Великого маликитского кадия, Имама ибн Рушда аль-Джадда аль-Малики (450-520 г.х.), да будет милостив к нему Всевышний Аллах, которого маликиты называют шейхом своего мазхаба, спросили о том, как относятся ученые-маликиты к ашаритам и к тем, кто унижает ашаритов.
ونختم بهذه الفتوى المهمة
سئل الإمام ابن رشد الجد المالكي رحمه الله تعالى الملقب عند المالكية بشيخ المذهب عن رأي المالكية في السادة الأشاعرة وحكم من ينتقصهم كما في فتاواه (2 / 802) وهذا نص السؤال والجواب.ا
السؤال: ما يقول الفقيه القاضي الأجل. أبو الوليد وصل الله توفيقه وتسديده ، ونهج إلى كل صالحة طريقه، في أبي الحسن الأشعري وأبي إسحاق الإسفراييني وأبي بكر الباقلاني وأبي بكربن فورك وأبي المعالي،ا ونظرائهم ممن ينتحل علم الكلام ويتكلم في أصول الديانات ويصنف للرد على أهل الأهواء؟ا أهم أئمة رشاد وهداية أم هم قادة حيرة وعماية ا؟.وما تقول في قوم يسبونهم وينتقصونهم، ويسبون كل من ينتمي إلى علم الأشعرية،ا ويكفرونهم ويتبرأون منهم، وينحرفون بالولاية عنهم ، ويعتقدون أنهم على ضلالة، وخائضون في جهالة،ا فماذا يقال لهم ويصنع بهم ويعتقد فيهم ؟ أيتركون على أهوائهم ، أم يكف عن غلوائهم؟!
|
فأجاب رحمه الله: تصفحت عصمنا الله وإياك سؤالك هذا، ووقفت على الذين سميت من العلماء فهؤلاء أئمة خير وهدى، وممن يجب بهم الاقتداء،ا لأنهم قاموا بنصر الشريعة، وأبطلوا شبه أهل الزيغ والضلالة، وأوضحوا المشكلات، وبينوا ما يجب أن يدان به من المعتقدات،ا فهم بمعرفتهم بأصول الديانات العلماء على الحقيقة، لعلمهم بالله عزوجل وما يجب له وما يجوز عليه، وما ينتفي عنه، إذ لا تعلم الفروع إلا بعد معرفة الاصول،ا فمن الواجب أن يعترف بفضائلهم ، ويقر لهم بسوابقهم ، فهم الذين عنى رسول الله صلى الله عليه وسلم بقوله «يحمل هذا العلم من كل خلف عدوله، ينفون عنه تحريف الغالين، وانتحال المبطلين، وتأويل الجاهلين».افلا يعتقد أنهم على ضلالة وجهالة إلا غبي جاهل، أو مبتدع زائغ عن الحق مائل، ولا يسبهم وينسب إليهم خلاف ما هم عليه إلا فاسق،ا وقد قال الله عز وجل {والذين يؤذون المؤمنين والمؤمنات بغير ما اكتسبوا فقد احتملوا بهتانا وإثما مبينا}.ا فيجب أن يبصر الجاهل منهم، ويؤدب الفاسق، ويستتاب المبتدع الزائغ عن الحق إذا كان مستسهلا ببدعة، فإن تاب وإلا ضرب أبدا حتى يتوب،ا كما فعل عمر بن الخطاب رضي الله عنه بصبيغ المتهم في اعتقاده، من ضربه إياه حتى قال: يا أمير المؤمنين إن كنت تريد دوائي فقد بلغت مني موضع الداء،ا وإن كنت تريد قتلي فأجهز علي، فخلى سبيله، والله أسأل العصمة والتوفيق برحمته.اقاله: محمد بن رشد.ا فارفع رأسك يا أشعري
|
|
Вопрос:
Что может сказать великий факих, Кади Абу Валид (Ибн Рушд) – да поможет ему Аллах и укажет ему путь благодеяний – про Абуль-Хасана аль-Ашари (260-324 г.х.), Абу Исхака аль-Исфараини (ум. 418 г.х.), Абу Бакра аль-Бакиляни (ум. 403 г.х.), Абу Бакра ибн Фаурака (ум. 406 г.х.), Абу аль-Маали (ум. 478 г.х.), Абу Валид аль-Баджий (406 г.х.) и других шейхов, которые придерживаются «ильм-уль-калям», обсуждают основы вероучения (акыды) и опровергают еретиков? Они идут по верному Пути или же сеют смуту и слепоту? И что можно сказать о людях, которые поносят шейхов-ашаритов, оскорбляют всех ашаритов, и обвиняют их в неверии (куфр), всячески отделяют себя от них, полагая, что ашариты впали в глубокое заблуждение и погрязли в невежестве? Какую позицию следует занимать относительно этих людей, что надо им отвечать и как с ними поступать? Следует предоставить их самим себе и позволить им и дальше предаваться своим страстям или же следует сдерживать эту необузданную ересь?
Ответ:
Я прочел, да хранит нас Всевышний Аллах, твой вопрос и ознакомился со списком шейхов, который ты приводишь. [Скажу тебе], что эти люди являются имамами блага и верного Пути, шейхами, за которыми мусульмане обязаны следовать. Ведь эти шейхи встали на защиту Шариата, развеяли сомнения, посеянные заблудшими, разобрали путаницу во многих вопросах и объяснили, во что именно должен верить мусульманин.
Эти шейхи являются истинными учеными в том, что касается основ религии [акыды]. Они познали Всевышнего Аллаха, объяснили нам, что считается незыблемым, что – возможным, а что – невозможным и что следует утверждать в отношении Его Сущности и Атрибутов. Отметим также, что они никогда не разбирают фикх прежде акыды.
Таким образом, каждый мусульманин должен признавать достоинства шейхов-ашаритов и свидетельствовать об их превосходстве. Ведь именно этих людей имел в виду Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, когда сказал: «В каждом поколении [ученых] это знание передают [самые] справедливые, которые отвергают искажения еретиков-фанатиков, необоснованные утверждения лжецов и толкования невежд» [передал Ахмад].
Следовательно, никто, кроме глупых невежд или уклонившихся от Истины еретиков, вносящих в Ислам нововведения, не может сказать, что ученые-ашариты заблуждаются. И никто, кроме нечестивцев, не может поносить ашаритов, приписывая им то, чего они (ашариты) не утверждают. Всевышний Аллах сказал: «И те, кто причиняет не по праву вред верующим мужчинам и верующим женщинам, берут на себя свою клевету и явный грех…» (33:58)
Поэтому следует разъяснять ошибки невеждам, наказывать нечестивцев и призывать покаяться еретиков, которые отклонились от Прямого Пути, распространяют нововведения и не осознают грех подобной ереси. Если еретик покается, то следует его отпустить, если нет – то нужно бить его до тех пор, пока он не покается. Так в свое время поступил Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, с Сабигом, которого обвинили в ереси. Повелитель правоверных применил к нему жесткие телесные наказания, так что тот воскликнул: «О повелитель правоверных! Если ты желаешь вылечить меня – остановись, ибо наказание из лекарства уже превратилось в недуг. Если же хочешь моей смерти – прикончи меня!». Тогда Умар, да будет доволен им Аллах, освободил Сабига.
В заключение молю Всевышнего, чтобы Он проявил Свою Милость, оказал нам содействие и защитил нас!
[см. фетвы ибн Рушд аль-Малики, том 2, стр. 802]
Был спрошен имам, факих, Шейхуль Ислам, Ахмад Ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки аш-Шафии (909-974 г.х.), да смилуется над ним Аллах:
مطلب في من طعن على إبي الحسن وأبي اسحق الأشعريين وخلافهم
وسئل نفع الله به ، بما لفظه: طعن بعض الناس في أبي الحسن وأبي إسحق الأشعريين والبقلاني وابن فورك وأبي المعالي إمام الحرمين والباجي وغيرهم ممن تكلم في الأصول ورد على أهل الأهواء بل ربما بالغ بعض الماحدة فادعى كفرهم فهل هؤلاء كما قال ذلك الطاعن أو لا ؟.
