Задание 1 (варианты см. в табл. 1 наст. прил.).
В исследуемом экономическом регионе площадь пахотных земель составляет 25 000 м2. За последние 5 лет резко снизилась урожайность сельскохозяйственной продукции, несмотря на то, что при ведении сельскохозяйственных работ используется искусственное орошение, применяются удобрения и ведется активная борьба с сельскохозяйственными вредителями. При обследовании состояния земельного фонда было установлено следующее.
Площадь земель, подверженных деградации (вторичное засоление), составляет S. Фитотоксичность почв в n раз выше фоновой. Уровень грунтовых вод на m% превышает критические значения. Концентрация химических веществ 2-го класса опасности в почвах в g раз выше ПДК. Доля сельскохозяйственной продукции, зараженной токсикантами, составляет r%.
Пользуясь критериями экологического состояния почв, оцените ситуацию и сделайте соответствующие выводы.
Таблица 1
№ расчетного задания | S, м2 | n, кратность | m, % | g, кратность | r, % |
1.1 | 12 500 | ||||
1.2 | 13 000 | ||||
1.3 | 11 000 | ||||
1.4 | 13 500 | ||||
1.5 | 14 000 |
Задание 2 (варианты см. в табл. 2 наст. прил.).
При оценке состояния условий труда слесаря-ремонтника в авторемонтной мастерской было установлено, что в воздухе рабочей зоны содержится: паров бензина-растворителя – s мг/м3, паров керосина – d мг/м3, паров щелочи едкой – f мг/м3, паров кислоты серной – g мг/м3, паров спирта этилового – h мг/м3.
Уровень шума на j дБА; превышает ПДУ. Рабочие в таких условиях находятся n мин в течение смены. В аналогичных условиях работают 6 человек.
Определите, есть ли превышение концентраций токсичных веществ в воздухе рабочей зоны относительно гигиенических критериев. Оцените условия труда слесаря-ремонтника, составьте карту условий труда и определите уровень доплат за работу с вредными условиями труда. Охарактеризуйте основные направления мероприятий по охране труда. Что можно предложить в качестве конкретных решений по улучшению условий труда в авторемонтной мастерской? При выполнении работы пользуйтесь данными, приведенными в табл. 1-3 (прил. 3) и прил. 7.
Таблица 2
№ расчетного задания | s, мг/м3 | d, мг/м3 | f, мг/м3 | g, мг/м3 | h, мг/м3 | j, дБА | n, мин |
2.1 | |||||||
2.2 | |||||||
2.3 | |||||||
2.4 | |||||||
2.5 | |||||||
2.6 |
Таблица 3
Предельно допустимые концентрации некоторых веществ в воздухе рабочей зоны
(выдержки из общих санитарно-гигиенических требований к воздуху рабочей зоны, ГОСТ 12.1005-88)
Наименование вещества | Величина ПДК, мг/м3 | Преимущественное агрегатное состояние | Класс опасности | Особенности действия на организм |
Бензин (растворитель, топливный) | Пары | Аллерген | ||
Керосин | – «– | Фиброгенное | ||
Кислота серная | Аэрозоли | Аллерген | ||
Щелочь | 0,5 | – «– | Фиброгенное | |
Спирт этиловый | Пары | |||
Азота диоксид | – «– | Остронаправленного действия | ||
Монооксид углерода | – «– | Фиброгенное | ||
Марганец в сварочных аэрозолях (при содержании до 20 %) | 0,2 | Аэрозоль | Нейротропное | |
Масла минеральные нефтяные | – «– | Аллергены | ||
Мышьяка неорганические соединения (при его содержании до 40%) | 0,04/0,01 | – «– | Канцерогены | |
Нефть | – «– | Фиброгенное | ||
Свинец и его неорганические соединения | 0,01/0,005 | – «– | Нейротропное | |
Сероводород | Пары | Остронаправленного действия (удушающее) | ||
Нафталин | – «– | Аллерген | ||
Озон | 0,1 | – «– | Остронаправленное действие (раздр. слизистых, сильный окислитель) |
Примеры решения расчетных заданий
Условия задания. Установлено, что на рабочем месте оператора в теплый период года температура воздуха составляет 28°С, влажность – 78%, скорость движения воздуха – 0, 6 м/с. Уровень шума на 7 дБА превышает допустимые нормы. В воздухе его рабочей зоны содержится 11 мг/м3 диоксида серы, 5 мг/м3 окиси азота, содержание пыли (хлопчатобумажной) 8 мг/м3. Разряд выполняемых им работ – 11. Оператор выполняет работу средней тяжести, выполняемые им операции связаны с постоянным перемещением по производственному помещению, он переносит тяжести массой до 10 кг, расход его энергии составляет 210 ккал/ч. Режим работы 1-сменный. Естественная освещенность рабочего места составляет 120 лк, наружная – 3000 лк. В таких условиях оператор находится в течение всего рабочего времени.
Задание. Определите условия труда по параметрам микроклимата, тяжести и напряженности, сделайте заключение об освещенности рабочего места. Составьте карту фактического состояния условий труда (применяется при аттестации рабочих мест), определите процент доплат за работу с вредными условиями труда.
Пример выполнения задания. Для выполнения этого задания потребуется следующие нормативные документы: “Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны”, “Гигиенические критерии оценки условий труда на рабочем месте”, “Строительные нормы и правила (СНиП) естественной и искусственной освещенности рабочих мест”.
1. Оценка микроклимата производственных помещений. Предварительно определимся с категорией работ и видом рабочего места оператора. По “Общим санитарно-гигиеническим требованиям к воздуху рабочей зоны” выясняем, что по количеству затрачиваемой энергии при выполнении оператор относится к категории работ IIб, его рабочее место можно считать непостоянным. Пользуясь этими же требованиями, определяем соответствие температуры, влажности и скорости движения воздуха на рабочем месте оператора оптимальным и допустимым уровням. Температура на рабочем месте оператора соответствует допустимым (2-й класс опасности) значениям (по нормам допускается 29°С для непостоянного рабочего места). Влажность на рабочем месте оператора не соответствует оптимальным и допустимым уровням (допустимый уровень влажности 70%), делаем вывод, что по этому параметру условия следует считать вредными. Скорость движения воздуха также не соответствует оптимальным и допустимым нормам (допустимый уровень 0,2-0,5 м/с). Далее обращаемся к “Гигиеническим критериям оценки условий труда”. Согласно этим критериям по влажности условия труда соответствуют 3-му классу 1-й степени (вредные и опасные условия), по скорости движения воздуха условия труда также соответствуют 3-му классу 1-й степени. Согласно тем же “Гигиеническим критериям…” общая оценка условий труда устанавливается по максимальному классу и степени – т.е. условия труда оператора по параметрам микроклимата соответствуют 3-му классу 1-й степени.
2. Оценка уровня шума также проводится на основании нормативов, приведенных в “Гигиенических критериях…”. Условия труда оператора по шумовым нагрузкам соответствуют 3-му классу 1-й степени.
3. При оценке освещенности рабочего места оператора потребуется СНиП по освещению рабочих мест. Освещенность рабочего места оценивается по критерию КЕО (коэффициент естественного освещения, который рассчитывается как отношение величины внешней освещенности к внутренней). Полученная величина КЕО сравнивается с нормативным коэффициентом, который выбирается на основании разряда работ, выполняемых оператором. Если фактический коэффициент меньше нормативного, то делается вывод о необходимости дополнительного искусственного освещения. КЕО на рабочем месте оператора составляет 100(Ев./Ен.) = 100×120/300 = 4%. По нормативам для 2-го разряда зрительных работ – 2,5%, т.е. условия освещенности удовлетворительные.
4. Определение напряженности труда. Из параметров, по которым определяется напряженность труда в условиях нашего оператора, только сменность. Согласно гигиеническим критериям односменный режим работы соответствует оптимальным условиям труда.
5. Оценка состояния загрязненности воздушной атмосферы выполняется с использованием “Общих санитарно-гигиенических требований к воздуху рабочей зоны”. Ангидрид сернистый относится к веществам 3-го класса опасности, его ПДК 10 мг/м3, азота диоксид – к веществам 3-го класса опасности с ПДК 2 мг/м3. Пыль хлопчатобумажная – к веществам 4-го класса опасности, ее ПДК 6 мг/м3. Содержания этих веществ в воздухе рабочей зоны оператора превышают ПДК.
6. Составление карты фактического состояния условий труда. Карта условий труда (табл. 4) применяется при аттестации рабочих мест, в нашем случае составляется на основе проанализированных выше данных. При оценке влияния факторов учитывается время, в течение которого оператор находится в данных условиях, – Т = Тпребыв. опер./Тсмены, тогда фактическое количество баллов Хф. = Хст.×Т. В нашем случае Т = 480/480 = 1 (оператор находится в этих условиях в течение смены).
Таблица 4
Фактическое состояние на рабочих местах и его количественная оценка
Дата проведения замера | Продолжительность воздействия фактора | Код | Наименование фактора производственной среды | Единица измерения | Значение норматива | Фактическое значение | Величина отклонения | Класс условий труда | Степень вредности и опасности |
Для определения уровня доплат за работу с вредными условиями труда применяется оценка в балльных показателях. Критерии для оценки состояния условий труда в баллах приведены в табл. 5.
Таблица 5
Критерии для оценки состояния условий труда
Фактор | 1 балл | 2 балла |
Вредные химические вещества | а) воздух на рабочем месте загрязняется веществами 1-2-го классов опасности, имеется вытяжная вентиляция; б) воздух загрязняется веществами 3-4-го классов опасности, вытяжная вентиляция отсутствует | Воздух на рабочем месте загрязняется веществами 1-2-го классов опасности вытяжная вентиляция отсутствует |
Пыль | Воздух загрязняется пылью при наличии вытяжной вентиляции | Воздух загрязняется пылью при отсутствии вытяжной вентиляции |
Температура | 3-й класс 1-я степень | 3-й класс 2-я степень |
Вибрация | Работа с виброинструментом не более 0,5 рабочей смены | Более половины смены |
Уровни доплат к тарифной ставке см. в табл. 6.
Таблица 6
Доплата к тарифной ставке
Тяжелые и вредные условия труда (количество баллов) | Доплата к тарифной ставке (окладов), % |
> 2 | |
2,1-4 | |
4,1-6 | |
Особо тяжелые и вредные 6,1-8 | |
8,1-10 | |
> 10 |
Схема оценки условий труда в баллах приведена в табл. 7.
Таблица 7
Оценка условий труда по балльной системе
Фактор производственной среды | Норматив (ПДК, ПДУ) | Фактическое значение фактора | Хст., баллы | Т | Хф., баллы |
1. Вредные химические вещества: 1-й класс опасности; 2-й класс опасности; 3-й класс опасности: серы диоксид азота оксид | – – | – – | – – | – – | – – |
2. Пыль х/б | |||||
3. Шум | |||||
Итого баллов |
Приложение 4