Вопрос 5: Иные органы обеспечения безопасности.




4. Органы внешней разведки

Органами внешней разведки являются специальные государственные органы, осуществляющие защиту граждан, общества и государства от внешней угрозы. Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других органов исполнительной власти органами внешней разведки.

Деятельность органов внешней разведки, их организация осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О внешней разведке". Она заключается в добывании и обработке информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах иностранных государств, организаций и лиц, оказании содействия в обеспечении безопасности граждан.

Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов законности, разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности РФ, уважения прав и свобод человека и гражданина, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Задачами органов внешней разведки являются обеспечение Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях; обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности; содействие экономическому, научно-техническому прогрессу страны.

Разведывательную деятельность запрещено осуществлять для достижения антигуманных и не предусмотренных законом целей.

Осуществление разведывательной деятельности возложено на:

* Службу внешней разведки Российской Федерации;

* органы разведки Министерства обороны;

* органы разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ;

* органы разведки Федеральной пограничной службы РФ;

* органы разведки Федеральной службы безопасности РФ.

Полномочия органов внешней разведки. Органы внешней разведки получают информацию от лиц, давших согласие на сотрудничество; взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны РФ; обеспечивают безопасность сотрудников учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и членов их семей в государстве пребывания; обеспечивают безопасность командированных за пределы территории РФ граждан Российской Федерации, имеющих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей; организуют взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств.

В процессе разведывательной деятельности органами внешней разведки используются как гласные, так и негласные средства и методы. На территории Российской Федерации применение этих средств и методов в отношении граждан РФ не допускается.

Надзор и контроль за деятельностью органов внешней разведки. Надзор за соблюдением законов органами внешней разведки осуществляет прокуратура.

За деятельностью органов внешней разведки установлен парламентский контроль, осуществляемый в порядке, предусмотренном законом. Общее руководство, включая контроль и координацию деятельности, органами внешней разведки осуществляет Президент РФ.

Федеральные органы правительственной связи и информации

Федеральные органы правительственной связи и информации (ФОПСИИ) являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации, на которые возложено обеспечение высших органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, Совета Безопасности РФ, организаций, предприятий, учреждений специальными видами связи и информации, а также организация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, учреждений, предприятий по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифровальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, осуществление государственного контроля за этой деятельностью.

Организация и деятельность органов ФОПСИИ осуществляется в соответствии с Законом РФ "О федеральных органах правительственной связи и информации". Кроме того, деятельность ФОПСИИ осуществляется в соответствии с международными договорами, заключенными или признанными РФ.

Принципами деятельности ФОПСИИ являются законность, уважение прав и свобод граждан, сохранение государственных секретов, подконтрольность и подотчетность высшим органам государственной власти.

Система ФОПСИИ. Федеральные органы правительственной связи и информации образуют централизованную систему, в которую входят:

* Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ;

* органы правительственной связи и информации (центры правительственной связи, информационно-аналитические центры) в субъектах Российской Федерации);

* войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно-строительные части;

* научно-исследовательские учреждения, учебные заведения. Федеральное агентство правительственной связи и информации возглавляет систему ФОПСИИ и осуществляет их общее руководство. Оно находится в непосредственном ведении Президента РФ и является центральным органом федеральной исполнительной власти, ведающим вопросами организации и обеспечения правительственной связи, иных видов спецсвязи для государственных органов, организаций и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной засекреченной и иных видов спецсвязи. Возглавляет его Генеральный директор, назначаемый на эту должность и освобождаемый от нее Президентом РФ. При Федеральном агентстве правительственной связи и информации действует Академия криптографии.

Основные направления деятельности ФОПСИИ. К основным направлениям деятельности ФОПСИИ относятся:

* организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов спецсвязи и специнформации;

* обеспечение сохранности государственных секретов, обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в РФ и ее учреждений за рубежом;

* организация и ведение внешней разведки в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов спецсвязи с использованием радиоэлектронных средств и методов;

* обеспечение высших органов государства, центральных органов исполнительной власти, Совета Безопасности достоверной и независимой информацией, необходимой для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, международных отношений.

Для осуществления этой деятельности ФОПСИИ предоставлены права издавать нормативные акты в части организации, обеспечения функционирования, безопасности правительственной, шифровальной и иных видов специальной связи;

налагать ограничения по согласованию с соответствующими органами, владеющими распределением и назначением радиочастот, на использование радиоэлектронных средств любого назначения, если они работают с нарушением нормативных актов и создают помехи работе средств правительственной связи; входить на любые объекты связи независимо от ведомственной принадлежности, в которых проходят линии или размещены средства правительственной связи; производить разработку и изготовление технических средств и систем для обеспечения основных направлений своей деятельности; осуществлять лицензирование и сертификацию шифровальных средств, систем и комплексов телекоммуникаций; осуществлять контакты и сотрудничество с соответствующими службами иностранных государств.

Правовой статус сотрудников ФОПСИИ. Сотрудники ФОПСИИ являются военнослужащими, служащими и рабочими. Их численность определяется Президентом РФ. На военнослужащих распространяются права и льготы, предусмотренные Законом "О статусе военнослужащих". Служащие и рабочие пользуются правами и льготами в соответствии с трудовым законодательством.

Сотрудники ФОПСИИ находятся под особой охраной государства. Не допускается привод, административное задержание сотрудника ФОПСИИ, его личный досмотр, досмотр вещей, транспорта без участия представителя этого органа или без санкции прокурора. Сотрудникам ФОПСИИ разрешено применение огнестрельного оружия в порядке и условиях, определенных законодательством. Сотрудникам ФОПСИИ запрещается организовывать забастовки, заниматься другой оплачиваемой деятельностью помимо основной работы.

Надзор и контроль за деятельностью ФОПСИИ. Надзор за точным исполнением законов в деятельности ФОПСИИ осуществляет прокуратура в соответствии с действующим законодательством.

Президент РФ осуществляет контроль за ходом выполнения основных задач, возложенных на ФОПСИИ, утверждение программ их развития, санкционирование проведения мероприятий этих органов, затрагивающих жизненно важные интересы РФ.

Парламентский контроль за деятельностью ФОПСИИ осуществляется в форме заслушивания отчетов Генерального директора Федерального 'агентства правительственной связи и информации, других должностных лиц этих органов в высшем органе государственной власти.

7. Федеральные органы государственной охраны

Государственной охраной называется функция федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, технических и иных мер.

Объектами государственной охраны являются лица, к которым относятся Президент РФ, лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие, главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации. Охраняемыми объектами являются здания, сооружения, в которых расположены федеральные органы государственной власти, прилегающие к ним территории и акватории.

Государственная охрана осуществляется специальными федеральными органами государственной охраны, которые состоят из Федеральной службы охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента РФ.

Федеральная служба охраны РФ осуществляет охрану Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации, Председателя Государственной Думы, Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, Председателя Конституционного Суда РФ, Генерального прокурора РФ в период срока их полномочий. При необходимости по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена другим лицам - депутатам, государственным служащим. В соответствии с международными договорами обеспечивается безопасность глав иностранных государств и правительств, членов их семей в период пребывания на территории Российской Федерации. На основании распоряжения Президента РФ Федеральная служба охраны осуществляет охрану иностранных политических и общественных деятелей в период их пребывания на территории РФ.

Служба безопасности Президента РФ осуществляет охрану Президента РФ, членов его семьи, проживающих с ним или его сопровождающих, в течение срока полномочий Президента, а по его истечении государственная охрана предоставляется ему пожизненно.

Федеральные органы государственной охраны создаются, реорганизуются и упраздняются Президентом РФ.

Задачами, стоящими перед Федеральными органами государственной охраны, являются выявление угрозы жизненно важным интересам объектам государственной охраны, осуществление мер по ее предотвращению, обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда, обеспечение организации и функционирования (совместно с ФОПСИИ) президентской связи, участие в борьбе с терроризмом, выявление, предупреждение и пресечение преступлений на охраняемых объектах.

Государственная охрана осуществляется путем осуществления следующих мер:

* предоставление объектам государственной охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания;

* проведение охранных мероприятий и поддержания общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны;

* поддержание порядка и пропускного режима на охраняемых объектах.

Для осуществления этих мер Федеральные органы государственной охраны вправе привлекать силы и средства обеспечения безопасности (органы внутренних дел, внутренние войска и др.), необходимые для участия в подготовке и проведении охранных мероприятий; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, производить при въезде (выезде) на охраняемые объекты личный досмотр граждан, принадлежащих им вещей, транспортных средств; задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших правонарушения в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны; вносить в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от форм собственности обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов; использовать транспортные средства предприятий, а в неотложных случаях - и граждан для предотвращения преступления, преследования и задержания лиц, совершивших преступление или подозреваемых в его совершении; беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, земельные участки при пресечении преступлений, а также при преследовании лиц, подозреваемых в их совершении; ведомственную принадлежность их подразделений, помещений и транспортных средств; обмениваться со специальными службами и организациями иностранных государств служебной информацией и договариваться об условиях и порядке обеспечения личной безопасности объектов государственной охраны при их выезде за пределы РФ.

Правовой статус сотрудников федеральных органов государственной охраны. Сотрудниками федеральных органов государственной охраны являются военнослужащие (за исключением лиц, проходящих службу по призыву), а также лица, назначенные на соответствующие должности. Они проходят службу в соответствии с законодательством, с учетом особенностей деятельности органов государственной охраны. Законные требования сотрудников федеральных органов государственной охраны обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами. Никто, кроме прямых и непосредственных начальников, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность. При исполнении своих служебных обязанностей к сотруднику федеральных органов государственной охраны не допускается применение административных взысканий, привод, административное задержание, его личный досмотр и досмотр его вещей и транспортных средств без представителя соответствующего органа государственной охраны или без решения суда. В своей служебной деятельности сотрудники федеральных органов государственной охраны не вправе руководствоваться решениями политических партий, им запрещается совмещение службы в федеральных органах государственной охраны с другой оплачиваемой работой, коммерческой деятельностью, оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности.

Надзор и контроль за деятельностью федеральных органов государственной охраны. Надзор за исполнением законов федеральными органами государственной охраны осуществляет прокуратура. Полномочия прокурора при осуществлении надзора определяются действующим законодательством. В предмет надзора не входят организация, тактика, методы и средства осуществления деятельности федеральных органов государственной охраны.

Судебный контроль осуществляется в ходе рассмотрения судом жалоб на незаконные действия и решения органов государственный охраны, нарушающие их права или причинившие им убытки.

Государственный контроль за деятельностью федеральных органов государственной охраны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы вправе получать сведения о деятельности федеральных органов государственной охраны при осуществлении ими депутатской деятельности.

Семинар 12. Нотариат и адвокатура в Российской Федерации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: