Учебно-методический комплекс
Составили: Диденко Анастасия
Петерсон Алена
Шкондина Александра
Пособия для педагогов:
1) ЛизинскийВ.М. О методической работе в школе
2) Новиков А. М. Основания педагогики/ Пособие для авторов учебников и преподавателей. – М.: Издательство «Эгвес», 2010. – 208 с.
3) Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной Деятельности). – М.: «Эгвес», 2004. – 120 с.
4) Агаларова П.И. К вопросу формирования экологической культуры молодого поколения. / П. И. Агаларова // Высшее образование сегодня. - Москва, 2008. № 6. - С. 42- 46. (0,5 п. л.).
5) Батаева Е.В. Социальные акции и интеракции в виртуальных сообществах Социологический журнал. 2011. №3.
6) Биткова О. В. Инновации в воспитательной работе с учащимися (социальный проект как возможность использовать РК во внеурочной работе)
7) Числова А.С. Педагогический сценарий - как усиление обучающего и воспитывающего эффекта мультимедийных программ
8) Винниченко Н. Л., Обухов В. В. Социальный проект как механизм сетевого взаимодействия в реализации программы воспитания и социализации школьников// Вестник ТГПУ. 2012. №8.
9) Вязанкова В.В. Электронные учебно-методические комплексы по общепрофессиональным дисциплинам/ В.В. Вязанкова // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 3. – С. 116-118
10) Лутовина Е. Е. Экологическое воспитание как часть культуры безопасности учащихся в общеобразовательных учреждениях.
11) Марков Ю.Е. Кризис человека как отражение глобальных проблем человечества.
12) Туфанова Ю.В. Лингвистическая вежливость как способ сохранения баланса интересов коммуникантов в речевой ситуации извинения
13) Чернухин О.А. Экологическое воспитание школьников в условиях реализации образовательных стандартов второго поколения. Учебно - методическое пособие. – Новосибирск, 2012. – 80 с.
|
Пособия для родителей:
1) Юревич А.В., Ушаков Д.В. Нравственность в современной России [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 1(3).
Вопросы для опроса родителей:
· Какие проблемы Вашего ребенка и его сверстников Вы можете назвать?
· Какие проблемы есть у Вас с Вашим ребенком?
· В каких общественно значимых делах, по Вашему мнению, могут и должны участвовать дети возраста Вашего ребёнка? А конкретно Ваш ребенок?
· Что, по-Вашему мнению, может и должна делать для воспитания детей - для организации их жизни во внеурочное время
- школа
- район
- город
· Как лично Вы готовы принять участие в организации жизни Вашего ребенка во второй половине дня, в том числе совместно со школой? На каких условиях (на общественных началах, прийти работать на условиях частичной занятости, как-то еще?)
Пособия по индивидуальному сопровождению развития ребенка:
1. Котькова, Г. Е. Педагогическое сопровождение как технология личностного развития ребенка / Г. Е. Котькова // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. – Орел, 2011. – № 4 (42). – С. 270–277 (0,75 п.л.).
2. Котькова, Г. Е. Организационно-педагогические факторы построения модели сопровождения / Г. Е. Котькова // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2009. – Вып. 8(76). – С. 291–297. (0,87 п.л.).
3. Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. – Красноярск, 2007.
|
Методики по индивидуальному сопровождению развития ребенка:
1. Методика «Мой плакат»
Назначение методики «Мой плакат» – помочь педагогу больше узнать о детях, которых он предполагает объединить в сообщество, а будущим членам сообщества больше узнать друг о друге.
Предложите каждому школьнику подготовить плакат о себе. Такой плакат он может оформить в одиночку или привлечь к этому своих друзей, родителей. Целесообразно задать одинаковый для всех формат и общее содержание плаката, хотя это необязательно. Подготовка плакатов – хороший повод к взаимодействию будущих членов сообщества. Представление плакатов можно провести на одной из первых встреч членов сообщества, потом составить из них альбом «Портрет сообщества». Рекомендуется педагогу и другим взрослым членам сообщества также подготовить плакаты о себе.
Содержание плаката может придумать педагог вместе с творческой группой детей или воспользоваться вариантами приведенными в этой книге.
Вариант 1.
Я - САМЫЙ-САМЫЙ
Я не похож на других
Меня зовут___________________________, мне ____лет
Мой вес _________кг, мой рост________м______см
Мой любимый цвет__________________________________
Чем люблю заниматься нарисуйте или приклейте картинку |
Так я выгляжу, когда счастлив нарисуйте свой портрет |
Вот некоторые из моих друзей нарисуйте своих друзей или приклейте фотографию | Вот моя семья нарисуйте или приклейте картинку |
Вот мое любимое место нарисуйте или приклейте картинку | Если у меня было одно желание, я бы загадал, чтобы нарисуйте, что бы вы загадали |
|
Вариант 2.
МОЯ УНИКАЛЬНОСТЬ
Запишите своё имя по вертикали и “расшифруйте” его. Например: С- покойный А -ктивный Ш -аловливый А -зартный | МОИ ЛЮБИМЫЕ } Вид спорта__________________ Музыка_____________________ Любимое занятие____________ Место______________________ |
* Нарисуйте картинку или напишите слова, которые описывают вашу внешность |
Мое самое любимое воспоминание) Нарисуйте или опишите | +Если бы мне нужно было загадать желание, то я бы хотел..... Запишите свое желание здесь или изобразите его рисунком |
2. Методика «Незаконченные предложения»
Методика «Незаконченные предложения» предполагает, что педагог просит школьников продолжить начало того или иного высказывания. Она имеет ряд преимуществ по сравнению с анкетным способом. Она рассчитана на получение первой, самой естественной реакции. Поскольку задаётся начало ответа, у школьника создаётся более сильный настрой к его продолжению, психологически облегчается поставленная перед ним задача. Происходит большая эмоциональная включённость в задание. Изложенные опрашиваемым суждения носят более свободный и разнообразный характер. Кроме того, эта методика позволяет затронуть аспекты и ситуации, которые в форме вопроса звучат надуманно и излишне серьёзно. Однако педагогу следует учитывать, что полученную таким способом информацию труднее обрабатывать.
Незаконченные предложения
для получения информации по блоку
«Моя личностная направленность»
Главный смысл жизни для меня заключается в______________________
________________________________________________________________
Для меня наиболее значимым в этом мире является__________________
Самый значимый для меня в этом мире человек______________________
Я хочу добиться в жизни_________________________________________, потому что ____________________________________________________
Самое привлекательное для меня в жизни __________________________, потому что __________________________________________________
В этой жизни я постоянно стремлюсь к ____________________________, потому что __________________________________________________
Я – это ______________________________________________________
Я ощущаю себя в жизни________________________________________
В себе я больше всего ценю_____________________________________
Самосозиданием заниматься я___________________________________
Больше всего я переживаю за______________________________________
В жизни меня интересует_________________________________________
Мои увлечения – это_____________________________________________
Учеба в школе для меня _______________________________________
3. Методика «Личная тетрадь»
Педагог предлагает школьникам вести личную тетрадь, название которой даст каждый из них сам. Личная тетрадь – это «особая секретная документация», обращаться к которой взрослый может только с согласия ребёнка. Конфиденциальность информации «о себе» можно предложить школьнику подчеркнуть особым знаком – эмблемой, заменяющей фамилию, но не скрывающую автора тетради.
Наряду с тем, что ребёнок пишет о себе, о перипетиях своей жизни, своих размышлениях и переживаниях в тетради по собственной инициативе, педагог просит его выполнить различные задания, способствующие самопознанию школьника и раскрытию его опыта созидательной жизни. Это могут быть сочинения, например, на такие темы, как: "Способен ли я удивляться?", "Мое отношение к твоpчеству", "Pешительный ли я человек?", "Часто ли я сомневаюсь?", "Пpоблема, котоpая больше всего меня волнует" и дp. Сpеди заданий-вопpосов могут быть такие: "Как бы ты повел себя в следующей ситуации /дается пpимеp/?", "Насколько успешно ты способен оpганизовать свой день? Пpонаблюдай за собой в течение недели," "С какими людьми тебе больше всего нpавится общаться? Напиши об одном из них", "Насколько ты самокpитичен? Дай оценку своего поведения в ситуации (на выбоp или по указанию педагога)" и дp. В личной тетради ребёнок может вести «Карту освоения школьником опыта созидательной жизни».1 Важно, чтобы предлагаемые воспитанникам задания были интересны и по форме выполнения, и по содержанию – открывали глаза на важные стороны окружающей действительности, своей личности, на ёё место в жизни.
4. Методика «Почта доверия»
Суть методики «Почта доверия» в том, что между педагогом и школьником организуется переписка. Главное условие переписки – сохранение её «тайны».
Ребёнок по своему желанию имеет возможность написать педагогу письмо и получить на него ответ. В письме школьник может написать о том, что его волнует, поделиться своими впечатлениями о прошедшем событии, высказать свою позицию по разным жизненным ситуациям, обрисовать стоящую перед ним проблему, попросить совет как поступить или поддержку в решении проблемы, задать интересующий его вопрос. При этом, подписывая письмо, он может назвать себя или использовать свой особый знак эмблему. Педагогу в день получения письма (или нескольких писем) рекомендуется сказать его отправителю об ориентировочных сроках ответа на него. Или эти сроки должны быть установлены в начале использования методики.
Педагог и школьники сами определяют, как лучше организовать работу «почты доверия»: смастерить ли для этого «почтовый ящик» и выбрать «почтальона»; передавать ли письма непосредственно из рук в руки или придумать ещё какие-то варианты.
5. Методика «Значимые проблемы»
Методика «Значимые проблемы» предназначена для выявления педагогом волнующих школьников личных и общественных проблемах. Такую информацию педагог получает из двух источников: от самих детей и их родителей.
Школьнику педагог предлагает заполнить таблицу «Есть проблема!» Она позволяет получить информацию о содержании проблем; о том, знает ли ребёнок, как решить конкретную проблему; может ли сделать это сам; какую помощь и от кого хотел бы получить.
Родителям можно предложить в письменной или устной форме ответить на вопросы, позволяющие расширить, уточнить информацию, полученную от детей, а также выявить, как они сами готовы участвовать в решении проблем, волнующих их детей.
«Есть проблема!»
(таблица для школьника)
Часть первая «Личные проблемы»
Какие твои личные проблемы волнуют тебя больше всего? | Знаешь ли ты как эту проблему решить (да- нет) | Можешь ли ты решить проблему самостоя-тельно (да-нет) | Какую помощь ты хотел бы получить в решении названных проблем? | Кто мог бы помочь тебе в решении названных проблем? |
В учебе 1. 2. … | ||||
За пределами школы (дома, в кружке, на улице и т.д.) 1. 2. … | ||||
Во взаимоотношениях с ребятами (сверстниками, старшими, младшими ребятами) 1. 2. … | ||||
Во взаимоотношениях с учителями 1. 2. … | ||||
Во взаимоотношениях с родителями 1. 2. … | ||||
Во взаимоотношениях с другими взрослыми (с кем) 1. 2. … | ||||
Какие еще? 1.. 2. |
Методики по работе с детским коллективом:
1. Социометрия
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
Социометрическая процедура.
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.
Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.
С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.
Примеры вопросов для изучения деловых отношений
1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?
3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?
Примеры вопросов для изученным личных отношений
1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?
2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?
3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?
Социометрическая карточка
№ | Тип | Критерии | Выборы | |||
Работа | а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром? б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром? | |||||
Досуг | а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года? б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года? |
Обработка результатов
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.
Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.
По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.
Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта.
Социограмма. Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:
позитивный односторонний выбор,
<——> позитивный обоюдный выбор,
------> негативный односторонний выбор,
<------> негативный обоюдный выбор.
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
2. Прежде чем приниматься за объединение школьников в сообщество детей и взрослых…
Прежде чем приниматься за объединение школьников в сообщество детей и взрослых, продумайте, что за сообщество детей и взрослых Вы будете организовывать. Чтобы понять это, сначала педагогу полезно ответить для себя примерно на такие вопросы.
Вокруг каких ценностей и идей я как педагог могу объединить вокруг себя детей и взрослых?
Какие значимые для себя личные и общественные проблемы участники сообщества смогут решать вместе? Какие условия для этого будут созданы, с помощью какого педагогического инструментария?
Чем будут заниматься школьники? Содержание их деятельности будет разносторонним или связанным с каким-то одним ведущим интересом - исследовательская деятельность, общественно-полезная работа, занятия спортом, хореографией, собаководством и т.д.?
Предполагаю ли я вовлекать родителей детей в жизнь сообщества? Как?
Кого еще из взрослых постараюсь привлекать к жизни сообщества? В чем вероятнее всего будет заключаться вклад в обогащение опыта созидательной жизни сообщества?
Где территориально будет базироваться сообщество? Будет ли ли у него свой "угол", "дом" - помещение, где можно собираться?
Какие средства будут необходимы для реализации программы жизнедеятельности сообщества? Откуда они будут поступать?
С чего я начну практическую деятельность по созданию сообщества детей и взрослых?
Как эта деятельность может развиваться в перспективе?
Необходимо ли мне повышать свою профессиональную квалификацию для того, чтобы быть успешным педагогом-лидером сообщества детей и взрослых? Где?
Нужна ли мне методическая помощь в обеспечении жизнедеятельности сообщества? Если да, то где я ее буду получать?
Буду ли я взаимодействовать со своими коллегами? Если да, то с кем и как?
3. Методика «Значимые проблемы»
Методика «Значимые проблемы» предназначена для выявления педагогом волнующих школьников личных и общественных проблемах. Такую информацию педагог получает из двух источников: от самих детей и их родителей.
Школьнику педагог предлагает заполнить таблицу «Есть проблема!» Она позволяет получить информацию о содержании проблем; о том, знает ли ребёнок, как решить конкретную проблему; может ли сделать это сам; какую помощь и от кого хотел бы получить.
Родителям можно предложить в письменной или устной форме ответить на вопросы, позволяющие расширить, уточнить информацию, полученную от детей, а также выявить, как они сами готовы участвовать в решении проблем, волнующих их детей.
Часть вторая «Общественные проблемы»
Какие проблемы ты видишь в жизни? | Хотел бы ты принять участие в решении названных проблем (да- нет) | В чем может заключаться участие твое личное и других ребят в решении названных проблем? |
Своего класса 1. 2. … | ||
Нашей школы 1. 2. … | ||
Нашего города 1. 2. … |
4. Методика «Открытый разговор»
Методика «Открытый разговор» позволяет глубже понять взгляды школьника как на «вселенские», так и на его собственные проблемы, проблемы общественного характера. Особенность методики в том, что педагог выступает в этом случае равноправным собеседником, который наряду с ребёнком высказывает то, что он думает по обсуждаемому вопросу. При этом педагог не навязывает своё мнение, а в случае расхождения позиций отстаивает свою точку зрения. Он не забывает о том, что и ребёнок имеет такое же право на защиту собственного мнения, как и взрослый.
Разговор называется «открытым» не случайно. Он «открытый», потому что в нём могут принять участие те, кто изъявит желание: школьники, другие педагоги, родители детей. Он «открытый», потому что это откровенный, доверительный разговор, может быть, иногда даже нелицеприятный для кого-то из его участников. Он «открытый», потому что он чаще всего не завершается каким-то строгим решением: его задача – поставить проблему, начать думать над ней, открыть её новое понимание. Он «открытый», потому что к нему в будущем всегда можно вернуться.
Инициатором разговора может быть любой член сообщества детей и взрослых. Разговор может возникнуть незапланированно, но лучше, если время, тема разговора будут определены заранее. Это выбирают его участники. Рекомендуется продумать, как создать благоприятную психологическую обстановку во время разговора. На практике апробированы такие приёмы, как: разговор «в кругу», при свечах, на фоне тихой задушевной музыки и др.
При использовании методики «Открытый разговор» педагогу стоит учитывать советы психологов о проведении беседы со школьниками, которые достаточно освещены в специальной психолого-педагогической литературе.