Акыда имама Ахмада Ибн Ханбаля
Работа, собравшая по Милости Аллаха в себе инша Аллах все достоверные передачи от имама Ахмада в вопросах Имен и Качеств Аллаха.
Предисловие
Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и милость Его Посланнику Мухаммаду, его семье, и его праведным сподвижникам, а затем:
Мы продолжаем по милости Аллаха нашу серию «Акыда четырех имамов в вопросе имен и качеств Всевышнего Аллаха», и теперь мы представим нашим читателям акыду имама ахли Сунна, Ахмада ибн Ханбаля.
Скажем немножко о нашей методологии в этом исследовании. Безусловно, от имама Ахмада передается в этом вопросе очень много, однако важно в таких вопросах соблюдать манхадж науки хадиса, и мы обязали себя в этом вопросе придерживаться правил науки хадиса, и приводить только то, что достоверно от имама Ахмада.
Ведь верно сказал Абдуллах Ибн аль-Мубарак: «Иснад — из религии. Если бы не иснад, кто угодно говорил бы что хотел!» см. «Сахих» Муслим, вступление
Мы отбросили все передачи, которые приводятся от Ахмада без иснада, либо с недостоверным иснадом, даже если среди этих сообщений были те, которыми можно было бы сломать спины приверженцев нововведений, и оставили только то, что достоверно от имама.
Оставленные нами сообщения от имама приводятся в книгах «Аль-Масаиль» (Вопросы) его ближайших учеников. Эти книги составляют основу ханбалитского мазхаба, и содержат в себе список вопросов которые они задавали имаму, и его ответы, либо с книг учеников его ближайших учеников, таких как Абу Бакр аль-Халляль, которые не слышали лично от имама Ахмада, но учились у его учеников, поэтому данные иснады — очень короткие, и предельно достоверные.
Также хотелось бы обратить внимание на недавно вышедшую работу «Моя акида — акида благородного имама Ахмада Ибн Ханбаля». Автор данной работы не придерживался данного манхаджа в своей работе, приведя сообщения без иснада из книг «Табакат аль-Ханабиля», и «Ибталь ат-тавилят», и это позволяет приверженцам нововведений:
|
1. Назвать это недостоверным от имама Ахмада
2. Обязать автора принять точно такие же сообщения без иснада, передающиеся от Ахмада, в которых утверждаются еретические представления
Чтобы такого не случилось, нужно придерживаться научных правил, и мы убеждены, что авторы должны более тщательно подходить к подобным работам, поскольку они говорят не только от себя, но и от лица всех представителей ахли-Сунна уаль джамаа.
Также нужно отметить, что мы позволили себе привести асары из книги имама Ибн Батты «Аль-Ибана», и разьяснение этого следующее. Что касается Ибн Батты, то он праведный имам, и он далек от того, в чем его обвиняют современные джахмиты, но как сказал имам аль-Муаллими, если он уединяется в какой то передаче, то она не принимается по причине его невнимательности и ошибок в памяти, а принимаются его передачи лишь когда сопровождаются аналогичными передачами достоверных. Поэтому мы позволили себе в тех разделах, где имеются достоверные сообщения, утвердившие какой-либо смысл, привести сообщения, переданные Ибн Баттой, для подкрепления этого смысла, но не как опору в утверждении данного смысла.
На этом завершаем это краткое вступление, и приступим напрямую к представлению акиды имама Ахмада.
Акыда имама Ахмада в области имен и качеств Аллаха
|
Акыда имама Ахмада касательно возвышенного положения Аллаха над Троном
Сказал Юсуф Ибн Муса аль-Каттан (хафиз,достоверный, заставший Ахмада): «Было сказано имаму Ахмаду: «Всевышний Аллах над седьмыми небесами, над своим Троном, отделен от своих творений, а Его Сила и Знание присутствуют во всех местах». Он сказал: «Да, Он над своим Троном, и ничто не скроется от Его Знания» см. “Ас-Сунна», Аль-Халляль, Аль-Лялякаи, 674, и др, иснад достоверен
Сказал имам Аль-Халляль: «Сказал мне аль-Маймуни (другой большой ученик Ахмада): «Я сказал Ахмаду: О Абу Абдуллах, мы изнурены этими джахмитами! Что ты скажешь о том, кто говорит, что Аллах не над Троном?» Ответил Ахмад: «Все их слова куфр» см. «Суалят» аль-Маймуни, 12, «Ас-Сунна», аль-Халляль, и др.
Сказал имам аль-Кусадж, ученик Ахмада: "Сказал я ему: Что ты скажешь по поводу зарезанного немым (который не может произнести имя Аллаха при зарезании- прим.)?". Сказал Ахмад: "(Когда режет), он должен указать на небеса" см. "Масаиль" аль-Кусадж, 2830
Сказал имам Ибн Кудама в шархе этого: "Его указание будет указывать на его намерение на поминание Того, Кто на небесах" см. "Аш-Шарх аль-Кабир", 11-57
Также имам Ахмад посвятил целую главу своей книги «Опровержение джахмитам и зиндыкам» данному вопросу, и мы не будем ее приводить ввиду ее большого размера, однако суть содержащегося там одинакова с тем, что уже приведено.