Методика исследования остроты дальнего зрения.




- Остроту зрения рекомендуется измерять не только монокулярно (как это принято в офтальмологии), т.е. отдельно на каждый глаз, но и бинокулярно, т.е. одновременно на оба глаза. Только бинокулярное зрение отражает такое естественное состояние единой функциональной системы, при котором каждый глаз по отношению друг к другу функционирует в содействующем режиме.

- Максимальные значения зрения фиксируются поочерёдно на каждый глаз и на оба одновременно.

- Считать видящим тот ряд из таблицы, в котором ребёнок допускает не более одной ошибки.

- Замеры обязательно повторяются не менее 2-х раз, а при сомнительных случаях – не менее 3-х раз.

- Учитывая, что дети, хорошо зная буквы, могут их называть безошибочно по ассоциативной памяти, при этом видеть их не ясно, рекомендуется тот вариант таблиц О.М.Новикова, в котором использованы кольца Ландольта.

- Принципиальным моментом методики является то, что перед непосредственно исследованием дальнего зрения ребёнку необходимо доступно объяснить, что от него требуется. С этой целью в режиме ближнего зрения ему показывают нарисованное на отдельном листе достаточно больших размеров кольцо Ландольта. Вращая его в различные стороны, ребёнок должен чётко научиться движением руки указать направление разрыва в плоскости своей руки. Использование понятий «направо» - «налево», как показала практика, не целесообразно, т.к. дети, особенно девочки, могут путать направления разрывов не из-за функциональных зрительных ограничений, а из-за психо-эмоциональных и семантических.

- Стул вместе с ребёнком размещается таким образом, при котором условная линия, опущенная вниз от глаз ребёнка, должна оказаться строго перпендикулярной по отношению к метке «5 метров», обозначенной на полу.

После стандартизации всех вышеназванных условий ребёнку даётся жесткая заслонка, с помощью которой он по очереди закрывает вначале левый, затем правый глаз. Медсестра (либо специально обученный воспитатель) измеряет максимальную остроту зрения на правый, левый глаз, при двух открытых глазах. Данные фиксируются.

Острота зрения выявила достаточную стабильность во времени в том случае, если у ребёнка нет скрытых болезненных процессов, причём ни со стороны органа зрения, ни со стороны организма в целом. Специально проведёнными исследованиями установлено, что максимальная острота дальнего зрения оказалась высоко чувствительным диагностическим показателем, только отражающим возникновение скрытых форм общей патологии. А без таковой патологии суточные и недельные колебания максимальных значений остроты зрения не превышали 0,1.

 

Приложение 4.

Грудно-лопаточный тест.

Данный тест является самым простым и, пожалуй, наиболее высокоэффективным для оценки происходящих во времени сдвигов в состоянии осанки у детей. С помощью данного теста оценивается величина отстояния лопатки от плоскости грудной клетки. В норме лопатка по всей плоскости должна прилегать к грудной клетке, в случае же нарушений осанки и, в частности, «закругления» спины между нижним краем лопатки и плоскостью груди, возникает «зияющее» пространство, величина которого и подлежит замеру.

Методика измерений: величину отстояния нижнего края лопатки можно измерить с помощью обычной жесткой сантиметровой линейки.

Ребёнка просим принять привычную позу удобного свободного стояния. После этого линейка ставится строго перпендикулярно на поверхность груди непосредственно у нижнего края лопатки. При этом фиксируется количество миллиметров от поверхности груди до наружной поверхности нижнего края лопатки.

 

Приложение 5.

Грудно-плечевой тест.

Данный тест, как и предыдущий, является так же довольно простым, но чрезвычайно информативным.

Методика заключается в измерении размера от середины одного плеча до середины другого по передней и задней поверхностям груди (рис.15). После чего величину переднего размера делят на величину заднего размера. В норме частное от деления должно быть в пределах 1 – 0,9.

 

Рис.7. Медицинская сестра проводит замеры грудно- плечевого теста.

 

Первоначально необходимо краской (либо ручкой) нанести метки – точки отсчёта. Но отсчёт от средней линии плеча не совсем точен. Целесообразнее здесь пользоваться следующим приёмом. Большим и указательным пальцем левой руки исследователю необходимо плотно обхватить только головку плечевой кости и с помощью правой руки, в её средней максимально выступающей к наружи части, сделать метку – точку отсчёта.

И так с двух сторон. После этого мягкой сантиметровой лентой измеряется расстояние от этих точек по передней, затем задней поверхности груди. В процессе измерения расположение сантиметровой ленты должно быть строго параллельным поверхности земли. За норму же следует принимать те показатели, которые после деления величины переднего размера на величину заднего размера превышают либо равны 1,0. Показатели 0,9-0,8 следует относить уже к начальным проявлениям нарушения осанки. 0,7 и ниже – выраженные проявления нарушений осанки. Целесообразнее ориентироваться не столько на «норму», сколько на анализ исходных данных в динамике.

 

Приложение 6.

Вестибулярный тест.

Вестибулярный тест простой и высокоинформативный показатель, отражающий качество общего реактивного энергетического статуса, и, в первую очередь, в аспектах зрелости чувства равновесия и координации.

У утомлённых и болезненных детей функции вестибулярного анализатора всегда на более низком уровне.

Методика исследований: на полу рисуется круг диаметром 50 см. Ребёнка просят встать в центре и энергично, но не быстро, начать вращение вокруг своей оси против часовой стрелки для правшей и по часовой стрелке для левшей. Ребёнок должен вращаться до тех пор, пока не наступит на пограничную линию круга.

Фиксируется то число вращений, которое предшествовало факту наступления на пограничную линию круга. Здесь не существует никаких определённых норм, всё зависит от индивидуальной исходной нормы и оценки её в динамике. Любое уменьшение числа вращений в динамике указывает на ухудшение в реактивно-координаторной сфере ребёнка.

 

 

Приложение 7.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: