Пояснения к основным делам и событиям проекта




Ввод в тематику смены (третий день смены).

День начинается с раннего подъема, весь отряд встречает рассвет. Вожатые дарят ребятам «Легенду о забытом Солнце» (см. материалы).

После встречи солнца вожатые предлагают ребятам походить по пляжу и найти свой камень. Его нужно согреть теплом своих ладоней, а на теплом камешке можно написать или нарисовать самые главные ценности своей жизни. Этот камень становится талисманом на сегодняшний день. Читать вслух и показывать то, что ребята написали или нарисовали, не нужно сразу же. Лучше это сделать на вечернем анализе дня.

Вечером проводится отрядное дело «Социальная реклама жизненных ценностей». «Как часто мы с вами, так же как и люди из легенды, забываем о самом главном в жизни? О родителях, друзь­ях, домашних растениях? Давайте попробуем придумать рекламу того, что для нас является очень ценным и о чем мы подчас забываем». Реклама демонстрируется в виде «роликов», плакатов и т.п. Затем с ребятами обсуждается вопрос: что вы возьмете с собой из сегодняшнего дня - какие цен­ности, какие правила?

Мастерская «Путь к успеху»

Многие из нас ждут, что вот-вот произойдет чудо: счастье возьмет да и нагрянет! Мы ждем, что пролетит Синяя птица, одарит своим пером - и озарится наша жизнь новым светом, и расцветут наши таланты, засверкают новыми гранями наши способности...

Данная мастерская призвана сформировать понимание того, что жизненный успех - не отда­ленная, призрачная цель, не внезапное счастливое стечение обстоятельств, а результат позитив­ного программирования своей жизни, ежедневного, кропотливого труда, умения использовать свой творческий потенциал.

1. Нарисуйте «успех».

Каким вы его себе представляете? Напишите под рисунком слово, которое ассоциируется у вас с понятием «успех». Покажите свои рисунки друг другу. Сделайте общий групповой рисунок. Пос­ле этого рисунки представляются в группах.

2.Вспомните самый удачный, самый счастливый день в своей жизни. День, когда вам здорово везло, когда состоялось событие, которого вы долго ждали. Разделите выданные вам листочки на две половинки. В левой части напишите:

· какие чувства вы испытывали в тот день;

· как относились к себе, к людям, к миру;

· на что были готовы в тот день;

· каким одним словом вы назвали бы себя тогда.

3. К сожалению, в жизни бывают и другие дни, дни горьких поражений, разочарований, обид, когда рушатся планы, когда появляются, казалось бы, неразрешимые проблемы. В правой части листка напишите:

· ваши мысли и чувства того дня;

· кого вы обвиняли в своих обидах;

· от чего или кого остался на душе горький осадок.

 

Поделитесь своими размышлениями с ребятами в группе.

Нам часто кажется, что кто-то или что-то мешает нам быть счастливыми «здесь и сейчас» что на пути к нашему жизненному успеху лежат непреодолимые препятствия, что путь к успеху труден и тернист.

4. Нарисуйте «полосу препятствий».

Что возникает у человека на пути к успеху, мешает ему двигаться легко и свободно, цепляет, ловит, заставляет возвращаться к исходной точке вновь и вновь?

На доске появляются листы участников мастерской, изображающие «успех» и «полосы препятствий».

Нас всегда бросает из крайности в крайность. То нам везет, то не везет. То день ослепительно ярок, то так мрачен, что лучше бы вообще не родиться. То белая полоса в жизни, то черная. А можно ли сделать так, чтобы была только белая полоса, чтобы пролился какой-нибудь дождь небесной благодати и сделал тебя счастливым, перерожденным, чтобы волшебный дождь пролился и на окружающих людей - и стали бы они удачливыми и счастливыми?

5. Как вы думаете, можно ли научить человека быть счастливым? Если бы открылась «Школа жизненного успеха», то:

· какие предметы были бы в расписании (чему учили бы?);

· какие учителя работали бы в этой школе (кто учил бы?);

· какие у них были бы имена, фамилии;

· какие в ней были бы кабинеты;

· в какой цвет были бы окрашены стены, потолки, парты;

· каким был бы выпускник этой школы?

6. Создайте образ выпускника «Школы жизненного успеха».

