Отчет по самообразованию




«Активизация словаря детей 3-4 лет через игровую деятельность»

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка, когда закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная. В настоящее время очень остро стоит проблема развития коммуникативных умений у детей, так как насколько легко будет уметь общаться ребёнок с окружающими его людьми, зависит темп его развития, его самоощущения, отношение к другим людям.

Для того чтобы развивать у детей коммуникативные умения необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Цель моей работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

А также изучение способов, методов и приемов активизации речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Ø Изучение литературы по данной теме;

Ø Расширение и уточнение словаря;

Ø Совершенствование грамматического строя речи;

Ø Развитие связной монологической речи;

Ø Развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика);

Ø Совершенствование пальчиковой гимнастики для развития речи дошкольников;

Ø Подготовка консультаций для родителей по данной теме;

Ø Составление картотеки дидактических игр по развитию речи.

В процессе работы по самообразованию, я изучила методическую литературу:

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 2014.

2. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 2015.

3. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. - М.: Мозаика-Синтез, 2060 г.

4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2014.

5. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

6. Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей дошкольного возраста: методические рекомендации / авт. -сост.: Леонтьева М. С. – Саранск 2014. – 58 с.

7. Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду», Мозаика – Синтез, 2016 год.

8. Интернет

В своей работе я использовала следующие методы словарной работы:

Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с

окружающим миром и обогащение словаря)

• непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря:

рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры

помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

• опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, просмотр телепередач.

Методы, направленные на закрепление и активацию словаря, развитие

его смысловой стороны:

• рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием,

• дидактические игры,

• чтение художественных произведений,

• словарные упражнения.

Работа с детьми осуществлялась в разнообразной деятельности: НОД

(согласно календарному плану, наблюдения, игры (дидактические,

подвижные с текстом, хороводные, словесные, сюжетно-ролевые, пальчиковые), беседы, чтение художественной литературы, артикуляционная гимнастика, чистоговорки, разучивание стихов, песен, потешек, слушание аудиозаписей, демонстрация картин и иллюстраций, показ способов действий).

В своей работе с детьми я применяла следующие методы:

- словесные;

- наглядные;

- практические;

- игровые.

На протяжение всего учебного года велась работа по формированию активного словаря:

- артикуляционные и пальчиковые гимнастики;

- заучивали стихотворения, потешки, песенки;

- проговаривали чистоговорки;

- дидактические игры на развитие речи: «Повтори», «Доскажи словечко», «Кто как кричит», «Скажи наоборот», «Кто что делает?», «Чей хвост?», «Кто что ест?», «Какой, какая, какое?», «Чудесный мешочек»;

- чтение художественной литературы с проговариванием знакомых моментов, пересказ сказки по картинкам;

- инсценирование сказок (пальчиковый театр, кукольный театр, дисковый театр).

- индивидуальная работа с детьми на закрепление полученных знаний.

Привлекая детей и родителей, стала пополнять и расширять предметно-пространственную среду:

- это художественная литература: стихи, сказки, потешки, загадки, скороговорки;

- дидактические игры, игрушки, настольно-печатные игры;

- иллюстрации: предметные и сюжетные картины.

Всё это привлекло внимание детей.

Во время НОД, в утренние и вечерние часы, на прогулках проводила различные игры и упражнения по формированию у детей умения использовать в речи обобщающие слова, слова, определяющие качества и свойства предметов, многозначные слова и т. д.

Уделяла большое внимание играм с предметами, игрушками, природным материалом и пр. Настольные печатные игры и словесные игры -

все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.

Детям давала предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. Сравнивая предметы, дети называли одинаковые их части, признаки и отличительные особенности. Например, дидактическая игра: «Что лишнее?».

Успешную работу с детьми по развитию речи и формированию словарного запаса невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Были разработаны рекомендации и памятки для родителей по обогащению и расширению активного словаря детей, проводились индивидуальные беседы, консультации.

В результате проделанной работы к концу учебного года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на вопросы. У детей повысилась речевая активность, увеличился словарный запас. Дети интересуются окружающим, общаются со сверстниками, пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием и прощанием, знают много стихов, потешек, песен и с удовольствием их рассказывают. Пополнилась предметно-развивающая среда группы. Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития дошкольников.

В дальнейшем в своей деятельности планирую продолжить работу по формированию словарного запаса у детей и развитию речи, больше внимания уделять современным подходам к воспитанию детей, инновационным методикам и новинкам методической литературы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: