Марксистская теория происхождения государства




Реферат

по учебной дисциплине: правоведение

 

Выполнила:

студентка 2 курса

ИФФ группы ОБ(РЛ)-23

Каширова С.В.

 

Проверил:

кандидат социологических наук,

преподаватель Дергачёв С.В.

 

Йошкар-Ола, 2018

Оглавление

 

Введение.

 

Глава 1. Основоположники теории.

1.1. Биография Ф. Энгельса.

1.2. Исторические и политические учения XIX века.

Глава 2. Сущность марксистской теории происхождения государства.

 

Заключение.

 

Список использованной литературы и источников.

 

 

Введение.

 

 

Проблема природы государственной власти, предназначения различных властных институтов является одной из самых древних и по-прежнему дискуссионных и обществоведенческих научных дисциплинах. Первые фундаментальные разработки этой темы были предприняты ещё в эпоху Античности благодаря трудам Аристотеля и Платона. В последующие столетия исследования в этом направлении привлекают интерес практически всех учёных-философов. Наиболее кардинальные изменения в представлениях о государстве, его происхождении, отличительных признаках происходят в XIX веке. Это обстоятельство в значительной степени обусловило выбор изучаемого периода в науке.

 

В данной работе будут рассмотрены сущность марксистской теории происхождения государства и её основоположники.

 

Изучение происхождения государства является одной из приоритетных задач правоведения. Затронутая проблема рассматривается с древности однако, она и сейчас остаётся центром внимания учёных.

 

Цель данной работы: проанализировать происхождение государства с позиций марксистского подхода на основе анализа работ Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и В.И. Ленина «Государство и революция».

 

Глава 1. Основоположники теории.

В сегодняшней России, в том числе кругах, именующих себя оппозиционными и коммунистическими, активно обсуждается так называемый "русский вопрос". Кое-кто при этом договорился до того, что данный вопрос по своей значимости превосходит всякую классовую борьбу и делает неактуальным всякий классовый подход. Вокруг обсуждения кипят страсти и рождаются всякого рода спекуляции вроде того, что марксизм, мол, вредное для России западническое учение, и русская революция с Лениным во главе есть не марксизм в действии, а напротив, разрыв с ним. Появились шарлатаны, утверждающие, что основоположники марксизма вообще были заядлыми русофобами, и ссылающиеся при этом на нелицеприятные высказывания Маркса и Энгельса в адрес русского самодержавия и его роли в подавлении революционного движения в Европе.

 

Замечательный по своей актуальности и убедительности ответ такого рода "напёрсточникам" от политики дает журнал "Советский Союз". Ответ, как показывает журнальная статья, содержится в самих работах Маркса и Энгельса, свидетельствующих, с какой надеждой смотрели учителя мирового пролетариата на Россию и русский народ, насколько досконально стремились изучить положение в нашей стране. Для чего, между прочим, даже специально овладели русским языком.

 

Изучали К.Маркс и Ф.Энгельс две России: Россию дворянскую и буржуазную, страшно реакционную, и Россию крестьянскую и пролетарскую, революционную. (Только так может и должен смотреть на любую страну и любой народ марксист). Первой они платили ненавистью и презрением. "Официальная Россия, - писал Энгельс, - и поныне остается оплотом и прикрытием всей европейской реакции, русская армия - резервом всех остальных армий, занятых подавлением рабочего класса в Европе". Ко второй относились с искренней симпатией и надеждой, называли страной "великого и высокоодаренного народа". Основоположники научного социализма на основе анализа процессов, происходивших в русском обществе, пришли к выводу об огромном революционном потенциале российского пролетариата и российского крестьянства. Они уверенно предсказывали, - "Революция начнется на этот раз на Востоке, бывшем до сих пор нетронутой цитаделью и резервной армией контрреволюции".

(Маркс К. и Энгельс Ф. Избранные письма, 1947 с.311), и пророчески утверждали, что "это будет ближайшим поворотным пунктом во всемирной истории" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т.ХХYII с.80).

 
До последнего дня своей жизни К. Маркс и Ф. Энгельс всесторонне и глубоко изучали Россию и уделяли повышенное внимание так называемому "русскому вопросу", отводя ему большое место в своих многочисленных статьях, исследованиях и письмах. В свою очередь, в своей борьбе против царского самодержавия русские революционеры черпали в них необходимые им истины. В русском народе основоположники марксизма ви-дели силу, способную свергнуть царское самодержавие. "Внутри самой русской империи имеются элементы, - говорил Энгельс, - которые мощно работают над её разрушением". Однако помимо революционных сил, Энгельс отмечал в России и сильное созидательное начало. Так, в его письме к В. Засулич в 1884 г. есть такие строки: "Теоретическая и критическая мысль, почти совершенно исчезнувшая из наших немецких школ, по-видимому, нашла себе убежище в России". Основоположники марксизма резко выступили против лживых утверждений идеологов правящих классов Европы о неспособности русского народа к самостоятельному творчеству, о внешнем, иностранном влиянии, которое, якобы, определяло государственную, общественную и культурную жизнь русского народа. "Сорок миллионов великороссов, - слишком великий народ, и у них было слишком своеобразное развитие, чтобы им можно было навязать извне какое-либо движение". Энгельс и Маркс отмечали трудолюбие и храбрость русского народа, особенно проявляемую в минуты опасности, говоря, что "... всегда легче было русских расстрелять, чем заставить бежать обратно". Да и к русскому языку они относились с огромным уважением, отмечая: "Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасающей грубости". Маркс приводит для характеристики могущества Русского государства при Иване III летописное предание о его приёме послов золотоордынского хана Ахмата, нагло потребовавших от русского государя явки в Золотую Орду: "Иван высмеял послов Ахмата, которые снова явились в Москву с его басмой; он её разбил, топтал её ногами, убил всех послов, кроме одного, которого послал с дерзким ответом обратно к хану". Иван III, по выражению Маркса, "освободил Москву от татарского ига не одним сильным ударом, а 20-летним упорным трудом". Русские послы стали известны как послы могучей и независимой страны. Русский посол Леонтий Плещеев был первым европейцем в Турции, отказавшимся преклонить колени перед султаном. Но к концу XVIII века русский царизм превратился, по выражению "классиков" в "оплот европейской реакции". В период революции 1848 - 1849 годов, как указывают Маркс и Энгельс, "не только европейские монархи, но и европейские бу-ржуа находили в русском вмешательстве единственное спасение против только что собравшегося с силой пролетариата. Царь стал главою европейской реакции". Маркс внимательно изучал работы русских экономистов и делал из них обширные выписки. Работая над III томом "Капитала", где излагалась теория земельной ренты, Маркс изучал эволюцию сельского хо-зяйства России. Энгельс разъяснял: "при разнообра-зии форм землевладения и эксплуатации земледельческих производителей в России в отделе о земельной ренте она должна играть такую же роль, как Англия при исследовании промышленного наёмного труда". В результате глубокого изучения аграрных отношений в России Маркс и Энгельс пришли к выводу, что крестьянство в России является мощной революционной силой, что в недрах крестьянства таились неиссякаемые запасы революционной энергии. Отмена крепостного права в России в 1861 г., по оценке основоположников марксизма, была открытым, бессовестным грабежом и насилием, совершённым над крестьянством царизмом и помещиками. Крестьян заставили выкупать их собственную землю, причём помещики и крепостническое государство содрали с них около 2 млрд. рублей за земли, действительная цена которым составляла 544 млн. рублей. Характеризуя различные формы эксплуатации крестьянства в пореформенный период, Энгельс заключал: "Словом, нет другой такой страны, в которой, при всей первобытной дикости буржуазного общества, был бы так развит капиталистический паразитизм, как именно в России, где вся страна, вся народная масса сдавлена и опутана его сетями". Всё это, по мнению Маркса и Энгельса, говорило о назревании в России аграрной революции, о возникновении революционной ситуации в 1859 - 1861 годах. Крестьянское движение в России служило могучим резервом пролетарской революции на Западе. Маркс и Энгельс уделяли большое внимание процессу развития крупной капиталистической промышленности. Энгельс в 1875 году писал о России как о стране, "где рабочее движение, как известно, так гигантски развито". Учение научного социализма, созданное Марксом и Энгельсом, нашло в России благоприятную почву. Кстати, Маркс представлял Россию в Генеральном совете I Интернационала. В России происходило формирование современного промышленного пролетариата, рост рабочего движения века идей марксизма, соединение стихийного рабочего движения с социализмом, образование революционной партии рабочего класса. Энгельс в 1885 году писал: "Я горжусь тем, что среди русской молодёжи существует партия, которая искренне и без оговорок приняла великие экономические и исторические теории Маркса и решительно порвала со всеми анархическими и славянофильскими традициями своих предшественников". В начале XX века Россия являлась узловым пунктом всех противоречий империализма. Борьба за победу революции в России превращала русский рабочий класс в авангард международного революционного движения. Центр революционного движения с конца XIX века перемещался с Запада на Восток и утвердился в России. В предисловии к русскому изданию "Манифеста Коммунистической партии" в 1882 году Маркс и Энгельс снова подчёркивали, что "... Россия представляет собою передовой отряд революционного движения в Европе". Накануне своей смерти Энгельс пророчески писал Плеханову: "...уж если дьявол революции схватил кого-либо за шиворот, так это - Николая II". Мысли и предвидения Маркса и Энгельса о неиссякаемости революционной энергии русского народа, об исторической роли России, о мировом значении революционной борьбы пролетариата и крестьянства России против феодального и капиталистического гнёта осуществились в неизмеримо больших масштабах, чем это могли предполагать основоположники научного социализма в современную им эпоху. Оправдалась вера Маркса и Энгельса в огромное международное значение русской революции. Революционный подъём сотен миллионов трудящихся охватил весь земной шар.
 

 

 

1.1. Биография Ф. Энгельса.

Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 года в городе Бармен, Пруссия (ныне Вупперталь, Германия). Он был сыном богатого и весьма преуспевающего текстильного фабриканта, отличавшегося консервативными взглядами. У Фридриха было два брата Герман и Рудольф, которые впоследствии успешно участвовали в семейном бизнесе. В семье Энгельсов царила строгая атмосфера. Большое влияние на мальчика оказала мать, образованная и любившая искусство женщина, которую он глубоко почитал. Учился Фридрих в городской школе, затем (с 1834 года) в гимназии Эльберфельда. Однако отец вовсе не стремился дать сыну университетское образование. В сентябре 1837 года, по настоянию отца, юноша преждевременно оставил гимназию, чтобы работать продавцом в принадлежащей отцу торговой фирме в Бармене. Опять же по настоянию отца, он продолжил обучение на торгового работника в Бремене (с августа 1838 по апрель 1841 года). Наряду с обучением молодой Энгельс подрабатывал бременским корреспондентом "Штутгартской утренней газеты" - ("Stuttgarter Morgenblatts") и "Аугсбургской Общей Газеты" ("Augsburger Allgemeinen Zeitung"), свою первую статью написал в марте 1839 года, в возрасте 18 лет.

 

В ноябре 1842 года Энгельс проездом посетил Кёльн, где впервые лично встретил Карла Маркса в редакции "Рейнской газеты". Маркс принял молодого человека довольно прохладно, ибо считал его одним из младогегельянцев, с коими у будущего автора "Капитала" возникли серьёзные разногласия. Тогда ни Энгельс, ни Маркс не придали этому во многом случайному знакомству никакого значения. Далее Энгельс направился в Манчестер, чтобы завершить своё коммерческое образование на местной хлопкопрядильной фабрике. Фабрикой владел его отец вместе со своим партнёром по бизнесу - Эрменом. В Манчестере Энгельс познакомился с ирландскими работницами Мэри и Лидией (Лиззи) Бёрнс. Мэри стала его первой женой, а Лидия - второй. Они ввели его в свой круг, без чего было бы невозможно изучение молодым Энгельсом условий труда и быта фабричных рабочих. Это знакомство привело его к написанию работы "Положение рабочего класса в Англии" (1845), сформулировавшей идеи антагонизма пролетариата и буржуазии, а также неизбежности социалистической революции.

 

1.2. Политические учения XIX века.

Марксизм - это учение об обществе и государстве и праве разработанной Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом с позиции пролетарского коммунизма. Согласно марксистскому учению определяющую роль в социальном и политическом развитии играют материальные (экономические, производственное)отношения, которые составляют основу духовного и государственно-правового строения общества.

 

Глава 2. Сущность марксистской теории происхождения государства.

Согласно мнению Энгельса, государство живет не вечно. Существовали общества, обходившиеся без государственной власти, государства. На конкретной ступени развития экономики, которая с необходимостью связывалась с разделением общества на классы, государственность стала в силу данного раскола необходимостью. В то время, когда в обществе появляются классы с противоборствующими интересами в сфере экономики, начинается их противостояние. Для того, чтобы данное противостояние не вело к коллапсу общества, необходима стоящая сверху над обществом сила, которая бы умерила столкновения, удерживала его в границах порядка. Эта сила, которая произошла из общества, но уже преподносящая себя над ним и наиболее отчуждающая себя от него, и является государством.

Государство отличается от родоплеменной организации разделом подданных по критериям территориального характера. Так как базой существования родовых объединений являлась связь членов рода с конкретной территорией, то с ростом мобильности населения, которая была вызвана экономическими причинами, родовое общество перестает исполнять собственную функцию. Гражданам была предоставлена возможность самостоятельного осуществления своих общественных прав и обязанностей там, где они жили, безотносительно к племени и роду. Вторая отличительная черта государства - появление публичной власти, не совпадающей непосредственно с населением и призванной удерживать в повиновении всех граждан. Данная публичная власть имеет место быть в любом государстве, составляют ее не только вооружённые люди, но и принудительные учреждения различного рода, которые не были известными для родового общества. Публичная власть набирает силы по мере обострения классовых противоречий внутри самого государства, и по мере того, как взаимодействующие государства разрастаются и становятся наиболее населёнными. Для поддержания данной публичной власти важны такие взносы граждан, как налоги. По мере развития цивилизации становится мало и налогов: государство совершает займы, государственные долги. Владея публичной властью, а так же правом по взысканию налогов, чиновники приобретают образ органов общества, они будто над самим обществом, именно это находится под обеспечительным авторитетом законов, которые наделяют их неприкосновенностью. Так как государство возникало из потребностей удерживать в узде противоборство классов, то по общему правилу оно является государством самого могучего, господствующего в плане экономики класса, становящимся при помощи государства политически господствующим классом и приобретающим этим образом новейшие средства подавления и эксплуатации угнетённых классов. Античное государство являлось, прежде всего, государством рабовладельцев при подавлении рабского слоя, феодальное государство представлялось органом дворянства при подавлении крепостных, а так же зависимых крестьян, а представительное же государство эпохи Нового времени являлось орудием эксплуатации наемнического труда капиталом.
В большей части известных в истории государств, права, предоставляемые гражданам, были соразмерными с положением имущественного характера, и этим напрямую заявляется, что государство является организацией имущего класса в защите его от неимущего. В Афинах и Риме это объяснялось разделением граждан на категории имущественного типа, в средневековом государстве феодального типа уровень политического влияния определялся размером землевладения. В эпоху Нового времени это получило отражение в избирательном цензе при выборах в верховные государственные органы. Высшая форма государства - демократическая республика официально не имеет представления о различиях по уровню богатства. При ней богатство может пользоваться собственной властью косвенным путем, с одной стороны - в форме прямых подкупов чиновничества, с другой же стороны, в форме союзов между правительством и крупным капиталом акционеров. В соответствии с мнением сторонников этой теории, в середине - конце 19 века общество постепенно начало приближаться к определенной ступени развития производства, на которой существование противостоящих классов перестает быть необходимостью, становится препятствием для развития производительных сил, здесь производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями. Результатом этого получается неизбежное исчезновение классовости при помощи социальной революции, а вместе с ним - неизбежность исчезновения государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: