I. Мотивационный этап
Проблемная ситуация: педагог «приглашает» детей помочь Золушке закончить украшать платья для бала, подобрать аксессуары, пришить пуговиц или «демонстрирует» костюм без пуговицы (костюм для карнавала или детского праздника, кукольную кофточку); в обсуждении с детьми обращает их внимание на необходимость «починки» предмета, выслушивает детские советы, вопросами–провокациями активизирует их внимание к теме, предлагает выбрать самую «правильную», красивую пуговицу из мешочка с коллекцией пуговиц. В ходе подбора воспитатель обращает внимание на разнообразие пуговиц, их соответствие или не соответствие одежде, предлагает подобрать пуговицу к «своей» одежде и по - фантазировать о том, какую историю могла бы рассказать каждая из них, «если бы могли говорить, как предметы в сказках Андерсена».
Варианты вопросов для активизации деятельности: «Какая форма пуговицы самая «правильная»?», «Какая форма пуговицы самая необычная?», «Кто придумал пуговицу?», «Бывает ли музей пуговиц?», «Какой костюм самый нарядный?», «Бывают ли костюмы без пуговиц?», «Кто придумывает украшение для пуговиц?», «Какая пуговица самая дорогая?», «Какая пуговица самая большая / маленькая в мире?», «Какие материалы используют для изготовления пуговиц?», «Как пуговица рассказывает о хозяине?», «Чем отличается царская и крестьянская пуговица?», «Как правильно подобрать пуговицу, чтобы было красиво?», «Для чего еще можно использовать пуговицы?».
Обсуждение вариантов результата: составление коллекции пуговиц «На все случаи жизни» и использование пуговиц в декорировании разных предметов («пуговичный дизайн»).
II. Проблемно-деятельностный этап
|
Образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды) | Взаимодействие с родителями |
Образовательная ситуация «История пуговицы и костюма» («история» одежды и пуговицы, традиции и технологии изготовления, разные предметы одежды, используемые материалы и традиции декора) в форме «путешествия на машине времени от первобытности до наших дней»). Образовательная ситуация «Необычное путешествие в гардеробную: традиции костюма» (обычаи и разнообразие одежды разных стран, национальная одежда: название, обычаи носки, традиции декора) в форме «разбора» одежды в старой гардеробной. Серия образовательных ситуаций в форме Творческой мастерской «Секреты нарядной пуговицы»(содержание реализуется в разных образовательных ситуациях и режимных моментах)(роспись и декорирование пуговиц - контурное изображение 10-15 разных по форме заготовок пуговиц для разных персонажей (Золушки, Русалочки, Доброго гнома, Лесовичка, Снежной королевы и Бабушки Зимушки, Бабы Яги и Кощея Бессмертного, Богатыря и Рыцаря, Фея Дня и Феи Ночи) и разных ситуаций и проявлений (парадная или «домашняя» пуговица, морская, дневная, веселая или грустная, вредная или добрая, сказочная или школьная, пуговица пожарного или художника). Детям в течение всего проекта предлагается расписать и декорировать пуговицы для персонажей. Организуется поиск интересных решений, раскрывающих образ персонажа, предлагается придумать необычные формы пуговицы, интересные способы декорирования в соответствии с характера персонажа (например, для Снежной королевы подойдут холодные оттенки, треугольные формы похожие на сосульки, «колкие» элементы декора, для Лесовичка подходящим материалом для пуговицы является дерево, растительным узоры и орнаменты. | Рассматривание коллекции пуговиц (выделение оснований сравнения, пересчет групп пуговиц, выделение разнообразия материалов, используемых для их изготовления, вариантов декора, формы, фактуры и т.п.). Исследование свойств разных материалов(опыты с материалами (дерево, стекло, пластмасса, металл, камень, ряд природных объектов, используемых для изготовления пуговиц (ракушек, камни, веточки)): прочность, особенности обработки, цвет, фактура). Творческая мастерская «Секреты народных и современных дизайнеров»(уточнение представление об истории и технологии изготовления пуговицы и других аксессуаров, рассматривание пуговиц, сопутствующих инструментов и материалов (ниток, иголок, ножниц и т.п.), уточнение названий предметов, рассматривание способов декорирования. «Изготовление» основ для пуговиц из разным материалов (вырезание формочкой из пласта глины или соленого теста, нанизывание веточек, сминание бумаги и т.п.). Рассматривание репродукций произведений, в которых представлены элементы костюма (портретная и жанровая живопись, графика, скульптура). Дидактические игры на развитие художественных и творческих способностей («Подбери по цвету», «Какие цвета дружат», «Дорисовки», упражнения и игры на развитие синестезии «Громкий- тихий» (Е.М. Торшиловой, Р.М. Чумичевой). Составление загадок и сказок о пуговице(«Путешествие пуговицы», «Пуговица с парадного мундира», «Секреты бального платья и пуговички» (по аналогии со сказками Андерсена)). Ситуация «Новая жизнь пуговки»(придумывание способов вторичного использования пуговиц: применение для украшения предметов (конструирование игрушек и аксессуаров приклеиванием и плетением, украшение брелоков, поделок), декорирования разными материалами и веществами: обтягивание тканью, фактурной бумагой, приклеиванием декоративных элементов (пайеток, песка, блесток)), проводимого в форме «заседаний» дизайнерской мастерской. | Рассматривание пуговиц, оформление коллекции (составление «экспозиции», придумывание музейных этикеток). Дидактические игры «Подбери»(подбор по стилю, цвету, форме пуговиц к фотографиям, репродукциям). Выкладывание по типу мозаики из пуговиц различных изображений. Декорирование заготовок–силуэтов пуговиц(разными материалами). Сюжетно-ролевые игры (сюжет «В портняжной мастерской»). Самостоятельная дизайн-деятельность по интересам(придумывание к созданным пуговицам образов персонажей, фасонов платьев, разных аксессуаров – шляп, перчаток, сумок). | Задание «Я сам/ сама пришиваю пуговицу» (правила пришивания). Рассматривание семейной «коллекции» пуговиц(сортировка по разным основаниям, пересчет, «запись» рисунками «истории» пуговицы - интересных событий, эпизодов жизни, связанных с пуговицей или костюмом). Семейный дизайн-проект «Новый взгляд на пуговицу»(использование пуговицы или пуговиц в оформлении предметов (выкладывание по типу мозаики пейзажа, декор фоторамки, изготовление бус из пуговиц, оформление предметов, изготовление брелоков и т.п.) или дизайн пуговиц из необычных материалов (природных или бросовых материалов, разных веществ). |
|
|
III. Творческий этап
Оформление совместно с детьмивыставки «Пуговичный дизайн» (оформление приглашений для родителей, афиши, проведение детьми «экскурсий» для детей других групп или родителей с представлением материалов по проекту (созданных декорированных пуговиц и других предметов, украшенных пуговицами, составленных загадок и т.п.)).