Раздел 1. Введение в педагогическую профессию




 

1.1. Введение в педагогическую деятельность

Общая характеристика педагогической профессии. Понятия «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация». Классификация профессий. Педагогические должности в образовательных учреждениях: учитель-предметник, воспитатель, методист, завуч, директор и т.д.

Перспективы развития педагогической профессии. Основные виды профессионально-педагогической деятельности: воспитание, преподавание. Гуманистический характер педагогической деятельности. Ценностные характеристики педагогической деятельности. Значимость и престиж педагогической профессии в обществе.

Социальная миссия и профессиональные функции педагога. Понятие «социальная миссия» педагогической деятельности. Гуманистическая природа и творческий характер педагогического труда. Функции педагога, его квалификационно - профессиональные обязанности и роли: воспитательная, образовательная, диагностическая, прогностическая, организаторская, аналитическая, методическая, специальная, социальная, коммуникативная, функция, охрана жизни и здоровья.

Требования современных стандартов к личности и профессиональной компетентности педагога. Характеристика профессионально значимых качеств личности сферы «человек-человек»: организаторские, дидактические, перцептивные, суггестивные, коммуникативные, креативные, конструктивные, эмоциональная устойчивость, научно-познавательные и др.

Понятие «профессиональная компетентность». Виды профессиональной компетентности: специальная, социальная, личностная, индивидуальная. Характеристика подходов к определению структуры профессиональной компетентности (через систему педагогических умений педагога с одной стороны, другой - в соответствии с ведущими видами профессиональной деятельности – воспитательной, научно-методической, научно-исследовательской, культурно-просветительской и др.). Требования к теоретической готовности педагога. Требования к практической готовности педагога.

Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога. Сущность и основные компоненты индивидуальной педагогической культуры. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры. Педагогические ценности как ориентир и стимул социальной и профессиональной активности. Личностно-творческий компонент профессионально педагогической культуры как творческая направленность и своеобразие личности.

Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности. Многоуровневая система педагогического образования.

Педагогическое творчество как способность выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, оригинальные методы и технологии. Мастерство как высший уровень профессионализма. Особенности формирования индивидуально-личностного стиля деятельности педагога.

 

1.2. Общие основы педагогики

Педагогика в системе наук о человеке. Происхождение и сущность понятия «педагогика». Критерии науки как сферы человеческой деятельности. Объект и предмет педагогики. Закономерности педагогической науки. Основные свойства педагогической науки: гуманность, социальность, открытость. Функции педагогической науки. Основные задачи педагогической науки. Педагогика как единство теории и практики обучения и воспитания подрастающего поколения.

Структура педагогической науки. Развитие самостоятельных отраслей научно-практического педагогического знания. Сущность связи педагогики с философией, психологией, социологией, физиологией и другими науками. Интегративный процесс в педагогической науке и создание новых отраслей гуманитарных знаний.

Понятийно-категориальный аппарат педагогики. Понятийно-категориальный аппарат педагогики: воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, педагогическая система, педагогическое взаимодействие, социализация. Общенаучные категории: развитие, формирование и их сущность. Понятие «человек» и его ипостаси (индивид, личность, индивидуальность). Значение определения понятий для развития педагогической науки и практики. Современные процессы обновления понятийного аппарата педагогической науки.

Методология педагогики и методы научно-педагогического исследования. Понятие о методологии педагогической науки и ее уровнях (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический). Различные философские учения как методологическая основа педагогической науки. Сущность и основные идеи педагогики экзистенциализма, неотомизма, неопозитивизма, прагматизма, диалектико-материалистической педагогики, гуманистической педагогики. Педагогические исследования: фундаментальные, прикладные, разработки. Программа педагогического исследования, его структура и содержание. Методы научно-педагогического исследования.

 

1.3. Нормативно-правовое обеспечение образования.

Современная система образования РФ и законодательство, регулирующее отношения в области образования. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Система образования и ее компоненты. Принципы государственной политики в области образования. Основные типы образовательных учреждений. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы.

Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования в сфере образования. Закон РФ «Об образовании в РФ», смежные законодательные акты. Перспективы развития законодательства в области образования.

Права ребенка и формы их правовой защиты. Отражение прав ребенка в основных международных документах: Женевская декларация прав ребенка (1924г.), Декларация прав ребенка (1959г.). Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.), Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (1986г.) и др.

Основные положения Конвенции о правах ребенка. Российское законодательство о правах ребенка (Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, и др.)

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус субъектов образовательного процесса

Правовой статус образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений и организаций. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательных учреждений, объединения, союзы, ассоциации.

Права и обязанности, ответственность образовательных учреждений. Требования к уставу образовательного учреждения, его правовой статус.

Правовой статус учащихся образовательных учреждений. Социальная защита учащихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) в образовательных отношениях. Правовой статус работников общеобразовательных учреждений. Специфика правового регулирования трудовых, имущественных, управленческих отношений в образовательных учреждениях различных типов и видов. Особенности правового регулирования трудовых отношений в области образования. Формы защиты прав работников образовательных учреждений.

 

Раздел 2. Теоретическая педагогика

2.1.Теория обучения

Сущность, движущие силы и логика процесса обучения. Теории целостного педагогического процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Понятийно-категориальный аппарат дидактики. Конкретизация целей в дидактическом процессе, таксономия учебных целей. Противоречия и движущие силы процесса обучения. Логика и закономерности процесса обучения. Двусторонний характер процесса обучения.

Система дидактических принципов, их характеристика: сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, доступность, научность, связь теории с практикой. Психологические основы принципов обучения и их практическая направленность. Правила обучения.

Современные дидактические концепции и модели организации обучения. Основные концепции обучения или дидактические системы. Социокультурная теория содержания обучения (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Компетентностная теория содержания обучения (А. А. Пинский, В. В. Сериков, Б. Д. Эльконин). Современные модели организации обучения. Сущность проблемного обучения (М. И. Махмутов). Основные функции и методы проблемного обучения. Особенности программированного обучения. Проблемы компьютеризации обучения. Сущность дистанционного обучения.

Понятие о развитии личности ребенка. Основные периоды детства. Развитие ребенка в социуме. Внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые факторы развития ребенка. Роль деятельности и общения в развитии личности. Противоречия – движущие силы развития ребенка.

Детство как социокультурный феномен. Основные периоды детства, их психолого-педагогическая характеристика. Акселерация и неравномерности развития. Индивидуальный подход в обучении и воспитании.

Требования федерального государственного образовательного стандарта к качеству обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт как гарант качества образования. Функции и структура ФГОС. Учебный план и его содержание. Учебные программы: типовые, рабочие и авторские.

Понятие и сущность содержания образования. Основные теории формирования содержания образования: теория материального содержания образования, теория формального содержания образования, теория дидактического прагматизма, теория функционального материализма, теория операциональной структуризации содержания образования. Современные требования к содержанию образования.

Системно-деятельностный и компетентностный подходы к построению педагогического процесса.

Типология и многообразие образовательных учреждений. Методы обучения. Образование как ценность, процесс, система, результат. Образование как социокультурный феномен. Основные типы образовательных учреждений в современной системе образования РФ. Система послевузовской профессиональной подготовки.

Понятие о методе обучения. Соотношение метода и приема обучения. Эволюция методов обучения. Разнообразие классификаций методов обучения: классификация методов обучения по уровню активности учащихся, по источнику получения знаний, по дидактической цели, по характеру познавательной деятельности учащихся, на основе целостного подхода к процессу обучения, бинарные и полинарные классификации.

Классификация средств обучения. Генезис форм обучения. Средство обучения как источник информации и как инструмент освоения учебного материала. Классификация средств обучения.История развития форм обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая, классно-урочная система, Белл-ланкастерская система, мангеймская система, Дальтон-план, бригадно-лабораторная система обучения, метод проектов, план Трампа, неградуированные классы. Современные нетрадиционные формы обучения.

Урок как основная форма организации учебного процесса. Типология и структура уроков: урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний, урок закрепления знаний уроки выработки и закрепления умений и навыков, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки знаний, умений и навыков учащихся. Современные требования к уроку.

2.2. Теория воспитания.

Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса. Современные концепции воспитания. Воспитание в сочетании с обучением как составная часть процесса образования. Педагогическая трактовка воспитания как целостной, организованной системы условий, средств и средовых влияний, формирующих социально значимые сознание, чувства и поведение личности с опорой на активность личности.

Понятие о воспитательном процессе, как о целенаправленном, разноуровневом, организованном, педагогически управляемом процессе взаимодействия субъектов воспитания, направленном на достижение целей и задач социально-ценностного становления личности.

Понятие о воспитательной системе как о совокупности целей, отношений, среды, управления, создаваемой для реализации педагогических целей и обеспечения самореализации личности.

Концепции гуманистического воспитания.

Содержание воспитания.

Система форм, методов, технологий организации воспитательного процесса. Понятие о формах организации образовательного процесса как о сущности, отражающей связь различных субъектов данного процесса и характер их взаимодействия, взаимоотношений. Понятие о методике воспитания как отрасли педагогического знания о способах организации воспитательного процесса. Понятие о педагогической технологии как о совокупности приёмов реализации целей и задач воспитания на основе общего и авторского алгоритма. Специфика педагогической технологии воспитания. Инверсионная зависимость между понятиями технология и методика. Понятие о методах воспитания как о способах реализации его целей и задач. Инверсионное взаимодействие между методами и средствами воспитания. Классификация методов воспитания. Правила выбора методов воспитания..

Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Педагогическое взаимодействие: содержание, сущность, виды. Характеристика учебных и воспитательных взаимодействий.

Особенности коллективной системы воспитания. Сущность и признаки коллектива. Принципы развития коллектива А.С. Макаренко. Коллектив и личность.

Школьный коллектив. Детские и юношеские объединения. Классификация методов воспитания по способам организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива. Постановка перспектив, коллективная игра, самоуправление, повседневное общение, коллективный труд.

Поликультурное воспитание: этническая, конфессиональная толерантность. Национальное своеобразие воспитания и гражданско-патриотическое воспитание. Особенности поликультурного воспитания.

Толерантность как принцип гуманистической педагогики. Общая характеристика терпимости и толерантности. Этническая, конфессиональная толерантность. Межкультурные различия и формы межнационального взаимодействия. Модели толерантности по отношению к другим культурам, народам, конфессиям (В.А. Лекторский).

Социально-педагогические условия формирования толерантной личности в поликультурной образовательной среде.

 

2 .3. Социальная педагогика.

Социальная педагогика как ведущая отрасль современной гуманистической педагогики. Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности. Предмет и объект социальной педагогики. Прикладные задачи социальной педагогики. Основные понятия социальной педагогики: социальное воспитание и развитие, социализация, социальная среда, микросоциум, социально-педагогическая деятельность, социально-педагогическая помощь.

Социальное воспитание как система и процесс содействия разумной самоорганизации жизни человека. Принципы социального воспитания. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи.

Социализация как контекст социального воспитания. Анализ процесса «социализация». Основные виды социализации: поло-ролевая, семейно-бытовая, профессионально-трудовая, субкультурно-групповая.

Основные теоретические подходы к процессам социализации, социального воспитания и становления: культуроцентрическая теория (Н.А. Данилевский, А.Ф.Лосев, О Шпенглер); социоцентрические теории: субъект-объективного воздействия и субъект-субъективног,о межиндивидуального взаимодействия общества и индивида (Э.Дюргейм, Дж.М. Мид, Ч.Кули).

Семья, образование, религия и культура – основные институты социализации ребенка.

Факторы социализации: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы, мегафакторы (А.В.Мудрик).

Социально-педагогические и социально-психологические механизмы социализации (А.В.Мудрик).

Семья как общественный институт социализации личности. Факторы семейного воспитания: субъективные и объективные. Традиции семейного воспитания. Стили семейного воспитания (гиперопека, гипопротекция, запрет-репрессия и др.). Методы духовно-нравственного воспитания ребенка в семье: информационно-символические; разъяснительно-распорядительные; стимулирующе-побудительные; действенно-практические. Родительский авторитет. А.С.Макаренко о типах родительского авторитета. Особенности современной семьи.

Психолого-педагогические проблемы социализации детей в однодетных и неполных семьях. Социально-педагогическая помощь конфликтным, асоциальным, неполным семьям.

Влияние среды на развитие личности ребенка. Понятия «норма» и «отклонения от нормы». Типы отклонений. Социальная среда как средство воспитания и социализации. Усвоение социальных ролей как составляющая процесса социализации личности. Позитивные и негативные роли. Социальная адаптация. Роль воспитания и самовоспитания в социализации ребенка. Социальная дезадаптация и социальная реабилитация ребенка.

Значение понятий «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике. Влияние состояния здоровья и отклонений в здоровье ребенка на процесс его развития. Психические отклонения от нормы и социализация ребенка. Понятие «социальная норма» как регулятор поведения личности (правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные, обычаи и традиции).

Девиантное поведение и технологии его преодоления в социально-педагогической деятельности. Девиантное поведение как социальное отклонение. Различные классификации и концепции отклоняющегося поведения. Девиантное, делинквентное и криминальное поведение подростков: общие и отличительные признаки.

Анализ инновационо-педагогических подходов к организации социального воспитания и поддержки личностного роста ребенка: вальдорфская педагогика Р.Штайнера, теория «свободного воспитания» К.Н. Вентцеля, педагогика среды С.Т. Шацкого, «справедливое сообщество» Л. Кольберга.

Особенности социально-педагогической деятельности с различными категориями детей девиантного поведения.

 

Раздел 3. История образования и педагогической мысли

3.1. Развитие педагогических взглядов и идей за рубежом до XVII века.

История образования и педагогической мысли как область научного знания. Модели воспитания и образования человека

Соотношение понятий «культура» и «образование». Образование как ценность, система, процесс, результат. Структура модуля “История образования и педагогической мысли”. Процесс осмысления педагогической теории и практики образования человека в истории развития общества. Этапы становления педагогической науки. Сущность теоцентрической, социоцентрической, натуроцентрической и антропоцентрической моделей воспитания и образования человека.

Воспитание в первобытном обществе и сущность образования в странах древневосточной цивилизации

Традиционные концепции происхождения воспитания: эволюционно-биологическая теория (Дж. Симпсон) и психологическая теория (П. Монро). Воспитание в первобытном обществе как передача жизненного опыта старшего поколения младшему, как часть повседневной борьбы за выживание. Зарождение воспитания как особого вида деятельности.

Школа и воспитание в странах Древнего Востока (Ассирия, Вавилония, Египет, Индия, Китай). Возникновение и развитие письменности как важнейший фактор развития школы. Основные типы школ в странах Древнего Востока.

Системы образования и философско-педагогические идеи в античном мире

Спартанская система воспитания - классический образец авторитарной педагогики. Афинская система воспитания и образования как основа гуманистической педагогики. Учебные заведения классического периода. Философско-педагогическая мысль Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель). Сущность гражданского характера Римской системы воспитания и образования. Школы и педагогическая мысль в Древнем Риме.

Зарождение христианской традиции воспитания.

Развитие образования и религиозно-педагогической мысли в эпоху раннего средневековья

Становление христианства официальной религией и государственной идеологией в странах Западной Европы. Образование и педагогическая мысль в период раннего Средневековья. Типы церковных школ (приходские, монастырские, кафедральные). Содержание образования средневековых школ (“семь свободных искусств” - “тривиум”, “квадривиум”). Система рыцарского воспитания и женское образование. Светское образование. Типы светских школ. Создание университетов в Западной Европе. Влияние средневековой философии теоцентризма на воспитание и образование (богословие, схоластика, томизм).

Образование и педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации

Педагогическая триада Возрождения: классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание. Гуманистические идеи эпохи Возрождения и их влияние на образование (В. де Фельтре, Ф. Рабле, М. Монтень, Э. Роттердамский, Т. Мор).

Политика реформации в области воспитания и образования.

Школы эпохи Возрождения. Университеты как высшие школы и центры культуры.

 

3.2. Основные направления развития педагогической мысли и школы за рубежом в XVII-XXI веках

Школа и педагогическая мысль эпохи Нового времени и Просвещения

Педагогическая система Я. А. Коменского. Демократические и гуманистические идеи образования человека. Сущность принципа природосообразности и его реализация в дидактической теории. Система школ, содержание образования и классно-урочная система организации обучения. Основные принципы и правила обучения. Вклад Я. А. Коменского в развитие и становление педагогической науки.

Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Дж. Локка (Англия). Система воспитания “джентльмена”, ее традиции в современной английской школе.

Педагогические идеи французских просветителей (Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеций, Д. Дидро). Теория “свободного воспитания” Ж. Ж. Руссо (естественное право, естественная религия, естественное воспитание, метод естественных последствий).

Зарубежные социально-педагогические учения и педагогические концепции XIX -XX вв.

Социально-педагогическая деятельность И. Г. Песталоцци. Основные идеи и принципы воспитания. Сущность теории “элементарного образования”.

Особенности педагогической теории И. Ф. Гербарта. Сущность идеи “воспитывающего обучения”.

Педагогическая система Ф. А. В. Дистервега. Идея общечеловеческого воспитания. Цель и основные принципы воспитания и образования. Значение педагогических идей Ф. А. В. Дистервега для развития педагогической науки.

Филантропическая теория и практика Р. Оуэна. Идея связи обучения с производительным трудом и реализация ее в социально-педагогических экспериментах.

Основные направления развития педагогической мысли в Западной Европе и США - “традиционализм», «новое воспитание”.

Основные направления развития педагогической мысли и школы за рубежом конца XX –начала XXI вв.

Основные направления современной зарубежной педагогики. Дидактические концепции, рационалистическая модель, феноменологическое направление. Концепции теории воспитания: социологизаторский подход, биопсихологический подход.

Различные типы современных западных учебных заведений. Частные и государственные учебные заведения. Воспитательные возможности скаутского движения за рубежом. Высшая школа, ее проблемы и тенденции развития.

3.3. История развития образования и педагогической мысли в России

Воспитание, образование и религиозно-педагогическая мысль в России до XVII в. (церковно-религиозный период)

Этапы развития воспитания и образования: киевский (X - ХШ вв.), московский (XIV - ХУП вв.). Влияние богословской мысли Византии на древнерусскую культуру. Создание славянской азбуки (кириллицы), ее роль в развитии просвещения на Руси. Просветительская деятельность русских князей и роль монастырей в распространении грамотности. Первые учителя - “мастера грамоты”. Новгородские “еретические” движения, их влияние на образование русских людей. Памятники педагогической литературы XI -ХVI вв. Основные направления воспитания и обучения в ХVП в. Славяно-греко-латинская академия.

Просвещение и образование в России в XVIII в. (государственный период)

Просветительские реформы Петра 1. Введение гражданского алфавита. Возникновение периодической печати. Первые светские, профессиональные школы. Роль В. Н. Татищева в создании профессиональной школы на Урале. Учреждение Российской Академии наук и университета в Петербурге. Сословная система образования в России и основные ее черты. Возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений. Деятельность М. В. Ломоносова по созданию отечественной науки и развитию общенародного образования. Открытие Московского университета. Образование в эпоху «просвещенного абсолютизма». Сущность воспитания «новой породы людей». Школьные реформы конца ХVШ в.

Школа и педагогика России в XIX - начале XX вв. (общественный период)

Либеральная школьная реформа Александра 1. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования (Устав 1804 г.). Открытие Царскосельского лицея. Педагогические идеи и программные требования декабристов в области народного образования. Сущность «отечественного воспитания».

Период контрреформ в области просвещения. Уставы 1828, 1835 гг. Усиление сословности в образовании и клерикализации школьного дела. Идеологические принципы воспитания и образования в России: «православие, самодержавие, народность» (С. С. Уваров).

Общественно-педагогическое движение 50-60 гг.: революционно-демократическое направление (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов), гуманистическое направление (Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой).

Школьная реформа 60-х годов. Классическое и реальное гимназическое образование. Реформирование среднего женского образования. Земская деятельность по народному образованию. Контрреформы 70-80-х годов. Создание церковно-приходских школ. Развитие частной инициативы в области высшего женского образования.

Деятельность добровольных обществ, комитетов, комиссий по вопросам народного образования. Общественно-педагогическое движение “новая педагогика” (П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель, С. И. Гессен). Либеральная школьная политика правительства в началеXX в. Проекты “О введении всеобщего начального образования в Российской империи”. Демократизация и либерализация университетского образования (“Временные правила” 1905 г.). Создание Педагогической Академии в Петербурге (1908 г.). Проект реформы средней школы П. Н. Игнатьева (1916 г.). Разновидности организационных форм высших учебных заведений.

Становление советской школы и педагогики (1917-1953 гг.)

Мероприятия Советской власти по перестройке системы народного образования (Декреты 1917, 1918, 1919 гг.). Деятельность Всероссийского учительского союза (ВУС) против Советской власти. Влияние идеологии марксизма-ленинизма на теорию и практику воспитания “нового человека”. Концепция “Культурной революции”. Положение о “единой трудовой школе”. Новые типы учебно-воспитательных учреждений. Комплексные программы Государственного Ученого Совета (ГУС). Принцип политехнизма в обучении. Развитие советской педагогической науки (педология, социальная педагогика). Социально-педагогические инициативы 20-х гг. (С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский, А. С. Макаренко). Введение всеобщего начального образования (1930 г.). Открытие Свердловского педагогического института (1930 г.).

Усиление классово-партийного давления на школу и педагогическую науку (30-е годы). Педагогическая концепция советской сталинской классовой школы. Система всеобуча. Основные направления деятельности школы и правительственные решения в области школьного обучения в годы Великой Отечественной войны. Противоречивые процессы послевоенного времени: творческий подъем в советской школе и культ личности Сталина, идеологическое давление, репрессии. Введение всеобщего обязательного семилетнего образования (1948г.).

Развитие советской системы образования (1954-1985 гг.)

Задачи образования в период “оттепели”. Ориентация на ускорение НТР. Реформа 1958 г., ее сущность и цели. Усиление партийно-государственного влияния на развитие школы и педагогики в конце 60-х гг. Курс на переход ко всеобщему среднему образованию. Экстенсивный (количественный) путь развития школы. Политика “процентомании” и формализма в школьной практике. Направления и задачи школьной реформы 1984 г.

Инновационный опыт педагогов-новаторов (60-80-е гг.). Гуманистическая педагогика В. А. Сухомлинского. Формирование «неофициальной» педагогической теории и практики (педагоги-новаторы). Педагогика сотрудничества (Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, М. П. Щетинин и др.). Методика развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин). Дидактическая система начального образования Л. В. Занкова. Возрождение социальной педагогики (“педагогика среды”).

Российское образование в конце XX – начале XXI вв.

Основные принципы реформы образования (1992 г.): демократизация, гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, регионализация, деидеологизация, индивидуализация, светскость, непрерывный и развивающий характер образования.

Основные тенденции развития педагогической науки и практики: открытое сотрудничество с мировым образовательным пространством, возврат к гуманистическим традициям отечественной и зарубежной философии, педагогики и христианской антропологии, признание приоритета человека и общечеловеческих ценностей, возникновение различных типов воспитательно-образовательных учреждений (гимназия, лицей, колледж), свобода педагогического творчества, внедрение рыночной экономики в образование.

Ведущие тенденции развития мирового образовательного процесса. Процесс интеграции национальных систем образования

Тенденции развития мировой педагогической науки и школы: демократизация школьных систем; диверсификация и дифференциация образования; гуманистическая направленность воспитания; формы и методы воспитания, повышающие активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся; модернизация классно-урочной системы; опытно-экспериментальная деятельность; педагогизация новейших технических средств; интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования.

Изменение структуры высшего образования в России и за рубежом. Программно-методическое обеспечение содержания образования. Успехи и неудачи реформирования российской системы образования на современном этапе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: