Education of kindergarten as a space of artistic and aesthetic abilities of the child




Федотова А.В., Крынцылова И.А.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 323», г. Красноярск, Красноярский край, Россия

Fedotova A., Krintsilova I.

Municipal pre-school educational institution «Child Development Center − Kindergarten № 323», Krasnoyarsk, Krasnoyarsk region, Russia

 

Описывается опыт работы МДОУ № 323 по созданию в учреждении образовательной среды, способствующей эффективному развитию природного потенциала детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.

The experience of kindergarten № 323 on the establishment in the institution of educational environment conducive to the effective development of the natural potential of children in different kinds of art and aesthetic activity.

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 323 является художественно–эстетическое направление. Основной задачей в рамках данного направления является: максимальное раскрытие природного потенциала детей в различных видах художественно–эстетической деятельности.

Концептуальными основами образовательной деятельности МДОУ являются научные исследования в области эстетического воспитания Т.С. Комаровой, Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Б.М. Неменского, Б.М. Теплова, А.И. Савенкова.

Многолетний опыт работы коллектива МДОУ, позволил создать в учреждении особую, обогащенную образовательную среду, способствующую раннему пробуждению и эффективному развитию способностей ребенка. Данная образовательная среда имеет ряд характеристик (направленностей).

Художественно–эстетическая направленность. Основным средством художественно–эстетического воспитания детей в МДОУ является искусство. Искусство во всем своем многообразии является непременным «атрибутом» предметно – средового ансамбля, содержания воспитательно – образовательного процесса МДОУ. Искусство представляет собой общий фон, на котором происходит процесс воспитания и развития ребенка. Оно глубоко проникает во все сферы, формы жизнедеятельности детей, с самых ранних лет сопровождает их в образовательном процессе.

Художественно–эстетическое насыщение образовательной среды обеспечивается посредством:

· гармоничного наполнения предметно–пространственной среды МДОУ произведениями искусства: картинами художников (оригиналы и репродукции), статуэтками, изделиями декоративно–прикладного искусства и т.д. Произведения искусства присутствуют везде: в игровых и учебных помещениях, коридорах, холлах и лестничных маршах, административных кабинетах;

· организации на базе МДОУ мини–музея искусств, который периодически преображается: в музыкальный или театральный салон, картинную галерею, архитектурную выставку, литературную гостиную. Мини–музей способствует максимальному погружению ребенка в атмосферу того или иного вида искусства, дает возможность организовывать процесс знакомства детей с искусством в игровой и занимательной форме;

· оборудования в МДОУ специальных дополнительных учебных помещений (творческих мастерских) для занятий детей художественно–эстетическими видами деятельности. Это могут быть различные студии: театральная, изобразительная, прикладного творчества, зал для занятий хореографией, комната сказок, библиотека и т.п. Общая атмосфера, созданная в этих помещениях, способствует возникновению у ребенка особого эмоционального настроя. В такой атмосфере ребенок неизбежно пропитывается духом творчества, у него появляется стремление к созидательной деятельности;

· оборудования в групповых помещениях зон художественно–творческой деятельности: уголки ряженья, музыкальной и театрализованной деятельности, изобразительного и прикладного творчества. Наличие в групповых помещениях этих зон обеспечивает удовлетворение ребенком художественно–эстетических потребностей и интересов в процессе свободной нерегламентированной художественно–творческой деятельности;

· приоритета художественно–эстетических видов деятельности в образовательном процессе, который обеспечивается посредством:

− увеличения процентного соотношения видов занятий в сторону занятий художественно–эстетическими видами деятельности,

− введения в учебный план МДОУ принципиально новых видов занятий: занятие по эстетике, занятие по хореографии;

· увеличения числа досуговых мероприятий художественно – эстетической направленности: праздников, развлечений, экскурсий;

· максимального приобщения детей к «живому» искусству: экскурсии в музеи, музыкальные и художественные школы, центры детского творчества, посещение концертов, спектаклей, выставок, творческие встречи с деятелями искусства, мастерами исполнительского творчества в детском саду.

Развивающая направленность. Образовательная среда МДОУ ориентирована на активное, творческое познание ребенком окружающей действительности. Развивающими характеристиками образовательной среды ДОУ являются:

· разнообразие – с одной стороны – многообразие оборудования, материалов и пособий, обеспечивающих знакомство детей с искусством, с другой стороны – многообразие форм, методов и технологий работы с детьми в рамках художественно–эстетического воспитания;

· открытость – отсутствие «закрытых дверей», запретов на контакт ребенка с предметно–пространственной средой. Все оборудование и материалы досягаемы для ребенка, находятся в поле его зрения. Открытость также рассматривается как «прозрачность» образовательного процесса: все, что происходит в образовательной среде ДОУ – открыто для всех участников образовательного процесса;

· мобильность – возможность видоизменять, модифицировать образовательную среду (предметно–средовой ансамбль, воспитательно–образовательный процесс) с учетом интересов и потребностей детей, родителей;

· ориентированность на творчество – возможность ребенка заниматься созидательной деятельностью: экспериментировать с многообразием форм, красок, музыкальных звуков, движений, слов, театрально–игровых образов. Творчески развивающими компонентами образовательной среды МДОУ являются:

− зоны творческой деятельности в групповых помещениях;

− учебные занятия художественно–эстетического цикла с творческой тематикой;

− творческие задания на учебных занятиях, в процессе нерегламентированных форм жизнедеятельности детей;

− творческие игры;

− творческие проекты;

· ориентированность на зону ближайшего развития ребенка – создание для ребенка в образовательном процессе ситуаций интеллектуального и творческого затруднения: применение развивающих педагогических технологий и методов работы, а также игр, игрушек, материалов и пособий, использование которых предполагает активное сотрудничество ребенка с взрослым.

Личностно–ориентированная направленность. Образовательная среда МДОУ строится на позициях гуманистической педагогики, ориентированной на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, его свободного эффективного развития.

Личностно–ориентированная направленность образовательной среды МДОУ обеспечивается посредством:

− приспособления среды к индивидуальным особенностям ребенка, максимального удовлетворения в образовательном процессе интересов и потребностей детей и родителей;

− личностно–ориентированный характер взаимодействия участников образовательного процесса: сотрудничество, равнопартнерство, взаимоуважение, диалогичность, доверие, свободу самовыражения;

Личностно–ориентированная направленность образовательной среды МДОУ реализуется через:

· максимальную дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса: минимализация фронтальных форм организации образовательного процесса, активное использование дифференцированных и индивидуальных форм работы с детьми:

− учебные занятия – в подгруппах;

− введение в структуру учебного плана кружковых занятий. Участие каждого ребенка старшего дошкольного возраста в кружковой деятельности – важный принцип образовательной политики МДОУ;

− введение в структуру учебного плана учебного занятия по интересам детей (занятие – выбор);

− организацию индивидуальных развивающих занятий с детьми, имеющими яркие проявления природного потенциала в тех или иных видах художественно–эстетической деятельности по специально разработанным индивидуальным образовательным программам;

· предоставление ребенку возможности выбора интересующей его художественно-эстетической деятельности. Критериями «отбора» детей для организации углубленной работы по развитию художественно–эстетических способностей являются не только диагностические показатели. За ребенком закрепляется право заниматься в том или ином кружке даже при отсутствии явных признаков природного потенциала. Главный критерий – желание и интерес ребенка к данному виду художественно–творческого труда. Ребенок имеет право на выбор и внутри самой деятельности, который реализуется через выбор тематики и содержания деятельности, средств и способов достижения результата;

· поощрение и стимулирование детских творческих начинаний и инициатив. Продукт детской художественно–творческой деятельности – большая педагогическая ценность, к которой необходимо относиться с особым уважением и преклонением. Рисунок, глиняная статуэтка, театральный образ, танцевальная картинка, незатейливая песенка или стишок, созданные ребенком, представляют не меньшую художественную ценность, чем творения настоящих мастеров: художников, скульпторов, композиторов, поэтов, актеров, балетмейстеров.

Особое место в образовательной среде МДОУ занимают разнообразные формы презентации детских творческих достижений: постоянно действующие выставки изобразительного и декоративно–прикладного творчества, концерты, смотры чтецов, театральные и музыкальные фестивали.

Здоровье сберегающая направленность. Здоровье ребенка главная педагогическая ценность и условие успешной реализации любой образовательной программы. Здоровье сберегающая направленность образовательной среды в МДОУ обеспечивается через:

· создание в учреждении атмосферы доброжелательности, эмоционального подъема, психологической свободы и защищенности, внимания и заботы;

· обеспечение ребенку возможности удовлетворения физиологических и личностных потребностей, желаний и интересов;

· предоставление ребенку возможности самореализации в различных видах деятельности;

· соблюдение санитарно–гигиенических норм и требований к организации воспитательно–образовательного процесса;

· исключение эмоциональных, интеллектуальных и физических перегрузок ребенка;

· координацию педагогических действий педагогов, медиков и родителей.

Образовательная среда, созданная в МДОУ, способствует эффективному и качественному развитию детей. Большинство из них достигают в художественно–эстетическом развитии такого уровня, который становится гарантом дальнейшего успешного художественно–эстетического образования детей. Ежегодно 65–70% выпускников МДОУ с успехом поступают и обучаются в школах с углубленным изучением предметов эстетического цикла, специализированных гимназиях, школах искусств, Центрах детского творчества, лучших хореографических коллективах города.

Подольская О.А., ассистент кафедры дошкольной и коррекционной педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина, г. Елец

Основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют специфические виды детской деятельности, способствующие полноценному развитию ребенка. К развивающим видам деятельности дошкольника относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская. Также в качестве условия полноценного физического развития детей необходимо обеспечить им двигательную активность.

Предметная среда ДОУ должна включать предметы и оборудование, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности, а материалы должны — подбираться с учетом возраста детей в конкретной группе ДОУ.

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Соответствие возрасту ребенка — одно из значимых условий организации предметно-развивающей среды. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей конкретного возраста и учитывать особенности зон развития, характерные для отдельного ребенка.

Один из важнейших факторов развития личности ребенка — среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в ДОУ, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

При организации деятельности учреждения особое внимание необходимо уделять формированию предметно-развивающей среды, исходить из самоценности периода до­школьного детства и развития потенциальных возможностей каждого ребенка.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда — система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание его духовного и физического развития [1].

Можно выделить несколько компонентов развивающей среды.

Социальный. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, Е.А. Кузьмин и др. выделяют основные характеристики данного компонента:

— взаимопонимание всех субъектов и их удовлетворенность взаимоотношениями;

— преобладающее позитивное настроение;

— авторитетность руководителей;

— степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;

— сплоченность;

— продуктивность взаимоотношений.

Пространственно-предметный. В.В. Давыдов выделяет главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»: среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; связной, позволяющей ему, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты; гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

Психодидактический. Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка — оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, обеспечивающими комплекс возможностей для личностного развития [3].

Предметно-развивающая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок смог заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по интересам.

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Необходим уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме, просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки могут служить и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом отгораживаясь от общего пространства, создать свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т.е. создание «своего» личного пространства.

Мебель и оборудование в группе устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью должна использоваться различная мебель, в том числе и разноуровневая: диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Такая организация пространства — одно из условий среды, дающее возможность воспитателю приблизиться к позиции ребенка.

При построении предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие принципы:

— открытости;

— гибкого зонирования;

— стабильности (динамичности) развивающей среды;

— полифункциональности.

Принцип открытости. Его можно реализовать в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и своего «Я».

В предметно-пространственную среду группы необходимо включить не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме уголков природы в группах, где дети наблюдают за растениями, проводят элементарные опыты, можно организовать экологическую комнату. Помимо специальных занятий, дети могут посещать ее в свободное время. Растения, клетки с птицами, аквариумы позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы. Они учатся слушать журчание воды, пение птиц, рассматривать растения и при этом отдыхать. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят птиц, морских свинок, черепах и чистят их клетки.

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если дети младшего возраста на нем отмечают лишь основные явления природы (дождь, снег), старшие дошкольники самостоятельно отмечают погоду, температуру воздуха, помещают свои рисунки об увиденном в природе.
В уголках детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной. В средней группе они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. В старшем возрасте основной целью этой деятельности становится ознакомление детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т.д.).

Элементы культуры — живописи, литературы, музыки, театра — входят в дизайн интерьера детского сада. В каждой группе должны организовываться вы­ставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок). Воспитателям необходимо с уважением относиться к продуктивной деятельности каждого ребенка. Дети должны знать, где в группе можно хранить игрушки, «драгоценные» для них предметы, принесенные из дома, незаконченные поделки и рисунки.

Открытость обществу и открытость своего «Я» предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого в группах можно оформить вы­ставки фотографий «Вот мы какие», должно быть место для хранения семейных альбомов. Каждая группа может иметь свое название, которое обыгрывается в предметной среде.

Принцип гибкого зонирования. заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает им самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Принцип стабильностидинамичности развивающей среды тесно связан с принципом гибкого зонирования.

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, необходимо оборудовать ее конструкторами, кубиками, машинами, что позволит детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если больше девочек, чаще нужно организовывать игры в «семью», «больницу», «магазин», выделяя для этого большую часть группы. Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, тем самым меняется в восприятии и его окружение.

Развивающая среда может быть постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, залов (музыкального, физкультурного), и более динамичной, например, оформление зала, групповой, вестибюля для какого-то конкретного праздника, досугового мероприятия, на время постановки сказки.

Еще более динамична развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и специфична для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному духовному общению.

Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения дет­ского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, не несущими в себе определенной смысловой информации, развивает воображение и знаково-символическую функцию мышления дошкольников.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек — не основное условие развития ребенка.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Предметная среда не должна быть самоцелью — это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда становится таковой, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.

Предметно-развивающее образовательное пространство, организованное в детском саду, должно способствовать обогащенному развитию, обеспечивать эмоциональное благополучие, отвечать интересам и потребностям детей; в воспитательно-образовательном процессе помогать осуществлению комплексного подхода. В развивающее пространство детского сада необходимо включать следующие компоненты: пространство интеллектуального, социального, физического, экологического, эстетического развития.

По мнению В.А. Петровского, обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка [2]. Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности.

Все компоненты предметно-развивающей среды должны быть связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир должен включать в себя разнообразие, объектов социальной действительности. Предметно-развивающая среда необходима детям прежде всего потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых, от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, становится источником его знаний и социального опыта.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить:

— она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка;

— необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;

— дизайн детского сада ориентирован на безопасность и возраст детей;

— элементы декора должны быть легко сменяемыми;

— в каждой группе должно быть предусмотрено место для экспериментальной деятельности;

— организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы;

— пространство группового помещения должно быть полифункционально;

— цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами;

— при создании развивающего пространства в групповом помещении нужно учитывать ведущую роль игровой деятельности;

— предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Литература

1. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. СПб., 2006.

2. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003.

3. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000.

Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. М.интернет-ресурс.

. Профессиональные умения и личностные качества педагога

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С. А. Козлова, Т. А. Куликова выделяют:

педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог — ребенок», «педагог — родитель», «педагог — коллеги»;

педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Помимо перечисленных качеств, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько).

Гностические — это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей;

Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

Специальные умения педагога — это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

Вопросы для самоконтроля

Охарактеризуйте структурные компоненты педагогической деятельности.

Выделите уровни продуктивности педагогической деятельности.

Обоснуйте позицию педагога, оптимально учитывающую индивидуальные особенности ребенка.

Проведите сравнительный анализ педагогических стилей взаимодействия.

Охарактеризуйте основные функции педагогической деятельности.

Составьте профессиограмму педагога дошкольного образования.

Список литературы

Буряк, В. К. Функции преподавателя в структуре педагогической деятельности / В. К. Буряк // Среднее специальное образование. — 1990. — № 6. — С. 20—21.

Галузяк, В. М. Проблема личностной референтности педагога / В. М. Галузяк, Н. И. Сметанский // Педагогика. — 1998. — № 3.

Дошкольная педагогика: в 2 ч. / под ред. В. И. Логиновой [и др.]. — М., 1988. — Ч. 2. — 270 с.

Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — Ростов н/Д., 1997. — 480 с.

Козлова, С. А Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М., 2000. — 416 с.

Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т Лихачев. — М., 1998. — 464 с.

Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. — М.,1993.

Подласый, И. П. Педагогика: в 2 кн. / И. П. Подласый. — М., 2001. — Кн. 1. — 576 с.

 

Тема 5. Построение развивающей среды в ДОУ

5.1. Понятие и сущность развивающей среды

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:

гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;

вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;

открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Активное исследование роли развивающей образовательной среды в целостном педагогическом процессе ведется в последние годы в трудах отечественных ученых А. И. Арнольдова, Е. В. Бондаревской, С. И. Григорьева, И. А. Колесниковой, Ю. С. Мануйлова, А. В. Мудрака, Л. И. Новиковой, В. А. Сухомлинского, В. Д. Семенова, Ю. С. Мануйлова, В. В. Серикова, И. В. Слободчикова, В. М. Полонского и др.

В исследованиях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:

каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

обучение организовано на основе ведущей деятельности;

продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

function goToThePage(num_page){ var page_url='/Books/1/0481/1_0481-51.shtml'; if (num_page==51 && num_page



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: