Реферат
по учебной дисциплине: правоведение
Выполнила:
студентка 2 курса
ИФФ группы ОБ(РЛ)-23
Каширова С.В.
Проверил:
кандидат социологических наук,
преподаватель Дергачёв С.В.
Йошкар-Ола, 2018
Оглавление
Введение.
Глава 1. Основоположники теории.
1.1. Биография Ф. Энгельса.
1.2. Исторические и политические учения XIX века.
Глава 2. Сущность марксистской теории происхождения государства.
Заключение.
Список использованной литературы и источников.
Введение.
Проблема природы государственной власти, предназначения различных властных институтов является одной из самых древних и по-прежнему дискуссионных и обществоведенческих научных дисциплинах. Первые фундаментальные разработки этой темы были предприняты ещё в эпоху Античности благодаря трудам Аристотеля и Платона. В последующие столетия исследования в этом направлении привлекают интерес практически всех учёных-философов. Наиболее кардинальные изменения в представлениях о государстве, его происхождении, отличительных признаках происходят в XIX веке. Это обстоятельство в значительной степени обусловило выбор изучаемого периода в науке.
В данной работе будут рассмотрены сущность марксистской теории происхождения государства и её основоположники.
Изучение происхождения государства является одной из приоритетных задач правоведения. Затронутая проблема рассматривается с древности однако, она и сейчас остаётся центром внимания учёных.
Цель данной работы: проанализировать происхождение государства с позиций марксистского подхода на основе анализа работ Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и В.И. Ленина «Государство и революция».
Глава 1. Основоположники теории.
В сегодняшней России, в том числе кругах, именующих себя оппозиционными и коммунистическими, активно обсуждается так называемый "русский вопрос". Кое-кто при этом договорился до того, что данный вопрос по своей значимости превосходит всякую классовую борьбу и делает неактуальным всякий классовый подход. Вокруг обсуждения кипят страсти и рождаются всякого рода спекуляции вроде того, что марксизм, мол, вредное для России западническое учение, и русская революция с Лениным во главе есть не марксизм в действии, а напротив, разрыв с ним. Появились шарлатаны, утверждающие, что основоположники марксизма вообще были заядлыми русофобами, и ссылающиеся при этом на нелицеприятные высказывания Маркса и Энгельса в адрес русского самодержавия и его роли в подавлении революционного движения в Европе.
Замечательный по своей актуальности и убедительности ответ такого рода "напёрсточникам" от политики дает журнал "Советский Союз". Ответ, как показывает журнальная статья, содержится в самих работах Маркса и Энгельса, свидетельствующих, с какой надеждой смотрели учителя мирового пролетариата на Россию и русский народ, насколько досконально стремились изучить положение в нашей стране. Для чего, между прочим, даже специально овладели русским языком.
Изучали К.Маркс и Ф.Энгельс две России: Россию дворянскую и буржуазную, страшно реакционную, и Россию крестьянскую и пролетарскую, революционную. (Только так может и должен смотреть на любую страну и любой народ марксист). Первой они платили ненавистью и презрением. "Официальная Россия, - писал Энгельс, - и поныне остается оплотом и прикрытием всей европейской реакции, русская армия - резервом всех остальных армий, занятых подавлением рабочего класса в Европе". Ко второй относились с искренней симпатией и надеждой, называли страной "великого и высокоодаренного народа". Основоположники научного социализма на основе анализа процессов, происходивших в русском обществе, пришли к выводу об огромном революционном потенциале российского пролетариата и российского крестьянства. Они уверенно предсказывали, - "Революция начнется на этот раз на Востоке, бывшем до сих пор нетронутой цитаделью и резервной армией контрреволюции".
(Маркс К. и Энгельс Ф. Избранные письма, 1947 с.311), и пророчески утверждали, что "это будет ближайшим поворотным пунктом во всемирной истории" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т.ХХYII с.80).
| |
1.1. Биография Ф. Энгельса.
Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 года в городе Бармен, Пруссия (ныне Вупперталь, Германия). Он был сыном богатого и весьма преуспевающего текстильного фабриканта, отличавшегося консервативными взглядами. У Фридриха было два брата Герман и Рудольф, которые впоследствии успешно участвовали в семейном бизнесе. В семье Энгельсов царила строгая атмосфера. Большое влияние на мальчика оказала мать, образованная и любившая искусство женщина, которую он глубоко почитал. Учился Фридрих в городской школе, затем (с 1834 года) в гимназии Эльберфельда. Однако отец вовсе не стремился дать сыну университетское образование. В сентябре 1837 года, по настоянию отца, юноша преждевременно оставил гимназию, чтобы работать продавцом в принадлежащей отцу торговой фирме в Бармене. Опять же по настоянию отца, он продолжил обучение на торгового работника в Бремене (с августа 1838 по апрель 1841 года). Наряду с обучением молодой Энгельс подрабатывал бременским корреспондентом "Штутгартской утренней газеты" - ("Stuttgarter Morgenblatts") и "Аугсбургской Общей Газеты" ("Augsburger Allgemeinen Zeitung"), свою первую статью написал в марте 1839 года, в возрасте 18 лет.
В ноябре 1842 года Энгельс проездом посетил Кёльн, где впервые лично встретил Карла Маркса в редакции "Рейнской газеты". Маркс принял молодого человека довольно прохладно, ибо считал его одним из младогегельянцев, с коими у будущего автора "Капитала" возникли серьёзные разногласия. Тогда ни Энгельс, ни Маркс не придали этому во многом случайному знакомству никакого значения. Далее Энгельс направился в Манчестер, чтобы завершить своё коммерческое образование на местной хлопкопрядильной фабрике. Фабрикой владел его отец вместе со своим партнёром по бизнесу - Эрменом. В Манчестере Энгельс познакомился с ирландскими работницами Мэри и Лидией (Лиззи) Бёрнс. Мэри стала его первой женой, а Лидия - второй. Они ввели его в свой круг, без чего было бы невозможно изучение молодым Энгельсом условий труда и быта фабричных рабочих. Это знакомство привело его к написанию работы "Положение рабочего класса в Англии" (1845), сформулировавшей идеи антагонизма пролетариата и буржуазии, а также неизбежности социалистической революции.
1.2. Политические учения XIX века.
Марксизм - это учение об обществе и государстве и праве разработанной Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом с позиции пролетарского коммунизма. Согласно марксистскому учению определяющую роль в социальном и политическом развитии играют материальные (экономические, производственное)отношения, которые составляют основу духовного и государственно-правового строения общества.
Глава 2. Сущность марксистской теории происхождения государства.
Согласно мнению Энгельса, государство живет не вечно. Существовали общества, обходившиеся без государственной власти, государства. На конкретной ступени развития экономики, которая с необходимостью связывалась с разделением общества на классы, государственность стала в силу данного раскола необходимостью. В то время, когда в обществе появляются классы с противоборствующими интересами в сфере экономики, начинается их противостояние. Для того, чтобы данное противостояние не вело к коллапсу общества, необходима стоящая сверху над обществом сила, которая бы умерила столкновения, удерживала его в границах порядка. Эта сила, которая произошла из общества, но уже преподносящая себя над ним и наиболее отчуждающая себя от него, и является государством.
Государство отличается от родоплеменной организации разделом подданных по критериям территориального характера. Так как базой существования родовых объединений являлась связь членов рода с конкретной территорией, то с ростом мобильности населения, которая была вызвана экономическими причинами, родовое общество перестает исполнять собственную функцию. Гражданам была предоставлена возможность самостоятельного осуществления своих общественных прав и обязанностей там, где они жили, безотносительно к племени и роду. Вторая отличительная черта государства - появление публичной власти, не совпадающей непосредственно с населением и призванной удерживать в повиновении всех граждан. Данная публичная власть имеет место быть в любом государстве, составляют ее не только вооружённые люди, но и принудительные учреждения различного рода, которые не были известными для родового общества. Публичная власть набирает силы по мере обострения классовых противоречий внутри самого государства, и по мере того, как взаимодействующие государства разрастаются и становятся наиболее населёнными. Для поддержания данной публичной власти важны такие взносы граждан, как налоги. По мере развития цивилизации становится мало и налогов: государство совершает займы, государственные долги. Владея публичной властью, а так же правом по взысканию налогов, чиновники приобретают образ органов общества, они будто над самим обществом, именно это находится под обеспечительным авторитетом законов, которые наделяют их неприкосновенностью. Так как государство возникало из потребностей удерживать в узде противоборство классов, то по общему правилу оно является государством самого могучего, господствующего в плане экономики класса, становящимся при помощи государства политически господствующим классом и приобретающим этим образом новейшие средства подавления и эксплуатации угнетённых классов. Античное государство являлось, прежде всего, государством рабовладельцев при подавлении рабского слоя, феодальное государство представлялось органом дворянства при подавлении крепостных, а так же зависимых крестьян, а представительное же государство эпохи Нового времени являлось орудием эксплуатации наемнического труда капиталом.
В большей части известных в истории государств, права, предоставляемые гражданам, были соразмерными с положением имущественного характера, и этим напрямую заявляется, что государство является организацией имущего класса в защите его от неимущего. В Афинах и Риме это объяснялось разделением граждан на категории имущественного типа, в средневековом государстве феодального типа уровень политического влияния определялся размером землевладения. В эпоху Нового времени это получило отражение в избирательном цензе при выборах в верховные государственные органы. Высшая форма государства - демократическая республика официально не имеет представления о различиях по уровню богатства. При ней богатство может пользоваться собственной властью косвенным путем, с одной стороны - в форме прямых подкупов чиновничества, с другой же стороны, в форме союзов между правительством и крупным капиталом акционеров. В соответствии с мнением сторонников этой теории, в середине - конце 19 века общество постепенно начало приближаться к определенной ступени развития производства, на которой существование противостоящих классов перестает быть необходимостью, становится препятствием для развития производительных сил, здесь производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями. Результатом этого получается неизбежное исчезновение классовости при помощи социальной революции, а вместе с ним - неизбежность исчезновения государства.