فأجاب بقوله: ليسوا كما قال ذلك الخارق المارق المحارف المخارف الضال الغال الجاهل المائل ، بل هم الدين وفحول علماء المسلمين فيجب الإقتداء بهم لقيامهم بنصرة الشريعة وإيضاح المشكلات ورد شبة أهل الزيغ وما يحب في الإعتقادات والديانات لعلمهم بالله وما يجب له وما يستحيل عليه وما يجوز في حقه ولا يعرف الوصول إلا بعد معرفة الأصول …….. والواجب الإعتراف بفضل ألئك الأئمة المذكورين في السؤال وسابقيهم ، وأنهم من جملة المرادين بقوله صلى الله عليه وسلم » يحمل هذا العلم من كل خلف عدوله » ينفون عنه تحريف الغالين وانتحال المبطلين وتأويل الجاهلين فلا يعتقد ضلالتهم إلا أحمق جاهل مبتدع زائغ عن الحق ولا يسبهم إلا فاسق ، فينبغي تبصير الجاهل وتأديب الفاسق واستتابة المبتدع ، وإلا فقال بعض أئمة المالكية: يضرب إلى أن يموت كما فعل سيدنا عمر رضي الله عنه بضبيع المشهور المتهم ، وورد أنه لما أكثر ضربه قال له: إن كنت تريد دوائي فقد بلغ موضع الداء ، وإن كنت تريد قتلي فعجل علي فخلى سبيله. اهـ. الفتاوى الحديثية ص 205.
Вопрос: Некоторые люди поносят ученых ашаритов как Абуль-Хасана и Абу Исхака, аль-Бакиляни, Ибну Фурака, Абу Маали – имама Харамайн, аль-Баджий и других из числа тех, кто говорил об основах исламских наук [усуль] и опровергнул приверженцев страстей. И даже некто из поносящих обвинил их в неверии. Являются ли они таковыми, как сказал этот поносящий, или нет?
Имам ответил: Не являются они [ученые, чьи имена были упомянуты выше] таковыми, как об этом сказал глупый, отошедший от прямого пути [еретик], авантюрист, сбившийся, губящий себя.
Наоборот, эти люди имамы религии, выдающиеся [превосходные, великие] ученые мусульман. Обязуется следовать за ними, за то, что они взялись за оказание помощи Шариату, и разъяснения запутанных вопросов, опровержение сомнения отклонившихся людей и то, что обязательно из вопросов вероубеждений и вероисповеданий, из-за их познания Аллаха, то, что обязательно Ему, то, что является недопустимым в отношении Него, и то, что допустимо. И невозможно достичь таких высот, кроме как после познания основ исламских наук…
Нам необходимо признать превосходство вышеупомянутых предводителей, которые приводились в указанном вопросе и о тех, о ком говорилось выше. И что они из тех, о ком сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «эти знания понесут от всех справедливых предшественников», они очищают его от искажений людей, переходящих границ, и от таъвиля невежд и не убежден в их заблуждении никто, кроме глупого невежды или нововведенца, или отклонившихся от истины людей.
Их ругает лишь грешник, поэтому необходимо раскрыть глаза невежде, воспитать грешника, и привести к покаянию нововведенца, если он не захочет то, как сказали некоторые имамы маликиты: «Его бьют до самой смерти», как это сделал Умар бин аль-Хаттаб, да будет Аллах доволен им, в известной истории с Сабигом, которого обвиняли, и как рассказывается когда его стали многократно бить, он (Сабиг) сказал Умару: «Если ты желаешь вылечить меня то ты дошел место лечении, но если ты желаешь моей смерти так ускорь ее мне!». После этого он отпустил его».
[Ахмад ибн Хаджар аль-Хайтами, «аль-Фатава аль-Хадисийя», стр. 205]
Вот кто такие ашариты. Вот что написали о них величайшие учёные Ислама. И тот, кто отказывается следовать за ними, проявляет высокомерие и враждебность к убеждениям сахабов, табиинов и имамов саляфов. Истину знает лишь тот, кто следует за имамом Абуль-Хасаном аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, и другими великими знатоками вероубеждения Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а!
И в завершение приведем доказательство того, что появление этого великого имама предсказал наш Господин Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и одного этого достаточно, чтобы придерживаться пути ашаритов.
Сказал великий муфассир Имам Абу Абдиллах Аль-Куртуби (600-671 г.х.) в тафсире аята 54, суры аль-Маида:
قال الله تعالى: [ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ ءاَمَنُوا مَنْ يَرْتَدَّ مِنْكُمْ عَنْ دِينِهِ فَسَوْفَ يَأْتِي اللهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ أَذِلَّةٍ عَلَى المُؤْمِنِينَ أَعِزَّةٍ عَلَى الكَافِرِينَ يُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللهِ وَلا يَخَافُونَ لَوْمَةَ لائِمٍ ذَلِكَ فَضْلُ اللهِ يُؤْتِيهِ مَنْ يَشَاءُ وَاللهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ ] {المائدة:54}
وَرَوَى الْحَاكِم أَبُو عَبْد اللَّه فِي » الْمُسْتَدْرَك » بِإِسْنَادِهِ: أَنَّ النَّبِيّ صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَشَارَ إِلَى أَبِي مُوسَى الْأَشْعَرِيّ لَمَّا نَزَلَتْ هَذِهِ الْآيَة فَقَالَ: (هُمْ قَوْم هَذَا) قَالَ الْقُشَيْرِيّ: فَأَتْبَاع أَبِي الْحَسَن مِنْ قَوْمه; لِأَنَّ كُلّ مَوْضِع أُضِيفَ فِيهِ قَوْم إِلَى نَبِيّ أُرِيدَ بِهِ الْأَتْبَاع.
Сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые, будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих»
«…Приводит аль-Хаким Абу Абдуллах (321-405 г.х.) (хафиз аль-Хаким ан-Нишапури, обновитель 4-го столетия) в «аль-Мустадрак» с иснадом: «Поистине Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указал на Абу Мусу аль-Ашари (да будет доволен им Аллах), когда был ниспослан этот аят и сказал: «Он и его народ». Сказал аль-Къушайри (376-465 г.х.): «Последователи Абуль-Хасана (аль-Аш’ари) из его народа (его народ). Потому что всегда, когда говорят народ пророка (къаум пророка), подразумевают его последователей»
[Аль-Куртуби, «Аль-Джамиъу ли Ахкамиль Куран», тафсир 54 аята, сура аль-Маида]
Еще одним свидетельством, что ашаритская акыда любима Аллахом и Его Посланником, является исполненное пророчество Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) о том, что Константинополь будет завоеван.
Передал Ахмад в «Муснад» (№18189), Аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир» (№1760) и Аль-Хаким в «аль-Мустадрак» (№8300) от Абдуллаха ибн Бушр аль-Хасъамий, который слышал от своего отца, а тот слышал от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
روى أحمد في المسند (18189) والبخاري في التاريخ الكبير (1760) والحاكم في المستدرك (8300) عن عبدالله بن بشر الغنوي عن أبيه أنه سمع النبي صلى الله عليه وسلم يقول: (لتفتحن القسطنطينية فلنعم الأمير أميرها ولنعم الجيش ذلك الجيش). قال فدعاني مسلمة بن عبدالملك فسألني فحدثته فغزا القسطنطينية
«Константинополь обязательно будет завоеван, и насколько прекрасен тот Амир, и насколько прекрасно то войско, что завоюет его». Он говорит: «Затем меня подозвал Масмала ибн Абдульмалик, расспросивший о хадисе, и затем сразу же отправившийся на завоевание Константинополя».
Хадис назвал достоверным аль-Хаким и аз-Захаби с ним согласился. Хафиз аль-Хайсами в «Маджаму аз-Заваид», 6/323 сказал: «Его передал Ахмад, аль-Баззар и Табрани, и его передатчики надежные». Также Хафиз ас-Суюти назвал достоверным в «Джамиу с-сагъир», 7227. Сказал Ибн Абдиль Барр, что иснад хороший в «Аль-Истиаб», 1/250.
Многие из полководцев мусульман пытались завоевать Константинополь, чтобы удостоиться чести добрых слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в адрес завоевателей Константинополя. Первая такая попытка была еще во время Муавии ибн Абу Суфьяна в 44 году по хиджре. Тогда Абу Айюб аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) был одним из участников той попытки. Он пал шахидом при осаде города и его место захоронения до сегодняшнего дня известно. После этого, попытки завоевания мусульманами Константинополя, осуществлялись неоднократно, достигая одиннадцати попыток в общей сложности. Пока Всевышний Аллах не дал осуществить победу руками Султана Мухаммада аль-Фатиха, сражающегося на пути Аллаха, который и был удостоен чести этого великого завоевания.
Султан Мухаммад аль-Фатих был ашаритом (матуридитом), ханафитом и суфием. И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал его прекрасным амиром. Разве мог Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвать так «заблудшего джахмита, сторонника дурных новшеств»?! Конечно, нет! Задумайтесь мусульмане. Этот хадис и исполненное пророчество один из доводов, на то, что ашаритская акыда есть истина.