Раздел 4. Практическая педагогика




4.1. Педагогический менеджмент

Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественное управление образованием. Сущность понятий «управление» и «менеджмент». Структура, функции и содержание управленче­ской деятельности педагога. Исходные концепции теории управления. Основные понятия и категории управления. Необходимость педагоги­ческого менеджмента в условиях развития и распространения в системе образования ры­ночных отношений.

Особенности управления образованием в РФ. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Структура органов управления образованием.

Школа как педагогическая система и объект управления. Понятие о системе, виды систем. Признаки и элементы системы. Роль внеш­ней среды в функционировании системы. Системы и организации: отличия и сходство. Виды организаций. Компо­ненты систем и организаций. Строение организации. Понятие об управлении и руководстве системами.

Субъекты образования, учреждения и ор­ганизации как педагогическая система.

Программно-целевой подход к управле­нию и руководству. Показатели качества управления. Производительность управления: соотношение итогового уровня обученности, воспитанности и развитости учащихся к исходному (начальному) уровню.

Управленческая культура руководителя. Понятие и структура управленческой культуры руководителя: аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты. Управленческие способности как основа формирования управленческой культуры педагога. Стили управленческой деятельности и особенности управленческого взаимодействия. Особенности управления трудовыми ресурсами в школе. Управленческие решения. Профессиограмма и карьерограмма руководителя в сфере образования.

Понятие, структура и виды организационной культуры школы.

Способы повышения квалификации работников образовательных учреждений. Методология аттестации педагогов школы. Карьера педагога.

Инновационные процессы в образовании. Сущность и классификации инноваций. Принципы и механизмы эффективного управления инновациями. Инновационный процесс: поиск инновационных идей. Мотивы и экономические интересы в инновационной деятельности.

Бизнес-планирование инновационных процессов: сущность, виды и структура.

Государственная инновационная политика. Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности на территории РФ. Виды и значение интеллектуальной собственности.

Управление инновационными процессами в образовании. Передовой педагогический опыт: обобщение и внедрение в практику педагогической деятельности.

Развитие педагогического и ученического коллективов. Проблемы управления и руководства неформальными организациями подростков и молодежи. Педагогический и ученический коллективы в новых политических и социально-экономических условиях. Перспективы их развития. Педаго­гический и ученический коллективы как субъекты и как объекты педагогического управления и руково­дства. Соревнование и конкуренция в педагогическом и ученическом кол­лективах. Личность и индивидуальность в педагогическом и ученическом коллективах. Лидерство в педагогическом и ученическом коллективах. Вовлечение учени­ков в процесс принятия решений и разделение ответственности в педагогическом и уче­ническом коллективах. Циклы в развитии педагогических и ученических коллективов. Воспитание духа коллективизма. История появления и развития неформального молодеж­ного движения. Влияние педагогов на неформальные организации и малые группы.

 

4.2. Педагогические технологии.

Понятие педагогических технологий. Виды педагогических задач.

Понятие о технологии. Соотношение понятий: методика, техника, технология. Методика и технология как инверсионное единство формы и содержания, структуры и процесса. Понятие о технологической цепи. Технологические операции, технологические предписания, технологические блоки, их педагогическая характеристика.

Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач. Сущность педагогической ситуации и педагогической задачи. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач.

Источники формирова­ния, развития педагогических технологий. Соотношение понятий "педагогическое творчество" и педагогическая технология, их специфика и единство. Приоритетные на­правления в разработке проблем педагогической технологии.

Общая характеристика педагогических технологий. Обзор педагогических технологий: традиционная (репродуктивная) технология, технология развивающего обучения, технология программированного обучения, технология проблемного обучения, технология модульного обучения, технология концентрированного обучения, технология дистанционного обучения, технология педагогического влияния, технология педагогического поиска и др.

Технология педагогического общения. Актуальность формирования коммуникативной компетентности в современном мире. Предмет и задачи педагогической технологии общения. Роль педагогического об­щения в общей системе форм и содержания педагогической деятельности. Педагогиче­ское общение как творческий процесс. Система профессионального общения педагога. Компоненты профессионально-педагогического общения. Конфликты в социально-педагогическом процессе.Условия эффективной организации общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений субъектов образовательного процесса.

Диагностика и самодиагностика уровня общительности, коммуникабельности.

Сформированность коммуникативной сферы как составляющая профессиональной культуры личности педагога. Культура педагогического общения с позиции технологии (соотношение целей и средств их достижения).

Технология организации общения в учебной деятельности. Технология организа­ции общения в процессе творческого воспитательного дела.

 

4.3. Психолого-педагогический практикум.

Психолого-педагогическая диагностика как основа для разработки педагогических технологий

Предмет педагогической диагностики и ее историческое развитие. Сущность и функции педагогической диагностики. Объекты педагогической диагностики в школе. Структура диагностического исследования.

Общие принципы и уровни диагностического исследования педагогических явлений. Понятие «измерение» и виды измерений. Основные функции педагогического контроля в образовательном учреждении. Методы психолого-педагогической диагностики. Общепедагогические основы использования методов тестирования.

Технология диагностико-прогностической деятельности (диагностика общего состояния учебного процесса; диагностика социального развития личности; диагностика воспитательной возможности школьного коллектива; диагностика воспитательного потенциала семьи школьника и др.)

Психолого-педагогическое планирование, проектирование, прогнозирование, моделирование

Планирование как разработка конкретных этапов деятельности на определенных вре­менных промежутках в практической педагогической деятельности. Планирование урока.

Общее понятие о педагогическом проектировании. Объекты педагогического проектирования: педагогические системы, процессы, ситуации. Этапы и формы педагогического проектирования. Технологии педагогического проектирования.

Прогнозирование как мысленное конструирование будущего состояния образовательной практики. Функции педагогического прогнозирования: управленческая., преобразующая, мировоззренческая, теоретическая, методологическая, коммуникативная и др. Виды педагогического прогнозирования.

Моделирование в образовании как построение логических конструктов, схематично отображающих образовательную практику в целом или отдельные ее фрагменты. Виды моделей образования: описательные, функциональные, прогностические. Аспекты моделирования и конструирования в обучении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: