.

При переходе на организацию учебного процесса на основе режима динамических поз следует особое внимание обратить на соблюдение следующих общегигиенических и эргономических требований:

1) Высота конторки должна быть подобрана безукоризненно в соответствии с ростом каждого школьника. Оптимальная высота конторки определяется следующим образом. Каждый ребёнок, стоящий у края своего стола, сгибает руку таким образом, чтобы большой палец упирался в нижний край грудины, а локтевая часть руки располагалась строго параллельно полу. После чего измеряется высота от поверхности стола до локтя. Этот размер и соответствует высоте нижнего края конторки, устанавливаемой на стол.

Несмотря на оптимально подобранную высоту, некоторые дети всё же могут ещё несколько склоняться в процессе письма. В этих условиях вступает в силу жесткое требование: уровень высоты конторки необходимо повышать сверх оптимального уровня до тех пор, пока ребёнок ни в коей мере не будет склоняться при письме.

Необходимо строго следить за тем, чтобы за одним столом (одной конторкой) работали дети с одинаковым ростом.

2) Конторка размещается на той половине стола, которая максимально удалена от окна.

3) Столы расставляются таким образом, чтобы вокруг каждого из них было хоть какое-то свободное поле – поле для постоянного удовлетворения естественной потребности ребёнка в движениях – зона организации малых форм непроизвольной двигательной активности.

4) Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь снята и дети находятся в носочках из естественной ткани (идеальный вариант – вообще босиком).

5) Под ноги рекомендуется поместить коврик из естественных тканей (соломы, хлопка). Стояние на резиновых ковриках, линолеуме категорически недопустимо.

 

1.4.3. Активизация мышечного тонуса и моторно-координаторных систем с помощью сенсорных тренажей.

В ходе эксперимента В.Ф.Базарный и его группа [6] установили, что самыми эффективными упражнениями для поддержания активности детей на уроках оказались те, которые активизируют базовое телесно-координаторное чувство на фоне зрительно-поискового мотивационного «водительства». В целом полученные результаты указывают на то, что зрительные (точнее зрительно-поисковые) стимулы несут в себе значительный мотивационно-активизирующий «заряд» на весь организм, сенсомоторное чувство общей и зрительной координации между собой синхронизированы.

Полученная эксперементально-теоретическая база явилась основой для разработки различных систем сенсорно-поисковых моторно-координаторных тренажей.

Их отличительные особенности:

- все упражнения выполняются в позе свободного стояния;

- каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах;

- в процессе такого поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем;

- продолжительность таких упражнений 1,5-2 минуты.

Установлено, что наибольший эффект по поддержанию активности детей на уроках от этих упражнений тогда, когда выполняются они в середине каждого урока (при двукратном проведении – через каждые 15 минут.).

В четырёх верхних углах учебной комнаты фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные изображения. Ими могут быть эмоциональные сцены-иллюстрации из народных сказок, былин; сюжеты-пейзажи из природы, из жизни животных; сюжеты-иллюстрации на известные поэмы, сказания; сюжеты из космической тематики, дорожные знаки; сюжеты из военно-патриотической тематики и т.д.

Средние размеры картин в пределах от 0,5 до одного стандартного листа (А-4). Непременным требованием к изображению является то, чтобы детали были чётко различимы с наиболее удалённой парты.

Все вместе картины составляют развивающийся в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс.

Каждый сюжетный комплекс рекомендуется менять не реже одного раза в две недели. Обязательным моментом здесь является то, что под каждой картинкой помещаются в соответствующей последовательности номера.

В зависимости от характера урока, один – два раза все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния. Под команды учителя 1-2-3-4…1-2-3-4 и т.д. дети начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картинке. При этом они совершают синхронно-сочетанные движения глазами, головой и туловищем. Продолжительность фиксации одного изображения в самом начале таких упражнений составляет в среднем 0,5 секунды. Постепенно время фиксации сокращается. Необходимо стремиться к тому, чтобы через 2 – 3 недели дети могли за одну секунду сделать полный оборот, при этом не просто механически «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все четыре сюжета. Данный момент является принципиальным. Режим (порядок) счёта через 30 секунд меняется на противоположный: 4-3-2-1…4-3-2-1.

В заключительной части тренажа режим счёта задаётся в случайном порядке, например, 1-3-4-2, 2-1-3-4 и т.д. Базарный обращает внимание, что данный режим используется в тех случаях, если смена последовательности фиксации изображений не вносит семантического хаоса в логику физической правды, представленной на картинах. Поэтому этот режим используется тогда, когда на картинах представлены пейзажи, сцены из жизни животных, дорожные знаки.

Таким образом, данная методика представляет важные эмоционально-мотивационные факторы, повышающие не только физическую, но и психическую активность детей на уроках. Вносит сенсорное разнообразие в традиционную сенсорно-обеднённую учебно-познавательную среду.

Количество тренажей зависит от характера урока. При зрительно-напряженном (умственно-напряженном) уроке, и особенно при занятиях за компьютером, их целесообразно выполнять не реже 2-3-х раз за 45 минут. Положительным моментом данной методики является то, что описанный механизм можно подвести под чисто дидактические приёмы, повышающие эффективность учебно-познавательного процесса.

Так же В.Ф.Базарный разработал автоматизированную систему сенсорно-координаторного тренажа. [6]Она отличается более активным побуждением зрительно-двигательной поисковой активности в пространстве, в том числе выполнение более интенсивных ритмичных движений глазами, головой и туловищем. Последнее достигнуто за счёт монтажа в каждом классе специальной технической системы, позволяющей создать поочередное вспыхивание комплекса сигнальных ламп (эффект «бегущего огонька»), при прослеживании которых дети вступают в увлекательную моторно-поисковую игру, сопровождающуюся интенсивными движениями корпусом, головой и глазами.

Настоящий вариант системы предполагает монтаж в 4-х углах потолка 4-х сигнальных ламп. Эффект «бегущего огонька» создаётся за счёт общего на школу (или отдельно на несколько классов) пульта управления, к которому с помощью электрической разводки подключается система каждого класса. Лампочки прикрываются плафонами закрытого типа и настенного крепления, которые окрашиваются в яркие цвета, например, красный, желтый, зелёный (цвета светофора). Это самый простой вариант.

В середине каждого урока включается пульт управления. В это время во всех классах школы зажигается одна из сигнальных лампочек. Все дети встают. Через 10-15 секунд гаснет первая, и быстро поочерёдно зажигаются вторая, третья, четвёртая лампочки. Педагог обращает внимание, чтобы дети внимательно следили за «бегущим огоньком», выполняли при этом интенсивные ритмичные движения головой, глазами и туловищем.

Направление высвечивания сигнальных лампочек меняется автоматически (30-40 по ходу движения часовой стрелки и 30-40 против). Средняя скорость движения – 1 полный цикл в секунду. Продолжительность упражнений – 1,5-2 минуты. Отключение – автоматическое.

Эффективность разработанной методики проверена 3-летним экспериментом, получены хорошие результаты [6]. Периодическое внесение в процесс урока сенсорного разнообразия, переключение ближнего зрения на дальнее, способствовали не только предупреждению утомляемости школьников, но и поддержанию естественного хода развития структурных и функциональных характеристик зрительной системы.

Методика сенсорно-координаторного тренажа оказала благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации.

 

1.4.4. Методика активизации гармонических колебаний в сенсо-моторной сфере с помощью идеальной схемы универсальных символов.

В.Ф.Базарный [6] отмечает, что особое негативное воздействие на психическое самочувствие и активность детей оказывает комплекс условий закрытых помещений и ограниченных пространств. В первую очередь, угловато-прямоугольные конструкции учебной комнаты, сенсорная обеднённость школьной среды, продолжительные зрительные нагрузки в режиме ближнего зрения.

С целью «смягчения» неблагоприятных последствий воздействия на организм этих факторов, Базарным предложена методика зрительно-координаторных тренажей с помощью схемы универсальных символов – «СУС» (приложение 2).

Оптимальным местом для нанесения схемы-тренажёра является потолок. На потолке выбирается поле, на которое можно нанести схему максимально возможных размеров. Желательно, чтобы траектории её проходили с наружных сторон светильников. Для этого вначале выбирается поперечный размер овала. Продольный размер его рассчитывается путём умножения поперечного размера на 1,41. Для удобства можно использовать следующий приём. Макет-схему первоначально изображают на полу с помощью мела. Затем в руки берут длинную указку с какой-либо краской на конце, и, обходя по траекториям схемы, на потолок наносят соответствующие метки. Затем с помощью лестницы на потолке окончательно обрисовывается схема-тренажёр. При этом цвета должны соответствовать следующим требованиям:

- изображается ярко-голубым цветом;

- коричнево-золотистым;

- наружный овал – красным;

- внутренний овал – зелёным.

 

Методика занятий.

Режим №1. Режим непроизвольного зрительно-моторного «скольжения» по траекториям «СУС».

Учитывая, что схема «СУС» выполнена яркими цветными линиями, которые привлекают «на себя» наибольшее внимание из объектов учебной комнаты, становятся за счёт этого зрительно-ориентирующими доминантами в непроизвольной зрительно-моторной поисковой экспрессии.

В этих условиях орган зрения, находясь в свободе непроизвольного поиска, каждый раз при взгляде вверх, вступает в моторное взаимодействие с гармонической пластикой линий, непроизвольно «скользит» по ориентирующим траекториям, настраивая свою моторику на гармоничный строй.

При этом широкий размах, пластика и чёткий ритм схемы как бы переводит зрительную моторику из «зажатого», реактивно-напряжённого высокочастотного ритма в успокаивающую пластику низких частот. Как показал опыт, дети периодически непроизвольно включаются в такой самотренаж.

Режим №2. Дети периодически становятся в центре под схемой-тренажёром и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют соответствующее упражнение. При этом они выполняют непроизвольно-сочетанное движение глазами, головой и туловищем.

Кратность примерно по 10-12 движений по каждой траектории (по «овалам», по «восьмерке» и по «кресту»). Частота выполнения таких тренажей зависит от продолжительности пребывания детей в помещении, а так же от характера зрительной работы. Например, в процессе выполнения тонко-координированных зрительных операций (чтение, рисование, письмо) рекомендуется выполнять упражнения через каждые 15-20 минут.

Режим №3. Дети, фиксируя взором траектории (т.е. с постоянно поднятой головой), в начале учатся «обходить» схемы-траектории, а затем «оббегать». Такие упражнения рекомендуется выполнять примерно через каждые 1-1,5 часа.

Режим №4. Занятие проводится на специально изданном плакате для офтальмотренажей. Занятие заключается в поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.

Специально проведённым исследованием установлено, что систематические занятия по схеме «СУС» способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии. Замечено так же, что систематические занятия со схемой «СУС» улучшают общее чувство гармонии и ритма.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: