Игровая модель проекта «Дистанция»




Отрядный проект «Дистанция»

 

На протяжении многих веков человечество интересовал вопрос: «Что есть человек, для чего он живет и что в этом мире значит?»

«Я мыслю, следовательно, существую», - утверждал французский философ Рено Декарт, а это значит, что только способность осмысливать мотивы своих поступков и сами поступки, анализиро­вать себя и общество, наличие ценностной сферы отличает человека от животного.

Ценностные системы детей сложны и неоднозначны. Ценности подростков стремятся к равно­весию, развиваются, постоянно проверяются практикой, поэтому педагогу нужно «прислушивать­ся» к миру ценностей ребенка.

Одна из наиболее значимых причин существования проблемы «отцов и детей» кроется в изме­нении процесса передачи духовного опыта. Традиционно его передавали старшие, опытные, зна­ющие - младшим, неопытным, незнающим. Потом произошло дополнение этого процесса другим способом передачи опыта: от сверстников к сверстникам в группе, команде, дворе. Сейчас стал возможным и третий путь: от детей - к взрослым, потому что мы живем в эпоху перемен, а в ней часто ценности родителей не являются ценностями детей, так как «отцы» отстают от требований времени. Потребности детей другие, и взрослым иногда приходится учиться у своих детей, обладающих такими знаниями, которые отсутствуют в жизненном опыте старшего поколения (владение компьютером, иностранными языками, техническими умениями, коммуникативной открытостью, толерантностью). 1

Безусловно, стремление к идеалу присуще каждому человеку, и ребенок находит свой идеал сам. В зависимости от времени, возраста идеалы и кумиры меняются, меняются и сферы их поиска. Особое влияние на формирование ценностных ориентиров человека, а в нашем случае челове­ка особенного - ребенка, имеет та среда, в которой он растет и развивается, эпоха, социально- политическая обстановка, нормы и ценности, воспитываемые семьей и школой. Поэтому изучение ценностной сферы подростка само по себе очень интересно и актуально, особенно в наше время, когда для ребенка нет единого примера для подражания, и проблема выбора идеала остро стоит перед современной молодежью.

Всероссийский детский центр «Орленок» дает уникальную возможность для изучения ценнос­тных ориентиров современных детей и подростков. Благодаря тому, что подростки приезжают сюда из всех регионов России, мы можем получить наглядную картину ценностной ориентации подрастающего поколения страны.

Приобщение детей к культуре своей Родины, рождение ценностей и смыслов гуманитарного характера и осознание растущим человеком своей индивидуальности в условиях детского лагеря происходит, прежде всего, через общение педагога и ребенка. Соприкасаясь с другими людьми, человек не только формирует свои ценности, свое «я», как бы всматриваясь в другого, но и через отношение к себе других людей осознает свою индивидуальность и раскрывает ее.

«Ценности не передаются тем же путем, что и знания, путь их принятия лежит че­рез переживания, эмоциональный опыт, «память сердца». Ценности нельзя понять, ценностям нельзя научить, их можно только прочувствовать, пережить. Только полнота проживания каждого мгновения, способность вдохновляться жизнью, каждым ее днем и событием открывают челове­ку многообразие связей с миром, развивают стремление размышлять о них, смысле жизни и ее ценностях».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

1. изучение ценностной ориентации подростков;

2. корректировка ценностной сферы ребенка.

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: «дистанция» - отрезок жизни, который нужно прожить ярко и достойно.

Игровая модель проекта «Дистанция»

Каждый ребенок во время заезда получает визитную карточку с изображением символа проекта - мальчика, бегущего навстречу солнцу («стремление к поставленной цели»), на которой пишет свое имя.

На визитной карточке обозначены семь кружков, которые каждому ребенку предсто­ит раскрасить в ходе смены в разные цвета, прожив особый (тематический) день и выпол­нив в этот день определенные задания.

Тематика каждого из семи дней определя­ется детьми на сборе планирования, после «огонька», посвященного обсуждению пред­ставлений ребят об общечеловеческих цен­ностях, которые необходимы любому челове­ку для достижения успеха в жизни. Выбира­ются семь ценностей - по мнению ребят, са­мых основных и важных, пониманию и освое­нию которых они хотят посвятить время пре­бывания в лагере.

С учетом личных целей и интересов ребята создают семь творческих групп. Каждая творческая группа разрабатывает план одного из тематических дней, его цветовой символ, основное прави­ло и задание, выбирает время его проведения в основной период смены и становится его органи­затором.

Ребенок, выполнивший правило тематического дня, закрашивает один из кружочков на визит­ной карточке в цвет этого дня (например, желтый цвет - символ дня «Общение»).

По итогам первого тематического дня, когда ребята только учатся сами оценивать свои действия и поступки, вожатые проводят «огонек». Предметом разговора на нем является критерий заполнения кружочков, который определяется как Совесть. Никто не вправе указать человеку на то, что он не мо­жет закрасить кружок, тем самым самостоятельно определив, что выполнил задание и полностью соблюдал правило дня. Таким образом, происходит отказ от привычного для ребенка внешнего оце­нивания и контроля, ребенок учится самооценке и коррекции своих действий и поступков.

Каждый сам преодолевает свои трудности и исправляет ошибки, фиксирует свой успех по итогам конкретного дня, оценивает свой уровень соблюдения и выполнения правил жизни. Но ребята дого­вариваются о следующем: если кружочки на визитной карточке по итогам предыдущих дней закра­шены, а ее обладатель в последующие дни не выполняет или нарушает правила, то любой из ребят отряда может указать ему на такое несоответствие. Если выполнить задание дня ребенку сразу не удается или у него сразу не получается придерживаться конкретного правила, то он может закрасить кружок соответствующим цветом тогда, когда сочтет это нужным, в любой другой день.

Самооценка и закрашивание кружочков на визитных карточках происходят на вечернем анализе дня. Дети, организовавшие дела этого дня для других ребят, получают удостоверение «Мастер».

В ходе смены ребята снимают фильм, посвященный прохождению «Дистанции» (тематических дней), который, отражая реальную жизнь отряда, позволяет проанализировать, сделать переоцен­ку событий, происходивших в смене. Финальное дело смены - «Белая полоса». Это презентация и просмотр фильма, отчет детских творческих групп.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: