Тема П. Оскар Уайлд. «Портрет Дориана Грея»




ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(кон. Х1Х – нач. ХХ века)

Почасовой учебно-методический план осеннего семестра

Лекции

(общая продолжительность 18 часов, консультации)

Ноябрь

Вводная лекция по курсу «Зарубежная литература конца Х1Х – начала ХХ века. Основные тенденции развития –2 часа.

Г. Ибсен и западноевропейская «новая драма». Европейский театр рубежа веков – 2 часа.

Символизм в французской поэзии (П.Верлен, А. Рембо) и его влияние на национальную поэзию других стран - 2 часа.

Декабрь

Английский роман рубежа веков – 4 часа

Особенности реализма в романах «среды и характеров» Г. Гарди: взаимодействие реализма с натурализмом и символизмом – 2 часа.

«Портрет Дориана Грея» О.Уайлда: специфика фантастики, своеобразие символики, парадокс, философский подтекст и развенчание эстетизма – 2 часа.

Специфика фантастики в творчестве Г. Уэллса

Образ форсайтизма в творчестве Дж. Голсуорси, композиция, сюжет, творческий метод и своеобразие художественного мастерства

Французский роман рубежа веков – 3 часа

Взаимодействие натурализма и реализма в творчестве Э. Золя – 2 часа

Специфика творческого метода Ги де Мопассана и особенности его художественной манеры – 2 часа.

Специфика американского романа рубежа веков - 4 часа

Проблематика романов М.Твена, их социально-философский смысл и художественные особенности.

«Американская мечта» и судьба творческой личности в романе Дж. Лондон «Мартин Идеен».

Обязательная литература

Г.Ибсен. Пер Гюнт. Кукольный дом.

Б.Шоу. Пигмалион.

М. Метерлинк. Синяя птица.

Поэты П. Верлен, А. Рембо, У. Уитмен, Р. Киплинг.

Э. Золя. Жерминаль.

Ги де Мопассан. Милый друг.

Т. Гарди. Тэсс из рода дЭрбервиллей.

О. Уайлд. Портрет Дориана Грея.

Г. Уэллс. Война миров.

Дж. Голсуорси. Собственник.

М.Твен. Приключения Гекльберри Финна. Янки при дворе короля Артура.

Дж. Лондон. Мартин Иден.

 

Дополнительная литература

Ж. К. Гюисманс. Наоборот.

Г. Ибсен. Бранд. Враг народа. Геда Габлер. Дикая утка. Женщина с моря. Росмерсхольм. Столпы общества. Строитель Сольнес. Когда мы мертвые пробуждается.

Л. Кэрролл. Алиса в стране чудес.

Р.Роллан. Жан Кристоф.

Э. Ростан. Сирано де Бержерак.

Ш. де Костер. Легенда об Уленшпигеле.

О. Уайлд. Сказки. Баллада Рэдингтонской тюрьмы. Идеальный муж. Веер леди Уиндермир. Как важно быть серьезным.

Р. Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.

Б. Шоу. Профессия мисс Уоррен. Дома вдовца. Цезарь и Клеопатра.

Ф. Ницше. Так говорил Заратустра.

К. Гамсун. Голод. Пан. Виктория.

 

Основная учебная литература

Зарубежная литература ХХ века. Под редакцией Л.Г, Андреева. М., 2003 (2000),

Зарубежная литература конца Х1Х – начала ХХ века. Под редакцией В.М. Толмачева. М., 2003 (есть издание в двух томах 2008 г).

История всемирной литературы в девяти томах, т. 7, 8., М., 1994.

Энциклопедия символизма. М., 1998.

Вопросы к зачету по курсу истории зарубежной литературы конца Х1Х – начала ХХ века.

Общие тенденции литературного процесса рубежа веков Х1Х и ХХ.

Механизм формирования литературных течений рубежа Х1Х-ХХ веков

Традиции и новаторство в литературных течениях рубежа Х1Х-ХХ веков (на выбор: реализм-романтизм, импрессионизм, символизм и натурализм).

Влияние импрессионизма на литературные течении рубежа Х1Х-ХХ веков.

Натурализм как литературное течение Х1Х – ХХ века.

Импрессионизм как явление искусства рубежа веков.

Символизм как литературное течение рубежа Х1Х – ХХ веков.

Специфика символики в поэзии П.Верлена, А.Рембо (в сравнении или на выбор)

Специфика художественного мастерства поэтов рубежа веков (на выбор П. Верлен, А. Рембо, У.Уитмен, Р. Киплинг)

(в сравнении или по выбору).

Драма-дискуссия в творчестве Ибсена.

Г. Ибсен. «Пер Гюнт» - система образных средств.

Г. Ибсен. Философско-религиозная основа драмы «Пер Гюнт»

Г. Ибсен. Кукольный дом. Проблематика и поэтика.

Б. Шоу. Проблематика и структура (пьеса по выбору).

Драма-дискуссия в творчестве Б.Шоу.

Б. Шоу. Конфликт и его художественное решение (пьеса по выбору).

Философский аспект в пьесах Б.Шоу (пьесы по выбору).

Специфика символизма в творчестве М. Метерлинка.

М. Метерлинк. Символика «Синей птицы».

Э. Золя. Взаимодействие натурализма и реализма в романе «Жерминаль».

Сюжетно-композиционная структура романа Э. Золя «Жерминаль».

Г. Мопассан. Герой и конфликт в романе «Милый друг».

Г. Мопассан. Проблематика и художественные средства в романе «Милый друг».

Т. Гарди. «Тэсс из рода дЭрбервиллей» (героиня, конфликт, композиция).

Взаимодействие реализма с символизмом и натурализмом в «Тэсс из рода дЭрбервиллей» Т.Гарди.

Г. Уэллс. Специфика фантастики романа «Война миров».

О. Уайлд. Парадокс в романе «Портрет Дориана Грея».

О. Уайлд. Взаимоотношения жизни и искусства в романе «Портрет Дориана Грея».

О. Уайлд. Философский подтекст романа «Портрет Дориана Грея».

Развенчание эстетизма в романе О. Уайлда «Портрет Дориана Грея».

Дж. Голсуорси. Явление форсайтизма в романе «Собственник».

Дж. Голсуорси. Специфика композиции, конфликт и его художественное решение в романе «Собственник».

Проблематика и художественное своеобразие романа Дж. Голсуорси «Собственник».

Проблематика и художественные особенности романов М. Твена «Приключения Гекльберри Финна» и «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (по выбору).

М. Твен. Утопические и антиутопические тенденции в романе «Янки при дворе короля Артура».

Дж. Лондон. Герой и конфликт в романе «Мартин Иден».

Дж. Лондон. «Американская мечта» в романе «Мартин Иден».

Коллоквиумы (темы, планы, литература)

Тема 1. Драматургия Ибсена. «Пер Гюнт»

1. Характер фантастики, фольклорная основа, психологический настрой главного героя.

2. Сцена у троллей. Два типа жизненной цели: «быть самим собой» и «быть довольным собой». Тема призвания и ответственности.

3. Многомирье в драме: реальный, сказочно-фантастический и ментальный планы. Система символико-образных средств.

4. Философско-религиозный подтекст пьесы.

Литература

Г. Ибсен. Пер Гюнт. Собр. соч. в 4-х т. М., 1988, т. 2, с. 384-636.

Тема П. Оскар Уайлд. «Портрет Дориана Грея»

1. О. Уайлд о взаимодействии жизни и искусства: теоретическое обоснование и художественное воплощение.

2. Единство реальности и фантастики. Своеобразие композиции.

3. Философско-эстетическая основа романа, эволюция в отношении к эстетизму.

4. Многогранность парадокса в романе, противоречия в предисловии и тексте.

5. Загадка финала.

Литература

«Портрет Дориана Грея» - любое издание.

Р. Эллман. Оскар Уайлд. М., 2000 (главы, посвященные «Замыслам» и «Портрету Дориана Грея»).

Контрольные работы по тексту произведений:

№ 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: