Урок 17. Новогодние традиции. Организационная структура урока




Урок 17. Новогодние традиции

Тип урока: постановка учебной задачи
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с новогодними обычаями и традициями разных народов; способствовать формированию умений комбинировать бумажные материалы при изготовлении новогодних игрушек с объемными слоеными деталями из креповой бумаги; совершенствовать умения работать по алгоритму
Планируемые результаты
Предметные: познакомятся с историей новогодних традиций России и других стран; научатся различать главных героев новогодних праздников разных стран; комбинировать бумажные материалы; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении новогодних игрушек с объемными слоеными деталями из креповой бумаги Метапредметные: познавательные – использовать полученные знания и умения по обработке бумаги; наблюдать и сравнивать конструктивные особенности изделий, технологии их изготовления, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, способы соединения разных материалов; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения, исследования (способ получения объемной формы из креповой бумаги, способы изготовление призм, пирамид); регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; коммуникативные – помогать друг другу в совместной работе Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла;понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда
Образовательные ресурсы: учебник (с. 58–61); контрольно-оценочные листы; образцы изделий; чертежные инструменты, картон, бусинки, цветная бумага, клей, ножницы

Организационная структура урока

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности обучающегося
I. Организационный момент. Сообщение темы урока. Определение целей урока Приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку. Демонстрирует изделия, выполненные учениками прошлых лет, мотивирует обучающихся. Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. – Отгадайте загадку, и вы узнаете тему урока: Вьюга по двору гуляет, В доме елочка сверкает. Дети водят хоровод. Что за праздник? – Тема урока «Новогодние традиции». – Определите цели урока, используя опорные слова на слайде Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. Отгадывают загадку: – Новый год. – Сегодня на уроке мы… Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами Организует работу по открытию нового знания. Предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. Демонстрирует приемы работы с инструментами и приспособлениями. – Новый год – самый любимый и долгожданный семейный праздник. Традиция праздновать Новый год с елкой появилась в России при Петре I. В 1699 году он издал указ, которым ввел новое летоисчисление – от Рождества Христова, а Новый год повелел праздновать с 1 января. С 1 по 7 число жгли на улицах костры, плясали вокруг них, приказывая солнцу согревать землю. Новый обычай прижился быстро. – Рассмотрите в группах репродукции картин русских художников. Расскажите, что делали наши предки на Новый год и Рождество. Какие традиции сохранились сегодня, что изменилось? – Как в старину встречали новый год коренные жители нашего края? А как встречают в наши дни? – Каких новогодних гостей вы еще знаете? – Как празднуется Новый год в разных странах? – Чем похожи и чем различаются новогодние традиции разных народов? – Отгадайте загадки, и вы узнаете, как наряжают елку на Новый год: • Хоть не шишки, не иголки, а висят на ветках елки. (Елочные игрушки.) • Круглый, словно мячик, светит, как фонарик, Только он не скачет – очень хрупкий… (шарик). • Льется он с макушки, намочить не может, Трогает игрушки новогодний… (дождик). • Высоко висят на ветке, будто яркие конфетки, Очень громкие игрушки, разноцветные… (хлопушки). • Есть у елочки макушка, там – красавица-игрушка. Наверху она всегда, пятикрылая… (звезда). • Искры с палочки летят врассыпную, как хотят. (Бенгальский огонь.) • Он на бале-маскараде над толпой летает, Всё вокруг веселья ради в кольца заплетает. (Серпантин.) • В январе, на праздник важный, Дождь идет цветной, бумажный. (Конфетти.) • На нитку шарики собрали и в украшение связали. Теперь блестят они на елке сквозь изумрудные иголки. (Бусы.) Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником, находят информацию о приемах работы, после чего активно наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями. – В России главный персонаж волшебного зимнего праздника Нового года – Дед Мороз. Он живет в городе Великий Устюг. Год его рождения никому не известен, так как это было очень давно, соответственно его возраст исчисляется не одной сотней лет. Существует мнение, что среди его родственников значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. – Снегурочка появилась в начале 1950-х. Образ внучки Деда Мороза придумали Лев Кассиль и Сергей Михалков. – Американский конкурент Деда Мороза – Санта Клаус. Его сопровождает волшебный говорящий олень по имени Рудольф – Красный Нос. – Маленький шведский заместитель Деда Мороза – Юль Томтен (по-шведски значит «Рождественский гном»). Он живет в волшебном лесу, и у него есть помощник – снеговик Дасти. – Итальянский ассистент Деда Мороза Баббе Натале проникает в дом через печную трубу. В каждом доме для него оставляют чашечку молока. – Монгольский приятель Деда Мороза – Увлин Увгун. В Монголии Новый год еще и праздник пастухов. Поэтому монгольский Дед Мороз – самый главный пастух. В руке у него кнут, а на поясе – сумка с трутом и огнивом. Его помощницу зовут Зазан Охин – «Девочка Снег». – Голландский коллега Деда Мороза Синтер Клаас приплывает в Голландию на корабле в сопровождении чернокожих слуг. – Якутский помощник Деда Мороза – Эхээ Дьыл. У него есть огромный бык, который каждую осень выходит из океана и начинает отращивать рога. Чем длинне рог – тем крепче мороз. – Финский друг Деда Мороза – Йоулупукки (с финского языка переводится как «Рождественский дед или Рождественский козел»). Избушка Деда Мороза стоит на горе. В ней живут его жена Муори и еще целое семейство гномов. Он носит куртку из козлиной шкуры с кожаным поясом и красный колпак. – Заморский коллега Деда Мороза из Японии – Одзи-сан. В Японии Новый год возвещают 108 ударов колокола. Самый популярный новогодний подарок – Кумаде – грабли из бамбука, чтобы было чем счастье загребать. Дома украшают ветками сосны, сосна – символ долголетия. – Соратник Деда Мороза из Бельгии – Святой Николай. Бельгийцы знают, что семье, которая приютит Святого Николая, достанется золотое яблоко. Сопровождает Святого Николая повсюду Мавр по имени Черный Питер. – Французский друг Деда Мороза – Пер Ноэль. В Новый год бродит по крышам и спускается по дымоходам в дома, чтобы оставить подарки в башмачках французских детей Определять цель занятия, составлять план и последовательность действий; проявлять интерес и активность в выборе решения. Осуществлять установление личностного смысла знания; уметь анализировать, выделять и формулировать задачу. Осознанно строить речевое высказывание. Строить учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками
III. Практическая (самостоятельная) работа обучаю-щихся. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Текущий инструктаж Проверка готовности обучающихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений). – Выполните работу в группах по 4 человека. Рассмотрите части конструкции подвесок в виде пирамиды. – Из каких фигур может состоять развертка пирамиды? – Как выполняется развертка треугольной пирамиды? – Как выполняется развертка четырехугольной пирамиды? – Какие инструменты вам понадобятся? – Научитесь строить данную развертку части подвески. Обсудите в группе варианты изготовления каждой части подвески. – Придумайте свои варианты оформления подвески. – Подберите материалы. – Используйте законы композиции Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность. Составляют технологическую карту выполнения развертки треугольной пирамиды: 1. Определить размеры выбранной фигуры. Чтобы построить развертку пирамиды, основанием которой является правильный треугольник, в центре листа, используя линейку и карандаш, нарисовать основание заданных размеров. 2. К каждой его стороне вычертить боковые грани пирамиды – треугольники. Размеры сторон треугольников боковой поверхности измерить циркулем. Ножку циркуля установить в вершину нарисованного основания и сделать засечку. Действие повторить, перемещаясь в следующую точку треугольника. 3. Пересечение, полученное в результате таких действий, определит вершины боковых граней пирамиды. Их соединить с основанием. 4. Для склеивания объемной фигуры на сторонах боковых граней предусматривают клапаны. Дорисовать небольшие трапеции. 5. Вырезать ножницами выполненный рисунок по контуру. 6. Аккуратно согнуть развертку по всем линиям. 7. Клапаны-трапеции заправить внутрь фигуры таким образом, чтобы ее грани сомкнулись. Их смазать клеем. Составляют технологическую карту выполнения развертки четырехугольной пирамиды: 1. В центре листа начертить четырехугольник с выбранными параметрами. 2. Каждую сторону основания разделить пополам. 3. Провести перпендикуляр, который будет являться высотой треугольной грани. 4. Раствором циркуля, равным длине боковой грани пирамиды, сделать на перпендикулярах засечки, установив его ножку в вершину основания. 5. Оба угла одной стороны основания соединить с полученной точкой на перпендикуляре. 6. Чтобы зафиксировать модель на боковых гранях, дорисовать вспомогательные клапаны-трапеции. 7. Вырезать ножницами выполненный рисунок по контуру. 8. Аккуратно согнуть развертку по всем линиям. 9. Клапаны-трапеции заправить внутрь фигуры таким образом, чтобы ее грани сомкнулись. Их смазать клеем Демонстрировать навыки бережливости при выполнении трудовых приемов. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Выявлять и осознавать особенности выполняемых трудовых операций. Строить рабочие отношения, работая в коллективе
IV. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать ее. организует деятельность обучающихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, просит обучающихся их сравнить, определить соответствие образцу, выявить ошибки). Оценивает совместно с обучающимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. предлагает оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Какое изделие вы выполняли на уроке? – Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе? – Как выполняется развертка треугольной пирамиды? – Как выполняется развертка четырехугольной пирамиды? – Расскажите, как вы работали над изделием. Что делали вначале? Что потом? дает оценку каждой работе, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось. – Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа… – Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку. На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины. Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса. Отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют самооценку и взаимооценку. Выставляют оценки за практическую работу и знания, результаты заносят вкарточку контроля:
(Ф. И.)_______________ Максимальная оценка, 15 баллов
Критерии оценки Моя оценка, 0–1 Оценка друга, 0–1 Оценка учителя, 0–1
Аккуратность построения развертки      
Качество сборки пирамиды      
Рациональное использование материала      
Техника безопасности, рабочее место      
Итоговая оценка:      
Осуществлять самооценку и организовать взаимооценку. Выполнять построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Формулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов.
Организует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской Оценивать качество уборки рабочих мест
Домашнее задание Объясняет домашнее задание Подготовить сообщения о новогодних традициях Планировать самостоятельную работу

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: