АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Судей Гылкэ Д.И.,




Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Шурыгиной Л.Г.

судей Гылкэ Д.И.,

Захаровой О.А.,

при секретаре Ушаковой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 05.02.2016 гражданское (административное) дело по заявлению Главы Серовского городского округа о признании незаконным решения заместителя Серовского городского прокурора, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав,

по апелляционной жалобе представителя заявителя (административного истца) – Главы Серовского городского округа Бердниковой Е.В. на решение Серовского районного суда Свердловской области от 26.08.2015

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя заявителя (административного истца) Главы Серовского городского округа Халатова С.А., представителя заинтересованного лица Серовского городского прокурора Даниловой А.В., представителя заинтересованного лица Администрации Серовского городского округа Бидаева М.С., судебная коллегия

установила:

Глава Серовского городского округа Бердникова Е.В. обратилась с вышеуказанным заявлением в суд. В его обоснование указала, что по результатам рассмотрения Серовской городской прокуратурой ее письма о предоставлении информации относительно оснований, целей, сроков, решений о проведении проверок и документов, принятых по результатам проверок органов местного самоуправления Серовского городского округа в 2014-2015 годах, заместителем Серовского городского прокурора Рябовым А.П. ей отказано в предоставлении запрошенных сведений. Полагает такой отказ незаконным, противоречащим положениям Европейской хартии местного самоуправления и Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления» и нарушающим ее права как Главы Серовского городского округа по судебному обжалованию порядка и результатов проверок.

В связи с этим просила:

- признать решение Серовского городского прокурора от 22.05.2015 № 2-29в-2015, подписанное заместителем Серовского городского прокурора, незаконным.

- обязать Серовского городского прокурора устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Главы Серовского городского округа путем сообщения информации об основаниях, целях, сроках, решениях о проведении проверок, проведенных Серовской городской прокуратурой и документах, принятых по результатам проверок органов местного самоуправления Серовского городского округа в 2014-2015 годах

- обязать Серовского городского прокурора сообщить в суд и Главе Серовского городского округа об исполнении решения суда не позднее чем в месячный срок со дня получения решения.

Решением суда требования Главы Серовского городского округа оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе (административный истец) просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов указывает на нарушение оспариваемым отказом предусмотренного законом права на информацию и на судебную защиту. Ссылается на неправильное применение норм материального права и процессуального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя (административного истца) Халатов С.А. и заинтересованного лица Бидаев М.С. доводы апелляционной жалобы поддержали, настаивали на отмене решения суда, представитель заинтересованного лица Серовского городского прокурора Данилова А.В., просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заинтересованное лицо (административный ответчик) заместитель Серовского городского прокурора Рябов П.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается имеющейся в материалах дела телефонограммой.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 07.05.2015 Глава Серовского городского округа Бердникова Е.В. обратилась к Серовскому городскому прокурору с просьбой о предоставлении в срок до 25.05.2015 информации о проверках в отношении органов местного самоуправления Серовского городского округа, проведенных и проводимых Серовским городским прокурором и работниками городской прокуратуры в 2014 и 2015 годах с указанием: оснований, целей, сроков проведения (дата начала и окончания) проверок, выносилось ли мотивированное решение о проведении проверки, доводилось ли оно до сведения проверяемых, документ, принятый по результатам проверки (л.д. 10).

По результатам рассмотрения указанного заявления заместителем Серовского городского прокурора Рябовым П.А. Главе Серовского городского округа сообщено, что законодательством не предусмотрено предоставление прокурором отчетов о своей деятельности органам местного самоуправления.

Указанный отказ в предоставлении запрашиваемой информации, выраженный в письме от 22.05.2015 № 2-29а-2015, является предметом проверки по настоящему делу.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует нормативным правовым актам.

Принимая решение об отказе удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что такой необходимой совокупности условий по настоящему делу не имеется.

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" под информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации.

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9 вышеуказанного закона).

Таким образом, право на информацию может быть ограничено исключительно федеральным законом, причем такое ограничение должно быть соразмерным конституционно признаваемым целям его введения.

Как следует из обращения главы Серовского городского округа Бердниковой Е.В., она просила предоставить сведения о проведенных в отношении органов местного самоуправления проверках, следовательно, просила предоставить информацию, непосредственно затрагивающую ее права.

Пунктом 4 ст. 5 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре» предусмотрена возможность ознакомления с материалами проверки по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.

Таким образом, вышеприведенной правовой нормой установлен порядок реализации права на получение сведений об основаниях, целях, сроках проверки, проведенных в ходе проверки мероприятиях и принятом по результатам проверки решении.

Вместе с тем, реализация такого права подразумевает наличие у лица сведений о факте проведения в отношении него проверки.

О необходимости предоставления проверяемому лицу информации о проведении проверки органами прокуратуры указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П, согласно которому взаимосвязанные положения п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 21 и п. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства предполагают проведение органами прокуратуры проверок исполнения законов некоммерческими организациями, в пределах определенного предмета конкретной проверки, с вынесением о том мотивированного решения, подлежащего доведению до сведения проверяемой некоммерческой организации, по крайней мере, в момент начала проверки.

Согласно исследованным судом апелляционной инстанции требованиям Серовского городского прокурора и его заместителя, направленным в порядке ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре» в адрес Главы Серовского городского округа, в период 2014-2015 годов городской прокуратурой проводились проверки, при этом из этих требований не представляется возможным сделать вывод о субъектах проверки и, соответственно, о наличии права на ознакомление с материалами проверки. В предоставлении же информации о проведенных в отношении органов местного самоуправления прокуратурой проверках оспариваемым ответом заместителя Серовского городского прокурора Рябова П.А. Главе Серовского городского округа отказано, чем административному истцу созданы препятствия к реализации права на ознакомление с материалами проверок, а также в реализации права обратиться в суд за защитой от возможного произвольного правоприменения.

Основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотрены ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, согласно которой информация не предоставляется, если: содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией; запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос; запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа; запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией; в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

Аналогичные основания отказа в предоставлении информации предусмотрены п. 4.7 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 31.05.2011 № 153 «Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры РФ». Кроме того, указанный нормативный акт предусматривает возможность отказа в предоставлении информации, если запрашиваемая информация является вмешательством в деятельность органов прокуратуры.

Оснований полагать, что запрашиваемая информация о проведенных проверках является вмешательством в деятельность прокуратуры, не имеется; иных оснований отказа, предусмотренных вышеприведенными нормативными актами, в предоставлении информации в оспариваемом решении не приведено.

При таких обстоятельствах ответ заместителя Серовского городского прокурора Рябова П.А. об отказе Главе Серовского городского округа в предоставлении информации относительно проведенных проверок не может быть признан соответствующим законодательству.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции законным и обоснованным не является и подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права (п. 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) с принятием нового решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Серовского районного суда Свердловской области от 26.08.2015 отменить, принять по делу новое решение.

Признать решение об отказе в предоставлении информации, изложенное в ответе заместителя Серовского городского прокурора Рябова П.А. от 22.05.2015, незаконным, обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение прав Главы Серовского городского округа.

Председательствующий: Шурыгина Л.Г.

Судьи: Гылкэ Д.И.

Захарова О.А.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: