Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Дивергенция — расхождение признаков внутри вида, которое приводит к образованию новых группировок особей.
Конвергенция — приобретение сходных признаков у различных, неродственных групп.
1) конвергенция: А) колючки барбариса (лист) и колючки боярышника (побег); В) внешнее сходство сумчатого и обыкновенного крота;Е) рычажная конечность хордовых и членистоногих животных
2) дивергенция: Б) грызущий и колюще-сосущий ротовой аппарат у насекомых; Г) крыло бабочки и крыло стрекозы; Д) прицветники и плодолистики цветковых растений
Ответ: 121221.
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.3 Доказательства эволюции живой природы
Спрятать пояснение ·
Поделиться
· Видеокурс ·
1 комментарий · Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 16 № 22299
Установите соответствие между примерами приспособленности организмов к среде обитания и названиями органов, которые у них сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫПРИСПОСОБЛЕННОСТИ | НАЗВАНИЯ ОРГАНОВ | |
А) слуховые косточки среднего уха пресмыкающихся и человека Б) листья и прицветники бугенвиллии В) колючки барбариса и колючки ежевики Г) строение глаза человека и глаза осьминога Д) усики гороха и усики винограда Е) плодолистик и мегаспорофилл растения | 1) гомологичные 2) аналогичные |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Гомологичные органы — органы, сходные между собой по происхождению, строению, но выполняющие разные функции. Появление их — результат дивергенции.
Аналогичные органы — органы и части животных или растений, сходные в известной мере по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению. Например, крылья бабочки и крылья птицы. Внешне схожи, и функция у них одна — приспособление к полету, но и строение, и происхождение различаются очень существенно. Соответственно, если у неродственных организмов есть аналогичные органы, то это называется конвергенцией.
1) гомологичные органы:А) слуховые косточки среднего уха пресмыкающихся и человека; Б) листья и прицветники бугенвиллии;Е) плодолистик и мегаспорофилл растения
2) аналогичные органы: В) колючки барбариса (лист) и колючки ежевики (выросты коры); Г) строение глаза человека и глаза осьминога; Д) усики гороха (лист) и усики винограда (побег)
Ответ: 112221.
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.3 Доказательства эволюции живой природы
Спрятать пояснение ·
Поделиться
· Видеокурс ·
1 комментарий · Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 16 № 23858
Установите соответствие между характеристиками и формами естественного отбора: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ФОРМА | |
А) направлен в пользу особей с отклонениями от средней нормы признаков Б) приводит к полиморфизму, образованию нескольких новых средних норм признака В) формирует приспособления к изменившимся условиям среды Г) сохраняет среднюю норму признака Д) действует в постоянных неизменных условиях | 1) стабилизирующий 2) движущий 3) разрывающий (дизруптивный) |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
1) стабилизирующий: Г) сохраняет среднюю норму признака; Д) действует в постоянных неизменных условиях
2) движущий: А) направлен в пользу особей с отклонениями от средней нормы признаков; В) формирует приспособления к изменившимся условиям среды
3) разрывающий (дизруптивный):Б) приводит к полиморфизму, образованию нескольких новых средних норм признака;
Ответ: 23211
Раздел: Основы эволюционного учения
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.2 Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина.
Спрятать пояснение ·
Поделиться
· Видеокурс ·
Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 16 № 27561
Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ | |
А) серая крыса Б) амурский тигр В) домовый воробей Г) серый волк Д) журавль стерх Е) большая панда | 1) биологический прогресс 2) биологический регресс |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
1) биологический прогресс: А) серая крыса; В) домовый воробей; Г) серый волк
2) биологический регресс: Б) амурский тигр; Д) журавль стерх; Е) большая панда
Ответ: 121122
Примечание.
Биологический прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — направление эволюции, характеризующееся повышением приспособленности организмов определенной систематической группы к окружающей среде. Появление новых приспособлений обеспечивает организмам успех в борьбе за существование, сохранение и размножение в результате естественного отбора. Это приводит к вспышке численности и, как следствие, к освоению новых мест обитания и формированию многочисленных популяций.
Биологический прогресс может достигаться тремя основными путями — посредством ароморфоз (арогенеза), аллогенеза (в том числе идиоадаптация) и общая дегенерация (катагенеза). Каждый из путей характеризуется возникновением у организмов определенных приспособлений (адаптаций).
Упрощение организации у паразитических форм (дегенерация) сопровождается совершенствованием репродуктивной системы. Это приводит к их процветанию, т. е. к биологическому прогрессу.
Биологический регресс (от лат. regressus — возвращение, движение назад) — направление эволюции, характеризующееся снижением приспособленности организмов определенной систематической группы к условиям обитания. Если у организмов темпы эволюции (формирование приспособлений) отстают от изменений внешней среды и родственных форм, то они не могут конкурировать с другими группами организмов. Это значит, что они будут удаляться естественным отбором. Произойдет снижение численности особей. В результате уменьшится площадь заселенной ими территории и, как следствие, сократится число таксонов. В результате может произойти вымирание данной группы.
Таким образом, биологический регресс — постепенное вымирание систематической группы (вида, рода, семейства и др.) вследствие снижения приспособленности ее особей. Деятельность человека также может приводить к биологическому регрессу некоторых видов. Причиной может быть прямое истребление (зубр, соболь, стеллерова корова и др.). Но это может произойти и в результате сокращения ареалов при освоении новых территорий (дрофа, журавль белый, жаба камышовая и др.). Виды, находящиеся в состоянии биологического регресса, заносятся в Красную книгу и подлежат охране.
Раздел: Основы эволюционного учения
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.4 Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
Спрятать пояснение ·
Поделиться
· Видеокурс ·
Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 16 № 29181
Установите соответствие между примерами и критериями вида: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | КРИТЕРИЙ | |
А) окрас шерсти у белого медведя Б) обитание кактусов в засушливых условиях В) форма листа винограда Г) обитание масличной пальмы в тропическом климате Д) поедание мышей лисицами Е) длина шеи жирафа | 1) экологический 2) морфологический |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Критерии вида — совокупность признаков, по которым можно отличить один вид организма от другого.
Генетический критерий — число и структура хромосом вида, его кариотип.
Физиологический критерий — сходство процессов жизнедеятельности и особенности размножения.
Биохимический — позволяет различать виды по строению белков и нуклеиновых кислот.
Географический критерий — территория вида, область его распространения.
Экологический критерий — условия существования вида, его экологическая ниша, положение в биоценозе.
Морфологический — сходство внешнего и внутреннего строения организмов одного вида.
1) экологический: Б) обитание кактусов в засушливых условиях; Г) обитание масличной пальмы в тропическом климате; Д) поедание мышей лисицами
2) морфологический: А) окрас шерсти у белого медведя; В) форма листа винограда; Е) длина шеи жирафа
Ответ: 212112.
Раздел: Основы эволюционного учения
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования
Спрятать пояснение ·
Поделиться
· Видеокурс ·
Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 16 № 29219
Установите соответствие между примерами и критериями вида: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | КРИТЕРИЙ | |
А) накопление муравьиной кислоты в ядовитых волосках крапивы Б) наличие от 2 до 7 потомков у зайца-беляка В) адаптация пищеварительной системы к растительной пище у коровы Г) накопление алкалоидов в побегах паслёновых Д) зацветание крокусов в марте Е) спячка зимой у сурка | 1) биохимический 2) физиологический |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Критерии вида — совокупность признаков, по которым можно отличить один вид организма от другого.
Генетический критерий — число и структура хромосом вида, его кариотип.
Физиологический критерий — сходство процессов жизнедеятельности и особенности размножения.
Биохимический — позволяет различать виды по строению белков и нуклеиновых кислот.
Географический критерий — территория вида, область его распространения.
Экологический критерий — условия существования вида, его экологическая ниша, положение в биоценозе.
Морфологический — сходство внешнего и внутреннего строения организмов одного вида.
1) биохимический: А) накопление муравьиной кислоты в ядовитых волосках крапивы; Г) накопление алкалоидов в побегах паслёновых;
2) физиологический: Б) наличие от 2 до 7 потомков у зайца-беляка; В) адаптация пищеварительной системы к растительной пище у коровы; Д) зацветание крокусов в марте; Е) спячка зимой у сурка
Ответ: 122122.
Раздел: Основы эволюционного учения
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования
Спрятать пояснение ·
Поделиться
· Видеокурс ·
Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 16 № 34312
Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ | |
А) полевая мышь Б) журавль стерх В) гинкго двулопастный Г) домовый воробей Д) дуб черешчатый Е) чёрная ворона | 1) прогресс 2) регресс |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
1) прогресс: А) полевая мышь; Г) домовый воробей; Д) дуб черешчатый; Е) чёрная ворона.
2) регресс: Б) журавль стерх; В) гинкго двулопастный.
Ответ: 122111.
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.4 Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
Спрятать пояснение ·
Поделиться
· Видеокурс ·
Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 16 № 34340
Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ | |
А) редукция аппендикса у человека Б) редукция органов зрения у крота В) исчезновение хлорофилла у повилики Г) редукция нервной системы у асцидии Д) отсутствие головы у двустворчатых моллюсков Е) редукция пищеварительной системы у бычьего цепня | 1) идиоадаптация 2) общая дегенерация |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Соответствия между примерами и направлениями эволюции:
1) идиоадаптация: А) редукция аппендикса у человека; Б) редукция органов зрения у крота.
2) общая дегенерация: Г) редукция нервной системы у асцидии; Г) редукция нервной системы у асцидии; Д) отсутствие головы у двустворчатых моллюсков; Е) редукция пищеварительной системы у бычьего цепня.
Ответ: 112222.
Идиоадаптация — частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм.
Общая дегенерация — упрощение организации при переходе от активного образа жизни к более пассивному или паразитическому.
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.4 Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
Спрятать пояснение ·
Поделиться
· Видеокурс ·
Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 19 № 10833
Расположите животных в порядке повышения у них интенсивности обмена веществ в процессе эволюции.
1) Млекопитающие
2) Хрящевые рыбы
3) Земноводные
4) Костные рыбы
5) Пресмыкающиеся
Пояснение.
Повышение интенсивности обмена веществ идет с повышением уровни организации животных. Хрящевые рыбы — костные рыбы — земноводные — пресмыкающиеся — млекопитающие.
Ответ: 24351.
Раздел: Основы эволюционного учения
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.4 Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
Спрятать пояснение ·
Поделиться
· Видеокурс ·
2 комментария · Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 19 № 10834
Установите, в какой последовательности должны располагаться растения в соответствии с их усложнением в процессе эволюции.
1) полевой хвощ
2) береза бородавчатая
3) ель обыкновенная
4) кукушкин лен
Пояснение.
Усложнение шло таким образом: мох — хвощ — голосеменные — покрытосеменные.
Ответ: 4132.
Раздел: Основы эволюционного учения
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.4 Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
Спрятать пояснение ·
Поделиться
· Видеокурс ·
Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 19 № 10836
Расположите животных в последовательности, которая отражает усложнение их организации в процессе эволюции классов, к которым они принадлежат
1) орел
2) черепаха
3) жаба
4) акула
5) волк
6) ланцетник
Пояснение.
В процессе эволюции хордовые появлялись: ланцетник — хрящевые рыбы — земноводные — пресмыкающиеся — птицы — млекопитающие.
Ответ: 643215.
Раздел: Основы эволюционного учения
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.4 Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
Спрятать пояснение ·
Поделиться
· Видеокурс ·
4 комментария · Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 19 № 10837
Расположите растения в последовательности, отражающей усложнение их организации в процессе эволюции систематических групп, к которым они принадлежат.
1) хламидомонада
2) псилофит
3) сосна обыкновенная
4) папоротник орляк
5) ромашка лекарственная
6) ламинария
Пояснение.
В процессе эволюции появлялись: одноклеточные водоросли — многоклеточные водоросли — псилофиты — папоротники — голосеменные — покрытосеменные.
Ответ: 162435.
Раздел: Основы эволюционного учения
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.4 Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
Спрятать пояснение ·
Поделиться
· Видеокурс ·
1 комментарий · Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 19 № 10838
Расположите животных в последовательности, отражающей усложнение их нервной системы в процессе эволюции
1) ланцетник
2) жаба
3) гидра
4) акула
5) крокодил
6) орангутан
Пояснение.
Нервная система усложняется вместе с усложнением животных. Кишечнополостные — бесчерепные — рыбы — земноводные — пресмыкающиеся — млекопитающие.
Ответ: 314256.
Раздел: Основы эволюционного учения
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.4 Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
Спрятать пояснение ·
Поделиться
· Видеокурс ·
1 комментарий · Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 19 № 10839
Расположите животных в последовательности, которая отражает усложнение строения их головного мозга в процессе эволюции
1) карп
2) коршун
3) кобра
4) корова
5) квакша
Пояснение.
Развитие головного мозга идет также, как и усложняются сами животные. Рыбы — земноводные — пресмыкающиеся — птицы — млекопитающие.
Ответ: 15324.
Раздел: Основы эволюционного учения
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.4 Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
Спрятать пояснение ·
Поделиться
· Видеокурс ·
Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 19 № 12389
Установите правильную последовательность эр в истории Земли.
1) Протерозойская
2) Кайнозойская
3) Архейская
4) Палеозойская
5) Мезозойская
Пояснение.
Эры: Архейская — Протерозойская — Палеозойская — Мезозойская — Кайнозойская.
Ответ: 31452.
Раздел: Основы эволюционного учения
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.4 Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
Спрятать пояснение ·
Поделиться
· Видеокурс ·
Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 19 № 12439
Установите правильную последовательность ароморфозов в развитии нервной системы.
1) образование диффузной нервной системы
2) развитие коры мозга
3) возникновение переднего мозга
4) стволовая нервная система
5) узловая нервная система
Пояснение.
Под цифрами 1 — Кишечнополостные; 4 — Плоские черви; 5 — Кольчатые черви; 3 — Хордовые (Класс Рыбы); 2 — у земноводных кора представлена древней и зачатком старой коры, у пресмыкающихся хорошо развиты древняя и старая кора и появляется зачаток новой коры. Наибольшего развития новая кора достигает у млекопитающих.
Ответ: 14532.
Раздел: Основы эволюционного учения
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.4 Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
Спрятать пояснение ·
Поделиться
· Видеокурс ·
1 комментарий · Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 19 № 13789
Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных.
1) возникновение лёгких
2) образование головного и спинного мозга
3) образование хорды
4) возникновение четырёхкамерного сердца
Пояснение.
Образование хорды (ланцетник) → образование головного и спинного мозга (рыбы) → возникновение лёгких (земноводные) → возникновение четырёхкамерного сердца (птицы и млекопитающие).
Ответ: 3214.
Раздел: Основы эволюционного учения
Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.4 Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
Спрятать пояснение ·
Поделиться
· Видеокурс ·
Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 19 № 13839
Установите последовательность ароморфозов в эволюции беспозвоночных животных.
1) возникновение двусторонней симметрии тела
2) появление многоклеточности
3) возникновение членистых конечностей, покрытых хитином
4) расчленение тела на множество сегментов
Пояснение.
Появление многоклеточности → возникновение двусторонней симметрии тела → расчленение тела на множество сегментов → возникновение членистых конечностей, покрытых хитином.
Ответ: 2143.
Раздел: Основы эволюционного учения
Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.4 Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
Спрятать пояснение ·
Поделиться
· Видеокурс ·
Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 19 № 14239
Установите последовательность формирования ароморфозов у животных в процессе эволюции.
1) появление тканей
2) возникновение полового процесса
3) образование хорды
4) формирование пятипалых конечностей
Пояснение.
Последовательность: возникновение полового процесса, появление тканей, образование хорды, формирование пятипалых конечностей.
Прокомментируем подробнее 2) возникновение полового размножения - полового процесса. Многие простейшие имеют не одну, а несколько форм размножения, которые могут закономерно чередоваться друг с другом. В результате получается сложный цикл развития, отдельные части которого могут протекать в разных условиях среды.
Конъюгация. Две инфузории прикладываются друг к другу брюшными сторонами и остаются в таком положении некоторое время (туфельки при комнатной температуре в течение 12 ч). При этом макронуклеус растворяется в цитоплазме, а микронуклеус неоднократно делится. Часть ядер, образовавшихся при делении, разрушается, и в каждой инфузории оказывается по два ядра. Одно остается на месте, а другое перемещается из одной конъюгирующей инфузории в другую и сливается с ее неподвижным ядром. В результате образуется сложное ядро. Это и есть не что иное, как процесс оплодотворения, после которого конъюганты расходятся. В дальнейшем сложное ядро делится, и часть продуктов этого деления путем преобразований превращается в макронуклеус, другие образуют микронуклеус.
Процесс конъюгации не сопровождается делением клетки, т. е. размножения инфузорий в полном смысле этого слова не происходит. Обновляется лишь их ядерный аппарат. Благодаря этому, как и всегда при половом размножении, увеличивается разнообразие наследственных свойств организма и повышается его жизнеспособность.
Копуляция. Встречается среди жгутиковых (Flagellata) и споровиков (Sporozoa). Суть его заключается в слиянии ядер и цитоплазмы двух различных организмов — отцовского и материнского. Развивающаяся молодая особь получает половину наследственных свойств от одного организма, половину от другого и обладает более разнообразной наследственной изменчивостью. Это повышает возможности животного приспосабливаться к условиям окружающей среды.
Ответ: 2134.
Раздел: Основы эволюционного учения
Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Центр, Урал. Вариант 4.
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.4 Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
Спрятать пояснение ·
Поделиться
· Видеокурс ·
1 комментарий · Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 19 № 16193
Установите правильную последовательность, в которой, предположительно, возникли перечисленные классы животных.
1) многощетинковые кольчецы
2) насекомые
3) саркодовые
4) сосальщики
5) пресмыкающиеся
6) хрящевые рыбы
Пояснение.
Первыми появились амебы, это саркодовые, затем появляются кишечнополостные, но их в перечне нет, они дают начало плоским червям, к ним относится сосальщик, далее круглые и кольчатые черви, к которым относятся кольчатые черви, после этого образовались насекомые, затем хордовые — хрящевые рыбы и пресмыкающиеся.
Ответ: 341265.
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.4 Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
Спрятать пояснение ·
Поделиться
· Видеокурс ·
Сообщить об ошибке · Помощь
Задание 19 № 16878
Установите правильную последовательность возникновения перечисленных классов животных.
1) Многощетинковые кольчецы
2) Насекомые
3) Саркодовые
4) Сосальщики
5) Пресмыкающиеся
6) Хрящевые рыбы
Пояснение.
Саркодовые — Сосальщики (Плоские черви) — Многощетинковые кольчецы — Насекомые — Хрящевые рыбы — Пресмыкающиеся.