Вопросы для семинарских (практических) занятий
по дисциплине Профессиональная этика
Тема 1. Профессиональная этика юриста как система теоретического знания.
№ п/п | Вопрос |
1. | Понятие, особенности, общие принципы профессиональной этики юриста. |
2. | А.Ф. Кони о содержании, значении профессиональной этики юриста. |
3. | Справедливость как правовая и моральная ценность профессиональной деятельности юриста. |
Нравственные ценности правовой культуры личности юриста: свобода и ответственность, долг и совесть, достоинство и честь. |
Тема 2. Мораль как предмет изучения общей и профессиональной юридической этики
№ п/п | Вопрос |
1. | Понятие, функции, структура морали. |
Особенности, общие принципы профессиональной этики юриста. | |
3. | Единство законности и нравственности в правосудии. Специфика нравственных проблем юридической деятельности. |
Тема 3. Категории этики и их применение в юридической сфере.
№ п/п | Вопрос |
1. | Классификация и характеристика категорий этики. |
2. | Добро и зло в профессиональной деятельности юриста. |
2. | Справедливость как правовая и моральная ценность профессиональной деятельности юриста. |
Свобода и ответственность как нравственные ценности правовой культуры личности юриста. |
Тема 3. Категории этики и их применение в юридической сфере.
№ п/п | Вопрос |
1. | Достоинство и честь, долг и совесть в структуре нравственно-правового сознания юриста. |
2. | Специфика нравственных проблем юридической деятельности. |
3. | Роль этических кодексов в формировании нравственно-правого сознания и культуры юристов РФ. |
Тема 4. Нравственные основы применения насилия в борьбе со злом.
№ п/п | Вопрос |
1. | Понятие и характеристика правового принуждения как средства охраны правопорядка и метода государственной деятельности. |
2. | И.А. Ильин о сопротивлении злу силой. |
3. | Этика и политика ненасилия как конкретизация «золотого правиланравственности». |
Тема 5. Нравственные аспекты деятельности по осуществлению правосудия
№ п/п | Вопрос |
1. | Роль судьи в обеспечении нравственного характера судебного процесса. |
2. | Нравственные качества личности судьи. Достоинство и честь, долг и совесть судьи. |
3. | Условия профессиональной деятельности судьи. |
Кодекс судейской этики РФ 2012 г. |
Тема 5. Нравственные аспекты деятельности по осуществлению правосудия
№ п/п | Вопрос |
1. | Нравственные качества личности прокурора. Достоинство и честь, долг и совесть прокурора. |
2. | Нравственные требования, предъявляемые к деятельности прокуроров Российской Федерации. |
3. | Кодекс этики прокурорского работника РФ 2010 г. |
Тема 5. Нравственные аспекты деятельности по осуществлению правосудия.
№ п/п | Вопрос |
1. | Нравственные качества личности адвоката. Достоинство и честь, профессиональный долг и совесть адвоката. |
2. | Взаимоотношения адвоката и доверителя: этический аспект. Адвокатская тайна. |
3. | Кодекс профессиональной этики адвоката РФ 2003. |
Нравственные аспекты профессиональной деятельности судьи.
1.Тема (проблема):
Нравственные аспекты профессиональной деятельности судьи.
2.Концепция игры:
Тематика «Деловой игры»
№ п/п | Вопросы |
Нравственный смысл и содержание деятельности судьи | |
Требования, предъявляемые к нравственности судьи Нравственные требования, предъявляемые к личности судьи. | |
Нравственные аспекты практической деятельности судьи: при принятии решения по делу, в отношениях судьи к лицам, участвующим в судебном заседании. | |
Нравственные требования, предъявляемые к судье во внеслужебное время. | |
Судья как субъект нравственно-правового образования и воспитания лиц, присутствующих в зале судебных заседаний, всех имеющих отношение к рассматриваемому в суде делу. | |
Нравственные основы применения правового принуждения в борьбе со злом. |
3. Роли:
В деловой игре участвуют группы студентов (5–7 человек), представляющие основные подходы, утвердившиеся в судейской этике как науке по проблеме.
Группа формируются по желанию студентов.
Каждая малая группа обсуждает практическое задание в течение отведенного времени. Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по практическому заданию на основе анализа нормативно-правовой базы, этических кодексов юристов России.
Для ведения дискуссии назначается
Группа Экспертов, которая анализирует выступления студентов по основным направлениям дискуссии.
Первая группа:
Представляет основные положения нравственно-правовой концепции основателя судейской этики России − А.Ф. Кони. Раскрывает, формулирует и представляет групповую позицию по заданию № 1 «Нравственный смысл и содержание деятельности судьи».
Вторая группа:
Раскрывает, формулирует и представляет групповую позицию по заданию № 2.
«Нравственные требования, предъявляемые к личности судьи», используя этические категории достоинство и честь, долг и совесть, содержащиеся в нормативных правовых актах РФ, Кодексе судейской этики 2012 года.
Третья группа:
Раскрывает, формулирует и представляет групповую позицию по заданию № 3.
«Нравственные аспекты практической деятельности судьи: при принятии решения по делу, в отношениях судьи к лицам, участвующим в судебном заседании».
Четвёртая группа:
Раскрывает, формулирует и представляет групповую позицию по заданию № 4.
«Нравственные требования, предъявляемые к судье во внеслужебное время».
Пятая группа:
Раскрывает, формулирует и представляет групповую позицию по заданию № 5.
«Судья как субъект нравственно-правового образования и воспитания лиц, присутствующих в зале судебных заседаний, всех имеющих отношение к рассматриваемому в суде делу».
Шестая группа:
Раскрывает, формулирует и представляет групповую позицию по заданию № 6.
«Нравственные основы применения правового принуждения в борьбе со злом».