Ошибки в письменной речи и их коррекция
Педагогическая симптоматика трудностей
| Причины
| Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр. “зуки” вместо “жуки”, “шапоги” вместо “сапоги”, “панка” вместо “банка”)
| Недоразвитие фанетико-фонематического анализа
| Недостатки в развитии процессов произвольного внимания
| Несформированность звукобуквенных ассоциаций
| Недостатки в произношении
| Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (напр. “трва” вместо “трава”, “кродил” вместо “крокодил”)
| Недостаточность звукобуквенного анализа
| Неустойчивость внимания
| Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных (напр. “васелки” вместо “васельки”, “кон” вместо “конь”, “смали” вместо “смяли”)
| Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа
| Не развито умение дифференцировать мышечные усилия
| Неусвоены правила правописания
| Ошибки на определении места звука в слове, на выделении звука из слова.
| Несформированность фонетико-фонематического анализа.
| Недостаточность развития анализа пространственных отношений
| Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов.
| Недостатки в развитии вербального анализа.
| Неразличие звуков в слове, выделение только акустически сильных
| Недоразвитие фонетико-фонематического анализа
| Недостаточность звукового анализа
| Затруднение при определении последовательности звуков в слове
| Недостатки в развитии звукового анализа
| Слабое развитие слуховой памяти
| Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в, н-п, м-л, ш-т, б-д и др.)
| Недостаточность зрительного анализа
| Несформированность анализа пространственных отношений
| Недоговаривание, добавление звуков
| Недоразвитие фонетико-фонематического анализа
| Недостаточность процессов звукового анализа
| Недостатки в артикулировании
|
Педагогическая симптоматика трудностей
| Психологические и другие причины
| Добавление гласных букв, (напр. “галака” вместо “галка”, “тарава” вместо “трава”, “клюкива” вместо “клюка”, “кувашин” вместо “кувшин”)
| Несформированность звукобуквенного анализа
| Неустойчивость произвольного внимания
| Перестановка букв и слогов в словах, (напр. “звял” вместо “взял”, “пеперисал” вместо “переписал”, “уманя” вместо “умная”)
| Недостаточность зрительного анализа
| Недостаточность звукобуквенного анализа
| Неустойчивость произвольного внимания
| При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок; (напр. “виситнастне”, “подорожке”, “при летели”, “в зела” вместо “взяла”, “жи вёт” вместо “живёт”, “жвлсу” вместо “живёт в лесу”, “послдаж” вместо “после дождя”)
| Несформированность вербального анализа
| Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза
| Недостаточность развития анализа пространственных отношений
| “Зеркальное” написание букв, не узнавание букв в перевёрнутом виде
| Недостаточность зрительного анализа
| Недостаточность развития анализа пространственных отношений
| Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы
| Замена букв по пространственному сходству (с-е, б-д, и-п, н-п)
| Недостаточность развития анализа пространственных отношений
| Недостаточность зрительного анализа
| Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки
| Слабо развита тонкая моторика руки
| Не сформированы зрительно-двигательные координации
| Недостаточность развития анализа пространственных отношений
| Не усвоено понятие “рабочая строка”
|
Педагогическая симптоматика трудностей
| Психологические и другие причины
| Расположение букв при списывании в обратной последовательности; копия располагается слева от образца
| Не сформирована одноправленность считывания слева на право
| Недостаточность развития анализа пространственных отношений
| Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположено на строчке, находящейся выше его начала; копия располагается на строчке, находящейся выше образца; продолжение учебного материала располагается за границей рабочей строчки)
| Недостаточность развития анализа пространственных отношений
| Не отработанно правило размещения учебного материала в направлении сверху в низ
| Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закруглённых деталей букв и цифр
| Недостаточность зрительного анализа
| Недоразвитие микромоторики
| Несформированность зрительно-двигательных координаций
| Несформированность дифференцированных зрительных образов букв
| Неправильный выбор образца при написании буквы (цифры)
| Неряшливое письмо, грязь в тетради, не умение правильно “надавливать” на ручку или карандаш
| Недоразвитие макро- и микро- моторики
| Неумение дифференцировать мышечные усилия
| Не сформированы зрительно-двигательные координации
| Несформированность личностных качеств аккуратности и прилежности
| Очень медленный темп письма
| Не сформированы зрительно-двигательные координации
| Недоразвитие микромоторики
| Трудности в произвольном управлении движениями
| Несформированность прочных ассоциативных связей между звуковой и графической формами букв
| Затруднения в осуществлении звукобуквенного анализа
| Педагогическая симптоматика трудностей
| Психологические и другие причины
| С ошибками списывает с доски
| Несформированность процессов зрительного анализа
| Неустойчивость произвольного внимания
| Неумение поэлементно воспроизводить образец
| Слабое развитие кратковременной зрительной памяти
| Сложности при переводе звука в букву и наоборот
| Несформированность звукобуквенного анализа
| Не выработаны прочные ассоциативные связи между звуковой и графической формами буквы
| Не усвоены понятия “звук” и “буква” и их соотношение
| Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений)
| Недостатки в развитии непосредственной кратковременной памяти
| Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании
| Недостатки в развитии произвольного внимания
| Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот (смещение печатных и письменных букв)
| Недостаточность развития процессов зрительного анализа
| Недостаточная отдифференцированность зрительных образов печатных и письменных букв
| Недостаточное развитие зрительной памяти
| Тремор (дрожание руки) при письме
| Трудности в произвольном управлении микромоторикой
| Неумение дифференцировать мышечные усилия
| Недостатки в сформированности зрительно-двигательных координаций
| Появление или возрастание ошибок к концу работы
| Постепенное ослабление самоконтроля
| Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции
| Ослабление процессов произвольного внимания
|
Педагогическая симптоматика трудностей
| Психологические и другие причины
| Количественные ошибки (преувеличение или преуменьшение количества букв, слогов и элементов букв; напр. “бабабушка”, “ш” вместо “и”, “п” вместо “т”, “ т” вместо “т”)
| Недостаточность зрительного анализа
| Индивидуально-типологические особенности (инерция возбудительного процесса или преждевременное торможение)
| Плохо ориентируется в пространстве листая тетради
| Недостаточность развития анализа пространственных отношений (право – лево, верх - низ)
| Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля
| Трудности в усвоении алфавита
| Недостатки в развитии непосредственной произвольной памяти
| Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию
| Несформированность звукобуквенного анализа
| Затруднения в употреблении заглавных букв
| Недостатки в развитии вербального анализа.
| Недостаточная гибкость мыслительной деятельности
| Не усвоено соответствующее правило
| Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений
| Несформированность вербального анализа
| Недостаточное развитие процессов зрительного анализа (синкретичность восприятия)
| Трудности при определении слова как части речи. (напр. “бег”, “пение” называет глаголами, “лежать”, “молчать” - не глаголами, т.к. не обозначает действие)
| Конкретность мышления (не может отделить слово от обозначаемого содержания)
| Недостаточность операции абстрагирования
| Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня. (напр. часы – часовой, жарко – жаркий, светает - свечка)
| Конкретность мышления
| Недостаточность мыслительной операции обобщения
|
Педагогическая симптоматика трудностей
| Психологические и другие причины
| Неумение применять правила в конкретной ситуации (напр. зная, что “ жи – ши ” пишется с буквой “и ”, пишет “ сидел на крышы ”)
| Недостаточность операции абстрагирования
| Несформированность операции сравнения
| Недостатки в развитии мыслительной операции анализа
| Отсутствует “орфографическая зоркость” (не умеет найти орфограмму)
| Недостатки в развитии слухового вербального анализа
| Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала
| Несформированность звукового анализа
| Недоразвитие зрительной памяти
| Недостаточность звукобуквенного анализа
| Недостатки в развитии самоконтроля
| Несформированность двигательных образов слов
| Недостаточное артикулирование слов при письме
| Неотработанна связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой
| Недостатки в развитии фонематического восприятия
| Недостаточность развития процессов произвольного внимания
| Неправильная постановка точки при письме
| Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа (не умеет выделить законченную мысль)
| Недостаточность развития мышления (не понимает предложенный текст)
| Несформированность мыслительной операции синтеза (не умеет найти связи в нутрии смыслового
|
|
Поиск по сайту:
|