Покажите жест, взгляд и позу успеха. Как вы думаете, каким должно быть выражение лица вы­пускника этой школы, какому жизненному девизу он следовал?

7. У каждого человека должны быть крылья успеха, несущие его по жизни и помогающие пре­одолевать препятствия.

Как вы думаете, из чего должны быть сотканы эти крылья? Из каких качеств характера, душев­ных свойств человека, характеристик его внутреннего мира?

Заполните конспект, написав на крыльях бабочки качества, которые помогут, с вашей точки зрения, добиться успеха.

Оптимизм, трудолюбие, терпение, вера в свои силы...

8. Прочитайте высказывания (заранее подготовленные ведущим) различных людей о счастье, удаче, успехе. Выберите два-три, которые, как вам кажется, являются наиболее точными в опреде­лении этих понятий. Возьмите их себе на память.

· Врачи утверждают, что все мы, живущие в XXI веке, чуть-чуть больны: дают себя знать стрес­сы, перегрузки... К сожалению, не придумано еще чудодейственное средство, которое мгновенно бы излечивало душу, вмиг делало бы человека счастливым.

Звучит стихотворение Э. Асадова «Аптека счастья».

· Давайте напишем друг другу добрые пожелания-лекарства. Пусть в трудную минуту они по­могут нам, вновь вернут веру, надежду, любовь.

В завершение все участники читают написанные советы, дарят их друг другу.

9. Рефлексия. Что оказалось в сегодняшнем занятии для вас самым ценным?

 

Сбор планирования

Цель: структурное оформление отряда, совместное планирование жизнедеятельности на смену.

Особенности: проводится через небольшой промежуток времени после мастерской «Пуп» к успеху Ход сбора:

1. Коллективное определение тех необходимых жизненных норм и ценностей, которые помога­ют человеку достичь успеха (например, общение, время, здоровье, определенные умения и навы­ки, доверие, любовь, чувство собственного достоинства, неординарность и творчество, знание прав и обязанностей, позитивное отношение к жизни, хорошее настроение).

2. Каждый ребенок получает лист бумаги. В правом верхнем углу необходимо нарисовать свои символ успеха: «То, чего я хочу добиться за смену». В левом нижнем углу - символ, мешающий дос­тижению успеха: «То, чего я боюсь, то, что может помешать мне в достижении успеха». Для того что­бы рисунки детей можно было объединить, в центре необходимо написать качества и умения, кото­рые «Могут помочь мне в достижении успеха». (Особенность данной формы в том, что ребенок не только определяет для себя цели и ценности, но и, прожив по ним смену, может их прочувствовать.)

3. Постановка цели на смену. Обсуждение рисунков (по желанию самих участников).

4. Формирование творческих групп.

Детям предлагается найти людей с похожими интересами и объединиться, чтобы затем предложить варианты реализации собственных целей в отряде, лагере, центре.

Первый тематический день - «ОБЩЕНИЕ» (Желтый цвет)

Задание дня: Постарайся как можно реже говорить «НЕТ» и «НЕ», а также резкие и грубые слова.

Правило: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...»

Задача: научить подростков навыкам конструктивного общения, ознакомить с основными при­емами эффективного взаимодействия.

Особенности: помимо обучения всем приемам и методикам речевого общения, объясняется их необходимость и практическая значимость. В течение всего дня выполняется одно фоновое уп­ражнение и несколько промежуточных: аналитических, обучающих.

Упражнение 1. «Тотальное «ДА». Утром дети получают задание: в течение всего дня следить за своей речью, постараться исключить из речи «конфликтные», грубые слова, слова с приставкой и частицей НЕ, слово «НЕТ».

Упражнение 2. «Комплименты». Участники сидят в кругу, каждый говорит комплимент соседу справа, причем комплимент должен начинаться на первую букву его имени.

Упражнение 3. «Я» - высказывание». Работа ведется по микрогруппам. «Я» -высказывание - один из эффективных способов выражения собственных мыслей. Высказываться можно по темам: факты («Что случилось, что произошло?»), чувства («Что я чувствую в связи с этим?»), мысли («Что я думаю по этому поводу?»), желания («Что я хочу?»), действия («Что я собираюсь с этим делать?»).

Упражнение 4. «Слушать и слышать». Работа в микрогруппах (микрогруппа - пять человек). Распределение ролей: «говорящий» (рассказывает о том, что в течение дня его беспокоило), «слу­шающий и говорящий» (старается выслушать в соответствии с правилами активного слушания, направляя и помогая разрешить проблему), «смотрящий» (следит за мимикой и жестами говоря­щего, слушающих), «только слушающий» (всё слушает с закрытыми глазами, отмечает для себя интонацию обоих), «супервизор» (внимательно следит за всем, что происходит, отмечает наибо­лее яркие моменты).

Упражнение 5. «Лицом к лицу». Все ребята встают в двойной круг, внутренний - спиной друг к другу, и внешний - лицом к внутреннему, образуя, таким образом, пары. «Работать» начинает вне­шний круг. Необходимо, глядя в глаза друг другу, продолжить предложения: «Когда я смотрю на тебя, я вижу...», «Мне кажется, в тебе есть...»,«Мне кажется, в тебе не хватает...»

Помимо приведенных выше упражнений, в течение дня ребята пишут объявления о поиске дру­га с указанием тех качеств и ценностей, которые, на их взгляд, необходимы настоящему другу. Объявления собирает творческая группа, которая внимательно просматривает их и помогает на­значить потенциальным друзьям встречу, т.о., весь отряд собирается вечером на «огоньке».

Вечерний «огонек» «Свеча согласия». Вечер начинается «Сказкой о речке Речь» (см. материал). На обсуждение предлагаются вопросы: Для чего человеку необходимо следить за своей речью? О чем эта сказка? Увидел ли я в ней себя? Какова моя речь сейчас?

Зажигается свечка желтого цвета - символ данного дня. Держа в руках свечу и помня о прави­ле «Тотального «ДА», ребенок отвечает на вопрос: «Почему сегодняшний день - лучший для меня?»

- Свеча - символ дружбы, общения, компромисса... Заканчивается вечер тем, с чего и начи­нался, - комплиментом.

Звучит песня Б. Окуджавы «Пожелание друзьям».

Рефлексия: заполнение анкеты в форме незаконченного предложения.

Второй тематический день - «ВРЕМЯ - ГЕНИЙ» (Фиолетовый цвет)

Задание дня: Задумываешься ли ты, как быстро бежит время, проходит ли оно с пользой для тебя и других?.. Попробуй контролировать свое время так, чтобы ни одна минута не прошла даром.

Правило:

Мы знаем - время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Задача: научить детей ценить и контролировать свое время, тратить его с пользой. Основное упражнение «Учет времени». В течение всего дня отслеживать то, как и на что время тратится, ста­раться найти полезное применение каждой минуте.

Особенности: жизнь отряда идет по планам лагеря и Центра, но свою занятость в «свободное» время планируют дети, исходя из полезности и ценности проводимых дел.

Вечерний «огонек» «Нить времени». Звучит «Легенда о времени» (см. материал). Ребятам предла­гается обсудить вопросы: «Изменилось ли в «Орленке» мое отношение ко времени?», «Можно ли тратить время на отдых и при этом успевать делать что-то полезное?»

У нас с вами общее время - всего несколько дней до конца смены, поэтому очень важно использовать его как можно эффективнее, интереснее и полезнее для всех нас. Протягивается атласная ленточка фиолетового цвета, которая разрезается и дарится каждому ребенку.

Рефлексия: заполнение таблицы «Мое время».

 

Третий тематический день - «ЗДОРОВЬЕ» (Зеленый цвет)

Задание дня: Как часто мы забываем о главной ценности - здоровье. Вспомнить о нем тебе помогут сложности туристической тропы и спортивные игры, которые ты придумаешь вместе с друзьям.

Правило: «Состояние счастья сильно зависит от той заботы, которую мы проявляем по отношению к своему телу». (П.С. Брэгг)

Задача: научить детей ценить свое собственное здоровье и здоровье как широкое понятие. Основное упражнение «Царственная осанка - сиятельная улыбка»: ходить не сутулясь, ровно держать спину, гордо поднять голову и иметь хорошее настроение.

Основным делом этого дня является туристическая тропа, которую разрабатывают сами ребят. Станции, через которые нужно будет пройти, и испытания, которые следует преодолеть, готовит детская творческая группа (здесь есть как стандартные - «паутина», «палатка», ориентирование по компасу, так и испытания на взаимодействие и сплоченность, придуманные самими ребятами).

Дело творческой группы «Мой выбор». Форма - ролевая игра (суд над вредными привычками). Роли распределяются между детьми в самом начале дела с помощью жетонов («Вредные привычки» - 2чел., «Пострадавший», «Судья», «Присяжные заседатели», «Прокурор», «Адвокат», «Свидетели»). Таким образом, каждый ребенок оказывается в активной позиции. Творческая группа следит за ходом дела, корректирует его, но в основе дела - импровизация.

Рефлексия: заполнение «листка здоровья».

Четвертый тематический день - «ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ» (Оранжевый цвет)

Задание: Внимательно прислушайся к себе и найди ответы на вопросы: «От чего зависит твое настроение? От погоды? От поступков друзей? Успехов в каких-либо делах? А может быть, это что-то очень личное, известное только тебе?..»

Правило: «Счастье - это внутреннее СОЛНЫШКО!»

Задача: поддержание положительного эмоционального настроя в течение всего дня. Основное упражнение - «Внутреннее солнышко»: как бы ни было грустно, всегда сохранять в душе ощущение света и тепла, стараясь дарить другу улыбку и приятные слова. Творческая группа проводит разные игры, делает сюрпризы и подарки, стараясь, чтобы всем было весело.

Рефлексия: «Мой портрет в лучах солнца». Детям предлагается ответить на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» с помощью рисунка: на листе - солнце, в центре солнечного круга ребенком пишется имя или рисуется портрет. Затем вдоль лучей записываются все достоинства, которыми на его взгляд, он обладает. Вожатым высказывается пожелание, чтобы лучей было как можно больше.

 

Пятый тематический день - «ДОВЕРИЕ» (Синий цвет)

Задание: Много ли среди твоих знакомых людей, которым ты можешь доверять? А ведь доверять можно даже незнакомым людям, только осторожно, чтобы сохранить внутреннюю гармони. Рядом с тобой много надежных верных людей. В течение дня обрати внимание на степень своего доверия к определенным людям и к себе самому.

Правило:

Давай с тобой поговорим,

Прости, не знаю, как зовут,

Но открывается другим

Все то, что близким берегут.

О. Митяев

Задача: поддержание благоприятной психоэмоциональной атмосферы в отряде, осознание ценности доверия.

Упражнение 1. Рассказывается «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. материал). Детям дается задание нарисовать свое собственное дерево. Обсуждение человеческих качеств, черт характера.

Упражнение 2.«Дублирование». Участникам предлагается разбиться на пары по принципу «Кого меньше знаю». Определение ролей («протогонист» и «дубль»). «Протогонист» рассказывает о своих чувствах и переживаниях на данный момент, «дубль» в наиболее ярких моментах речи останавливает его и пытается угадать чувства «п.» (эмпатическая догадка). Затем роли меняются участники получают обратную связь.

Упражнение 3. «Проблемный круг». Необходимо написать на листе бумаги тридцать различных желаний, даже несбыточных. Желания разбиваются по темам: комфорт, престиж, взаимоотношения. Определяются субличности, выбирается проблема, распределяются роли. Автор, сформулировавший проблему, становится режиссером, остальные участники играют заданные им роли, все вместе пытаются найти способ разрешения проблемы.

Упражнение 4. «Слепой и поводырь» (выполняется под руководством психолога). Группа де­лится на «слепых» и «зрячих». «Слепые» выбирают себе «поводырей», которые на какое-то время несут ответственность за «слепых». «Поводыри» ведут «слепых» в определенном направлении. Задача «слепых» - максимально довериться «поводырям», задача «зрячих» - нести полную ответственность за «слепых». Обязательное условие: безопасная территория для передвижения. Затем происходит смена ролей, обсуждение.

Упражнение 5. «Эмпатическая подстройка». Работа ведется в парах. Участники садятся спиной друг к другу, один «протогонист», другой «дубль». Задача первого - произносить цифры с опреде­ленной интонацией, задача второго - повторить их стой же интонацией. Главное - попытаться прожить и прочувствовать так, как другой человек.

Упражнение 6. «Качели». Участники становятся в два круга, внешний и внутренний, образуют пары. Ребята внутреннего круга закрывают глаза, затем падают на руки стоящим во внешнем круге.

Дело детской творческой группы «Мастерская Доверие». Основная идея (метафора) - вигвам индейцев. Каждый ребенок придумывает себе псевдоним в соответствии с чертами характера, делает по своему желанию «боевую» раскраску. Затем проводится «Конверт откровений», в кото­ром каждый участник старается ответить на предлагаемый вопрос с максимальной искренностью. После этого возможен переход к беседе о ценности человеческих отношений и доверия. Творчес­кая группа дарит участникам подарки - амулеты искренности.

Рефлексия: Составление анаграммы из слова «Доверие».

 

Шестой тематический день - «ЛЮБОВЬ» (Красный цвет)

Задание: Как часто в суете дел и забот мы забываем говорить друг другу «Здравствуй», «Доб­рый день», даже про знакомых и близких иногда забываем... Посмотри вокруг: сколько рядом с то­бой интересных и симпатичных людей! А если попробовать относиться к ним с любовью...

Правило: Все начинается с любви...

Твердят: «В начале было слово...»

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!..

Р. Рождественский

Задача: помочь ребенку осознать важность теплоты человеческих отношений.

Основное упражнение - «Если бы я тебя любил...» Стараться относиться к другим люд ям, даже к незнакомым, так, как если бы это были родные и близкие, давно любимые люди.

«Необычная лекция о любви» (см. материал).

Рефлексия: на «сердечке» написать свою формулу любви.

 

Седьмой тематический день - «ТВОРЧЕСТВО»олубой цвет)

Задание: В жизни мы часто поступаем не в соответствии с собственным мнением, а в зависимости от привычек, стереотипов, поведения других, и очень важно не потерять себя в этой суете. Творите и не бойтесь быть не такими, как все. Попробуй прожить день творчески, нестандартно, «по-своему».

Правило: Я из всех исключение правил,

Мне в удачный экспромт не сложиться.

Мы такие все разные с вами:

Это главное правило жизни.

Это главная в обществе мера –

Я совсем не похож на другого.

Человек бесподобен, и верно,

Что не будет второго такого.

Задача: помочь ребенку осознать свою неповторимость и непохожесть на других.

Упражнение 1. «Необычное приветствие». Нужно необычно, ярко и весело (мимикой, жестами, словами) поприветствовать окружающих. Обсуждение «Сказки об имени» (см. материалы).

Упражнение 2. «Настроение». Детям выдаются бланки с разными фигурами: наклонная ли­ния, угол, полукруг, точка. Необходимо дорисовать каждый рисунок в соответствии с сегодняш­ним настроением. Затем следуют расшифровка теста, обсуждение.

Упражнение 3. «Нестандартное мышление». По кругу передается обыкновенная шариковая ручка, но в руках каждого участника она должна стать каким-либо необычным предметом. С каж­дым кругом темп упражнения ускоряется.

Обсуждение «Сказки о Коряге» (см. материалы ).

В течение дня дети стараются делать какие-то необычные подарки окружающим.

Рефлексия: «Творческий отчет».

Рабочие материалы к программе «Дистанция»

ЛЕГЕНДА О ЗАБЫТОМ СОЛНЦ Е

Когда-то на берегу Черного моря, а может быть, и не Черного, находился город. Главной достопримечательностью его было Солнце.

Солнце в нем было просто необыкновенное, самое доброе и самое ласковое. Здесь жили очень гостеприимные и радушные люди, и поэтому город всегда был полон туристов. Центральная улица - Солнечная была украшена плакатами, в соседних городах с экранов телевизоров, из радиоприемков звучала реклама Солнца…

Туристический бизнес приносил большие деньги, и в городе стало появляться множество казино, баров и ночных клубов.

Жизнь в городе переменилась, изменились и люди. Ночи они проводили в развлечениях, а днем спали, лишь одинокие туристы да дети бродили по опустевшим улицам. Все реже встречались счастливые, улыбающиеся лица. Люди забыли о главной ценности своего города - Солнце, перестало обращать на него внимание.

И тогда небесные силы наслали на город тучи... Началась гроза, пошел сильный дождь... Он барабанил по крышам домов и машин, листьям деревьев, стучался в двери и окна...

Дождь шел ночь, неделю, месяцы, годы...

Город постепенно опустел, все меньше людей посещало когда-то гостеприимные отели и гостиницы, туристический бизнес перестал приносить доход. Люди решили покинуть родной город и искать света и тепла где-нибудь вдали от дома. И лишь дети понимали, что виновата не природа, не сила стихии, а сами люди, забывшие в мелкой суете о главной ценности, которая всех их когда-то объединяла. Рано утром, когда все взрослые еще спали и видели сны о прекрасном будущем в далеких землях, чужих городах, дети собрались на главной площади. Каждый ребенок - от пятилетнего карапуза до семнадцатилетнего юноши - принес с собой небольшой камешек с изображением Солнца. Дети бросили их в небо, и (как это ни удивительно) тучи стали рассеиваться. Может быть, по-тому, что детей было очень много, а может, потому, что у них были очень чистые сердца.

Солнце, уставшее после долгой болезни, сначала робко и несмело стало освещать улицы, площади, согревать землю, а потом всё смелее зашагало по переулкам, заглядывая в каждое окошко, каждую обветшалую мансарду... Солнце набирало силу...

Спавшие до того времени взрослые пробудились от громкого озорного смеха своих детей. Выглянув в окно, они не поверили своим глазам: вернулось их Счастье... I

СКАЗКА О РЕЧКЕ РЕЧЬ

Снилось мне, будто я еще студент и учусь на психолога. Меня отправляют на практику и дают задание: произвести очистку речки Речь, поскольку туда сбрасывают мусор и в ней заводятся многочисленные паразиты. Чья это была Речь - не знаю. Может быть, моя. Ну и натерпелся я там!

Эта речка оказалась необычной. Текла в ней ИНФОРМАЦИЯ, состоящая из слов, словосочеттаний, предложений. Я отправился на речку Речь в одиночестве. На небольшом плоту из нескольких связанных между собой суждений я проплыл от самых истоков Речи до ее устья. Суждения были такие: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». «Если излагать свою мысль ясно, то тебя всегда поймут». «Значит, чтобы тебя понимали, надо ясно мыслить». В начале Речь была очень мутной и неразборчивой, чаще всего встречались отдельные слоги, а длинных предложений не было вовсе. Зато я легко скользил по поверхности и мог любоваться со своего плота живописными берегами, ярким небом, спокойной поверхностью реки.

Чем дальше я продвигался, тем богаче и ярче становилась Речь, все больше информации нес она в своих волнах. Порой мне удавалось найти на лепестках лилий настоящие жемчужины слова-творчества, например такие слова, как: «начаепился», «гладюг» (об утюге) и многие другие. Все чаще появлялись бурунчики вопросов: «почему?», «как?», «откуда?», «зачем?».

Довольно много времени я провел в тихом затончике, разводя и выращивая прекрасные экземпляры вежливых слов-уточек: «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините». Особенно удалось мне многочисленное семейство слов благодарности.

А потом Речь стала еще и внутренней. Это значит, что живые слова встречались теперь не только на поверхности, но и в глубине реки. Особенно замечательны были летающие рыбы - слова, которые могли и жить под водой, и летать над водной гладью. I

Раз я застрял на порогах. Это и неудивительно: встретились пороги препинания. Знаки препинания пробили мой плот и вылезли в суждениях, из которых он состоял, в самых неожиданных местах. И получилось: «Кто - ясно. Мыслит тот? Ясно излагает. Если; излагать свою мысль, ясно-то тебя всегда. Поймут - значит, чтобы тебя... Понимали надо ясно. Мыслить!»

Пришлось мне попотеть, расставляя точки, запятые и тире там, где надо. Лишние пришлось выбросить.

Скоро Речь изменилась: она уже не только могла быть свободным устным потоком (хотя до ус­тья было еще далеко), но и начала приобретать письменную форму, большие участки оказались покрыты толстым слоем льда, на котором были начертаны разные значки. Такие участки мне при­ходилось преодолевать, устанавливая на плоту парус с азбукой и катясь на нем, как на санках. Раз­бирая надписи, я радовался за Речь и иногда исправлял ошибки в словах.

Когда Речь становилась устной, ее течение могло меняться быстро и неожиданно.

Снилось мне, что плыву я, расслабившись, на своем плоту, Речь течет медленно, спокойно - я и вздремнул. Но вдруг разыгралась настоящая речевая буря: поверхность реки закипела; отдельные слова высоко выпрыгивали из воды, а некоторые выражения были такими свирепыми и резкими, что мой плот швыряло из стороны в сторону. В конце концов меня вынесло к Водопаду Брани, где плот не выдержал и раскололся. Обломки суждений, из которых он состоял - «ясно», «мали», «излаг», «пой», «гда» и другие, - были унесены эмоциональными междометиями. Я сам едва не утонул в воронке не­справедливых обвинений. Когда Речь немного успокоилась, я решил подкормить ее и почистить.

Это была долгая и кропотливая работа. По обоим берегам речки было немало Библиотечных водо­хранилищ. Я прорыл каналы, соединив эти водо- (а может быть, слово-?) хранилища с Речью. Какие чуд­ные словесные богатства полились в Речь, сколько новых красивых слов заплескалось в воде, сверкая на солнце золотой чешуей! А я между тем объявил беспощадную войну появившимся в Речи словам-пара­зитам. Эти неприятные создания выскакивали наружу там, где их никто не ждал, и очень засоряли тече­ние Речи. Всплывает, скажем, вполне стройное и симпатичное высказывание, глядь - между его слова­ми нахально втискивается слово-паразит: «Я, это самое, сегодня, так сказать, к вам пришел, чтобы как бы пригласить вас на как бы день рождения». И непонятно - точно ли вас пригласили на день рождения или все это - как бы. Я ловил слова-паразиты сетями и выдергивал их из высказываний.

Мои труды не пропали даром. Скоро Речь стала чистой и прозрачной. Красивые и правильные сло­ва составляли глубокие и точные мысли. Суждения стали богатыми по смыслу и изящными по форме. И значительно реже появлялись в течении реки пороги, на которых бурлили резкие и грубые слова.

Только я собрался с удовольствием поплескаться в речке Речь, как... проснулся! Даже жалко, правда?

СКАЗКА О КОРЯГЕ

Давным-давно на опушке огромного темного леса у широкой полноводной реки жили Бревна. Это были хорошо отесанные Бревна, сваленные в удивительном беспорядке: вперемешку большие и маленькие, короткие и длинные, широкие и узкие. Такая у них была игра: они любили наскакивать друг на друга, переворачиваться, кувыркаться и с шумом вновь раскатываться в разные стороны.

Среди ровных и стройных Бревен выделялась одна странная, неуклюжая Коряга, вызывая сво­им причудливым видом общие насмешки. Никто ее не обтесывал - она была такой, какой уроди­лась здесь, на берегу реки. Она хотела поиграть с Бревнами, но была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим. Все вокруг стали отгонять Корягу, не желая иметь с ней дела, и даже задумывались: не проучить ли ее? Не обломать ли ей все сучки да подровнять задоринки?

Особенно тяжело было Коряге как-то вечером, когда она лежала в одиночестве и до нее до­носились веселые голоса Бревен. А ей было так грустно думать, что никому она не нужна, что она совсем не такая, как остальные. Уставшая от печальных мыслей, от чувства безысходности, она наконец уснула.

А наутро пришел Дровосек. Сначала Бревна перепугались, а потом, когда Дровосек стал подтя­гивать их одно к другому, поняли, что он хочет соорудить плот и отправиться в путешествие. Бревна стали помогать ему и через некоторое время улеглись в один ряд. Но вот беда: не оказалось у Дро­восека ничего, что могло бы скрепить их между собой. Взгляд его случайно упал на Корягу, даже и не мечтавшую оказаться полезной. Дровосек с трудом уложил Корягу поперек всех Бревен плота. Кри­вые сучья, принесшие столько бед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижали их друг к другу и закрепили плот. А на длинный сук, гордо торчавший вверх, Дровосек привязал малень­кий флажок. И плот отправился в далекое путешествие, в новые неизведанные земли.

СКАЗКА О ДЕРЕВЬЯХ-ХАРАКТЕРАХ

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли... Деревья-Характеры. Это были необычайные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.

У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главных ветви и множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера они имели свою, не похожую на других форму, свою особенность.

На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх потому что несла черту Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отнощения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля - такими они были тяжелыми зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь - от корней до кроны - покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками - это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелющиеся по земле.

Деревья-Характеры были так непохожи потому, что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась на Деревья-Характеры: иные вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были среди нихи такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.

Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно, только изучая самого себя и анализируя свои поступки.

СКАЗКА ОБ ИМЕНИ

В давние времена в одном царстве жил-был маленький мальчик. Был он круглым сиротой и бродил по дорогам своей страны, прося милостыню и перебиваясь случайными заработками. Он совсем не помнил своих родителей и даже имени своего не знал. Закрепилась за ним кличка Оборвыш.

Однажды ночевал он в лесу у костерка. Только собрался съесть краюху хлеба, поданную ему днем сердобольным землепашцем, как вышел высокий седой старик с большим посохом.

- Нельзя ли передохнуть у твоего костра? - спросил старик.

- Пожалуйста, дедушка! У меня и хлебушко есть. Угощайтесь!

Поел старик хлеба и взглянул на мальчика темными глазами, да так, что стало тому жутковато.

- Спасибо тебе, Оборвыш. Доброе у тебя сердце. И еще многое есть в тебе, о чем ты сам не ведаешь.

- Откуда вы знаете мое имя? - удивился мальчик.

- Это не имя твое, а прозвище. Но мне и настоящее твое имя известно, - сказал старик. – Но не пришло еще время назвать его.

- Кто вы? - со страхом спросил мальчик.

- Я волшебник. А имя свое пока не назову. Я знаю, что течет и в тебе кровь колдунов и волшебников. Если хочешь, я возьму тебя в ученики.

Так стал Оборвыш учеником старого волшебника. Главное искусство, которому тот обучал его, - это умение раскрывать Тайну Имени. Много на земле народов и языков, и на каждом языке одна и та же вещь называется по-разному. Мальчику открылось, что все вещи в мире, и все люди и все животные на земле имеют настоящие, тайные, имена.

Тот, кто сумеет узнать подлинное имя предмета или человека, получает полную власть над ним.

- Любым человеком сможет управлять волшебник, знающий его настоящее имя, - рассказывал мальчику старик. - Но только тогда, когда тот сам не ведает подлинного своего имени, отзывается на кличку или прозвище. Нельзя в таком случае волшебнику произносить вслух подлини имя человека.

- А что тогда будет?

- Если оно становится известно его носителю, то он обретает власть над самим собой и познает самого себя. И тогда уже никто не сможет управлять им, как игрушкой.

- Как же узнать человеку свое настоящее имя? Все это могут?

- Могут-то все, да не все хотят. Потому что совсем не просто стать хозяином самому себе. Да и путь постижения своего имени бывает долгим и трудным.

- А я? Смогу ли я узнать свое подлинное имя?

- Ты узнаешь его, когда придет время. Но прежде я научу тебя определять настоящие имена других людей, животных и вещей.

- Разве это легче, чем узнать свое имя?

- Иногда легче.

Старый колдун десять лет развивал в мальчике умение определять подлинные имена вещей и людей. Оборвыш оказался очень способным учеником. Он мог, например, мысленно обратиться по имени к яблоне - и она протягивала к нему ветки, увешанные плодами. Он произносил в уме на­стоящее название топора - и тот, подчиняясь приказу, начинал колоть дрова.

Однажды спросил его старый волшебник:

- Скажи, каково мое настоящее имя?

Пожал плечами сначала Оборвыш, но потом вдруг прошептал имя волшебника. Тихо прозвуча­ло имя, но при этом шепоте произошел обвал в горах и вышла река из берегов.

- Вот теперь и закончилось твое учение, - сказал старик. - Ты можешь все то, что умею я сам. Иди в мир. Используй свое искусство, но делай это только во благо людям. А мне осталось жить совсем немного...

- А как же мое подлинное имя, учитель? - воскликнул юноша. - Ты не скажешь его мне?

- Уже очень скоро ты сам узнаешь его. Прислушайся к себе.

И действительно, с некоторых пор юный волшебник испытывал ощущение, будто внутри у него горит маленький огонек, освещающий его собственные мысли и переживания. Этот огонек позво­лял ему как бы насквозь видеть предметы, окружающие его, и чувствовать удивительную, стран­ную связь между ними и собой.

Простился Оборвыш со своим учителем и отправился странствовать по свету. Однажды в пус­тыне встретился ему разъяренный лев, готовый разорвать человека на части. Но посмотрел на него ласково молодой волшебник, мысленно назвал его по им



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: