Организация развивающей образовательной среды в ДОУ
Опубликовано 26.11.2012 - 22:17 - Гашева Елена Александровна
Консультация для воспитателей.
Содержание:
1. Понятие образовательной среды в ДОУ.
2. Требования ФГТ ДО к предметно-развивающей среде.
3. Структура образовательной среды.
4. Требования к построению развивающей образовательной среды.
5. Функции развивающей образовательной среды ДОУ
6. Компоненты развивающей образовательной среды.
7. Соблюдение основных принципов
8. Место педагога в развивающей образовательной среде
Скачать:
Вложение | Размер |
![]() | 40.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация развивающей образовательной среды в ДОУ.
На развитие ребенка оказывают влияние
· Наследственность
· Среда
· Воспитание
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) при введении ФГТ становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей образовательной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:
гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;
непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;
вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;
интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.
В идеале детский сад представляет для ребенка среду, в которой протекает естественная и реальная жизнь, что становится предпосылкой для решения двух важных взаимосвязанных проблем. С одной стороны, максимально приближает учебно-воспитательные ситуации к реалиям детской жизни, что помогает личностному принятию их ребенком; с другой — учит ребенка действовать и общаться в ситуациях, максимально приближенных к социальному бытию человека.
В связи с этим ДОУ рассматривается как целенаправленно специально организованная среда, служащая для ребенка моделью социума.
Специальным образом организованная среда
· оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению
· Выступает в роли стимулятора, движущие силы в целостном процессе становления личности ребенка
· обогащает личностное развитие
· Способствует раннему проявлению разносторонних способностей
Существует несколько определений образовательной среды:
Образовательная среда - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
В соответствии с требованиями ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ среда должна:
— соответствовать принципу развивающего образования, цель которого — развитие ребенка;
— сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
— соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные образовательные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму);
— обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
— предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
— предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах взаимодействия педагога с детьми;
— в полной мере обеспечивать условия для поддержки и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей
Развивающая образовательная среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам: