Отрядный проект «Дистанция»
На протяжении многих веков человечество интересовал вопрос: «Что есть человек, для чего он живет и что в этом мире значит?»
«Я мыслю, следовательно, существую», - утверждал французский философ Рено Декарт, а это значит, что только способность осмысливать мотивы своих поступков и сами поступки, анализировать себя и общество, наличие ценностной сферы отличает человека от животного.
Ценностные системы детей сложны и неоднозначны. Ценности подростков стремятся к равновесию, развиваются, постоянно проверяются практикой, поэтому педагогу нужно «прислушиваться» к миру ценностей ребенка.
Одна из наиболее значимых причин существования проблемы «отцов и детей» кроется в изменении процесса передачи духовного опыта. Традиционно его передавали старшие, опытные, знающие - младшим, неопытным, незнающим. Потом произошло дополнение этого процесса другим способом передачи опыта: от сверстников к сверстникам в группе, команде, дворе. Сейчас стал возможным и третий путь: от детей - к взрослым, потому что мы живем в эпоху перемен, а в ней часто ценности родителей не являются ценностями детей, так как «отцы» отстают от требований времени. Потребности детей другие, и взрослым иногда приходится учиться у своих детей, обладающих такими знаниями, которые отсутствуют в жизненном опыте старшего поколения (владение компьютером, иностранными языками, техническими умениями, коммуникативной открытостью, толерантностью). 1
Безусловно, стремление к идеалу присуще каждому человеку, и ребенок находит свой идеал сам. В зависимости от времени, возраста идеалы и кумиры меняются, меняются и сферы их поиска. Особое влияние на формирование ценностных ориентиров человека, а в нашем случае человека особенного - ребенка, имеет та среда, в которой он растет и развивается, эпоха, социально- политическая обстановка, нормы и ценности, воспитываемые семьей и школой. Поэтому изучение ценностной сферы подростка само по себе очень интересно и актуально, особенно в наше время, когда для ребенка нет единого примера для подражания, и проблема выбора идеала остро стоит перед современной молодежью.
|
Всероссийский детский центр «Орленок» дает уникальную возможность для изучения ценностных ориентиров современных детей и подростков. Благодаря тому, что подростки приезжают сюда из всех регионов России, мы можем получить наглядную картину ценностной ориентации подрастающего поколения страны.
Приобщение детей к культуре своей Родины, рождение ценностей и смыслов гуманитарного характера и осознание растущим человеком своей индивидуальности в условиях детского лагеря происходит, прежде всего, через общение педагога и ребенка. Соприкасаясь с другими людьми, человек не только формирует свои ценности, свое «я», как бы всматриваясь в другого, но и через отношение к себе других людей осознает свою индивидуальность и раскрывает ее.
«Ценности не передаются тем же путем, что и знания, путь их принятия лежит через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца». Ценности нельзя понять, ценностям нельзя научить, их можно только прочувствовать, пережить. Только полнота проживания каждого мгновения, способность вдохновляться жизнью, каждым ее днем и событием открывают человеку многообразие связей с миром, развивают стремление размышлять о них, смысле жизни и ее ценностях».
|
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
1. изучение ценностной ориентации подростков;
2. корректировка ценностной сферы ребенка.
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: «дистанция» - отрезок жизни, который нужно прожить ярко и достойно.
Игровая модель проекта «Дистанция»
Каждый ребенок во время заезда получает визитную карточку с изображением символа проекта - мальчика, бегущего навстречу солнцу («стремление к поставленной цели»), на которой пишет свое имя.
На визитной карточке обозначены семь кружков, которые каждому ребенку предстоит раскрасить в ходе смены в разные цвета, прожив особый (тематический) день и выполнив в этот день определенные задания.
Тематика каждого из семи дней определяется детьми на сборе планирования, после «огонька», посвященного обсуждению представлений ребят об общечеловеческих ценностях, которые необходимы любому человеку для достижения успеха в жизни. Выбираются семь ценностей - по мнению ребят, самых основных и важных, пониманию и освоению которых они хотят посвятить время пребывания в лагере.
С учетом личных целей и интересов ребята создают семь творческих групп. Каждая творческая группа разрабатывает план одного из тематических дней, его цветовой символ, основное правило и задание, выбирает время его проведения в основной период смены и становится его организатором.
Ребенок, выполнивший правило тематического дня, закрашивает один из кружочков на визитной карточке в цвет этого дня (например, желтый цвет - символ дня «Общение»).
|
По итогам первого тематического дня, когда ребята только учатся сами оценивать свои действия и поступки, вожатые проводят «огонек». Предметом разговора на нем является критерий заполнения кружочков, который определяется как Совесть. Никто не вправе указать человеку на то, что он не может закрасить кружок, тем самым самостоятельно определив, что выполнил задание и полностью соблюдал правило дня. Таким образом, происходит отказ от привычного для ребенка внешнего оценивания и контроля, ребенок учится самооценке и коррекции своих действий и поступков.
Каждый сам преодолевает свои трудности и исправляет ошибки, фиксирует свой успех по итогам конкретного дня, оценивает свой уровень соблюдения и выполнения правил жизни. Но ребята договариваются о следующем: если кружочки на визитной карточке по итогам предыдущих дней закрашены, а ее обладатель в последующие дни не выполняет или нарушает правила, то любой из ребят отряда может указать ему на такое несоответствие. Если выполнить задание дня ребенку сразу не удается или у него сразу не получается придерживаться конкретного правила, то он может закрасить кружок соответствующим цветом тогда, когда сочтет это нужным, в любой другой день.
Самооценка и закрашивание кружочков на визитных карточках происходят на вечернем анализе дня. Дети, организовавшие дела этого дня для других ребят, получают удостоверение «Мастер».
В ходе смены ребята снимают фильм, посвященный прохождению «Дистанции» (тематических дней), который, отражая реальную жизнь отряда, позволяет проанализировать, сделать переоценку событий, происходивших в смене. Финальное дело смены - «Белая полоса». Это презентация и просмотр фильма, отчет детских творческих групп.